Подготовка к итоговому сочинению 2021-2022
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Лемудкина Наталья Владимировна

Презентация поможет обучающимся разобраться в направлениях итогового сочинения. Вспомнить литературные произведения, которые можно использовать в качестве аргументов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_itogovomu_sochineniyu_po_literature_2021-2022.pptx426.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года: 1 . Человек путешествующий: дорога в жизни человека 2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? 3. Преступление и наказание — вечная тема 4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня 5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Слайд 2

Композиция сочинения 1.Вступление. Размышление по теме сочинения. Оно раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем. 2.Основная часть. В этой части доказывается 2-3 тезиса. Здесь раскрывается идея сочинения и связанные с ней вопросы. (Эти доказательства строится по принципу: тезис-доказательство-вывод- логический переход к новой мысли. ( Опора на литературные произведения – главный критерий при оценивании сочинения) 3 . Заключение. Здесь подводятся итоги, содержатся конечные выводы и оценки.

Слайд 3

Направление « Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная )» ФИПИ комментирует : Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей. Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека .

Слайд 4

Примерные темы по направлению «Человек путешествующий» Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор? Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь ? Почему говорят: «дорогу осилит идущий »? Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия? Могут ли мечты быть помощью во время путешествия? Что значит «идти по жизни своим путём »? Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь? Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути? Зачем люди отправляются в путешествие? Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути? Чем путешествия обогащают личность ? Что значит: идти ногу со временем?

Слайд 5

Что читать? Н.С. Лесков «Очарованный странник», «Левша» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» А.С. Грибоедов «Горе от ума» Н.В. Гоголь «Мёртвые души» М.Ю. Лермонтов «Мцыри» Н . Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» И.А . Бунин . «Господин из Сан-Франциско » Л.Н. Толстой «Война и мир» Д. Лондон «Любовь к жизни» Н.А. Некрасов «Тройка», «Железная дорога» Ж. Верн «Дети капитана Гранта» В. Астафьев « Васюткино озеро» А.П. Чехов рассказы ? , «Вишневый сад» Гомер «Одиссея» А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Д. Дефо «Робинзон Крузо» О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»

Слайд 6

Направление «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные ).» ФИПИ комментирует : Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами. Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества. Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Слайд 7

Примерные темы по направлению « Цивилизация и технологии» Меняются ли люди в условиях технического прогресса? Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации? Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации? Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение ? Какие опасности таит в себе технический прогресс ? Что значит «разумное использование технологий? Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса? Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие ? Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение ? Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи ? Почему многие люди боятся достижений цивилизаций? Что значит быть современным ? Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Слайд 8

Технология - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач. Цивилизация – совокупность материальных и духовных достижений общества

Слайд 9

ПРОГРЕСС Социология XIX в. большей частью основывалась на предположении о существовании прогресса, который отождествлялся с индустриализацией. Предполагалось, что технологическое развитие ведет к повышению материального благосостояния, что отражается в улучшении здоровья населения и увеличении продолжительности жизни. Индустриализация ассоциировалась также с развитием гражданских прав (см.: Гражданство), грамотности и образования. Прогресс представлялся социальным проявлением разума, знания и технологии. Однако массовые войны, появление фашизма и тоталитарных правительств в ХХ в. привели к тому, что социологию в целом стал отличать более пессимистичный настрой в связи с ослаблением уверенности в прогрессивном характере индустриального общества.

Слайд 10

+ Научные разработки, предлагающие обществу инновационные технические аппараты, методы максимально эффективной организации деятельности и пути разрешения острых социальных проблем в итоге: улучшают условия труда; повышают содержательность работы, учебы и пр.; обеспечивают непрекращающееся развитие во многих областях, важных с точки зрения функционирования современных государств(природоохранная, оборонная, фармацевтическая и другие сферы); повышают общий уровень жизни народа (продолжительность жизни – больше, питание и медицина – лучше, выбор вариантов удовлетворения материальных и духовных потребностей – шире и т.д.).

