Факультативный курс " Лирическое произведение. Анализ". 11класс.
учебно-методический материал по литературе (11 класс)
Анализ произведений Серебряного века. 11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_11_klassliricheskogo_proizvedeniya.docx | 56.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма
ПРОГРАММА
элективного курса
«Анализ лирического произведения»
для учащихся 11 классов
Учитель: Бондаренко Алевтина Васильевна, высшая категория |
г. Когалым
2021
Содержание
1 | Пояснительная записка………………………….......................... | 3 |
2. | Основные формы и методы изучения курса………………... | 5 |
3. | Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса……... | 6 |
4. | Содержание изучаемого курса ………………………………….. | 7 |
5. | Учебно-тематический план ……………………………… | 10 |
6. | Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса…………………………… | 17 |
7. | Приложение:………………………………………………….. Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся по литературе Основные теоретико-литературные понятия План анализа стихотворений Схема анализа стихотворения Сравнительный анализ стихотворений | 20 |
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Анализ лирического произведения» рассчитана на учащихся 11 класса, составляет 34 часа в год. В основе данной программы лежит программа под редакцией Н.А.Владимировой «Анализ лирического произведения».
Основная идея программы: продолжить формирование у одиннадцатиклассников эстетического вкуса, гуманистического мировоззрения, интереса к литературе, художественному творчеству и ценностям отечественной и мировой литературы и культуры, опираясь на высокохудожественные произведения поэтов Серебряного века.
Элективный курс расширяет и углубляет тему общеобразовательной программы по литературе «Поэзия Серебряного века».
Анализ лирического произведения является одним из самых сложных видов деятельности на уроках литературы, он позволяет проникнуть в мир, созданный автором, понять замысел художника и способ создания образного мира. Особую значимость анализ лирического произведения приобретает в старших классах, когда ученик должен уметь интерпретировать художественное произведение в единстве содержания и формы. Анализ лирического произведения развивает у учащихся логическое мышление, речь, расширяет кругозор. Актуальность элективного курса заключается в развитии учащегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций изучение элективного курса рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; работать с инструкциями; выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий; владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя; корректно вести учебный диалог; владеть разными видами речевой деятельности, лингвистической и языковой компетенциями; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; владеть навыками работы с различными источниками информации; применять для решения учебных задач информационные технологии.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Журавлёв В.П. ««Литература. 11 класс (базовый уровень ) в 2- х частях».- М.: Просвещение, 2010.
Агеносов В.В. «Литература (русская литература XX века). 11 класс. В 2ч.».- М.: Дрофа. 2010.
Программа элективного курса «Анализ лирического произведения» предназначена для занятий по литературе в 11 классе и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю в течение года), предполагает расширение курса литературы, повышение интереса к предмету, компенсирует достаточно ограниченные возможности базового курса.
Цель элективного курса:
Овладение мастерством читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством поэтического текста.
Задачи элективного курса:
- осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
- совершенствование умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений. Элективный курс в 11 классе строится на историко-литературной основе с актуализацией знаний по литературе, истории, изобразительному искусству, музыке, полученных на предыдущих этапах обучения. При изучении произведения акцентируется внимание на исследовательской, самостоятельной работе школьников, их творческой деятельности.
В основу учебной деятельности положены компетентностный и деятельностный подходы. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературного процесса открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям культуры. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Отбор материала подчинен нескольким основным условиям литературного образования, формирования самостоятельности мышления и развития интеллектуальной сферы личности:
- соответствие изучаемых произведений возрастным особенностям школьников, доступности их восприятию;
- чтение и анализ лирических произведений 20 века; - сравнительный анализ лирических произведений 20 века и рассмотрение литературных традиций;
- чтение и анализ литературно-критических материалов; - знакомство учащихся с основными особенностями общественно-культурной жизни России периода Серебряного века. Обращение к теоретико-литературным понятиям необходимо для анализа лирических произведений с эстетической точки зрения. Это помогает перейти от эмоционального восприятия образа к литературоведческому анализу. Предлагаемые в программе творческие задания направлены на развитие творческих способностей школьников. Они разнообразны по жанрам (эссе, рецензия, анализ лирического произведения, отзыв) и тематике. Учащиеся могут выбирать те из них, которые соответствуют их интересам и уровню подготовки. Педагогические принципы отбора содержания, которые легли в основу данного курса, не являются новыми, но они приобрели совершенно иное значение в условиях модернизации школьного образования.
