Рабочая программа по литературе 8 класс 2022-2023 учебный год
рабочая программа по литературе (8 класс)

Камардина Светлана Михайловна

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 8 класса  (далее – Программа) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее – ФКГОС), утверждённым приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.04.2004 г. № 1089, с учётом примерной программы основного общего  образования по литературе, программы по литературе для 5-11 классов под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева – 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2012 г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_8_klass.docx94.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»                             «Согласовано»                             Программа рассмотрена на

Директор МБОУ СОШ №46     Зам.директора по УВР                 кафедре гуманитарных наук

________ Т.В.Артёмова           _________  А.Ю.Черных            Протокол № 1 от 29.08. 2022 г.

«29» августа 2022  года           «29» августа 2022 года             Зав.кафедрой_________Н.В.Последова

Рабочая программа курса

«Литература. 8 класс»

Базовый уровень.

                                                                                            Выполнил:

                                                                            учитель МБОУ СОШ № 46

                                                                                             Камардина С.М.

Воронеж

2022/2023 учебный год

1. Пояснительная записка  

 

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 8 класса  (далее – Программа) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее – ФКГОС), утверждённым приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.04.2004 г. № 1089, с учётом примерной программы основного общего  образования по литературе, программы по литературе для 5-11 классов под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева – 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2012 г.  

Реализация Программы обеспечивает выполнение требований ФКГОС ООО и достижение следующих основных целей ООО, в том числе с учётом специфики предмета;

  1. для всех учебных предметов:

       - обеспечение достижения учащимися уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе;

       - подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути;

       - обеспечение сформированности у учащихся способностей самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса;

       - обеспечение овладения учащимися общими умениями, навыками, способами познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности как существенными элементами культуры, необходимым условием развития и социализации школьников;

 2) с учётом специфики учебного предмета «Литература»: 

  •  воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

 

3. Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Учебная рабочая  программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Процесс усвоения теоретико-литературных понятий и категорий в 8 классе представлен в таблице:

Жанрово-родовые понятия, категории и термины

Структурообразующие элементы

Образный мир

Выразительные средства художественной речи

Историческая песня

Эпическое и лирическое; песня-плач; солдатские песни

Темы и герои

Сказание

Житие

Агиография; чудесное путешествие

Особый тип героя (святой)

Слово

Сентиментализм

Жанровый состав

Герой сентиментальной прозы

Стиль сентиментализма

Романтизм

Жанровый состав

Герой романтического произведения

Стиль романтизма

Элегия

Мотивы жизни и смерти

Элегический стиль

Идиллия

Идеализированная жизнь

Трагедия

Конфликт в трагедии

Трагические характеры и персонажи

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – один из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

 Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в   8 классе в объеме 102 часа, 3 часа в неделю.

5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».


6. Планируемые  результаты освоения конкретного учебного предмета

Важнейшими умениями в 5—9 классах являются следующие:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанною самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
  • умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
  • умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
  • умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
  • умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезиса, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

В результате изучения литературы ученик 8 класса должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Основные виды устных и письменных работ по литературе в  5—9 классах

Устно

  • Правильное, беглое и выразительное чтение художественных, учебных и научно-популярных текстов, в том числе и выученных наизусть.
  • Пересказ художественных произведений (подробный, краткий, выборочный, от другого лица, художественный — с максимальным использованием особенностей текста). Устное словесное рисование. Устное сочинение-рассуждение, сочинение-описание по изучаемому произведению. Характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая). Рассказ о писателе, о художнике-иллюстраторе на основе рассказа учителя, статьи учебника, самостоятельного чтения дополнительной литературы.
  • Отзыв о прочитанном самостоятельно литературном произведении, просмотренном кинофильме, спектакле, телепередаче, прослушанной звукозаписи, об актерском или авторском чтении. Сочинение-рассказ о посещении выставки, экскурсии, музея; индивидуальное творческое задание — создание стихотворения, спектакля, прозаического или стихотворного произведения (басни, былины, сказки, рассказа, инсценировки и пр.).

Письменно

  • Пересказ художественного произведения или отзыв о нем (изложение). Сочинение-рассуждение по изучаемому произведению. Развернутый ответ на вопрос, написание тезисов. Проблемная характеристика героя (индивидуальная, сравнительная, групповая). Составление плана (простого, сложного, цитатного) прочитанного произведения или собственного высказывания. Отзыв о самостоятельно прочитанной книге, просмотренном спектакле, кинофильме, телепостановке. Сочинение на основе личных наблюдений. Доклад или реферат на литературную тему. Конспект, план исторической статьи. Работы творческого характера (рассказы, очерки, стихотворения и пр.).
  • Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

7. Содержание учебного предмета

Введение 1ч

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в  культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и eё роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.

