Презентация к уроку литературы М.Горького "На дне" в 11 кл
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Бетюнская Екатерина Айаановна

Презентация предназначена в помощь к учителям и обучающимся 11 класса

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.М.ГОРЬКИЙ ПЬЕСА «НА ДНЕ» 11 КЛАСС БЕТЮНСКАЯ ЕКАТЕРИНА АЙААНОВНА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОБУ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

Слайд 2

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЬЕСЫ Драма «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. А.М.Горький отмечал, что пьеса – итог его почти 20-летних наблюдений над миром «бывших людей».

Слайд 3

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПЬЕСЫ Первоначально пьеса называлась «Ночлежка», потом – «Без солнца». Почему «На дне» ? В названии заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на «дно», уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Акт II. Спектакль Kleines Theater, Берлин .

Слайд 4

НОВАТОРСТВО А.М.ГОРЬКОГО Впервые перед зрителем предстал невиданный ранее мир воров, бродяг и проституток, а в нем отражение мира, откуда были извергнуты эти люди. Изображение этого страшного мира – обвинительный акт против несправедливого общественного строя.

Слайд 5

Развитие драматического конфликта определяют диалоги героев, обитателей ночлежки. Действие пьесы переведено во внесобытийный ряд – это характерно для жанра философской драмы. Жанр произведения Акт II. Художник Д. Шмаринов.

Слайд 6

ПРОБЛЕМАТИКА ДРАМЫ Пьеса продолжает тему униженных и оскорбленных в русской литературе. В центре – спор о человеке . Главное в этом споре – проблема правды и лжи . Горький ставит философский вопрос: «что лучше – истина или сострадание» ? Типаж-группа босяков. Фотоснимок, присланный Горьким Московскому Художественному театру

Слайд 7

КОНФЛИКТ ПЬЕСЫ Социальный конфликт : общество виновато в существовании «дна». Философский конфликт ставит вопрос: что важнее для человека – ложь или правда ? Макет ночлежки. Рисунок, присланный Горьким Московскому Художественному театру

Слайд 8

ОБИТАТЕЛИ НОЧЛЕЖКИ Обитатели дна выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Их судьбы обозначены несколькими словами. Люди изуродованы, сломлены жизнью и обречены на гибель, хотя достойны лучшей участи. Перед нами – глубоко страдающие и одинокие люди. Каждый замкнут в своем горе Фотоснимок, присланный Горьким Московскому Художественному театру

Слайд 9

КЛЕЩ И АННА Клещ – слесарь. Попал на «дно», потеряв работу. Мечтает выбраться из ночлежки и заняться честным трудом. Живет надеждой на освобождение, которое принесет ему смерть жены. Умирающая Анна всю жизнь «над каждым куском хлеба тряслась» и постоянно тревожится, «как бы больше другого не съесть». Акт I. Художник С. Гонков.

Слайд 10

БАРОН Разорившийся дворянин. Все его достояние – воспоминания о былом величии своего рода. Живет за счет Насти, но ее слезы и фантазии лишь забавляют его. Издевается над всеми и быстро теряет человеческий облик. Барон: «А…ведь зачем-нибудь я родился… а ? » Барон — В. Качалов. Спектакль Московского Художественного театра.

Слайд 11

АКТЕР Бывший театральный актер. Когда-то играл на сцене и носил звучную фамилию Сверчков-Задунайский, а теперь спился. Живет воспоминаниями о прекрасном. Из всех ночлежников отличается тонкой душевной организацией. Актер — Э. Рейхер. Спектакль "Kleines Theater", Берлин.

Слайд 12

НАСТЯ Проститутка. Пытается вырваться из грязного прошлого и настоящего , где «…опротивело все! Вся жизнь… все люди!..» в мир «чистой любви». Живет мечтами, которые заимствует из книги «Роковая любовь». Настя — О. Книппер. Московский Художественный театр.

Слайд 13

ВАСЬКА ПЕПЕЛ Вор. Сын вора. Родился в тюрьме и обречен идти по этой дороге. Но он жаждет правильной жизни: мечтает жениться на Наташе, уйти из-под власти Василисы. «…надо жить… иначе! Лучше надо жить! …чтобы самому себя можно мне было уважать…» Васька Пепел — И. Сканке. Спектакль театра Альмы и Иохана Фальстрам. Христиания (ныне Осло), Норвегия. .

Слайд 14

БУБНОВ Оказался в ночлежке, уйдя из дому «от греха подальше», чтобы не убить жену и ее любовника. Сам признается, что пьяница и ленив: «Страсть как работать не люблю!» Двор ночлежки. Карандашная зарисовка М.Горького

Слайд 15

САТИН Бывший телеграфист. Шулер. Попал на «дно», после того как отсидел в тюрьме за убийство (не веря в правосудие, отомстил негодяю, погубившему его сестру). Сатин — Р. Валентин. Спектакль Kleines Theater, Берлин .

Слайд 16

ЛУКА Имя – двойственность образа : Лука означает «светлый» (имя одного из 4-х канонических евангелистов) и вызывает ассоциации со словом «лукавый». Находит подход к каждому ночлежнику. В любом видит человека, его светлые стороны, вселяет в людей веру в лучшее и в себя. Лука — И. Москвин. Спектакль Московского Художественного театра

Слайд 17

ТРИ ФИЛОСОФИИ – ТРИ ОТВЕТА НА ГЛАВНЫЙ ВОПРОС ПЬЕСЫ Философия Луки Философия Сатина Философия автора

Слайд 18

ФИЛОСОФИЯ ЛУКИ Лука – носитель философии веры . Он верит в любого человека. Суть его философии: вера может изменить реальную правду, так как она помогает уйти от ужасной реальности в мир прекрасных иллюзий. Правда Луки выражается простой формулой: «Во что веришь, то и есть». Акт II. Художник С. Гонков.

Слайд 19

ФИЛОСОФИЯ САТИНА Сатин верит не в человека, слабого и маленького, а в человечество. Вместо «любви к ближнему». Он предлагает «любовь к дальнему»человеку, человеку мечты. Сатин : «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека» « Человек – вот правда ! Человек! Это звучит… гордо!» Акт IV. Художник С. Гонков.

Слайд 20

ФИЛОСОФИЯ АВТОРА А.М.Горький спорит с Лукой: жить в плену иллюзий нельзя, а прозрение всегда трагично. А самое страшное – то, что человек может примириться со своей беспросветной жизнью. Этого примирения допускать нельзя. Композиция пьесы разоблачает философию Луки.

Слайд 21

КТО ПРАВ ? ЧЬЯ ФИЛОСОФИЯ ПОБЕЖДАЕТ ? Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание ? Что нужнее ? Это вопрос не субъективный, а общефилософский. А.М.Горький Вечный вопрос ? .. А.М.Горький

Слайд 22

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ: Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 11 класс. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – (Серия «Средняя школа»);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Презентация к уроку литературы в 9 классе "Литература 18 века. Классицизм. Русский классицизм."

Одна из первых обучающих лекций по литературе в 9 классе. Рассказ учителя сопровождается слайдами с текстом, чтобы ученики могли без суеты записать основное. Лекция рассчитана на 30-40 минут, зависит ...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....