Конспект урока
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Вдовина Екатерина Васильевна

А.П. Платонов. «Неизвестный цветок». Образы-символы в сказке-притче.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_literature_platonov_6_kl.docx162.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе

Класс 6

Тема урока: А.П. Платонов. «Неизвестный цветок». Образы-символы в сказке-притче.

Тип урока: изучение нового материала

Дата проведения урока: 15.02.2018

 Цель урока:

Сформировать представление о сказке – были А.П.  Платонова «Неизвестный цветок», сделать акцент на образно – символической системе;

Задачи урока

Обучающие:

- познакомить учащихся с фактами биографии А.П. Платонова;

- познакомить учащихся с историей создания произведения «Неизвестный цветок»;

Воспитательные:

- формировать культуру слушания ответа одноклассников;

-формировать у учащихся умение формулировать полный ответ по предмету;

Развивающие:

-развивать умения анализировать свой устный ответ и  ответ по предмету одноклассников;

- развить интерес к предмету;

Развивать умение формулировать и аргументировать свою точку зрения;

Перечень оборудования:

Список литературы: Учебник по литературе за 6 класс В.Я Коровина.

Портрет А.П.Платонова obrazovaka.rualpha/p/platonov-andrej-platonov…

Поурочные планы https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/01/14/urok-zaveshchanie.docx

Иллюстрация http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=uniq15186066604251695260&from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=1697.UyruZlqQepshqnsJInUCh5daks4rHxW-UyWcVaDOH5PnKQjyUZPKrU7wJX11or79421JFPYh8K-7Io2fU7StiN2RmCnipuUUQBESUdVAcU1omHDVi06G0Z8o_lyicqRanoelr5DVQ3ZVRkjbqzfyGQ.52fde928ac3577b4054425a91d312d1607cc0f75&uuid=&state=PEtFfuTeVD4jaxywoSUvtJXex15Wcbo_H30U4EFIsvA6RXKqTlM_Vn9a4EJkMcyh&&cst=AiuY0DBWFJ5fN_r-AEszk4Bmhtqd-hiSxTi3kVsR-AAIofFP87Lo3BRsRLBxuW0wNjpVCbCxdWi23e99te36VTzWQEVbxoVQVCaF3PYzLf96QxNctflGVbX2QSONenWzSRqvcxNJdsEGR3B0Nx32WAmhgYEV3SLpI2PyJCvRMbxmNsxIVkaXSHe2eFNa5XrDrEWbSvcX42Y39z-9cCTtkiIvto8IuzunzqrdToJl4cU,&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxcVc1ZnZmTWRnQXpLMG1SN3dpUFFaN091azNGaU1GUkZXa05QRTdJTG5WVXVacVNRUGJxVVlQVjVlSl9xeWN2OXB4ajl5SDNvTGNDVnFfSU1QaGdjTXM2QkRNMURJa1JlR1ZDaXlYYkdJQWlOU192WFg0WmZiQXlUT3Rrb2NleHMtclNkMUhyRDEwQmZfcEQyNUVlamRVTUVhaGZjYnY0eG55ZUYtUlk2ZU5iSF9heHRHWm

Хронометраж (план) урока

ЭТАПЫ УРОКА

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УРОКА

ХРОНОМЕТРАЖ

1.Организационный этап

Слово учителя (приветствующее, ведущее)

1 мин.

2.Слово оавторе

Слово учителя (инструктирующее)

Беседа ( репродуктивная)

10 мин.

3.знакомство с произведением

Слово учителя (инструктирующее)

Выборочное чтение (изучающее, критическое)

Беседа ( репродуктивная)

20 мин.

4.Закрепление изученного материала

Беседа (проблемная)

7 мин.

5.Обобщение изученного материала

Слово (обобщающее)

Беседа ( эвристическая)

Оценочное слово учителя

7 мин.

Ход урока

ЭТАПЫ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Организационный этап

Метод: слово учителя

Прием: приветственное слово учителя, ведущее слово учителя

Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут, Екатерина Васильевна и сегодняшний урок по литературе буду вести у вас я.  Ребята, каждый урок, который буду вести у вас я, один из вас будет работать не в своей тетради, а в этой «круговой тетради». Старайтесь писать в ней аккуратно. Каждый из вас поработает в ней, сегодня это будет ___. Откройте тетради, запишите дату.

Образец оформления тетрадь

Пятнадцатое февраля

2. Слово оавторе

3. Знакомство с произведением

4.Закрепление изученного материала.