Из устного  народного  творчества 2ч

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря  одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен. 

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.

Из древнерусской литературы 4ч

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении) «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость,  готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление   как жанры древнерусской литературы, летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки   и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Из литературыXVIII  века 7 ч

Г. Р. ДЕРЖАВИН  

Поэт  и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов и биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на   вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Н.М. КАРАМЗИН

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория  литературы:  сентиментализм  как  литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное направление в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка  и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата   «Карамзин   на   страницах   романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».

Из литературы XIX века 54 ч

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники 

 В.А. Жуковский. «Лесной царь»,  «Море»,  «Невыразимое», «Сельское кладбище».

К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...»,  «Смерть Ермака».

   К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение

в дикости лесов...», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется», «Разуверение», «Муза».

А.А. Дельвиг.   «Русская песня» («Соловей мой, соловей»), «Романс», «Идиллия».

Н.М. Языков. «Пловец», «Родина». Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана,  выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала  XIX века».

А.С.ПУШКИН

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И.. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке  Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания  и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман  «Капитанская дочка» : проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература  и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям  и героям. Новый тип исторической прозы.

         Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная  роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.

Развитие  речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составления  планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной  «Адресаты лирики А.С. Пушкина».

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

          Кавказ в  жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность  к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные      мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ- персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал

Лермонтова» (В. Белинский).

Теория  литературы: сюжет  и фабула в поэме; лироэпическая  поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

 Развитие  речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составления  цитатного плана, устное сочинение.

Связь с  другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе». Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов – художник»

Н.В. ГОГОЛЬ

Основные  вехи   биографии   писателя.   А.С.  Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости  и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу . Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации

комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для  обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.

Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.  

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия  в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час   эстетического   воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

И.С. ТУРГЕНЕВ

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения  писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести.

 Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.     

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.

 Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной ( тема дискуссии формулируется учащимися)

Н.А.НЕКРАСОВ

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта.   «Внимая ужасам войны», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность  (создание первичных представлений); выразительные  средства художественной речи: эпитет, бессоюзие;  роль глаголов и глагольных форм.    

Развитие    речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.

А. А.ФЕТ

Краткие  сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от Iкрасоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер  «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века»:

Н. И.  Г и е д и ч. «Осень»; П.А.Вяземский.   «Береза», «Осень»; А.Н.П л е щ е е в.  «Отчизна»; Н.П.  Огарев.  «Весною», «Осенью» ; И.З. Суриков «После дождя»; И.Ф. Анненский « Сентябрь», «Зимний романс» и другие

А.Н. ОСТРОВСКИЙ         

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» -  своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи , музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский , Н.А. Римский-Корсаков.

Л.Н. ТОЛСТОЙ                            

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

      Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план сочинения-рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Из  литературы XX  века 29ч

М. ГОРЬКИЙ

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Mакар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные  ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа . Художественное своеобразие ранней прозы   Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие  (песня, сказка), образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный  план, сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.

В.В.МАЯКОВСКИЙ

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворении В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

 Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».

О  серьезном  —  с  улыбкой (сатира начала XX века)  

Н.Л. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек  и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного  анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому  рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм  (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составления  словаря лексики персонажа.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества  лирике       Н. Заболоцкого 50—60-х годов.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».

В.П. АСТАФЬЕВ  

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература  и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в paссказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к cочинению, подбор эпиграфа.

Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:

А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились...»;

Д.С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»;

М.В. Исаковский.  «Враги сожгли родную хату»;

К.М. Симонов. «Жди меня»;

П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);

О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников »;

М. Джалиль. «Мои песни», «Дуб»;

Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»;

Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.

А.Т.ТВАРДОВСКИЙ

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью – даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.

Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:

Л.Л. Блок.  «Есть минуты, когда не тревожит...»;

В.В. Хлебников.  «Мне мало нужно...»;

Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;

М.В. Исаковский.  «Катюша»;

М. Л. Светлов. «Веселая песня»;

Л.Л. Вознесенский. «Слеги»;

Г.И. Рождественский.    «Мне такою нравится земля»

В.С. Высоцкий. «Я не люблю» и др.

В .Г. РАСПУТИН

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы  В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки  Французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе. Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих  различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку – диспуту.

Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.

Из  зарубежной  литературы 4 ч

У.ШЕКСПИР

Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джулетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Теория литературы: трагедия ( основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.

М.СЕРВАНТЕС

Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземлённое, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.

8. Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы, темы

Общее количество часов

Из них на выполнение следующих видов работ:

тестов

развития речи

сочинений

1

ВВЕДЕНИЕ

1

2

ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

2

3

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

4

1

4

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

7

4.1

Г.Р. Державин

2

4.2

Н.М. Карамзин

5

1

5

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX  ВЕКА

54

5.1

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники.