Основополагающим стал принцип доступности, отражающий линию научных основ содержания образовательной области «Анализ лирического произведения». Принцип научности позволяет обеспечить соответствие содержание курса и требований современной науки, уровня ее развития.
При изучении элективного курса уделяется внимание не только количеству изучаемого материала, но и полноте, и глубине его комплексного освоения. Основными формами и методами изучения курса являются лекции, семинары, защита рефератов, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией. Программа элективного курса предполагает использование фронтальной, парной, групповой и индивидуальной форм работы. Фронтальная форма предусматривает подачу материала всему коллективу учащихся. В ходе парной и групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащихся, оказание необходимой помощи со стороны педагога позволяет, не уменьшая активности обучающихся, содействовать выработке навыков самостоятельной работы. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирования у них творческих умений.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:
- активные и интерактивные методы обучения;
- исследовательская технология обучения;
- технология развития критического мышления;
- информационно-коммуникационные технологии.
Результат освоения курса: данный курс способствует формированию нравственных, гуманистических ценностей, расширяет кругозор учащихся, развивает их речь. Данная программа заключает в себе возможности для всестороннего развития личности учащихся.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса учащиеся должны
знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции;
- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
- основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
- основные теоретико-литературные понятия.
должны уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
- сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Виды итогового контроля освоения программы
- Контрольные работы - тест - 1 час.
- Контрольные работы «Анализ лирического произведения» - 1 час.
Система оценивания и контроля: создание групповых проектов, подготовка сообщений, взаимоконтроль, самоконтроль, презентация, рефлексия и самооценка, создание собственных текстов и высказываний. Критерии оценивания соответствуют образовательным стандартам.
Учащиеся, посетившие не менее 70% занятий, усвоившие основные знания, овладевшие материалом, принявшие активное участие в любых формах работы, получают за I полугодие - «зачет», за год – «отметку».
Содержание программы элективного курса
- Введение (1 ч)
Специфика поэзии. План анализа лирического произведения.
- Художественный образ в лирике 20 века (1 ч)
Поэзия Серебряного века. Анализ стихотворения А.А.Блока «Миры летят. Года летят…». Художественный образ.
- Особенности использования тропов в поэзии Серебряного века (5 ч)
Тропы в поэзии 20 века. Эпитет. Особенности употребления эпитетов в лирике поэтов Серебряного века.
Анализ стихотворения И.Бунина «Не жди: наутро не проглянет…». Анализ стихотворения И.Бунина «Еще и холоден, и сыр…».
Роль эпитетов в раскрытии авторской идеи в стихотворениях И.А.Бунина
Тропы. Сравнение. Особенности употребления сравнения в поэзии 20 века.
И.Бунин «Одиночество». Роль сравнения в раскрытии авторской идеи в стихотворении И.Бунина.
Тропы. Уподобление. А.Блок «Сольвейг».
Роль уподобления в стихотворении А.Блока.А.Блок «Сольвейг».
Тропы. Особенности употребления метафоры в поэзии Серебряного века.
Д.Мережковский «Усталость». Анализ стихотворения Д.Мережковского «Глядим, глядим все в ту же строну…»
Роль метафоры в раскрытии авторского замысла.
Тропы. Метонимия. Перифраз в творчестве поэтов 20 века.
Анализ стихотворения Ф.Сологуба «Чертовы качели». Роль метонимии в раскрытии авторского замысла
Интерпретация стихотворения И.Анненского «Наша улица снегами залегла…»
Тропы. Анафора. Эпифора. Градация. Параллелизм в творчестве поэтов Серебряного века.
- Лексика. Антонимы. Архаизмы. Их использование в поэзии 20 века (1 ч)
Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В.Я.Брюсова «Тени»
Лексика. Антонимы. Архаизмы. Использование их в поэзии 20 века.
- Стилистические фигуры в поэзии 20 века (1 ч)
Стихотворение И.Анненского «Тоска маятника»
Стилистические фигуры: оксюморон, антитеза, плеоназм, бессоюзие, их использование поэтами 20 века».
- Системы стихосложения в 20 веке (2 ч)
Системы стихосложения в 20 веке. Анализ стихов авторов разных эпох.
