Конфликты в "Грозе"
методическая разработка по литературе (10 класс)

Гордеева Нина Фёдоровна

Урок открытия новых знаний. Гидами урока-экскурсии в 19 век станерт литература, живопись, музыка, театр.  Цель экскурсии - узнать как можно больше  о городе Калинове и его обитателях, чтобы ответить на вопрос урока: почему "Гроза" -драма? В чем суть конфликта? Какие конфликты прослеживаются в драме?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл groza_tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_-_kopiya.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА  ЛИТЕРАТУРЫ

Преподаватель: Гордеева Н.Ф. СПБ ГБПОУ «Колледж «Красносельский»

Тема урока: Конфликты в «Грозе»

Тип урока:  урок открытия новых  знаний (заочная экскурсия по городу).

Цель урока: 

  • анализируя 1 действие драмы, определить разные стороны конфликта (бытовой (семейный), социальный, нравственный (личностный);
  • способствовать развитию творческих способностей и возможностей обучающихся;
  • воспитывать художественно-эстетический вкус старшеклассников и их читательскую культуру.

Результаты урока:

предметные

  • владение навыками анализа драматического произведения;
  • умение характеризовать героев драмы;

метапредметные

личностные:

  • выработка четкого представления о нравственных категориях и нормах поведения;
  • смыслообразование, действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания;

регулятивные:

  • определяют цели деятельности;
  • волевая саморегуляция;
  • осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка;

познавательные:

  • умение формулировать и аргументировать свои мысли;
  • умение привлекать новый  и изученный материал;
  • умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, смысловое чтение, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

коммуникативные:

  • осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;
  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Технология (-и) урока: проблемно-диалогическая, педагогика сотрудничества.

Формы организации деятельности:  фронтальная, индивидуальная.

Опорные понятия: драма, конфликт, нравственность,

Образовательные ресурсы:  текст драмы А.Н.Островского «Гроза», презентация, литературоведческие словари.

Этап урока

Деятельность учителя

(применяемые технологии, приёмы)

Деятельность учащихся

(формы организации деятельности)

Организационный момент.

Включение учащихся в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Организует подводящий к теме диалог на основе знаний текста драмы, подводя диалог к выявлению конфликтов в драме «Гроза».

Подготовка к работе.

Самоопределение к деятельности.

Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Выявляет уровень знаний.

Реализация домашнего задания.

- Вспомните, что такое драма? Что такое конфликт?

Дайте толкование этих слов. (Для проверки слова и их значения  выводятся на экран)

Учащиеся отвечают на вопросы.

Организует проблемный (продуктивный) диалог и определяет типичные недостатки.

Какие цитаты из 1 действия драмы характеризует жизнь в городе Калинове? Запишите их в тетради

- Нам предстоит разрешить проблему: какая из этих цитат наиболее соответствует действительности?

(“Жестокие нравы…в нашем городе, жестокие…”, “Бла-алепие, милая, бла-алепие, в обетованной земле живете”)

Постановка учебной задачи.

Мотивация познавательной деятельности.

Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Сегодня на уроке вас ожидает сюрприз: необычная экскурсия…в 19-ый век. Мы обойдемся без машины времени, нашими гидами станут литература, живопись, музыка, театр.

Цель нашей экскурсии – узнать как можно больше о городе Калинове и его обитателях, чтобы ответить на основной вопрос урока: почему “Гроза” Островского – драма? В чем суть конфликта? Какие конфликты прослеживаются в драме?

По ходу обсуждения формулируем и записываем выводы.

Построение проекта выхода из затруднения.

(Изучение нового материала).

Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения.

Анализ 1 действия драмы “Гроза”

- Итак, мы с вами в городе Калинове. Город встречает нас песней – вслушаемся в ее слова и мелодию.

(песня “Среди долины ровныя…” на фоне презентации слайдов с видами русского города 19 века)

-  Как вы считаете, почему на фоне бескрайнего волжского простора звучит столь печальная песня?

Составляют план достижения цели. Исследуют ситуацию.

Отвечают на вопросы.

Самостоятельная работа

Организует деятельность учащихся по применению новых знаний.

- Вы уже успели побродить по калиновским улицам и бульвару, подышать городским воздухом, познакомиться с его жителями. Давайте обменяемся впечатлениями: проанализируйте первые реплики героев и о героях, расскажите о людях, живущих здесь, о взаимоотношениях между ними.

Самостоятельная работа.

Записывают в тетради.

Вывод: в драме ярко выражен социальный конфликт: мир Диких и Кабаних с одной стороны и Кулигин, Борис, Кудряш – с другой.

Подойдем поближе к нашим героям, послушаем, о чем говорят калиновцы.

 - Как вы считаете, возможно ли мирное сосуществование в одном доме Кабанихи и Катерины? Докажите, анализируя реплики участников сцены.

Записывают в тетради.

Вывод: в этой сцене видим истоки бытового (семейного) конфликта, столкновение патриархальных взглядов Кабанихи и мечты Катерины о свободе.

- А теперь пришло время войти в купеческий дом. Поведут нас туда замечательные экскурсоводы - русские художники 19 века Перов, Федотов, Пукирев, Рябушкин.