5.Обобщение пройденного материала

Метод: слово учителя

Прием: сообщающее слово учителя

Ребята, перед тем как начать новую тему, мы с вами сделаем небольшую самостоятельную работу на 5-7 мин, на закрепление изученного в прошлом уроке.

А.С.Грин « Алые паруса»

Завершаем работу, передаем листочки с последней парты на первую. Молодцы.

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Сегодня на уроке мы вновь обращаемся к творчеству писателя-философа Андрея Платоновича Платонова (Клементова). Он продолжает знакомить читателей с чувствами, которые возможно пробудить в человеке: способность проявлять добро, внимание, сострадание.

Сейчас я вам прочитай фрагмент из текста, ваша задача вспомнить из какого это рассказа?

Правильно, молодцы.В 5 классе мы читали рассказ «Никита»

- Вспомните, что удивило Никиту в цветке?

-Как вы думаете, какой приём использовал А.Платонов, наделяя неодушевленные предметы человеческими качествами? 

Хорошо, молодцы.

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее

А сегодня мы будем изучать еще один очень интересный рассказ Платонова « Неизвестный цветок». Откройте тетради и запишите тему урока

Прежде чем перейти нам к рассказу, я вам расскажу биографию А. П. Платонова. Ваша задача ответить на вопросы, давайте запишем их в тетрадь.

Хорошо, молодцы.

А теперь внимательно слушаем, и отвечаем на поставленные вопросы.

Итак, как вы ответили на вопросы?

Метод: слово

Прием: инструктирующее слово

Перед нами другая сказка. Сказка-быль «Неизвестный цветок», написанная в1950 году незадолго до смерти писателя и подаренная дочке Маше. Это своеобразное завещание.

Почему автор подарил дочке данный рассказ?

Как вы думаете,

Что такое завещание?

Итак, завещание Платонова - «Неизвестный цветок». Мы должны понять, что хотел сказать нам писатель.

Подумайте и ответьте на вопросы:

-Что значит «неизвестный»? подберите синонимы к слову.

-Где мог появиться цветок, чтобы быть неизвестным?

Молодцы

.

Выборочное чтение, беседа по тексту.

А теперь открываем учебники на стр. 33-ей

Читаем 1 абзац до конца.

Читаем 2 абзац и 1 предложение 3 абзаца.

Ответьте на вопрос:

-Легко ли было семечку?

Хорошо, молодцы.

Читаем 3,4,5 абзац. 

Метод: беседа

Прием: проблемная беседа

-Каким вы представляете себе цветок?

- Почему он не видел себя?

Молодцы ребята.

Чем был обделен цветок? 

Найдите это в 6 абзаце.

-Что заинтересовало девочку?

Найдите это в 7 абзаце.

Читаем 9 абзац.

 Почему девочка пошла на пустырь?

Как Даша увидела цветок?

-Почему Даша поцеловала цветок?

-Для чего девочка привела ребят?

Что её поразило в цветке, чем она хотела поделиться с друзьями?

Читаем следующий абзац до конца.

- Как земля отблагодарила ребят?

-Чем сын был не похож на отца?

Прием: слово

Прием: обобщающее

Молодцы ребята, а теперь подумайте, что такое – символ?

Хорошо, ребята.

Во многих произведениях есть символы.

Например:

Аксаков Сергей Тимофеевич « Аленький цветочек».

Или у какого – то знаменательного дня.

Например:

8 июля – день Петра и Февронии – символом этого дня является совсем простой и неприметный цветок – ромашка.

 

А теперь откроем дневники и запишем домашнее задание.

Стр. 38 – я, вопрос 4.

Вам необходимо письменно ответить на вопрос.

Ребята, кто не понял?

Метод: слово учителя

Прием: оценочное, обобщающее слово

 Молодцы ребята, вы хорошо поработали на уроке.

Отметки получают……

Слушание

Прием: детальное, оценочное, нерефлексивное слушание

Образец устного ответа ученика:

Рассказ «Никита» мы изучали его в 5 классе

Никиту удивило то, что он сломал стебель и увидел молоко.

Ты маленький ребенок был, ты мать свою сосал! — удивился Никита.

Платонов использовал прием олицетворение.

Образец записи в тетради:

А. П. Платонов «Неизвестный цветок» Образы-символы в сказке-притче.

Какова настоящая фамилия Платонова?

Каким был в жизни Платонов?

В каком городе он родился?