5

5.2

А.С. Пушкин

12

1

2

5.3

М.Ю. Лермонтов

4

2

5.4

Н.В. Гоголь

12

2

1

5.5

И.С. Тургенев

6

1

5.6

Н.А. Некрасов

2

5.7

А.А. Фет

3

1

5.8

А.Н. Островский

3

5.9

Л.Н. Толстой

6

1

2

6

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX  ВЕКА

29

6.1

М. Горький

4

6.2

В.В. Маяковский

2

6.3

Сатира начала 20-го века

Н.А. Теффи, М.М. Зощенко, М.Булгаков

7

6.4

Н.А. Заболоцкий

3

1

6.5

М.В. Исаковский

2

6.6

А.Т. Твардовский

2

6.7

В.П. Астафьев

3

6.8

В.Г. Распутин

5

1

7

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

4

7.1

У. Шекспир

2

7.2

М. Сервантес

2

8

Подведение итогов

1

ИТОГО:

102

3

8

6

9. Календарно-тематическое планирование

№ урока п/п

Тема урока

Основные учебные задачи урока

Основные понятия.

Основные виды деятельности учащихся.

Планируемые результаты

 

Сроки по

план         факт

1

2

3

4

5

6

7 8б/8в

8 8б/8в

8 класс

1

Введение

Художественная литература и история.  Значение художественного произведения в культурном наследии страны.

Литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы

Работа с учебником, словарями различных типов

Умение высказывать личные соображения относительно включения в учебник отдельных произведений, самостоятельно прочитанных учащимися;

- определять сущность понятий «творчество», «творческий процесс»;

01.09/

02.09

2-3

Из устного народного творчества

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Солдаты освобождают Смоленск». Песни-плачи. Средства выразительности в исторической песне.  

песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Умение интонировать и правильно произносить текст исторической песни;

выявлять основные мотивы песни;

- отличать историческую песню от других жанров фольклорной песни;

-  характеризовать песенный сюжет;

 

02.09

06.09/

05.09

07.09

4-6

Из древнерусской литературы

«Слово о погибели русской земли», Из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе». Основные нравственные проблемы житийной литературы, тематическое многообразие

Житийная литература ,сказание, слово о моление как жанры древнерусской литературы, летописный свод

 

Работа с учебником, исследовательская работа с текстом, умение определять тему и идею произведения

Формирование навыков характеристики особенностей житийного жанра;

- умения определять тематику житийных произведений;

- выявлять и формулировать идейное содержание житийных произведений;

- характеризовать образы Бориса, Глеба, Сергия Радонежского в древнерусской литературе и изобразительном искусстве.

08.09

09.09

13.09/

09.09

12.09

14.09

7

«Житие Сергия Радонежского» Тема добра и зла. Глубина представлений о человеке.

Лексическая и исследовательская работа с текстом, работа с иллюстрациями

15.09/

16.09

8

Тест  по разделу «Из древнерусской литературы»

 Выполнение теста

16.09/

19.09

9-10

Из литературы 18 века

Г. Р. Державин. Поэт и государственный чиновник. Стихотворения «Памятник»

Традиции классицизма в лирическом тексте

Различные виды чтения и пересказа,

выразительное чтение        исследовательская работа с текстом, работа с учебником

Адекватное восприятие художественных произведений;

- умение интонировать и выразительно читать оду;

- определять мотивы стихотворения и его художественную идею;

 

20.09

22.09/

21.09

23.09

11-12

Основные вехи биографии Н.М. Карамзина. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза»

Сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм

Различные виды чтения и пересказа, доклады, работа с текстом.

Формирование навыков характеристики  сюжетной линии повести;

— осуществлять художественный пересказ текста;

— выразительно читать монологи героев;

— составлять план характеристики образов (Эраст, Лиза);

— определять отличие сентиментализма от классицизма;

— писать сочинение по личным впечатлениям.

23.09

27.09/

26.09

28.09

12-14

Повесть Карамзина «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность, основная проблематика и тематика. Новый тип героя. Образ Лизы.

