Конспект урока
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок по повести Льва Николаевича Толстого "Кавказский пленник" может использоваться как урок обобщения и урок подготовки к сочинению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока литературы по повести Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 5 классе
Cравнительная характеристика героев.
( по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». )
Цели урока:
Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по системе образов рассказа.
Личностные: воспитание общечеловеческих ценностей; воспитание духовно-нравственных качеств личности, умение сострадать; с честью выходить из трудных ситуаций, обучение культуре речевого общения и этикету; умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.
Метапредметные:
- Регулятивные: целеполагание; самостоятельная исследовательская и творческая деятельность; развитие навыка анализа художественного произведения; развитие логического мышления; контроль в форме сличения результата с заданным эталоном, коррекция.
- Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации из текста; умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;
Универсальные логические действия: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
- Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем; умение работать в группе со сверстниками; сотрудничество в поиске и сборе информации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Ход урока
- Оргмомент
- Беседа.
- Мы начнем с вами с названия произведения. "Кавказский пленник"( слайд № 1)
- Что такое КАВКАЗ?
(территория между Черным, Азовским и Каспийским морями, горы( слайд № 2, 3).
- Расскажите о значении Кавказа в жизни писателя.
(участие в военных делах на Кавказе. Автобиографические сведения: преследование чеченцами, чуть не взяли в плен). Почти три года писатель прожил в казачьей станице и участвуя в военных действиях.
- О чем рассказывается в произведении?
(Кавказская война 1817-1864, война российской империи с горскими народами Северного Кавказа. (слайд № 4)
- А теперь давайте узнаем, какие чувства вызывал Кавказ у Льва Толстого. Кавказская природа и простота казачьей жизни поразили Толстого, дали материал для повести "Казаки". Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода". (слайд № 5)
- Именно эта тема и звучит в названии
"Кавказский пленник" = свобода (простор, красота Кавказа) и война (плен) (слайд № 6).
3. Вызов.
- А теперь мы посмотрим отрывок из художественного фильма, снятого по рассказу «Кавказский пленник»
(Эпизод: Жилин и Костылин: Жилин копает подкоп, а Костылин сидит. Во время побега Костылин отстает и не может идти, Жилин помогает ему, несет его, но не бросает, говоря, что друзей не бросают.)
- Кто изображен?
(Это Жилин и Костылин - главные герои рассказа.
- Значит, о ком мы будем говорить сегодня на уроке?
(мы сегодня на уроке поговорим об этих героях).
- Запишите число и тему : Жилин и Костылин - главные герои рассказа (слайд № 7)
- Осмысление
- Викторина «Угадай героя»
- Но в рассказе кроме главных героев есть еще и другие. Проведем викторину «Угадай героя». Вы должны догадаться, кто это. (слайд № 8)
- «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт» (Костылин)
- «Хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина» (Жилин)
- «Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет 13. Одета в длинную рубаху, синюю, с широкими рукавами и без пояса. Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая» (Дина)
- «Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано, лицо сморщенное и красное, как кирпич. Нос крючком, как у ястреба, глаза серые, злые и зубов нет, только два клыка, идёт, как волк озирается…» (Хаджи)
- «Прощай, век тебя помнить буду. Спасибо, умница. Кто тебе без меня кукол делать будет?...» (Жилин)
- Работа в группах. (Класс разделен на 2 группы: 1 группа характеризует Жилина, а 2 группа Костылина.)
- Каждая группа должна дать характеристику герою по плану.
План: (слайд № 9)
- Описание внешности.
2.Военное звание.
3.Занятия в плену.
4. Как готовились к побегу.
5.Поведение во время побегов.
6.Финал.
7. Значение фамилии.
- Выступление групп.
- Заполнение диаграммы в тетради ( слайд № 10)
Различие
- Рассмотрение таблиц – Поведение героев в плену (слайд № 11), поведение во время побега ( слайд № 12), значение имен – (слайд № 13)
- - Что можно сказать о героях? Какие они? Какой знак можно поставить между ними?
(Они разные, противоположные).
- Это противопоставление в литературе называется АНТИТЕЗА - контраст, резкое противопоставление. (слайд № 14)
- Распределите слова-характеристики по героям: Жилин или Костылин.
( мать, Дина, благородство, забота, равнодушие, доброта, любовь, дружелюбие предательство, выносливость, мастерство, лень, сила духа, эгоизм, сострадание неуважение, слабость, твердость характера, товарищество).
- – Какой вывод можно сделать о героях?
(ответы учащихся)
9. - Подведите итоги урока.
- О чем это произведение?
- Чему учит рассказ?
- Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?
(Л. Н. Толстой размышляет о нравственных проблемах в жизни человека: товарищество, доброта и отзывчивость, верность, дружба, храбрость и стойкость. Он поддерживает Жилина и его силу духа, стойкость, выносливость и настоящую дружбу, так как он не бросил Костылина, хотя тот постоянно был ему обузой. Без него он бы убежал.
- Рефлексия
1. Синквейн- пятистишие Жилин или Костылин.
1 строка – 1 слово
2 строка – 2 прилагательных, характеризующие героя.
3 строка – 3 глагола
4 строка – 1 предложение, высказывание о герое.
5 строка – 1 обобщающее слово как вывод, заключение
2.ТЕСТ по содержанию рассказа – Ответьте ДА или НЕТ
1. События происходили весной. (- лето)
2. Жилин был невелик ростом, да удал. (+)
3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его бросил. (+)
4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 1000 рублей. (- 3 тысячи)
5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать. (+)
6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа. (-)
7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком. (+)
8. Во второй раз Жилин бежал один. (+)
9. Во время побега ему помогла Дина. (+)
10. После побега Жилин в отпуск не поехал. (+)
Оценивание:
- нет ошибок - "5"; 1-3 ошибки - "4"; 4-5 ошибки - "3".
- Д/з – ответить на вопросы после рассказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....