( Презентация слайдов с видами купеческого дома)

- Судьба женщины в России очень сложна. Не случайно, выходя замуж, девушки пели грустные песни. Послушаем одну из них.

(звучит запись песни “Матушка, матушка, что во поле пыльно?”

- Представьте себе, сколько было пролито слез за дубовыми купеческими заборами, сколько душевной тоски и муки таят в себе эти толстые стены… А еще лучше – посмотрите.

- Как вы думаете, что является причиной такой душевной муки Катерины?

Сообщение учащегося:

Поднимемся по парадной, богато отделанной позолотой лестнице купеческого терема и заглянем внутрь его. Что же мы видим? Вся семья купца в сборе. Центральная фигура – “глава” семьи. Бросаются в глаза его тяжеловесность, могущественность. Непререкаем его авторитет, все домашние ему подчиняются, выполняют не только его приказы, но и капризы. Такая патриархальность семейного уклада сохранялась в России на протяжении веков. В этом – устойчивость семейного уклада и в то же время основа многих конфликтов.

Мы приоткроем дверь пошире и внимательно посмотрим вокруг. На стенах комнаты – ситцевые обои, картины, заморская мебель – в купеческом доме следуют за модой.

А какие же нравы царят в купеческом доме и в целом в обществе?

Перед нами картина замечательного художника Павла Федотова “Сватовство майора”. Какой переполох царит в доме купца! Майор – “жених”- видимо, проигравшийся в пух и прах, решил поправить свои дела, женившись на богатой купеческой дочке.

Брак по расчету – типичный “брак а ля мод” для русского общества 19 века. Майор, стоя в передней, приосанился, втягивает брюшко, подкручивает усы, желая показаться бравым воякой.

Мир купечества показан через мир вещей: огромная хрустальная люстра, начищенный паркет, безвкусные картины на стенах, поблескивание посуды, сверкание драгоценностей на невесте. Одежда характеризует значимость события: открытое воздушное платье смущает девушку (в быту она, видимо, носит другую одежду), купчиха, как в броню, одета в тяжелое парчовое платье, сверху для солидности накинута дорогая шаль. Но очень нелепо выглядит повойник на голове, да и на невесте неприлично много драгоценностей.

Самые колоритные образы - фигуры матери и дочери. В чертах купчихи проступает грубость, без усилий можно прочесть в выражении ее лица властность, духовную нищету, мещанское честолюбие. Не случайно в центре картины не фигура невесты, а властная рука, грубо схватывающая дочь за платье. Да и губы будто шепчут: “Дура, вернись!” Что сделало ее такой? Жизнь в этом доме, полном лжи, приживалок, грубости, ханжества, лести! Дочери, вероятно, очень не хочется повторить судьбу матери, вот почему она так рвется из родительского дома. Но что ждет ее в замужестве с нищим, прокутившим свое состояние за карточной игрой, молодящимся “лихим майором”?

(Театрализация монолога Катерины “Отчего люди не летают?...”, явл.7)

Записывают в тетради.

Вывод: монолог раскрывает нравственную сторону конфликта, личностный конфликт: мучительный разлад в душе Катерины, выбор между долгом и возможностью греховного счастья.

Этап продуктивного использования полученных знаний

Организует деятельность учащихся по применению новых знаний в других условиях.

- В явл.8 автор выводит на сцену барыню, а в явл.9 раздаются удары грома. Как вы считаете, с какой целью это сделано?

Учащиеся отвечают.

Итог урока

- Так какая цитата отражает реальную жизнь в городе Калинове? Каково ваше отношение к его жителям? Какие стороны конфликта увидели мы в первом действии драмы?

Учащиеся отвечают.

Домашнее задание: 

Инструктирует учащихся.

-Чтение 2-3 действия драмы (проследить развитие конфликта),

- Сочинение – миниатюра “Быт и нравы города Калинова (в драме Островского “Гроза” и на картинах русских художников)”.

Анализируют и выявляют степень готовности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"

Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...

Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"

Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...

Методический семинар для педагогов "Конфликт. Способы решения конфликтов"

Мы живем в мире конфликтов. Каждый день вдали от нас и рядом снами вспыхивают конфликты между отдельными людьми и целыми народами. В семье, на работе, на отдыхе обычно легко разрушаются человече...

Профилактика конфликтов в детском доме как средство повышения эффективности работы с детьми. Методы и приемы управления конфликтом (тренинг с педагогами)

Тренинг позволяет совершенствовать умения управлять конфликтными ситуациями, учиться "учиться сориться так, чтобы после этого относиться друг к другу еще лучше" (В.Козлов)...

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Открытое мероприятие с родителями "Конфликт. Конфликт? Конфликт!"

Вашему вниманию предлагается открытое мероприятие с участием родителей. Проблема конфликтов в обществе имеет место ещё с 5 века до нашей эры, которую поднимал Сократ. В свое время он произносил речи о...

«Что такое конфликт? Начало конфликта. Стили входа в конфликт»

по программе «профилактика асоциального поведения» (7кл.) Цель  урока:  помочь подросткам увидеть роль конфликтов в жизни человека.Задачи:Образовательные:формирование ...