Жанр сентиментальной повести

Различные виды чтения и пересказа, анализ эпического произведения, исследовательская работа

29.09

30.09/

30.09

03.10

15

Р/Р Анализ  фрагмента эпического произведения. Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза»

Исследовательская работа с текстом

Умение работать с текстом, анализировать художественный текст

04.10/

05.10

16-17

Из литературы 19 века                 

Поэты пушкинского круга. Предшественники  и современники.  В. А. Жуковский. Основные темы и мотивы творчества «Лесной царь»                

Романтизм, баллада

Доклады, выразительное чтение        , составление вопросов к статье учебника, беседа

Формирование навыков выразительно читать стихотворения, относящиеся к романтизму;

— определять жанр баллады, элегии, идиллии;

— находить в тексте балладные элементы;

— анализировать текст баллады;

— анализировать текст идиллии;

 

06.10

07.10/

07.10

10.10

18

В,А. Жуковский. Основные темы и мотивы творчества.   «Невыразимое»

Элегия, средства выразительности        

Различные виды чтения, ответы на вопросы, чтение наизусть, составление цитатного плана, исследовательская работа с текстом, определение темы и идеи произведения

11.10/

12.10

19-20

 К.Ф. Рылеев. Основные темы и мотивы творчества.   «Иван Сусанин»

Средства выразительности, жанры произведений, романтизм

Различные виды чтения, ответы на вопросы, чтение наизусть        Анализ стихотворения по плану

13.10

14.10/

14.10

17.10

21-22

А.С. Пушкин. Тематическое богатство поэзии Пушкина. «Завещание Кюхельбекера»,»19 октября», «И.И.Пущину», «Бесы».                

Послание, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение)

Различные виды чтения, анализ стихотворения по плану, чтение наизусть, ответы на вопросы, анализ лирического произведения

18.10

20.10/

19.10

21.10

23

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Творческая история произведения. Тема семейной чести в романе                

Жанр, художественная идея, исторический роман

Пересказ статьи учебника, написание мини-сочинения, сообщения, составление цитатного плана, ответы на вопросы

 Умение определять своеобразие романа «Капитанская дочка» как художественно-исторического произведения;

— составлять цитатный план;

— готовить ответ по плану;

— определять темы и мотивы романа;

— формулировать художественную идею романа;

21.10/

24.10

24-25

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Порядки в Белогорской крепости. Пётр Гринёв в испытаниях любовью и «дружбой»                

Различные виды пересказа, рассказ о герое, выразительное чтение по ролям, исследовательская работа с текстом, составление цитатного плана

25.10

26.10/

26.10

28.10

26-28

Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе                

Составление планов разных типов, рассказы о герое, пересказ, анализ эпического произведения, работа с иллюстрациями

27.10/

29-30

Р/Р  А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» Проблематика, система образов. Подготовка к написанию сочинения.                

Авторское отношение к героям, художественная идея, средства выразительности

Рассказ по плану, составление планов сочинения, работа с текстом произведения и критическими статьями

Формирование навыков характеристики системы образов романа;

написания сочинения;

31-32

Р/Р. Сочинение по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка»         «Сравнительная характеристика    Швабрина и Гринева»        

Жанр, эпиграф

Написание сочинения, цитирование поэтического текста

33

Тест «Лирика А.С. Пушкина»                

 

 Выполнение теста

 Умение работать с текстом, анализировать художественный текст

34-35

М.Ю. Лермонтов

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Смысл эпиграфа к поэме. Художественная идея поэмы Особенности композиции поэмы

Лермонтова.                

Сюжет и фабула в поэме, лироэпическая поэма, роль вступления, образ-персонаж, образ-пейзаж

Различные виды чтения, составление тезисного плана статьи учебника, отбор материала, сообщения, беседа        

 

Умение правильно интонировать и выразительно читать фрагменты поэмы;

 — характеризовать образ юноши-Мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников;

— сопоставлять образ Кавказа в картинах М.Ю. Лермонтова с его изображением в поэме;

— выражать личное отношение к поэме;

— определять художественную идею поэмы;

36-37

 Р/Р анализ фрагмента лиро-эпического произведения        

 

Исследовательская работа с текстом

Умение работать с текстом, анализировать художественный текст

38-39

Н.В. Гоголь                        

Основные вехи биографии. А,С.Пушкин и  Н.В. Гоголь .Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы. Эпиграф произведения. Смятение чиновников города                

Драма как род литературы, своеобразие  драматических произведений,комедия, юмор и сатира

Пересказ статей учебника, различные виды чтения, монологические ответы на вопросы, исследовательская работа с текстом

 

Формирование навыков выразительного чтения фрагментов комедии по ролям;

 - характеристики композиции и фабулы пьесы;

 Умение выявлять и формулировать проблематику и художественную идею комедии;

— выявлять социальную сущность чиновничества в пьесе;

40-41

Н.В. Гоголь. «Ревизор» Город в комедии. Чиновники города                

Юмор и сатира, «говорящие» фамилии

Характеристика по плану, различные виды чтения и комментирования, исследовательская работа с текстом, монологические ответы на вопросы

— Умение характеризовать психологические портреты персонажей комедии;

— определять конфликт в комедии;

Умение работать с текстом, анализировать художественный текст

42-43

Хлестаков и городничий. Хлестаков  и чиновники. Немая сцена.                

