Урок литературы в 10 классе по творчеству Н.В.Гоголя
план-конспект урока по литературе (10 класс)
«Мир, живущий обманом и ложью, или почему
Н.В.Гоголь разочаровался в Петербурге, а всё же посвятил ему целый цикл «Петербургских повестей»?»
в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
barannikova_i.m_razrabotka_uroka.docx | 45.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Коршуновская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока литературы
«Мир, живущий обманом и ложью, или почему
Н.В.Гоголь разочаровался в Петербурге, а всё же посвятил ему целый цикл «Петербургских повестей»?»
в 10 классе
Составила:
Баранникова И.М,
учитель русского языка и литературы
2020г.
МКОУ «Коршуновская средняя общеобразовательная школа»
План-конспект литературы
(учитель русского языка т литературы Баранникова И.М.)
«Мир, живущий обманом и ложью, или почему Н.В.Гоголь разочаровался в Петербурге, а всё же посвятил ему целый цикл «Петербургских повестей»?»
в 10 классе
Цель урока: - обобщить ранее полученные знания о «Петербургских повестях»; определить место Петербурга в творчестве Н.В Гоголя
Задачи:
Образовательная:
- проанализировать повести и ответить на вопрос, который обозначен в теме урока;
Развивающие:
-формировать умение глубокого анализа текста;
-вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока;
-развивать творческие способности, монологическую речь.
Воспитательные:
-вызвать интерес к творчеству Н. В. Гоголя;
-формировать нравственные ценности личности.
Тип урока – урок развития умений и навыков
Форма урока: урок- исследование
Место урока в учебном процессе: заключительный урок по творчеству Н.В Гоголя
Используемые педагогические технологии:
- технология метода проекта;
-информационно – коммуникационная технология;
- элементы технологии исследовательской деятельности обучающихся и элементы дифференцированного подхода к обучению.
Средства обучения: проектор, компьютер, иллюстрации к произведениям, портрет Гоголя
Методы и приёмы обучения: Исследовательский, эвристический, кейс-метод, фишбоун;
Демонстрационный материал: видеоуроки «Путешествие по современному Невскому проспекту», «Жизнь и творчество писателя», «Гоголь в Петербурге», «Невский проспект Гоголя»:
отрывки из художественных фильмов «Нос», «Шинель» (по одноимённым произведениям Н.В. Гоголя);
Информационный материал: произведения Н.В. Гоголя «Невский проспект», «Нос», «Портрет»
Раздаточный материал: сборники текстов, таблицы
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя: Актуализация знаний:
- Как называется цикл повестей, куда входят повести «Шинель», «Нос», «Портрет», «Невский проспект» Гоголя? (Петербургские повести)
- Соотносится ли название цикла с содержанием произведений?
Слово учителя (введение в тему): Петербург подарил миру множество талантливых и выдающихся людей. Это великие учёные, музыканты, поэты, писатели, художники. На протяжении трёхсот лет Петербург являлся столицей российского государства, поэтому именно Петербург стал государственным и культурным центром, а Невские берега дарят творческие силы и вдохновение. Возможно, благодаря уникальной атмосфере, царящей в Петербурге, и живописным панорамам, для многих Северная столица стала родиной, вторым домом.
Индивидуальное сообщение: Известные писатели и поэты о Петербурге (А.С.Пушкин, М.В.Ломоносов, Ф.М.Достоевский, А.А.Ахматова, Ф.И.Тютчев, И.А.Бродский)
https://aloban75.livejournal.com/2988776.html -фотографии Петербурга
Слово учителя: «Петербургские повести»-третий цикл произведений Н.В.Гоголя. Через все повести проходит образ Петербурга. Будущий писатель получил строго религиозное воспитание, но уже в детстве проникся очарованием фольклора и истории. В Петербурге его ждёт крушение иллюзий и ряд неудач. Чиновничья столица ценит только деньги, стремится получить их любой ценой (в том числе подхалимством, взяточничеством, лицемерием); средств для жизни не хватает, служба в Департаменте уделов принесла лишь разочарование. Только публикация в 1830 году повести " Вечер накануне Ивана Купала" вводит его в пушкинский круг писателей.
Просмотр https://www.youtube.com/watch?v=v46BmWOCAas –жизнь писателя в Петербурге
3 Цель урока: Сегодня мы с вами отправимся в гоголевский Петербург.
Цель нашей поездки: узнать, что это за город, ставший городом Гоголя. Ответим на вопрос: « Почему Н.В.Гоголь разочаровался в Петербурге, но всё же посвятил ему целый цикл «Петербургских повестей»?»
https://ru.wikipedia.org/wiki/Петербургские_повести -создание сборника
Работать будем по группам, использовать кейс-метод. Напомню основные правила работы:
Кейс-метод - техника обучения, использующая анализ реальных ситуаций.