Кто были его родители?

Слушание

Прием: детальное, оценочное, нерефлексивное слушание

Устные ответы учеников

Этот рассказ автор писал при смерти, и он хотел передать дочери наставления на будущее.Завещание бывает материальное и духовное.

Материальное – это когда завещают ценности (квартира, дом, машина)

Духовное – наказ на будущее, как себя правильно вести в той или иной ситуации.

Неизвестный – неведомый, не кому незнакомый, не с кем не встречавшись.
— Меня никто не зовет, — сказал маленький цветок, — я один живу.

В том месте, где ни кого нет.

Семечку было очень тяжело, ему приходилось много работать, что бы выжить.

Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу.

Устные ответы учеников

Цветок в рассказе слабый, нежный, благоуханный, но сильным духом.

Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу.

Цветок был слепой

Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.

Чтение: изучающее, критическое

Цветку недоставало еды, и он часто глодал голый камень.

цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. 

Девочку заинтересовало благоуханье, но она не могла понять, откуда это, ведь вокруг не было, ни цветочка.

На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни.

Девочка вспомнила сказку о цветке, который грустил по своей маме.

Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери — розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть.

Девочка увидела цветок около камня.

Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. 

Ее очень поразило, что среди камней вырос такой красивый цветок.

Она была удивлена его мужеством и стойкостью.

Даша привела ребят, чтобы цветок больше не был неизвестным, ей

хотелось, что бы все про него узнали.

Дашу поразило то, что как же он вырос из глины и не умер, маленький такой.

Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?

На месте пустыря, выросла красивая полянка. 
Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки.

Новый цветок был немного лучше и прекраснее своего отца.

Устные ответы учеников:

Образ ,символ – выражающий смысл, какого – либо явления в предметной форме.

Приложение №1

Приложение №2

Портрет

Спросить Илью,

Сашу.

Иллюстрация

Читает Лера

Читает Никита

Читает Коля

Приложение №2

Приложение №1

Фрагмент из текста:

Оставшись один, Никита обошел всю тихую избу — горницу, затем другую комнату, где стояла русская печь, и вышел в сени. В сенях жужжали большие толстые мухи, паук дремал в углу посреди паутины, воробей пришел пеший через порог и искал себе зернышко в жилой земле избы. Всех их знал Никита: и воробьев, и пауков, и мух, и кур во дворе; они ему уже надоели, и от них ему было скучно. Он хотел теперь узнать то, чего он не знал. Поэтому Никита пошел далее во двор и пришел в сарай, где стояла в темноте пустая бочка. В ней, наверно, кто-нибудь жил, какой-нибудь маленький человек; днем он спал, а ночью выходил наружу и ел хлеб, пил воду и думал что-нибудь, а наутро опять прятался в бочку и спал.

Приложение №2

Биография А.П. Платонова.

Андрей Платонович Климентов (настоящая фамилия – Климентов) родился в Ямской Слободе, предместье города Воронежа. Отец его – паровозный машинист, слесарь Воронежских железнодорожных мастерских. Мать – дочь часового мастера, глубоко верующая женщина.

Учился Платонов сначала в церковно – приходской школе и городском училище. Он рано начал трудовую жизнь, и только в 1918 году ему удалось продолжить образование.

Литературой Платонов начал заниматься очень рано, еще подростком. Поэтому почто сразу публикует стихи и рассказы в воронежских журналах. Однако вскоре Платонов оставляет литературную работу и посвящает себя практическим делам: он становится председателем Чрезвычайной комиссии по борьбе с засухой.

 Как писатель Платонов необычен и ярок. Он был взволнован, потрясен неблагополучием мира, в котором живет. Писатель восхищен обычным человеком. Он убежден в том, что жизнь не может исчезнуть и уничтожиться. В жизни происходит вечный круговорот – жизнь умирает, но появляется снова, хотя и в другом виде, потому что смерть рождает новую жизнь из праха.

Платонов прожил недолгую жизнь. Он умер в 1951 году,  мучительно от болезни туберкулезом. По свидетельству жены Платонова, больной писатель именно в 1950 году написал сказку – быль «Неизвестный цветок». Грустное упрямство, печальная воля к жизни живет в цветке – и в авторе – застенчиво явление их мир с «извинением» за свою непохожесть на других.

002.jpg

tvr-korotkiy-zmst-nevdomiy-kvtka-a-p-platonova-pritcha-pro-lyudskomu-snuvann_703.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...