Конспект урока
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Урок по повести Льва Николаевича Толстого "Кавказский пленник" может использоваться как урок обобщения и урок подготовки к сочинению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 5 классе

Cравнительная характеристика героев.

( по рассказу Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник». )

      Цели урока:

     Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по системе образов рассказа.

      Личностные: воспитание общечеловеческих ценностей; воспитание духовно-нравственных качеств личности, умение сострадать; с честью выходить из трудных ситуаций, обучение культуре речевого общения и этикету; умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.

       Метапредметные:

 - Регулятивные: целеполагание;  самостоятельная исследовательская и творческая деятельность; развитие навыка анализа художественного произведения; развитие логического мышления;  контроль в форме сличения результата с заданным эталоном, коррекция.

 - Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации из текста; умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение подробно, сжато, выборочно  передавать содержание текста;

    Универсальные логические действия: анализ, синтез, выбор оснований  и критериев для сравнения, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

- Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем; умение работать в группе  со сверстниками; сотрудничество в поиске и сборе информации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; участвовать в коллективном обсуждении проблем;  

Ход урока

  1. Оргмомент

  1. Беседа.

 - Мы начнем с вами с  названия произведения. "Кавказский пленник"( слайд № 1)

      - Что такое КАВКАЗ?  

          (территория между Черным, Азовским и Каспийским морями, горы( слайд № 2, 3).

      - Расскажите о значении Кавказа в жизни писателя.

(участие в военных делах на Кавказе. Автобиографические сведения: преследование чеченцами, чуть не взяли в плен). Почти три года писатель прожил в казачьей станице и участвуя в военных действиях.

 - О чем рассказывается в произведении?

     (Кавказская война 1817-1864, война российской империи с горскими народами Северного Кавказа. (слайд № 4)

    - А теперь давайте узнаем, какие чувства вызывал Кавказ у Льва Толстого.  Кавказская природа и простота казачьей жизни  поразили Толстого, дали материал для повести "Казаки". Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода". (слайд № 5)

     - Именно эта тема и звучит в названии

         "Кавказский пленник" = свобода (простор, красота Кавказа) и война (плен) (слайд № 6).

3. Вызов.

 - А теперь мы посмотрим отрывок из художественного фильма, снятого по рассказу «Кавказский пленник»

               (Эпизод: Жилин и Костылин: Жилин копает подкоп, а Костылин сидит. Во время побега Костылин отстает и не может идти, Жилин помогает ему, несет его, но не бросает, говоря, что друзей не бросают.)

 - Кто изображен?

(Это Жилин и Костылин - главные герои рассказа.

 - Значит, о ком мы будем говорить сегодня на уроке?

(мы сегодня на уроке поговорим об этих героях).

 -  Запишите число и тему : Жилин и Костылин  - главные герои рассказа (слайд № 7)

  1. Осмысление
  1. Викторина «Угадай героя»

 - Но в рассказе кроме главных героев есть еще и другие. Проведем викторину «Угадай героя». Вы должны догадаться, кто это. (слайд № 8)

  1. «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт» (Костылин)
  2. «Хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина» (Жилин)
  3. «Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет 13. Одета в длинную рубаху, синюю, с широкими рукавами и без пояса. Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая» (Дина)
  4. «Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано, лицо сморщенное и красное, как кирпич. Нос крючком, как у ястреба, глаза серые, злые и зубов нет, только два клыка, идёт, как волк озирается…» (Хаджи)
  5. «Прощай, век тебя помнить буду. Спасибо, умница. Кто тебе без меня кукол делать будет?...» (Жилин)

  1. Работа в группах. (Класс разделен на 2 группы: 1 группа характеризует Жилина, а 2 группа Костылина.)

 - Каждая группа должна дать характеристику герою по плану.

                             План:   (слайд № 9)

  1. Описание внешности.

     2.Военное звание.

     3.Занятия в плену.

     4. Как готовились к побегу.

     5.Поведение во время побегов.

     6.Финал.

     7. Значение фамилии.

  1. Выступление групп.
  2. Заполнение диаграммы в тетради ( слайд № 10)

                   Различие    

  1. Рассмотрение таблиц – Поведение героев в плену (слайд № 11), поведение во время побега ( слайд № 12), значение имен – (слайд № 13)

  1. - Что можно сказать о героях? Какие они? Какой знак можно поставить между ними?        

                          (Они разные, противоположные).

  - Это противопоставление в литературе называется АНТИТЕЗА  - контраст, резкое противопоставление. (слайд № 14)

  1. Распределите слова-характеристики по героям: Жилин или Костылин.

( мать, Дина, благородство, забота, равнодушие, доброта, любовь, дружелюбие            предательство, выносливость, мастерство, лень, сила духа, эгоизм, сострадание           неуважение, слабость, твердость характера, товарищество).

  1. – Какой вывод можно сделать о героях?

                                           (ответы учащихся)

9.  - Подведите итоги урока.  

                                       - О чем это произведение?

                                      - Чему учит рассказ?

                         - Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?

(Л. Н. Толстой размышляет о нравственных проблемах в жизни человека: товарищество, доброта и отзывчивость, верность, дружба, храбрость и стойкость. Он поддерживает Жилина и его силу духа, стойкость, выносливость и настоящую дружбу, так как он не бросил Костылина, хотя тот постоянно был ему обузой. Без него он бы убежал.

  1. Рефлексия

1. Синквейн- пятистишие  Жилин или Костылин.

1 строка  – 1 слово

2 строка – 2 прилагательных, характеризующие героя.

3 строка – 3 глагола

4 строка – 1 предложение, высказывание о герое.

5 строка – 1 обобщающее слово как вывод, заключение

            2.ТЕСТ по содержанию рассказа – Ответьте ДА или НЕТ

1. События происходили весной. (- лето)

2. Жилин был невелик ростом, да удал. (+)

3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его бросил. (+)

4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 1000 рублей. (- 3 тысячи)

5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать. (+)

6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа. (-)

7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком. (+)

8. Во второй раз Жилин бежал один. (+)

9. Во время побега ему помогла Дина. (+)

10. После побега Жилин  в отпуск не поехал. (+)

                                     Оценивание:

  • нет ошибок - "5";      1-3 ошибки - "4";           4-5 ошибки - "3".

  1. Д/з – ответить на вопросы после рассказа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...