Технология метода:
1. Знакомство с материалом
2. Выделение нужной информации
3. Обсуждение в группах возможных альтернативных решений
4. Принятие решения
5. Презентация решений группами
6. Сравнение и анализ принятых решений, подведение итогов
В конце обсуждения предложенных вопросов каждая группа должна заполнить таблицу.
А итогом работы у нас будет : «Фишбоун» - «скелет рыбы».
Перед нами схема, в которой мы должны отразить весь материал в определённом порядке.
В голове рыбы ставится «толстый вопрос».
Верхние плавники – это аргументы или причины.
Нижние плавники – это факты из произведения, подтверждающие аргументы.
В хвосте рыбы записывается ответ на поставленный «толстый вопрос».
В нашем «фишбоуне» ставится следующий вопрос темы урока: Почему же Н.В.Гоголь разочаровался в этом городе, а всё же посвятил ему целый цикл «Петербургских повестей»?
1 группа: Анализ повести «Невский проспект»
1. Проанализируйте образы, с помощью которых Гоголь рисует картину Невского проспекта. Какова здесь роль изобразительно-выразительных средств и художественных деталей?
2. Прокомментируйте авторские оценки в описании Невского проспекта.
3. Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести?
Повесть Н.В. Гоголя «Невский проспект» | ||
Образ Петербурга в повести | Основные проблемы | Что хотел показать нам автор? |
помощью которых определяется положение человека в
обществе. (Невский проспект – это место, где «пахнет одним гуляньем», где
движутся «бакенбарды, шляпки, талии, дамские рукава, щегольские сюртуки,
греческие носы, пара хорошеньких глазок, ножка в очаровательном
башмачке, галстук…».Торжествует «овеществление человека». Бездуховный
2 группа: Анализ повести «Нос»
1) Назовите детали, которые убеждают читателя в реальности происходящего: назовите время действия; назовите место действия; назовите героя повести
2) С какой целью Ковалев приехал в Петербург? Зачем Ковалев каждый день прохаживался по Невскому проспекту и наносил визиты своим знакомым?
3) О чём предупреждает нас Н.В.Гоголь? Какую маску носим мы в обществе? Что скрываем под ней? Соответствует ли внутреннее содержание человека его поступкам?
Повесть Н.В. Гоголя «Нос» | ||
Образ Петербурга в повести | Основные проблемы | Что хотел показать нам автор? |
3 группа: Анализ повести «Портрет»
1) Какие проблемы ставит Гоголь в повести "Портрет"? Кто главный герой?
2) Какие события: реальные или вымышленные отразились в повести?
В повести отразились впечатления, полученные Гоголем от знакомства с жизнью и бытом художников Петербурга.
3) Из текста видно, что в начале творческого пути Чартков привлекает лучшими человеческими
стремлениями. Почему же он так бездарно загубил талант и искалечил свою жизнь?
Повесть Н.В. Гоголя «Портрет» | ||
Образ Петербурга в повести | Основные проблемы | Что хотел показать нам автор? |
4. Групповая работа учащихся, заполнение таблицы (30 минут)
5. Работа с классом. Группы представляют отчёты.
1 группа: Анализ повести «Невский проспект» по предложенным вопросам
Просмотр :https://www.youtube.com/watch?v=FO4F4D2E4ZU – Невский проспект Гогодя
Делаем вывод: Мы получаем исчерпывающее представление о пестрой петербургской толпе в повести «Невский проспект». Невский проспект – парадная часть города – представляет весь Петербург. Как изображена улица? (как живое существо, она источник всех несчастий и зол) Автором рисуется «выставка всех лучших произведений человека» и детали одежды, портрета заменяют нам характеры и личности. Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует социальные слои Петербурга. Невский проспект для Гоголя – это олицетворение всего Петербурга, города контрастов. Именно здесь встречаются главные герои. Петербург «убивает» художника и благосклонен к чиновнику. Истории, случившиеся с Пискаревым и Пироговым,- это два главных сюжетных эпизода, две части общей картины Невского проспекта и Петербурга. Пирогов был доволен своим чином, он считал, что его любезность и чин дают полное право на внимание. А вот что об этом сказал В.Г.Белинский: «Пирогов и Пискарев – какой контраст. Оба они начали в один день, в один час преследования своих красавиц, и как различны для обоих были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст! Пискарев и Пирогов, один в могиле, другой доволен и счастлив даже после неудачного волокитства и ужасных побоев! Да, господа, скучно на этом свете!». Гоголь неоднократно восклицает: «Странно играет нами судьба, странные происшествия случаются на Невском проспекте».
