Чудные картины А.А. Фета
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Попова Юлия Сергеевна

Урок литературы в 5 классе. Пейзажная лирика А.А. Фета. Стихотворение "Чудная картина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе
Урок-галерея «Чудные картины А.А. Фета»

Цель урока

Узнать о биографии и творчестве А. Фета;  научиться анализу лирического произведения.

Тип урока

Урок ознакомления с новым материалом

Планируемые образовательные результаты

Предметные:
знать:  изобразительно-выразительные средства, биографию и творчество А.А. Фета, понятие пейзажная лирика;
уметь: находить изобразительно-выразительные средства; понимать и анализировать лирическое произведение; выразительно читать и устно описывать художественные картины, представленные в произведении.
Метапредметные: формулировать и удерживать учебную цель; обучение анализу текста; формулировка и обоснование выводов  на основе проведенного анализа;
уметь находить, преобразовывать информацию, использовать современные телекоммуникационные технологии; уметь работать в команде; определить качество и уровень усвоения; развивать умения давать оценку своим товарищам и группе.
Личностные:  формулировать собственное мнение и позицию; осознавать ценность поэтических произведений русских поэтов-классиков, богатства возможностей для выражения разных оттенков мысли представленного жанра.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, колонка для передачи музыкального сопровождения; телефон с выходом в интернет у детей.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: афиша к уроку, презентация по теме урока, репродукции картин русских художников с изображением зимних пейзажей.

Основные понятия

Пейзажная лирика, эпитет, олицетворение, цветопись.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточ-ный контроль

1.Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. Эвристическая беседа.

Вступительное слово (после приветствия):
- Ребята,  как называется объявление о зрелищном мероприятии, развешиваемое в публичных местах? (афиша)

- Посмотрите внимательно, а где афиша у нас в кабинете? Давайте с ней ознакомимся (читают).

-  Что такое галерея? Бывали ли вы там? Предлагаю туда отправиться. Сегодня на уроке мы совершим экскурсию в галерею!

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку.

Отвечают на вопросы.

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся.

Познавательные:

понимают познавательную задачу.

Регулятивные:

планируют необходимые действия, операции.

Листы обратной связи.

Устные ответы.

2.Целеполо-гание и построение проекта  выхода из затруднения

Эвристическая беседа

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися.

- Проблемный вопрос: глядя на афишу, мы можем сформулировать тему урока? (название афиши = теме урока)

-Теперь давайте подумаем, зачем мы  туда отправимся? (цели урока - узнать о биографии и творчестве А. Фета;  научиться анализу лирического произведения)

Дополняет ответы учеников, организует и сопровождает их деятельность.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы, строят высказывания. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между афишей и целями урока. Далее записывают в тетрадях число, тему урока.

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: осознают свои возможности в учебной деятельности Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные:

планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные:

строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом учебно-познавательных задач.

Устные ответы

3.Ознакомление с новым материалом

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Составление грамматически связного определения. Письменная работа.

Работа в тетрадях и на доске.
-
Отправляемся в 1 зал (висят картины с зимними пейзажами художников). На слайде мелькают также другие изображения зимних пейзажей России (под сопровождение композиции П.И. Чайковского «Времена года. Зима, январь»).
- Подумайте, что объединяет репродукции картин?
 Из каких элементов состоит пейзаж? (учитель указывает на стенд с элементами пейзажа, предлагает прочесть)
- Где ещё мы можем встретить изображение природы? ( Мы можем встретить изображение природы в живописи, музыке, танце, литературе).
- А пейзаж в литературе называется
пейзажная лирика. Мы узнаем, что это такое, составив определение, заодно потренируемся связывать слова в предложении. (каждая группа получает несколько вырезанных на бумаге слов из определения, которые нужно выстроить на доске так, чтобы получилось связное предложение) Зачитывают, что получилось.
- Ребята, это и называется пейзажной лирикой.
Пейзажная лирика (с фр. Paysage – местность, страна) - это описание природы при помощи словесных средств выразительности. Часто природа в стихах отражает настроение и состояние лирического героя. На слайде появляется полное определение.

А сейчас предлагаю вам собрать пазл. А для чего, узнаете чуть позже. Получившуюся картинку приклеиваем на лист. Время работы – 2 мин. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Кто это? Какие предположения? А давайте узнаем точно посредством телефона. Функция "Окей, Google" с поиском фото доступна? (Это А.Фет) Абсолютно верно! (один собранный портрет поэта вешают на доску) Как раз А. Фету и посвящен 2 зал нашей галереи.
     2 зал. (Выходит ученик в образе экскурсовода)
На слайдах мелькают портреты Фета.
После рассказа экскурсовода учитель раздает детям карточки «Лови ошибку» с искаженными фактами биографии поэта.
Проверка устных ответов учащихся.
Переходим в
3 зал «Изобразительно-выразительный». На слайде перечислены средства художественной выразительности, оформленные как картины (эпитет, сравнение, олицетворение, цветопись)
     
Знакомство со стихотворением «Чудная картина». (текст в учебнике и на слайде)  Учитель предлагает прочесть стихотворение одному ученику (который выразительно читает), затем включает аудиозапись актерского чтения.
-
 Понравилось ли вам чтение стихотворения вашим товарищем? Актером? Да, они оба прочитали хорошо, но почему вышло по-разному? (учащийся еще не понимает той глубины, потому что он впервые увидел стихотворение, не успел осмыслить)
- Как связано стихотворение с пейзажем? Давайте найдем элементы пейзажа.
Аукцион
- Хорошо. Молодцы! Раз вы такие внимательные, приглашаю вас на аукцион, который проходит сейчас в нашей галерее! Аукцион «Кто больше найдет средств выразительности». На слайде инструкция, а победившей команде достанется краска гуашь. Проверяем, все ли нашли. Вручаю упаковку гуаши команде-победителю.