Фантастический элемент как приём создания комической ситуации

Различные виды чтения, чтение по ролям, составление цитатного плана,  рассказа о герое, пересказ

44-45

Р/Р Анализ фрагмента драматического произведения Н.В. Гоголя «Ревизор»

Исследовательская работа с текстом

46-47

«Ревизор» Основной конфликт пьесы и способы его разрешения                

Композиция произведения

Различные виды чтения и пересказа, беседа

48-49

Р/Р Сочинение по произведению Гоголя «Ревизор»                         

Художественная идея, средства выразительности, жанр, эпиграф.

Самостоятельная работа над сочинением

Написание сочинения на тему, связанную с проблематикой изученного произведения  

50-51

И.С. Тургенев Основные вехи биографии И.С. Тургенева. История создания повести «Ася»                

Лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести

Различные виды пересказа, исследовательская работа с текстом произведения, самостоятельная презентация

 

Умение выявлять сюжет и фабулу повести;

— выразительно читать лирическую прозу;

— сопоставлять образы главных героев повести и формулировать микровыводы;

— определять художественную идею произведения;

— принимать участие в дискуссии;

52-53

Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси.                

Выразительное чтение, различные виды пересказа, составление цитатного портрета героя, лексическая работа, участие в дискуссии

54-55

Р/Р

 Отзыв на произведение. Письменная характеристика героя (по выбору)                

Отзыв

Написание сочинения-отзыва, самостоятельная работа

Написание сочинения-отзыва  

56-57

Основные вехи биографии Н. А. Некрасова. «Внимая ужасам войны», Зелёный шум»

Фольклорные приёмы в поэзии, выразительные средства художественной речи, эпитет, бессоюзие, роль глаголов и глагольных форм.

Рассказ о поэте (презентация), исследовательская работа с текстом.

Умение выявлять общность мотивов и различные способы их раскрытия в рассказе Л.Н. Толстого и стихотворении Н.А. Некрасова;

 Определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения

58

А.А. Фет. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в стихотворениях «Учись у них: у дуба, у берёзы…», «Целый мир от красоты…»

Тропы и фигуры

Исследовательская работа с текстом, различные виды чтения.

Формирование навыков выразительного чтения стихотворения А.А. Фета.

Овладение специальными приемами анализа одного из произведений поэта

59-60

Р/Р.  Анализ фрагмента лирического произведения А.А. Фета (по выбору)

Средства художественной выразительности (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение и др)

Исследовательская работа с текстом, анализ лирического произведения, выразительное чтение

Умение работать с текстом, анализировать художественный текст

61

А.Н. Островский. Пьеса – сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета.

Драма как род литературы

Различные виды чтения, ответы на вопросы, исследовательская работа с текстом, выявление сходства сюжета и композиции пьесы и волшебной сказки

Формирование навыков самостоятельного чтения сцены из пьесы;

— выразительного чтения по ролям.

Умение устанавливать связи между литературными и музыкальными произведениями ("Снегурочка" в искусстве»).

 

62-63

Особенности конфликта пьесы-сказки  «Снегурочка». Берендеево царство в пьесе А.Н. Островского.

Элементы фольклора в сказке, язык персонажей

Пересказ, чтение по ролям, работа со статьей учебника, лексическая работа, сообщения о героях

64-65

Л.Н. Толстой. Вехи биографии. «Отрочество» (главы из повести)

Автобиографическая проза

Различные виды пересказа, тезисный план, работа со статьей учебника, лексическая работа

Умение выявлять темы и мотивы автобиографической повести;

— определять личное отношение к изображаемым событиям;

—  участвовать в дискуссии;

—  видеть второй план в рассказе «После бала»;

 —  выявлять художественную идею рассказа;

—  характеризовать образы Ивана Васильевича, Вареньки, роль рассказчика в произведении.

 

66-67

Л.Н. Толстой. «После бала». Нравственность, чувство долга, активный и пассивный протест –основные мотивы рассказа

Композиция и фабула рассказа

Различные виды пересказа, тезисный план мини-сочинение-рассуждение, исследовательская работа с текстом, ответы на вопросы

68

Тест по творчеству Л.Н. Толстого

Выполнение теста

Умение работать с текстом, анализировать художественный текст

69

Р/Р Анализ фрагмента эпического произведения Л.Н. Толстого «После бала»

Исследовательская работа с текстом

Умение работать с текстом, анализировать художественный текст

70-72

Из литературы 20 века

М. Горький. Основные вехи биографии писателя Рассказ «Макар Чудра»

Традиции романтизма, жанровое своеобразие, образ -символ

Различные виды чтения и пересказа, работа со статьей учебника, иллюстрациями, исследовательская работа с текстом

 

Умение выявлять конфликт в произведении;

— характеризовать образ героя и рассказчика;        

— определять художественную идею произведения;

— высказывать личное отношение к событиям и поведению героя;

— составлять цитатный план для сочинения-рассуждения.

