Конфликты в "Грозе"
методическая разработка по литературе (10 класс)
Урок открытия новых знаний. Гидами урока-экскурсии в 19 век станерт литература, живопись, музыка, театр. Цель экскурсии - узнать как можно больше о городе Калинове и его обитателях, чтобы ответить на вопрос урока: почему "Гроза" -драма? В чем суть конфликта? Какие конфликты прослеживаются в драме?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
groza_tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_-_kopiya.docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
Преподаватель: Гордеева Н.Ф. СПБ ГБПОУ «Колледж «Красносельский»
Тема урока: Конфликты в «Грозе»
Тип урока: урок открытия новых знаний (заочная экскурсия по городу).
Цель урока:
- анализируя 1 действие драмы, определить разные стороны конфликта (бытовой (семейный), социальный, нравственный (личностный);
- способствовать развитию творческих способностей и возможностей обучающихся;
- воспитывать художественно-эстетический вкус старшеклассников и их читательскую культуру.
Результаты урока:
предметные
- владение навыками анализа драматического произведения;
- умение характеризовать героев драмы;
метапредметные
личностные:
- выработка четкого представления о нравственных категориях и нормах поведения;
- смыслообразование, действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания;
регулятивные:
- определяют цели деятельности;
- волевая саморегуляция;
- осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка;
познавательные:
- умение формулировать и аргументировать свои мысли;
- умение привлекать новый и изученный материал;
- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, смысловое чтение, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
коммуникативные:
- осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Технология (-и) урока: проблемно-диалогическая, педагогика сотрудничества.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Опорные понятия: драма, конфликт, нравственность,
Образовательные ресурсы: текст драмы А.Н.Островского «Гроза», презентация, литературоведческие словари.
Этап урока | Деятельность учителя (применяемые технологии, приёмы) | Деятельность учащихся (формы организации деятельности) |
Организационный момент. | Включение учащихся в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Организует подводящий к теме диалог на основе знаний текста драмы, подводя диалог к выявлению конфликтов в драме «Гроза». | Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений. | Выявляет уровень знаний. Реализация домашнего задания. - Вспомните, что такое драма? Что такое конфликт? Дайте толкование этих слов. (Для проверки слова и их значения выводятся на экран) | Учащиеся отвечают на вопросы. |
Организует проблемный (продуктивный) диалог и определяет типичные недостатки. Какие цитаты из 1 действия драмы характеризует жизнь в городе Калинове? Запишите их в тетради - Нам предстоит разрешить проблему: какая из этих цитат наиболее соответствует действительности? | (“Жестокие нравы…в нашем городе, жестокие…”, “Бла-алепие, милая, бла-алепие, в обетованной земле живете”) | |
Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности. | Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Сегодня на уроке вас ожидает сюрприз: необычная экскурсия…в 19-ый век. Мы обойдемся без машины времени, нашими гидами станут литература, живопись, музыка, театр. Цель нашей экскурсии – узнать как можно больше о городе Калинове и его обитателях, чтобы ответить на основной вопрос урока: почему “Гроза” Островского – драма? В чем суть конфликта? Какие конфликты прослеживаются в драме? По ходу обсуждения формулируем и записываем выводы. | |
Построение проекта выхода из затруднения. (Изучение нового материала). | Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения. Анализ 1 действия драмы “Гроза” - Итак, мы с вами в городе Калинове. Город встречает нас песней – вслушаемся в ее слова и мелодию. (песня “Среди долины ровныя…” на фоне презентации слайдов с видами русского города 19 века) - Как вы считаете, почему на фоне бескрайнего волжского простора звучит столь печальная песня? | Составляют план достижения цели. Исследуют ситуацию. Отвечают на вопросы. |
Самостоятельная работа | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний. - Вы уже успели побродить по калиновским улицам и бульвару, подышать городским воздухом, познакомиться с его жителями. Давайте обменяемся впечатлениями: проанализируйте первые реплики героев и о героях, расскажите о людях, живущих здесь, о взаимоотношениях между ними. | Самостоятельная работа. Записывают в тетради. Вывод: в драме ярко выражен социальный конфликт: мир Диких и Кабаних с одной стороны и Кулигин, Борис, Кудряш – с другой. |
Подойдем поближе к нашим героям, послушаем, о чем говорят калиновцы. - Как вы считаете, возможно ли мирное сосуществование в одном доме Кабанихи и Катерины? Докажите, анализируя реплики участников сцены. | Записывают в тетради. Вывод: в этой сцене видим истоки бытового (семейного) конфликта, столкновение патриархальных взглядов Кабанихи и мечты Катерины о свободе. | |