Слайд 11

- Лень, безответственность Увеличение одиночества Безопасность Современное оружие

Слайд 12

Что читать? И.А . Бунин. «Господин из Сан-Франциско» М. Булгаков «Собачье сердце» М. Булгаков «Роковые яйца» М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Р. Брэдбери «451 г радус по Фаренгейту», «Вельд» Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени» М. Замятин «Мы» 8. М. Гелприн «Свеча горела» Л. Петрушевская «Гигиена» О. Хаксли «О дивный новый мир» Р. Бредбери «Все лето в один день» Д. Киз «Цветы для Элджернона » Йозеф Пушкаш «Свалка»

Слайд 13

Направление «Преступление и Наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние )» ФИПИ комментирует : Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния. Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др. Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

Слайд 14

Аспекты направления: 1. Преступление и наказание – вечная тема в литературе. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 2. Преступление и наказание как социальные, нравственные и правовые явления. Виды и причины преступлений. Последствия преступлений: моральные, физические, экономические, экологические и др. 3. Наказание правовое и моральное: совесть, вина, раскаяние. 4. Преступление и проступок: какова разница. Трагические ошибки. Преступление морального закона. 5. Бездействие как преступление. Невмешательство, неоказание помощи, равнодушие. 6. Представление о преступлениях и наказаниях в разные исторический периоды/в разных культурах/странах.

Слайд 15

ПРЕСТУПЛЕНИЕ, -я; ср. 1. Юрид . Противозаконное, общественно опасное действие (или бездействие), нарушающее общественный правопорядок и подлежащее уголовной ответственности. П. против государства. Уголовное, должностное, военное, государственное, политическое п. Раскрыть, скрыть п. Совершить п. перед человечеством. Обвиняется в преступлении кто-л. Состав преступления ( юрид .; совокупность признаков общественно опасного действия, при наличии которых закон предусматривает уголовную ответственность). Застать на месте преступления (также: застать врасплох за чем-л. предосудительным, осуждаемым). 2. Предосудительный, недопустимый проступок. Подорвать веру в людей - п. Мечты о замужестве не являются преступлением. Преступление, проступок, беззаконие, злодеяние, вина, провинность, грех, злоупотребление, правонарушение. Тяжкое преступление. Грех смертный. За ним водится тот грех, что... Знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки. Гог . Злоупотребления по службе. Ты, грешным делом, статейки в журнал пишешь : так я в этом отношении хотел тебя предупредить : помалчивай, друг...

Слайд 16

СОВЕСТЬ, -и; ж. Чувство моральной ответственности за своё поведение; нравственная самооценка своего поведения. Спокойная, чистая с. Рабочая, врачебная, гражданская с. Упрёки, муки, угрызения совести. Голос совести. С. нечиста. Иметь с. Потерять с. С. заговорила в ком-л., мучит кого-л. Не иметь ни стыда, ни совести. Со спокойной (чистой) совестью делать что-л. (будучи уверенным в своей правоте). Поступать по совести (справедливо, правильно). Идти, поступать против своей совести (вопреки своим нравственным принципам, убеждениям). (Лежит) на совести кого-л. или чьей-л. (кто-л. виноват в чём-л., ответствен за какой-л. проступок, преступление). Примириться со своей совестью (избавиться от угрызений совести, исправив совершенное зло или раскаявшись). Для очистки совести (разг.; чтобы не обвинять себя потом в чём-л.). Совести хватило у кого (разг.; не постыдился, не постеснялся сделать что-л.). Оставлять на чьей-л. совести (предоставлять право самому оценить правильность своего поведения, поступков). Пора (надо) и с. знать! (разг.; довольно, пора прекратить; нельзя так поступать). ◊ Свобода совести. Право на убеждения, на моральный выбор, право быть верующим или атеистом. Сделка с совестью. Поступить против собственных убеждений. Без зазрения совести. Без стеснения, без стыда. Не за страх, а за совесть делать что. Очень хорошо, добросовестно. <На совесть, в зн . нареч. Добросовестно, хорошо. По совести говоря, в зн . вводн. словосоч . Говоря откровенно, чистосердечно.