— составлять сопоставительную таблицу и формулировать  микровывод;

73-74

М. Горький «Мой спутник». Образ Шакро и рассказчика

Рассказ о герое, исследовательская работа с текстом, лексическая работа

 Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Формирование навыка осмысленного чтения и адекватного восприятия.

75-76

В.В. Маяковский. Краткие сведения о поэте. Поэт и толпа в стихах Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям»

Неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм.

Выразительное чтение, чтение наизусть, беседа, исследовательская работа с текстом

 

Умение самостоятельно выявлять основной конфликт лирического стихотворения Маяковского;

— формулировать микровыводы;

— правильно интонировать и выразительно читать стихотворение;

характеризовать образно-выразительный строй стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»;

- определять художественную идею стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»;

- высказывать и аргументировать личное отношение к стихотворению;

- готовить вопросы к литературной викторине

77-79

Н.А. Теффи «Свои и чужие». М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Художественное своеобразие рассказов.

Литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм

Различные виды чтения и пересказа, составление таблицы, сообщения, лексическая работа

 Умение составлять словарь речи персонажа (по одному из предложенных рассказов);

— формулировать микровыводы;

— устанавливать связи между сатирическими рассказами Н.А. Тэффи, М.М. Зощенко и произведениями Н.В. Гоголя, А.П. Чехова;

Формулировать идею сатирических произведений.

80-81

М.Булгаков «Собачье сердце». Советская действительность середины 20-х годов XX века на страницах повести.

Композиция и фабула повести

Различные виды чтения и пересказа, работа со статьей учебника, иллюстрациями, исследовательская работа с текстом

Умение составлять словарь речи персонажа (по одному из предложенных рассказов);

— формулировать выводы.

81-82

М.Булгаков «Собачье сердце». Социальная опасность Шарикова и Швондера. Современность повести М.Булгакова.

Роль афоризмов в раскрытии художественной идеи повести.

Различные виды чтения и пересказа, работа со статьей учебника, иллюстрациями, исследовательская работа с текстом

Умение определять художественную идею произведения.

83-84

Н.А. Заболоцкий.

 Краткие сведения о поэте. «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка»

Тема, идея, средства художественной выразительности.

Выразительное чтение наизусть, исследовательская работа с текстом, сообщения, беседа

Формирование навыков выразительного чтения стихотворений Н. Заболоцкого;

— определять темы и мотивы лирических произведений поэта;

— формулировать микровыводы и выводы;

— записывать основные тезисы по материалам урока;

— самостоятельно готовить материал и писать сочинение-рассуждение «Что есть красота?..»

85

Р/Р Сочинение-эссе «В чем красота души человеческой?»

Написание сочинения в форме эссе, самостоятельная работа

Написание сочинения в форме эссе

86-87

М.В. Исаковский. Основные вехи биографии поэта. Стихотворения «Враги сожгли родную хату», «Катюша», «Три ровесницы»

Стилизация, устная народная поэзия, тема

Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, анализ лирического произведения

Умение выявлять темы и мотивы лирики поэта;

— определять художественную идею произведений;

— выявлять фольклорные традиции в лирике при исследовательской работе с текстом;

88-89

Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского:

«За далью-даль»

Дорога и путешествие в эпосе Твардовского

Различные виды чтения, работа с текстом, составление характеристики героев, работа с иллюстрациями к произведению

Умение определять жанр поэмы «За далью-даль»;

- выявлять темы, мотивы в сюжете поэмы;

- самостоятельно анализировать одну из глав;

90-92

В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет» Проблема нравственной памяти в рассказе.

Авторское отношение к событиям и персонажам, образ рассказчика

Различные виды чтения, сложный план, работа с учебником, художественный пересказ, ответы на вопросы

Умение определять значение названия рассказа в его образно-художественной системе;

 формулировать художественную идею рассказа;

— соотносить жизнь страны и судьбу членов семьи;

— проводить исследовательскую работу с текстом;

 

93-94

В.Г. Распутин. Основные вехи биографии. «Уроки французского».Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости.

 Типы рассказчика в художественной прозе

Различные виды чтения и пересказа, исследовательская работа с текстом, ответы на вопросы

Овладение специальными приемами анализа литературного произведения:

характеризовать образ автора-рассказчика;

характеризовать сюжет рассказа, образы рассказчика, центральных и второстепенных персонажей;

- сопоставлять образы рассказа с иллюстрациями,

- составлять цитатный план;

- определять фабулу рассказа;

- формулировать художественную идею рассказа;

95-96

Р/Р Сочинение –рассуждение на тему «Мотивы милосердия в повести Распутина «Уроки французского»

Художественная идея, средства выразительности

Самостоятельная работа над сочинением-рассуждением

 Самостоятельное написание сочинения-рассуждения на литературную тему

97

Итоговый тест

Проверка ЗУН

98-99

Из зарубежной литературы (3 ч.)