Особенности стихосложения в стихотворении А.Белого «Родина».
Особенности стихосложения в стихотворении А.Белого «Отчаянье».
- Особенности строфы и рифмовки в 20 веке (2 ч)
Особенности строфы в поэзии 20 века. Особенности строфики в стихотворении О.Мандельштама «Когда мне говорят: «Александрия…»
Особенности рифмовки в поэзии 20 века: клаузула, диссонанс, ассонанс. Способы рифмовки. Внутренняя рифма.
Интерпретация стихотворения О.Мандельштама «Сонет».
- Использование приема звукописи в поэзии 20 века (1 ч)
Использование приема звукописи в поэзии 20 века: аллитерация, ассонанс.
Стихотворение К.Д.Бальмонта «Камыши».
- Способы выражения авторской идеи в поэзии 20 века (1 ч)
Идея лирического произведения. Способы выражения авторской позиции в лирическом стихотворении
А.А.Ахматова. «Молитва». Основная идея стихотворения.
10. Особенности композиции в творчестве поэтов Серебряного века (4 ч)
Особенности композиции лирического произведения в поэзии 20 века. Особенности композиции стихотворения А.Блока «Сырое лето. Я лежу…»
Особенности композиции стихотворения А.Блока «Холодный день». Роль композиции в раскрытии авторского замысла.
Особенности использования синекдохи как художественного средства выразительности в творчестве поэтов Серебряного века.
Анализ стихотворения В.Брюсова «Творчество».
Восприятие, истолкование, оценка стихотворения К.Д.Бальмонта «Я вольный ветер, я вольно вею…».
11.Риторические фигуры речи в поэзии 20 века (1 ч)
Использование риторических фигур речи: эллипс, умолчание, хиазм, риторические фигуры, эпистрофа в творчестве поэтов Серебряного века.
Интерпретация стихотворения И.Анненского «Желтый пар петербургской зимы»
12. Интерпретация стихотворений поэтов 20 века (4 ч)
Многосоюзие. Парцелляция. Эвфимизм. Кольцо в стихотворениях поэтов 20 века.
Интерпретация стихотворения А.Белого «На горах».
Акромонограмма. Анаколуф. Инверсия. Особенности их использования в поэзии 20 века.
Интерпретация стихотворения О.Мандельштама «Помпей у пиратов».
Тавтологическая рифма.Белый стих в поэзии 20 века».
Интерпретация стихотворения О.Мандельштама «Детство».
Интерпретация стихотворения И.Северянина «Цветов!. Огня!..» Лирический герой произведения.
13. Основные виды лирики. Эволюция жанров баллады и поэмы. Хронотоп (8 ч)
Эволюция элегии как жанра в поэзии 20 века.
Медитативная лирика. Суггестивная лирика в поэзии 20 века.
Особенности пейзажной лирики. Способы раскрытия авторского замысла в пейзажной лирике.
Особенности гражданской лирики. Способы раскрытия авторского замысла в гражданской лирике.
Темы любви и дружбы в интимной лирике 20 века. Эволюция тем интимной лирики.
Место философской лирики в поэзии 20 века. Эволюция тем философской лирики.
Анализ произведений поэтов 20 века.
Понятие баллады как стихотворения с остро-драматическим сюжетом и усиленной эмоционально-экспрессивной окраской.
Анализ баллад. Эволюция жанра.
Понятие поэмы как крупного многочастного стихотворного произведения с сюжетно-повествовательной организацией.
Анализ поэм. Эволюция жанра.
14. Контрольные работы (2 ч)
Тест. Анализ лирического произведения.