В конце повести Гоголь вновь возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать всю свою ненависть к городу с его продажностью и равнодушием ко всему прекрасному и к человеку. Петербург в повести Гоголя предстает городом двойственности. Писатель подчеркивает противоречие между видимостью его и сущностью.
Повесть Н.В. Гоголя «Невский проспект» | ||
Образ Петербурга в повести | Основные проблемы | Что хотел показать нам автор? |
Невский проспект-улица, где происходит действие. Автор показывает её как живое существо, она источник всех несчастий и зол. Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует социальные слои Петербурга. Петербург «убивает» художника и благосклонен к чиновнику. «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется» | Проблема отражения общественных противоречий, отражения пороков людей и общества, одиночества, истинного искусства; | Продажность и равнодушие ко всему прекрасному; Судьба “маленького человека” в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью. |
2 группа: Анализ повести «Нос»
Анализ повести по вопросам
Делаем выводы: Создавая гротескную ситуацию, Н.В. Гоголь показывает обычное в необычном свете, то, к чему все привыкли и не замечают, - срывает маску с уродливых явлений действительности.
Призывает читателя заглянуть себе в душу и ответить, прежде всего, самому себе, соответствует ли его поведение, его душевный склад общепринятым нормам морали и нравственности.
Ковалев – не тот, за кого себя выдает: не настоящий майор, не соответствует вице-губернаторскому месту, неискренен со своими знакомыми. Он становится честным, активным, готовым заплакать только тогда, когда с ним случается беда, когда он теряет нос.
А когда нос вернулся, то вернулась его прежняя маска: прежние привычки, прежние знакомства. Понадобилось вмешательство нечистой силы, чтобы сорвать с него маску, открыть его истинное лицо.
Маска у всех героев: у брадобрея, у частного пристава, у доктора, у квартального полицмейстера – у всей России… Под внешним приличием кроется равнодушие, лживость, грубость, взяточничество, чинопоклонство, тщеславие, лесть, зависть. Сорвать маску с пороков общества – вот задача Н.В. Гоголя.
Отрывок из художественного фильма «Нос» (по одноимённой повести Н.В.Гоголя
Повесть Н.В. Гоголя «Нос» | ||
Образ Петербурга в повести | Основные проблемы | Что хотел показать нам автор? |
Петербург – столица государства Российского. Ковалёв живёт на Садовой улице. Цирюльник живёт на Вознесенском проспекте. Встреча с Носом произошла в Казанском соборе. Невский проспект столицы – своеобразная сцена, на которой каждый играет свою роль); Петербург Гоголя - это город, в котором фантастическое и реальное находятся в неразрывном единстве. Здесь возможны самые необыкновенные происшествия. | Соответствует ли внутреннее содержание человека его поступкам? | Под внешним приличием кроется равнодушие, лживость, грубость, взяточничество, чинопоклонство, тщеславие, лесть, зависть. Автор изображает людей и события в фантастически-преувеличенном, уродливо-комическом виде. |
3 группа: Анализ повести «Портрет» (по вопросам)
Делаем выводы: В повести "Портрет" Николай Васильевич Гоголь поднимает проблему духовной деградации человека. Она происходит в том случае, если человек не совершенствует свой талант, не обогащается. Духовную деградацию можно увидеть на примере молодого художника Чарткова, который предал свои способности ради денег и славы. Чартков был очень талантлив. Он писал мечтательные картины, "его кисть отзывалась наблюдательностью, соображением, шибким порывом". Профессор восхищался им и всегда предупреждал, чтобы тот не губил свой талант. Но, однажды купив картину, на которой был нарисован старик с "живыми глазами", как казалось Чарткову, жизнь его изменилась. Найдя в ней деньги, он потратил их на свои удовольствия, что очень ему понравилось. Далее, ради денег, он начал рисовать портреты, но было мало сходств их с живыми людьми - художник, по просьбе заказчиков, убирал многие изъяны и недостатки. Так и происходила деградация его таланта. После он сам понял, что произошло: Чартков из-за жажды денег погубил самое ценное, что у него было.