У. Шекспир.

Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта».

Пьеса о вечных темах жизни, смерти, любви, проблемах отцов и детей.

Трагедия (основные признаки жанра)

Различные виды пересказа, чтение по ролям, устная характеристика героя, слайдовая презентация, устные сообщения

Умение составлять тезисы, записывать выводы,

- выступать с сообщением;

- формулировать художественную идею трагедии;

- устанавливать связи между литературным источником и произведениями других видов искусства.

100-101

М. Сервантес. «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа.

Роман, романный герой

Работа с текстом, чтение по ролям, выборочное чтение

Участие в беседе и дискуссии о соотношении мечты и действительности.

Установление связи между литературным героем и его отражением в разных видах искусства.

Формирование навыков сопоставления героев-антагонистов (Дон Кихот и Санчо Панса);

Умение раскрывать смысл понятия «вечный образ».

102

Подведение итогов.

Литературная игра

Умение использовать приобретенные знания    для   оценки литературных произведений;

103-105

Резервные уроки

         

10. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Основная литература для учителя:

  1. Примерная программа основного общего образования по литературе  и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2012 г.
  2. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 3 ч./Авт.-сост. Г. С. Меркин – М.: «Русское слово», 2012 г.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2008г.
  2. Мешерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь - М.: «Айрис-пресс», 2010 г.
  3. Журнал «Литература в школе»
  4. «Уроки литературы».  Приложение к журналу «Литература в школе»

Литература для учащихся:

Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012.

3. Репродукции картин художников

4. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).

Учебные диски и мультимедийные электронные учебники, энциклопедии

  1. CD «Большая Советская энциклопедия»
  2. CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (Мультимедийная энциклопедия)
  3. CD «А. С. Пушкин в зеркале двух столетий» (Мультимедийная энциклопедия)

Образовательные электронные ресурсы:

http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; тесты по русскому языку; поэтические загадки; страничку по истории русской письменности; методические разработки и другие полезные материалы.

http://www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор». Информация для школьников, абитуриентов и родителей: учебные программы по русскому языку и литературе; методика написания сочинений и различные учебные материалы; полезная справочная информация.

http://www.rusword.org/rus/index.php Мир слова русского. Этот сайт - для любознательных. Для тех, кто не утратил живого интереса к познанию прошлого, настоящего и будущего русского языка. Он посвящен русской филологии во всех ее ипостасях. Здесь можно найти большую коллекцию афоризмов и крылатых выражений выдающихся личностей всех времен и народов, полный текст Библии, статьи специалистов, посвященные современным проблемам языка и истории славянской письменности. Предоставляется возможность обсудить спорные вопросы и высказать свою точку зрения на форуме. Для знатоков английского языка предлагается английское зеркало сайта, дополненное материалами по английской филологии.

http://pushkin.aha.ru/TEXT/map.htm Пушкинъ. Электронная версия журнала «Нива» за 1899 г,  посвященного 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина. В журнале рассказывается о жизни Пушкина, его значении для русской поэзии. Помимо этого имеются тексты некоторых произведений поэта и литографии.  

http://www.feb-web.ru/ Русская литература и фольклор.  Фундаментальная электронная библиотека “Русская литература и фольклор” (ФЭБ) — это сетевая многофункциональная информационная система, аккумулирующая информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т. п.) в области русской литературы XI-XX вв. и русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики. Библиотека находится в стадии разработки и пополнения.

http://www.geocities.com/Athens/Ithaca/3880/osn.html Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского. Сайт содержит биографию, библиографию и тексты большинства произведений писателя, цитаты из его произведений, иллюстрации к произведениям, критические статьи, материалы в помощь учителю литературы.

http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.

http://mlis.ru/ Урок литературы. Методико-литературный интернет-сервер. Цель проекта - создать виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для современного учителя литературы. Сайт состоит из двух основных разделов: Наука о литературе (методология литературы, культурный контекст в изучении литературы, работа с текстом) и Методика преподавания (теория преподавания, содержание обучения, литературное развитие читателя-школьника).

http://lit.1september.ru/index.php Газета "Литература".  Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое.

http://www.pisatel.org/old/ Древнерусская литература. На сайте представлены основные памятники русской словесности вплоть до XVIII века. Тексты представлены либо в переводах, либо без переводов, но в современной орфографии. Также предполагается разместить краткий словарь старославянских, церковно-славянских и древнерусских слов, не понятных современному читателю.

http://www.klassika.ru/ Классика. Электронная библиотека классической литературы. Почти 3000 произведений 150 авторов. Биографии авторов, а также списки авторов по алфавиту и по хронологии.