Учебно-тематический план
№ пп | Разделы программы | Темы и формы текущего и итогового контроля | Кол-во часов |
1 | Введение | Защита исследовательских работ | 1 |
2 | Художественный образ в лирике 20 века | 1 | |
3 | Особенности использования тропов в поэзии Серебряного века | 5 | |
4 | Лексика. Антонимы. Архаизмы. Их использование в поэзии 20 века | Создание презентаций | 1 |
5 | Стилистические фигуры в поэзии 20 века. | 1 | |
6 | Системы стихосложения в 20 веке | Создание презентации | 2 |
7 | Особенности строфы и рифмовки в 20 веке | 2 | |
8 | Использование приема звукописи в поэзии 20 века | 1 | |
9 | Способы выражения авторской идеи в поэзии 20 века | 1 | |
10 | Особенности композиции в творчестве поэтов Серебряного века | Контрольные работы | 4 |
11 | Риторические фигуры речи в поэзии 20 века | 1 | |
12 | Интерпретация стихотворений поэтов 20 века | 4 | |
13 | Основные виды лирики. Эволюция жанров баллады и поэмы. | 8 | |
14 | Контрольные работы | 2 | |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Виды деятельности и формы организации учебных занятий | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Введение. | Специфика поэзии. План анализа лирического произведения. | Лекция с элементами беседы Конспектирование. | 1 | 1 | |
2 | Поэзия Серебряного века. Анализ стихотворения А.А.Блока «Миры летят. Года летят…» Художественный образ. | Лекция «Художественный образ в лирике 20 века» Лекция о поэзии Серебряного века Анализ стихотворения А.А.Блока «Миры летят. Года летят…» | Исследовательская мастерская. Парная работа. Беседа. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Анализ стихотворения И.Бунина «Не жди: наутро не проглянет…» Анализ стихотворения И.Бунина «Еще и холоден, и сыр…» Мастерская слова. Тропы. | Лекция «Тропы. Эпитет. Особенности употребления эпитетов в лирике поэтов Серебряного века». Анализ стихотворения И.Бунина «Не жди: наутро не проглянет…» Анализ стихотворения И.Бунина «Еще и холоден, и сыр…» Роль эпитетов в раскрытии авторской идеи в стихотворениях И.А.Бунина | Исследовательская деятельность. Групповая работа. Рефлексивная беседа. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Мастерская слова. И.Бунин «Одиночество». А.Блок «Сольвейг». Тропы (продолжение). | Лекция «Тропы. Сравнение. Особенности употребления сравнения в поэзии 20 века». И.Бунин «Одиночество» Роль сравнения в раскрытии авторской идеи в стихотворении И.Бунина. Лекция «Тропы. Уподобление». А.Блок «Сольвейг» Роль уподобления в стихотворении А.Блока. | Лекция с элементами беседы Мастерская слова. Парная работа. Исследовательская деятельность. Метод аквариума | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Мастерская слова. Д.Мережковский «Усталость». Тропы (продолжение). Д..Мережковский «Глядим, глядим все в ту же строну…» | Лекция «Тропы. Особенности употребления метафоры в поэзии Серебряного века». Д.Мережковский «Усталость» Анализ стихотворения Д.Мережковского «Глядим, глядим все в ту же строну…» Роль метафоры в раскрытии авторского замысла. | Лекция с элементами беседы Мастерская слова. Исследовательская деятельность. Индивидуальная работа. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Мастерская слова. Анализ стихотворения Ф.Сологуба. «Чертовы качели». Тропы (продолжение). | Лекция «Тропы. Метонимия. Перифраз в творчестве поэтов 20 века». Мастерская слова Анализ стихотворения Ф.Сологуба «Чертовы качели» Роль метонимии в раскрытии авторского замысла | Лекция с элементами беседы. Мастерская слова. Интерактивный урок. Индивидуальная работа. Интерпретация произведения. Защита исследовательских работ. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В.Я.Брюсова «Тени». Лексика. | Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В.Я.Брюсова «Тени» Лекция «Лексика. Антонимы. Архаизмы. Использование в поэзии 20 века». | Лекция с элементами беседы. Исследовательская работа. Создание презентации. Групповая работа. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Интерпретация стихотворения И.Анненского «Наша улица снегами залегла…» |