Слайд 17

МОРАЛЬ, -и; ж. [франц. morale от лат. moralis - нравственный] 1. Совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу; нравственность. Общечеловеческая м. Христианская, средневековая м. М. нового времени. Придерживаться какой-л. морали. Отвергать, опровергать требования морали. 2. Нравственный вывод, урок из чего-л. М. басни. Найти м. в чьем-л. рассказе. 3. Разг. Нравоучение, наставление. Читать м. Устать от моралей. <Моральный; Моралистический (см.).

Слайд 18

РАСКАЯНИЕ, -я; ср. Сознание своей вины, сожаление о совершенном проступке. Позднее р. Чувство раскаяния. Мучиться раскаянием. Испытать р. Умер без раскаяния. Прийти с раскаянием к кому-л.

Слайд 19

Примерные темы по направлению «Преступление и Наказание» Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить ? Что помогает человеку искоренять зло в себе ? Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке ? Каковы могут быть причины преступлений? Почему за преступлением следует наказание? Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок ? Свобода и ответственность в жизни человека . Что значит быть совестливым человеком? Можно ли простить человека, совершившего преступление? Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом ? Может ли преступление быть оправдано? Какую роль играет совесть в жизни человека? Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека? Можно ли искупить свою вину? В чём различие между ошибкой и преступлением ? Почему стыд бывает ложным, а совесть нет ?

Слайд 20

Что читать? Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Н.С. Лесков « Леди Макбет Мценского уезда » М. Горький «Старуха Изергиль » А.Н. Островский «Гроза» А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель», «Евгений Онегин» Л. Андреев. «Иуда Искариот» Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» Н.В. Гоголь «Ревизор», «Тарас Бульба » М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» А.П. Чехов «Злоумышленник» О. Уальд «Портрет Дориана Грея» А. Кристи «Убийство в Восточном экспрессе», «Десять негритят» С. Кинг «Зеленая миля» В. Гюго «Отверженные» Т. Драйзер «Американская трагедия» У. Шекспир «Гамлет » Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»

Слайд 21

Направление « Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для 11-классника )» ФИПИ комментирует: Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения. В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника. Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Слайд 22

Примерные темы по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня » Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности? Кумиры моего поколения: какие они ? Что добавляет читательский опыт жизненному опыту? Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы? В какой книге изображён портрет современного поколения ? Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху? Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение ? Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература? Какие произведения искусства делают вас счастливым? Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени? Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён ? Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными ? Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения ?

Слайд 23

ИСКУССТВО, -а; ср. 1. Творческое воспроизведение действительности в художественных образах; творческая художественная деятельность. Произведение искусства. Деятели искусства. Русское и. серебряного века. И. для (ради) искусства (теория, отвергающая общественное назначение искусства). Чистое и. (название эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований). 2. Отрасль творческой художественной деятельности. Изобразительное и. Сценическое и. Прикладное и. Кино - самое массовое из искусств. 3. чего или с опр. Отрасль практической деятельности с присущей ей системой приёмов и методов.

Слайд 24

ТВОРЧЕСТВО, -а; ср. 1. к Творить (1.Т.). Неустанное, постоянное т. Самостоятельное т. Научное, художественное, литературное т. Процесс творчества. Т. масс. Т. народа. Муки творчества. Т. природы (о созидательной деятельности природы). 2. То, что создано в результате этой деятельности, со ТВОРИТЬ, - рю , - ришь ; нсв . (св. сотворить). 1. (что). Высок. Создавать, созидать в процессе творческой деятельности материальные или духовные ценности. вокупность созданного, сотворённого кем-л.

Слайд 25

Что читать? Все, что нашло отклик в вашем сердце!