Повесть Н.В. Гоголя «Портрет» | ||
Образ Петербурга в повести | Основные проблемы | Что хотел показать нам автор? |
Действие происходит в Петербурге. Писатель создает два типа художника. Первый, талантливый художник Чартков, под влиянием власти денег и жажды быстрой славы проходит путь деградации, а другой - создатель дьявольского портрета - путь восхождения | Влияние власти денег на человека; Проблема истинного искусства; Проблема выбора | Вечное противостояние добра и зла, их бесконечная борьба в человеческой душе. Человек ответственен за содеянное зло. Перед каждым всегда открыт путь, ведущий к духовной победе над злом. Право выбора остается за человеком. Нельзя ставить материальные ценности превыше духовных. |
https://www.youtube.com/watch?v=GsPXGpcmKDg –«Портрет» Николая Гоголя: тайна разгадки
6. Слово учителя: Группы отчитались о своих исследованиях.
-Зачем Н.В.Гоголь посвятил Санкт-Петербургу целый цикл повестей? Что общего в них?
- Что является объектом изображения в «Петербургских повестях»?
-С какой целью автор обличает пороки современного ему общества? Существуют ли они в современном мире? Какие бы вы предложили меры для борьбы с тщеславием, жадностью, лицемерием людей, взяточничеством?
Приём «Фишбоун» - «скелет рыбы».
7. Подводим итоги урока: Петербург в повестях Гоголя олицетворяет собой мир, живущий обманом и ложью. Жизнь может неожиданно обернуться для человека нелепой, странной, фантастической и безжалостной. Страшная и мрачная романтика Петербурга пропитана злом, губительным для "маленького человека" и способна принимать самые неожиданные и волшебные формы. Вместе с тем, Гоголь -- мастер реальных образов, умеющий в самом обыкновенном видеть поэзию, подмечать существенные стороны жизни и человеческих типов. Но реальность, соединяясь с фантастикой, становится страшной, гротесковой. Это подчеркивает призрачность действительности и непрочность, неустойчивость, зыбкость человека в столкновении с миром зла.
8.Рефлексия:
Предлагаю вам облако "тегов", которые необходимо дополнить.
- сегодня я узнал...
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
- мне захотелось…
9. Оценки за урок
10. Домашнее задание: создайте обложку или буклет к сборнику Н.В.Гоголя «Петербургские повести»
Используемая литература:
1. http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/materials/g1.html – Маранцман В.Г. Материала для изучения повести Н.В.Гоголя «Петербургские повести»,
2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.Современный урок. Часть 3: Проблемные уроки. – Ростов н\Д: «Учитель», 2006.
3. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] // http://ru.wikipedia.org
4.Гоголь, Н.В. Справочное пособие [Текст] / авт.-сост. Л.Д.Страхова. – М.: ДРОФА. 1997. – 96 с.
5.Золотарева, И.В. Поурочные разработки по литературе. 9 класс [Текст] / И.В.Золотарева, О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ВАКО. 2003. – 400 с.
6.Золотусский, И.П. Гоголь [Электронный ресурс] // http://gogol.lit-info.ru/
7.Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова [Текст] / Ю.М.Лотман. – М.: Просвещение. 1988. – 348 с.
8.Манн, Ю.В. Поэтика Гоголя [Текст] / Ю.В.Манн. – М.: Советский писатель. 1988. – 390 с.
9.Турбин, В.Н. Герои Гоголя [Текст] / В.Н.Турбин – М.: Просвещение. 1983. – 220 с.
10.Тропа к Гоголю [Текст] / под ред. Ю.В.Манна. – М.: Детская литература. 1976. – 280 с.
Приложение к плану-конспекту урока
ТЕМА УРОКА: «Мир, живущий обманом и ложью, или почему Н.В.Гоголь разочаровался в Петербурге, а всё же посвятил ему целый цикл «Петербургских повестей»?»
Таблица
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Коллекция «Петербург - столица Российской империи» | информационный | Иллюстрации фотографии | |
2 | Жизнь Н.В Гоголя в Петербурге | информационный | видео | |
3 | Создание сборника | информационный | видео | |
4 | Невский проспект Гоголя | информационный | видео | |
5 | «Портрет» Николая Гоголя: тайна разгадки | информационный | видео |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя.
Данная презентация поможет сообщить сведения о жизни, литературном творчестве, дружбе Н.В.Гоголя....
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Данная презентация поможе учителю в организации уроков по творчеству Н.В.Гоголя и повести "Ночь перед Рождеством"...
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"
В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.Лескова "Сказ о косом левше и стальной блохе"
Данная презентация содержит большой материал к урокам по творчеству Н. Лескова и при изучении " Сказа о косом левше и стальной блохе" (вопросы, иллюстрации, задания)...
Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"
Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...
Презентация к уроку литературы 9 класс по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"
Данный материал предназначен для проведения урока литературы в 9 классе....
Презентация к уроку литературы 8 класс по пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор". Образ городничего
Главные образы комедии...