Интерпретация стихотворения И.Анненского «Наша улица снегами залегла…» Лекция «Тропы. Анафора. Эпифора. Градация. Параллелизм в творчестве поэтов Серебряного века». | Лекция с элементами беседы. Интерактивный урок. Метод «Мозговой штурм». Групповая работа. Защита исследовательских работ. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Анализ стихотворения И.Анненского «Тоска маятника». Стилистические фигуры. | Анализ стихотворения И.Анненского «Тоска маятника» Лекция «Стилистические фигуры: оксюморон, антитеза, плеоназм, бессоюзие, их использование поэтами 20 века». | Лекция с элементами беседы. Мастерская слова. Дискуссия. Фронтальная работа. Создание презентаций | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Системы стихосложения. | Лекция «Системы стихосложения в 20 веке». Анализ стихов авторов разных эпох | Лекция с элементами беседы. Групповая исследовательская работа по предложенному плану. | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Стихотворение А.Белого «Родина». Стихотворение А.Белого «Отчаянье». | Особенности стихосложения в стихотворении А.Белого «Родина» Особенности стихосложения в стихотворении А.Белого «Отчаянье» | Лекция с элементами беседы Сопоставительный анализ. Индивидуальная работа Мастер- класс | 1 | 1 | |
12 | Особенности строфики в стихотворении О.Мандельштама «Когда мне говорят: «Александрия»… | Лекция «Особенности строфы в поэзии 20 века». Особенности строфики в стихотворении О.Мандельштама «Когда мне говорят: «Александрия | Лекция с элементами беседы. Мастерская слова. Создание презентации. Парная работа. | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Особенности рифмовки. Интерпретация стихотворения О.Мандельштама «Сонет». | Лекция «Особенности рифмовки в поэзии 20 века: клаузула, диссонанс, ассонанс. Способы рифмовки. Внутренняя рифма». Интерпретация стихотворения О.Мандельштама «Сонет» | Лекция с индивидуальными заданиями. Мастерская слова. Метод аквариума. Парная работа. Создание презентаций. | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Прием звукописи. Стихотворение К.Д.Бальмонта «Камыши». | Лекция «Использование приема звукописи в поэзии 20 века: аллитерация, ассонанс» Стихотворение К.Д.Бальмонта «Камыши» | Лекция с индивидуальными заданиями. Метод круглого стола. Групповая работа. | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | А.А.Ахматова. «Молитва». Идея лирического произведения. | Идея лирического произведения. Способы выражения авторской позиции в лирическом стихотворении А.А.Ахматова. «Молитва». Основная идея стихотворения | Лекция с элементами беседы. Метод просеивания идей. Групповая работа. Создание презентаций | 1 | 1 | |
16 | Композиция лирического произведения на примере стихотворения А.Блока «Сырое лето. Я лежу…» | Лекция «Особенности композиции лирического произведения в поэзии 20 века» Особенности композиции стихотворения А.Блока «Сырое лето. Я лежу…» | Индивидуальная работа. Исследовательская мастерская. | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Композиция лирического произведения на примере стихотворения А.Блок «Холодный день». | Особенности композиции стихотворения А.Блока «Холодный день». Роль композиции в раскрытии авторского замысла. | Дискуссия. Фронтальная работа. | 1 | 1 | |
18 | Мастерская слова. В.Брюсов. «Творчество». Анализ стихотворения. | Лекция «Особенности использования синекдохи как художественного средства выразительности в творчестве поэтов Серебряного века». Анализ стихотворения В.Брюсова «Творчество» | Лекция с элементами анализа. Дискуссия. Фронтальная работа. | 1 | 1 | |
19 | Мастерская слова. К.Д.Бальмонт «Я вольный ветер, я вольно вею…» | Восприятие, истолкование, оценка стихотворения К.Д.Бальмонта «Я вольный ветер, я вольно вею…» | Исследовательская мастерская. Индивидуальная работа. | 1 | 1 | |
20 | Стилистические фигуры. И.Анненский «Желтый пар петербургской зимы». | Лекция «Использование риторических фигур речи: эллипс, умолчание, хиазм, риторические фигуры, эпистрофа в творчестве поэтов Серебряного века»». Интерпретация стихотворения И.Анненского «Желтый пар петербургской зимы» | Лекция с элементами анализа. Исследовательская мастерская. Индивидуальная работа. | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Интерпретация стихотворения А.Белого «На горах». | Лекция «Многосоюзие. Парцелляция. Эвфимизм. Кольцо в стихотворениях поэтов 20 века» Интерпретация стихотворения А.Белого «На горах» | Лекция с элементами анализа. Дискуссия. Фронтальная работа. | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Интерпретация стихотворения О.Мандельштама «Помпей у пиратов». | Лекция «Акромонограмма. Анаколуф. Инверсия. Особенности их использования в поэзии 20 века». Интерпретация стихотворения О.Мандельштама «Помпей у пиратов» | Лекция с элементами анализа Интерактивный урок. Метод аквариума. Парная работа. | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Интерпретация стихотворения О.Мандельштама «Детство». | Лекция «Тавтологическая рифма. Белый стих в поэзии 20 века». Интерпретация стихотворения О.Мандельштама «Детство» | Лекция с элементами анализа Метод мозгового штурма. Групповая работа. | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Интерпретация стихотворения И.Северянина «Цветов!. Огня!..» | Интерпретация стихотворения И.Северянина «Цветов!. Огня!..» Лирический герой произведения | Лекция с элементами анализа. Исследовательская мастерская. Парная работа. Создание презентации. | 1 | 1 | |