Слайд 26

Направление «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства ).» ФИПИ комментирует : Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства. Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника. При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Слайд 27

ГРАЖДАНИН - Лицо, принадлежащее к постоянному населению определенного государства и наделенное правами и обязанностями в соответствии с законами этого государства. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО (англ. civil society ; нем. Burgerliche Gesellschaft ) - система самостоятельных и независимых от государства общественных инструментов и отношений, обеспечивающих условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для насыщенной социальной, культурной и духовной жизни, сохранения и воспроизводства накопленных нравственных ценностей и передачи от поколения к поколению. Гражданским называют демократическое общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан , находящихся на стабильно высоком социальном, экономическом, политическом, культурном и моральном уровне, создающих совместно с государством развитые правовые отношения.

Слайд 28

СЧА́СТЬЕ , счастья, мн. нет, ср. 1. Состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью. ПОРОК, -а; м. 1. Предосудительный недостаток, позорящее свойство. Обличать п. Лживость - большой п. ДОЛГ, - . 1. Обязанность перед кем-, чем-л. (родиной, народом, с ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, -и; ж. . 2. Обязанность отвечать за последствия предпринимаемых действий; возможность понести наказание за плохие результаты какой-л. деятельности. Личная, гражданская.

Слайд 29

НАРОД, -а; м. 1. Население той или иной страны. Американский н. Цивилизованные народы Европы. 2. Нация, национальность, народность. НАСЕЛЕНИЕ, -я; ср. 1. Совокупность жителей (области, страны и т.п.); народонаселение. Н. города. Перепись населения. Плотность населения. Местное н. 2. Разг. Обитатели чего-л.

Слайд 30

СВОБОДА, - ы ; ж. 1. Отсутствие политического и экономического гнёта, отсутствие стеснений, ограничений в общественно-политической жизни общества. 2. Государственная независимость, суверенитет. Сражаться за свободу своей Родины. 3. Отсутствие крепостной зависимости, рабства. Купить себе свободу. Дать свободу крепостным. 4. Состояние того, кто не находится в заключении, в неволе. Лишение свободы. Выпустить птичку из клетки на свободу. Отпустить заключённого на свободу. 5. Отсутствие зависимости от кого-л., возможность располагать собою по собственному усмотрению. Стеснять чью-л. свободу. Расти, воспитываться на свободе. Пользоваться полной свободой. 6. чего и с инф . Возможность действовать в какой-л. области без ограничений, запретов, беспрепятственно. 7. Филос. Возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.

Слайд 31

Примерные темы по направлению «Кому на Руси жить хорошо ?» Что значит быть авторитетным человеком в обществе ? Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе ? Может ли государство быть справедливым ко всем? Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас ...»? Какими качествами должен обладать с частливый человек? Что такое репутация человека в обществе ? Что значит «быть в ладу с самим собой »? Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации? Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него ? Может ли один человек изменить общество ? Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе ? Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению ? Что делает человека подлинно счастливым ? Всегда ли общество ценит достойных людей ? Что лучше: быть как все или выделяться из толпы ? Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Слайд 32

Что читать? Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» А.С. Пушкин «Медный всадник» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» А.С. Пушкин «Станционный смотритель» М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Л.Н. Толстой «Война и мир» Н.С. Лесков «Очарованный странник» Н.С. Лесков «Левша» Н. В. Гоголь «Ревизор», «Шинель» М. Булгаков «Собачье сердце» М. Горький «На дне» М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» М.Ю. Лермонтов «Песнь о купце Калашникове...» А. Блок «Двенадцать»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Элективный курс: «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)»

Элективный курс «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)» предназначен для учащихся 10-11 классов, которым предстоит в декабре сдавать экзаменационное ...

Декабрьское сочинение 2021-2022

АВТОР: Коновалова Елена Петровна, ученики 11 классов А я делаю так... Пять направлений литературного сочинения, пять групп - ребята разбиваются по группам и досконально разрабатывают свое на...

Презентация к уроку по подготовке к итоговому сочинению 2021-2022

Подготовка к итоговому сочинению. Направление " Цивилизация и технологии - спасение, вызов или трагедия?"...