- А теперь пришло время войти в купеческий дом. Поведут нас туда замечательные экскурсоводы - русские художники 19 века Перов, Федотов, Пукирев, Рябушкин. ( Презентация слайдов с видами купеческого дома) - Судьба женщины в России очень сложна. Не случайно, выходя замуж, девушки пели грустные песни. Послушаем одну из них. (звучит запись песни “Матушка, матушка, что во поле пыльно?” - Представьте себе, сколько было пролито слез за дубовыми купеческими заборами, сколько душевной тоски и муки таят в себе эти толстые стены… А еще лучше – посмотрите. - Как вы думаете, что является причиной такой душевной муки Катерины? | Сообщение учащегося: Поднимемся по парадной, богато отделанной позолотой лестнице купеческого терема и заглянем внутрь его. Что же мы видим? Вся семья купца в сборе. Центральная фигура – “глава” семьи. Бросаются в глаза его тяжеловесность, могущественность. Непререкаем его авторитет, все домашние ему подчиняются, выполняют не только его приказы, но и капризы. Такая патриархальность семейного уклада сохранялась в России на протяжении веков. В этом – устойчивость семейного уклада и в то же время основа многих конфликтов. Мы приоткроем дверь пошире и внимательно посмотрим вокруг. На стенах комнаты – ситцевые обои, картины, заморская мебель – в купеческом доме следуют за модой. А какие же нравы царят в купеческом доме и в целом в обществе? Перед нами картина замечательного художника Павла Федотова “Сватовство майора”. Какой переполох царит в доме купца! Майор – “жених”- видимо, проигравшийся в пух и прах, решил поправить свои дела, женившись на богатой купеческой дочке. Брак по расчету – типичный “брак а ля мод” для русского общества 19 века. Майор, стоя в передней, приосанился, втягивает брюшко, подкручивает усы, желая показаться бравым воякой. Мир купечества показан через мир вещей: огромная хрустальная люстра, начищенный паркет, безвкусные картины на стенах, поблескивание посуды, сверкание драгоценностей на невесте. Одежда характеризует значимость события: открытое воздушное платье смущает девушку (в быту она, видимо, носит другую одежду), купчиха, как в броню, одета в тяжелое парчовое платье, сверху для солидности накинута дорогая шаль. Но очень нелепо выглядит повойник на голове, да и на невесте неприлично много драгоценностей. Самые колоритные образы - фигуры матери и дочери. В чертах купчихи проступает грубость, без усилий можно прочесть в выражении ее лица властность, духовную нищету, мещанское честолюбие. Не случайно в центре картины не фигура невесты, а властная рука, грубо схватывающая дочь за платье. Да и губы будто шепчут: “Дура, вернись!” Что сделало ее такой? Жизнь в этом доме, полном лжи, приживалок, грубости, ханжества, лести! Дочери, вероятно, очень не хочется повторить судьбу матери, вот почему она так рвется из родительского дома. Но что ждет ее в замужестве с нищим, прокутившим свое состояние за карточной игрой, молодящимся “лихим майором”? (Театрализация монолога Катерины “Отчего люди не летают?...”, явл.7) Записывают в тетради. Вывод: монолог раскрывает нравственную сторону конфликта, личностный конфликт: мучительный разлад в душе Катерины, выбор между долгом и возможностью греховного счастья. | |
Этап продуктивного использования полученных знаний | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний в других условиях. - В явл.8 автор выводит на сцену барыню, а в явл.9 раздаются удары грома. Как вы считаете, с какой целью это сделано? | Учащиеся отвечают. |
Итог урока | - Так какая цитата отражает реальную жизнь в городе Калинове? Каково ваше отношение к его жителям? Какие стороны конфликта увидели мы в первом действии драмы? | Учащиеся отвечают. |
Домашнее задание: | Инструктирует учащихся. -Чтение 2-3 действия драмы (проследить развитие конфликта), - Сочинение – миниатюра “Быт и нравы города Калинова (в драме Островского “Гроза” и на картинах русских художников)”. | Анализируют и выявляют степень готовности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"
Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...
Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"
Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...
Методический семинар для педагогов "Конфликт. Способы решения конфликтов"
Мы живем в мире конфликтов. Каждый день вдали от нас и рядом снами вспыхивают конфликты между отдельными людьми и целыми народами. В семье, на работе, на отдыхе обычно легко разрушаются человече...
Профилактика конфликтов в детском доме как средство повышения эффективности работы с детьми. Методы и приемы управления конфликтом (тренинг с педагогами)
Тренинг позволяет совершенствовать умения управлять конфликтными ситуациями, учиться "учиться сориться так, чтобы после этого относиться друг к другу еще лучше" (В.Козлов)...
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
Открытое мероприятие с родителями "Конфликт. Конфликт? Конфликт!"
Вашему вниманию предлагается открытое мероприятие с участием родителей. Проблема конфликтов в обществе имеет место ещё с 5 века до нашей эры, которую поднимал Сократ. В свое время он произносил речи о...
«Что такое конфликт? Начало конфликта. Стили входа в конфликт»
по программе «профилактика асоциального поведения» (7кл.) Цель урока: помочь подросткам увидеть роль конфликтов в жизни человека.Задачи:Образовательные:формирование ...