25 | Основные виды лирики. | Лекция «Эволюция элегии как жанра в поэзии 20 века» | Лекция с элементами анализа. Фронтальная работа. | 1 | ||
26 | Основные виды лирики. | Лекция «Медитативная лирика. Суггестивная лирика в поэзии 20 века». | Лекция с элементами анализа. Фронтальная работа. | 1 | 1 | |
27 | Пейзажная лирика. | Особенности пейзажной лирики. Способы раскрытия авторского замысла в пейзажной лирике. Анализ произведений поэтов 20 века | Исследовательская работа. Мозговой штурм. Групповая работа. | 1 | 1 | |
28 | Гражданская лирика (общественно-политические темы). | Особенности гражданской лирики. Способы раскрытия авторского замысла в гражданской лирике. Анализ произведений поэтов 20 века | Метод аквариума. Парная работа. | 1 | 1 | |
29 | Интимная лирика (темы дружбы, любви). | Темы любви и дружбы в интимной лирике 20 века. Эволюция тем интимной лирики. Анализ произведений поэтов 20 века | Метод круглого стола Групповая работа. | 1 | 1 | 1 |
30 | Философская лирика (размышления о смысле жизни человека). | Место философской лирики в поэзии 20 века. Эволюция тем философской лирики. Анализ произведений поэтов 20 века. | Мозговой штурм. Парная работа. | 1 | 1 | |
31 | Баллада как жанр лиро-эпического произведения. | Понятие баллады как стихотворения с остро-драматическим сюжетом и усиленной эмоционально-экспрессивной окраской. Анализ баллад. Эволюция жанра. | Круглый стол Групповая работа | 1 | 1 | |
32 | Поэма как жанр лиро-эпического произведения. | Понятие поэмы как крупного многочастного стихотворного произведения с сюжетно-повествовательной организацией. Анализ поэм. Эволюция жанра. | Дискуссия. Фронтальная работа. | 1 | ||
33 34 | Итоговая контрольная работа. | 2 | 2 | |||
Итого | 34 |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА
Оснащение процесса обучения анализу лирического произведения обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения.
В библиотечный фонд входят примерные программы, авторские программы, комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации. В состав библиотечного фонда входят дидактические материалы, сборники тестовых работ, соответствующие используемым комплектам учебников; сборники заданий, обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников; учебная литература, необходимую для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ.
Литература для учителя
Учебники
Журавлёв В.П. ««Литература. 11 класс (базовый уровень ) в 2- х частях».- М.: Просвещение, 2010.
Агеносов В.В. «Литература (русская литература XX века). 11 класс. В 2ч.».- М.: Дрофа. 2010.
Пособия
1. Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2000.
2. Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2000.
3.Буслакова Т.П. Как анализировать лирическое произведение: Учебное пособие. -
М.Высшая школа, 2005
4. Доронина Т.В., Францова Н.В. Анализ стихотворения: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004.
5.Злобина Т.А. Читаем стихи: Учимся чувствовать, понимать, анализировать. – М.: Вербум -М , 2004 .
6.Карнаух Н.Л. Письменные работы по литературе. 9-11 классов – М.: Дрофа, 2003.
7.Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2000. – 224 с.
8. Скоркина Н.М. Анализ лирического произведения в старших классах. – Волгоград, Учитель- АСТ, 2002.
9.Шапошникова В.В. «И всей души моей излучины…». Методическое пособие по литературному анализу в 11 классе. М.: Московский Лицей, 2001.
10.Шапошникова В.В. «Открой мне глубокую тайну твою…». Методическое пособие по литературном анализу для старших классов. М.: Московский Лицей, 2002
Литература для учащихся
Учебники
Журавлёв В.П. ««Литература. 11 класс (базовый уровень ) в 2- х частях».- М.: Просвещение, 2010.
Агеносов В.В. «Литература (русская литература XX века). 11 класс. В 2ч.».- М.: Дрофа. 2010.
