Урок по литературе в 5 классе по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе»
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Корюшкина Марина Владимировна

Урок по литературе в 5  классе  по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по литературе в 5 классе

 по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Предметные задачи:

  • познакомить учащихся с повестью В.Г. Короленко «В дурном обществе»;
  • развивать способность понимания авторской позиции текста;
  • учить делать выводы и применять опыт  прочитанного в условиях реальной жизни;
  • развивать способность высказать своё отношение к прочитанному, к поступкам героев;
  • совершенствовать коммуникативные навыки учащихся.

Метапредметные задачи:

  • освоение способа перехода от первичного смысла к обобщённой версии.

Действия учителя

Действия ученика

         Вводный этап.

  1. Знакомство с жизнью и творчеством В.Г. Короленко.
  2. Дома вы познакомились с повестью  В.Г. Короленко «В дурном обществе», которая и станет предметом обсуждения на нашем уроке.
  3. Словарная работа.

        Толкование понятия «нравственность» (запись оформлена на доске)

        Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы (из «Толкового словаря русского языка» Ожегова).

         Выступление заранее подготовленных учащихся. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

         Обсуждение понятия, высказывание своей точки зрения, аргументация её, приведение примеров из личного опыта.

          I этап – первичный смысл произведения.

  1. Диагностика знания текста. Отметить номера правильных предложений.
  1. Тюрьма была лучшим архитектурным украшением города.
  2. Замок был противен мальчику, так как имел зловещий вид.
  3. Васю и его отца разделила смерть Васиной матери.
  4. Вася и Валек впервые встретились в роще.
  5. Валек отказался идти в гости к Васе потому, что боялся судью.
  6. Маруся очень отличалась от Сони.
  7. Валек первым объяснил Васе, что его отец – хороший человек.
  8. Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для неё.
  9. Мясо для Валека и Маруси было редкой  едой.
  10. Маруся заболела осенью.
  11. Вася тайком взял куклу у Сони.
  12. Отец понял Васю после того, как узнал у Тыбурция правду.

  2. Постановка проблемного вопроса.

– Всегда ли “дурное общество” может отрицательно повлиять на человека?

Учащиеся отмечают номера правильных произведений:

  1. +
  2. +
  3. +
  4. +
  5. +
  6. +
  7. +

                II этап – анализ смысловых версий детей и соотнесение их с текстом.

     Подведение к проблемной ситуации.

– Старый Януш не один раз говорил Васе, что Вася “сын таких почтенных родителей” и в “дурном обществе”.

 Что же представляет из себя это “дурное общество”?

 Сделал ли Вася что-либо дурное за время общения с “детьми подземелья”?

 Прав ли отец, обвиняя сына в воровстве?

     

 

  Дети озвучивают свои версии. Похожие версии объединяются в одну. Каждый учащийся пробует доказать свою версию словами из текста.

  • Мальчик обманывал отца, когда тот спрашивал, где сын гулял.
  • Вася выпросил куклу у Сони для Маруси и в тайне от отца отнес игрушку.
  • Обманывать плохо.
  • Нужно быть хорошим сыном или дочерью своим родителям.

       Учащиеся либо соглашаются с доказательством и принимают его, либо опровергают и приводят более точное понимание и толкование смысла текста.

      III этап – работа над пониманием смысловой линии произведения (групповая форма работы).

– Глубже понять мотив поступков Васи нам поможет следующая работа.

 Японцы и китайцы верят, что все имеет свою душу: каждый камень, цветок, песчинка и т.д.

   – Попробуйте представить, что вещи ожили на страницах нашей книги и заговорили. Пусть кукла, взятая Васей у Сони, (а, по словам отца, украденная)  расскажет нам сначала о Соне (готовит 1 группа), потом о Васе (2 группа) и, наконец, о Марусе (3 группа). Это должна быть доверительная история-переживание, рассказанная от лица куклы.

 – Выясните, с кем, по словам самой куклы, ей было приятнее всего находиться?

    – Подумайте,   была    ли    другая      

   возможность   у  Васи получить куклу для    

    Маруси, например:   попросить  у отца?

 – Попробуйте составить такой диалог между отцом и сыном (задание каждой группе).

 – Определите, какие черты характера проявляются у мальчика в истории с куклой?

        Рассказы детей, составленные в группах, обсуждение с учениками соотношения поступков взрослых и детей.

        При работе над пересказом фрагментов текста следует обратить внимание на интонации героев, на глаголы, описывающие действия и чувства героев.

–   Что изменилось в чувствах Васи после вмешательства Тыбурция?

       IV этап – фиксация обобщённой смысловой версии в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

– Вася познакомился с абсолютно новым для него миром, который перевернул всю его жизнь. Что мальчику открылось в новом для него мире?

– Что Вася нового открыл в самом себе?

   – Что нового открылось мальчику в собственном отце, которого он, оказывается, совсем не знал?

 

– Существование нищих. Осознание того, что его новые друзья – нищие.

 – Чувство сострадания, верность данному слову, радость дружбы.

 –   Знакомство с «дурным обществом» помогло Васе по-иному взглянуть на отца, а случай с куклой окончательно уничтожил барьер, существовавший между Васей и отцом.

       V этап – изменение и обогащение смысловой версии учащимися.

   – В начале урока мы обратились к толкованию понятия «нравственность». Удивительно, «нравственность» и «дурное общество» – понятия несовместимые. Парадокс! “Дурное общество” повлияло на становление личности Васи и помогло ему найти контакт с родным отцом. Как это произошло?

Рефлексия.

   – Продолжите фразу: «Человек – это звучит гордо, потому что …».

Домашнее задание.

   – Составить несколько вопросов, с которыми вы хотели бы обратиться к Васе – герою повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

       Индивидуальные высказывания учащихся, объединение их версий в одну.

 – История дружбы Васи с «детьми подземелья» – это история его внутреннего перерождения. «Долго сдерживаемая любовь хлынула целым потоком» в сердце мальчика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе. В.Г.Короленко «В дурном обществе».

В.Г.Короленко «В дурном обществе».  Урок литературы в 6 классе. Аннотация: презентационное сопровождение урока.Знакомство с В.Г.Короленко.Словарная работа.«В дурном обществе».Жанр прои...

Урок русской литературы в 5 классе. В. Г. Короленко. В дурном обществе.

 Глава «Кукла» — кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. Подготовка к сочинению.Урок развития речи...

Презентация "Своя игра" в 5 классе по произведению В.Г.Короленко "В дурном обществе"

Урок литературы  в 5 классе по произведению В.Г.Короленко "В дурном обществе"...

План-конспект урока по литературе на тему "Тихий подвиг любви" по произведениям В.Г. Короленко "В дурном обществе" и "Слепой музыкант".

Содержание урока направлено на формирование умения воспринимать мир чувств и переживаний  героев, а также на выявление художественного своеобразия творческой манеры писателя....

«Дружба Васи, Валека и Маруси» (по произведению В. Г. Короленко «В дурном обществе»)

Конспект урока по литературе в 6 классе на тему «Дружба Васи, Валека и Маруси» (по произведению В. Г. Короленко «В дурном обществе») с использованием технологии развития критического мышления чер...

Конспект урока в 6 классе по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" "Дружба Васи с Валеком и Марусей"

Конспект урока в 6 классе по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" "Дружба Васи с Валеком и Марусей"...

Открытый урок по теме: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет» (на основе произведения В.Г. Короленко «В дурном обществе»).

Предмет: литература и обществознание Тип урока: применение знаний и умений. Цели урока:1. Способствовать переосмыслению понятия «человек в ситуации нравственного выбора»;2. Осозн...