Отвечают на вопросы, элементы пейзажа записывают в тетрадь; под руководством педагога выстраивают на доске слова в определение, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Записывают новое определение в тетрадь.

Собирают пазлы с портретом А. Фета по группам,
выполняют задания.
Экскурсовод рассказывает о биографии поэта по материалу учебника Коровиной 5 кл., заранее выучив информацию. После выступления экскурсовода ученики должны найти ошибочные высказывания и исправить устно. Учащиеся актуализируют в памяти средству художественной выразительности. Открывают текст стихотворения в учебнике. Выразительное чтение одного ученика у доски, следом прослушивают аудиозапись актерского чтения. Сравнивают, анализируют разное прочтение произведения. Находят элементы пейзажа в стихотворении. Находят в тексте стихотворения изобразительно-выразительные средства, называют.

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Личностные: желают приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся.

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из прослушанного выступления одноклассника-экскурсовода; используют современные телекоммуникационные технологии при поиске ответа на вопрос. ; работают с текстом, осуществляют поиск изобразительно-выразительных средств.
Регулятивные:
Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.;

адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления.
Коммуникативные:
осуществляют совместную деятельность в группе и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;  формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают.

Письменная работа

4. Самостоя-тельная работа

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений.

Творческая лаборатория.

- Молодцы, ребята! Сейчас мы проведем творческую лабораторную работу с этим стихотворением. Вам предстоит рассмотреть текст с точки зрения морфологии и синтаксиса. Далее анализ. Группам раздаются карточки для анализа стихотворения «Чудная картина». Двум сильным ученикам предложено индивидуальное творческое задание.
Проверка.
- Определите, делает ли отсутствие глаголов эту картину статичной? (Нет. Дети ищут существительное «бег», которое помогает понять, что всё живет, движется. В стихотворении отчетливо прослеживается мотив пути).
- Пока вы, ребята, работали с таблицей, 2 ученика подготовили творческую работу. Послушаем, что у них получилось (учащиеся зачитывают сочинения у доски).  - Можете сказать, чьё сочинение понравилось и почему?

Отвечают на вопросы, работают с заданиями по карточкам разного уровня сложности. (Необходимо рассмотреть текст с точки зрения морфологии и синтаксиса). Ответы записывают в тетрадь. Задания для творческой работы (для двух сильных учеников):
В своих тетрадях пишут сочинение - миниатюру о своем представлении, о своих чувствах, о своих ассоциациях с помощью трафарета сочинения.

Индивидуальная, групповая

Личностные:

оценивают усваиваемое содержание.

Регулятивные:

самостоятельно планируют необходимые действия, операции
по плану.
Коммуникативные:

формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Письменная работа

5.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

(Итог)

Заключительная беседа по теме урока

- Сегодня мы с вами проанализировали стихотворение «Чудная картина» А.Фета. Для первого раза, думаю, получилось неплохо. Хотелось бы узнать, что чудного вы узнали сегодня на уроке. В нашей галерее, как и в других культурных учреждениях, есть книга отзывов. Мы еще не учились писать отзывы, но в нашей книге есть опорные слова. После заполнения учащимися шаблона учитель просит нескольких ребят озвучить пункты  своего отзыва.
Домашнее задание. (на слайде есть инструкция к выполнению)

Ребята, мы познакомились со сколькими картинами Фета? (одной), а дома вы познакомитесь с остальными. Давайте откроем дневники и запишем: выучить наизусть стихотворение «Чудная картина» и нарисовать к ней иллюстрацию в цвете, познакомиться в учебнике с другими стихотворениями поэта.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке, заполняют книгу отзывов (что нового и чудного узнали на уроке, делятся впечатлениями).

Индивидуальная

Регулятивные:
оценивают свою работу.

Коммуникативные:

строят небольшие монологические высказывания

Листы обратной связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Картина мира в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета"

Открытый урок "Картина мира ..." проводился в рамках районного этапа конкурса педагогических достижений "Педагогические надежды" 2012. Ученики добросовестно подготовились к уроку, и их презентации сос...

Открытый урок: "Обучение анализу лирического произведения (на примере стихотворения А.А. Фета "Чудная картина")"

Открытый урок должен продемонстрировать возможности обучения анализу текста на материале лирического произведения....

Литературно-музыкальная композиция «Чудная картина, как ты мне родна!» (жизнь природы и человека в лирике А.А. Фета)

Жизнь человека неотделима от жизни природы, связь между ними прочна и вечна, и лирические произведения Афанасия Афанасьевича Фета лишний раз дают возможность убелиться в этом....

Презентация к уроку по произведению Фета "Чудная картина"

Презентация содержит вопросы к  анализу стихотворения....

План-конспект урока "Лирика А. А. Фета. Стихотворение "Чудная картина...", литература, 5 класс.

План-конспект урока "Лирика А. А. Фета. Стихотворение "Чудная картина...", литература, 5 класс....

Технологическая карта урока «Чудные картины» А.А. Фета»

Технологическая карта урока "Чудные картины А.А.Фета"...