http://www.bulgakov.ru/ Булгаковская энциклопедия. Электронная энциклопедия посвящена творчеству русского писателя, она собрала в себе наиболее интересные сведения о жизни и творчестве Булгакова. В энциклопедии можно найти разгадки тайн булгаковской биографии и произведений, познакомиться с прототипами персонажей, прочесть замысловатые шифры "Мастера и Маргариты, "Белой гвардии", "Собачьего сердца", "Роковых яиц", "Бега" и других произведений. Сайт создан по материалам книги Бориса Соколова "Булгаковская энциклопедия". 

http://www.turgenev.org.ru/ Русский писатель И.С. Тургенев. Цель проекта "Русский писатель И.С. Тургенев" - собрать воедино информацию об Иване Сергеевиче Тургеневе, биографические сведения, информацию о его творчестве.
В разделах сайта кроме текстовой информации размещено много фотографий и репродукций, в разделе "Библиотека" можно ознакомиться с произведениями Тургенева и со статьями и публикациями о писателе и его творчестве.

http://drevne.ru/lib/ Древнерусская литература. Образовательный портал представляет собой библиотеку древнерусских текстов, начиная с самых ранних (до IX века) и заканчивая XVII веком. Представлены также классические и современные труды по исследованию древнерусской литературы. Для студентов - учебные пособия и материалы для подготовки к экзаменам.

http://www.andreev.org.ru/index.html Леонид Андреев. Цель проекта собрать воедино информацию о Леониде Андрееве. Проект входит в состав мегапроекта "Знаменитые люди Орловской губернии". На сайте представлена биография писателя, информация о музее, библиотека произведений в электронном виде, галерея портретов и тематические ссылки.

http://www.denisdavydov.org.ru/index.html Денис Давыдов. В рамках проекта представлена информация о Денисе Давыдове: биография писателя, информация о музее, библиотека произведений в электронном виде, галерея портретов и тематические ссылки. Проект входит в состав мегапроекта "Знаменитые люди Орловской губернии".

http://pergam.chat.ru/ Античная литература. Сайт представляет собой библиографический справочник античных писателей. За основу электронной версии взят словарь «Античные писатели» издательства «Лань», 1998, г. Санкт-Петербург.

http://www.philolog.ru/ Филолог.ру. Сайт кафедры русской литературы Петрозаводского университета. Сайт предлагает научно подготовленные тексты русской классики, востребованной в университетском и школьном образовании.

http://www.denlen.da.ru/ Поговорим о русском... Проект Елены Долотовой, преподавателя русского языка и литературы для любителей русского языка. На сайте имеется архив рассылок, форум о русском языке и литературе, а также небольшая коллекция авторских методических материалов по русской литературе.

 11. Описание оценочных материалов  

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе                                                                                                    

Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания с учётом рекомендаций, изложенных в Методическом письме «Направления работы учителей-словесников по исполнению единого орфографического режима на современном этапе развития школы»

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа,

2) степень осознанности, понимания изученного,

3) языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

 Оценка сочинений

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 100-150 слов, в VI классе – 150-200, VII – 200-250, VIII – 250-300, для IX – 300-350 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1, в VI классе — 1,0-1,5, в VII классе — 1,5-2,0, в VIII классе — 2,0-3,0, в IX классе — 3,0-4,0 страницы, в X-XI классов – 5,0-7,0. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.

Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словарного и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Отметка «5» ставится, если:

1) содержание работы полностью соответствует теме;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.

Отметка «4» ставится, если:

I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);

2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.

Отметка «3» ставится, если:

1) в работе допущены существенные отклонения от темы;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;

4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка «2» ставится, если:

1) работа не соответствует теме;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

5) нарушено стилевое единство текста. В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок[1].

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


[1] Примечание.

1. При оценке сочинений необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного, речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: «4» ставится при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенных в разделе «Оценка диктантов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по географии на 2022-2023 учебный год.

Рабочие программы по географии на 2022-2023 учебный год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ГЕОМЕТРИЯ (11 класс 2022-2023)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ГЕОМЕТРИЯ (11 класс 2022-2023)...

Рабочая программа "Математика 5 класс 2022-2023 г.г."

Рабочая программа по математике 5 класса по новым ФГОС СОО 2022-2023 г.г....

Рабочая программа математика 5 класса 2022-2023

Рабочая программа "Математика 5 класса 2022-2023" по новым ФГОС...

рабочая программа по обществознанию на 2022-2023 учебный год для 6-9 классов

Рабочая программа для 6-9 классов на2022-2023 учебный год по обществознанию...

рабочая программа для 2 класса 2022-2023 г

рабочая программа  для 2 класса 2022-2023 г...