Урок по литературе в 5 классе по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе»
план-конспект занятия по литературе (5 класс)
Урок по литературе в 5 классе по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по литературе 5 класс (В.Г. Короленко «В дурном обществе») | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературе в 5 классе
по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе»
Предметные задачи:
- познакомить учащихся с повестью В.Г. Короленко «В дурном обществе»;
- развивать способность понимания авторской позиции текста;
- учить делать выводы и применять опыт прочитанного в условиях реальной жизни;
- развивать способность высказать своё отношение к прочитанному, к поступкам героев;
- совершенствовать коммуникативные навыки учащихся.
Метапредметные задачи:
- освоение способа перехода от первичного смысла к обобщённой версии.
Действия учителя | Действия ученика |
Вводный этап.
Толкование понятия «нравственность» (запись оформлена на доске) Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы (из «Толкового словаря русского языка» Ожегова). | Выступление заранее подготовленных учащихся. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Обсуждение понятия, высказывание своей точки зрения, аргументация её, приведение примеров из личного опыта. |
I этап – первичный смысл произведения.
2. Постановка проблемного вопроса. – Всегда ли “дурное общество” может отрицательно повлиять на человека? | Учащиеся отмечают номера правильных произведений:
|
II этап – анализ смысловых версий детей и соотнесение их с текстом. Подведение к проблемной ситуации. – Старый Януш не один раз говорил Васе, что Вася “сын таких почтенных родителей” и в “дурном обществе”. Что же представляет из себя это “дурное общество”? Сделал ли Вася что-либо дурное за время общения с “детьми подземелья”? Прав ли отец, обвиняя сына в воровстве? |
Дети озвучивают свои версии. Похожие версии объединяются в одну. Каждый учащийся пробует доказать свою версию словами из текста.
Учащиеся либо соглашаются с доказательством и принимают его, либо опровергают и приводят более точное понимание и толкование смысла текста. |
III этап – работа над пониманием смысловой линии произведения (групповая форма работы). – Глубже понять мотив поступков Васи нам поможет следующая работа. Японцы и китайцы верят, что все имеет свою душу: каждый камень, цветок, песчинка и т.д. – Попробуйте представить, что вещи ожили на страницах нашей книги и заговорили. Пусть кукла, взятая Васей у Сони, (а, по словам отца, украденная) расскажет нам сначала о Соне (готовит 1 группа), потом о Васе (2 группа) и, наконец, о Марусе (3 группа). Это должна быть доверительная история-переживание, рассказанная от лица куклы. – Выясните, с кем, по словам самой куклы, ей было приятнее всего находиться? – Подумайте, была ли другая возможность у Васи получить куклу для Маруси, например: попросить у отца? – Попробуйте составить такой диалог между отцом и сыном (задание каждой группе). – Определите, какие черты характера проявляются у мальчика в истории с куклой? | Рассказы детей, составленные в группах, обсуждение с учениками соотношения поступков взрослых и детей. При работе над пересказом фрагментов текста следует обратить внимание на интонации героев, на глаголы, описывающие действия и чувства героев. – Что изменилось в чувствах Васи после вмешательства Тыбурция? |
IV этап – фиксация обобщённой смысловой версии в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». – Вася познакомился с абсолютно новым для него миром, который перевернул всю его жизнь. Что мальчику открылось в новом для него мире? – Что Вася нового открыл в самом себе? – Что нового открылось мальчику в собственном отце, которого он, оказывается, совсем не знал?
| – Существование нищих. Осознание того, что его новые друзья – нищие. – Чувство сострадания, верность данному слову, радость дружбы. – Знакомство с «дурным обществом» помогло Васе по-иному взглянуть на отца, а случай с куклой окончательно уничтожил барьер, существовавший между Васей и отцом. |
V этап – изменение и обогащение смысловой версии учащимися. – В начале урока мы обратились к толкованию понятия «нравственность». Удивительно, «нравственность» и «дурное общество» – понятия несовместимые. Парадокс! “Дурное общество” повлияло на становление личности Васи и помогло ему найти контакт с родным отцом. Как это произошло? Рефлексия. – Продолжите фразу: «Человек – это звучит гордо, потому что …». Домашнее задание. – Составить несколько вопросов, с которыми вы хотели бы обратиться к Васе – герою повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». | Индивидуальные высказывания учащихся, объединение их версий в одну. – История дружбы Васи с «детьми подземелья» – это история его внутреннего перерождения. «Долго сдерживаемая любовь хлынула целым потоком» в сердце мальчика. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе. В.Г.Короленко «В дурном обществе».
В.Г.Короленко «В дурном обществе». Урок литературы в 6 классе. Аннотация: презентационное сопровождение урока.Знакомство с В.Г.Короленко.Словарная работа.«В дурном обществе».Жанр прои...
Урок русской литературы в 5 классе. В. Г. Короленко. В дурном обществе.
Глава «Кукла» — кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. Подготовка к сочинению.Урок развития речи...
Презентация "Своя игра" в 5 классе по произведению В.Г.Короленко "В дурном обществе"
Урок литературы в 5 классе по произведению В.Г.Короленко "В дурном обществе"...
План-конспект урока по литературе на тему "Тихий подвиг любви" по произведениям В.Г. Короленко "В дурном обществе" и "Слепой музыкант".
Содержание урока направлено на формирование умения воспринимать мир чувств и переживаний героев, а также на выявление художественного своеобразия творческой манеры писателя....
«Дружба Васи, Валека и Маруси» (по произведению В. Г. Короленко «В дурном обществе»)
Конспект урока по литературе в 6 классе на тему «Дружба Васи, Валека и Маруси» (по произведению В. Г. Короленко «В дурном обществе») с использованием технологии развития критического мышления чер...
Конспект урока в 6 классе по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" "Дружба Васи с Валеком и Марусей"
Конспект урока в 6 классе по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" "Дружба Васи с Валеком и Марусей"...
Открытый урок по теме: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет» (на основе произведения В.Г. Короленко «В дурном обществе»).
Предмет: литература и обществознание Тип урока: применение знаний и умений. Цели урока:1. Способствовать переосмыслению понятия «человек в ситуации нравственного выбора»;2. Осозн...