Пособия
- Азарова К.М.. Текст. Пособие по русской литературе 19 века. В 2-х частях. Москва. «Прометей», 2010 г.
- Аристова М.А.. Русский язык. Справочник для школьников. Москва. «Экзамен», 2008 г.
- Лукьянченко О.А.. Устный экзамен по литературе. 11 класс. Ростов – на –Дону. «Феникс», 2007 г.
Интернет - ресурсы
1. Электронная версия газеты «Литература» (http://lit.1september.ru/index.htm)
2. «Питерская школа» (http://shkola.spb.ru/teacherjroom/index.phtml?id=79).
3. Мир слова русского (http://www.rusword.com.ua).
4. «Словарь литературоведческих терминов» (http://slovar.by.ru/dict.htm).
5. Классика.Ru - электронная библиотека классической литературы. http://www.klassika.ru/
6. Артикул. Электронная поэтическая библиотека русской и зарубежной поэзии, Проза поэтов, статьи, заметки, эссе. Избранные статьи литературоведов. http://www.ipmce.su/~igor/
7. Библиотека Максима Мошкова. http://lib.ru/
8. Русская и зарубежная литература для школы на «Российском общеобразовательном портале». http://litera.edu.ru/
9. Биографии великих русских писателей и поэтов. http://writerstob.narod.ru/
10. Друзья и партнеры: Русская литература. Двуязычный информационно-поисковый сайт по русской литературе XIX—XX вв.
http://www.fplib.org/literature/
11. Библиотека. http://www.azbuk.net/school/
12. Русофил. Методика. http://www.russofile.ru/strategy/
13. Русофил – Русская филология. http://www.russofile.ru/
14. Методико-литературный Интернет-сайт. http://www.mlis.ru
15. Виртуальное методическое объединение учителей литературы. http://www.edu.nsu.ru/vmrus/
16. Материалы к урокам по русской литературе. http://edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?ids=2&id=2449
17. Сочинение по литературе как модель исследования: дистанционный курс. http://www.9151394.ru/projects/liter/litkurs/index.html
18. Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы «Вехи». http://www.vehi.net
19. Сетевая словесность. http://www.litera.ru/slova
20. Новое литературное обозрение. http://nlo.magazine.ru/
21. Литература: лента времени. http://time.good.ru/
22. Русский переплет: литературный журнал. http://www.pereplet.ru/
23. Журнальный зал: электронная библиотека современных литературных журналов России. http://magazines.russ.ru
Материально-техническое обеспечение: проектор, экран, сканер, принтер, компьютер с доступом в Интернет.
Приложение 1
Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся по литературе
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.
6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59%.
Приложение 2
Основные теоретико-литературные понятия
- Художественная литература как искусство слова.
- Художественный образ. Художественное время и пространство.
- Содержание и форма. Поэтика.
- Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.
- Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
- Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
- Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.
- Деталь. Символ. Подтекст.
- Психологизм. Народность. Историзм.
- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
- Гипербола. Аллегория.
- Стиль.
- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.
- Литературная критика.
Приложение 3
План анализа стихотворений,
общепринятый в литературе на данный момент
План анализа стихотворения
Тема стихотворения:
пейзаж;
общественно-политическая;
любовная/интимная;
философская.
Сюжет:
есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
без сюжета: образы чувств (...).
Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;
'_ _ _ дактиль;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест.
Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрестная;
абба - кольцевая.
Тропы
- слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
эпитет - художественное определение;
сравнение;
аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
ирония - скрытая насмешка;
гипербола - художественное преувеличение;
литота - художественное преуменьшение;
олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
паралеллизм.
Стилистические фигуры: повторы/рефрен;
риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
антитеза/противопоставление;
градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам. Поэтическая фонетика:
аллитерация - повторение одинаковых согласных;
ассонанс - повторение гласных;
анафора - едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
Приложение 4
Схема анализа стихотворения
Общеизвестно, что жесткой, канонической схемы анализа поэтического текста не существует, поскольку художественное произведение — явление живое, сопротивляющееся сухому, унифицированному подходу. Следует помнить, что поэтический текст анализировать сложнее, чем прозаический, так как гармонию стиха нетрудно разрушить, неуклюже прикоснувшись к тончайшей поэтической ткани стихотворения, которое стремится запечатлеть «невыразимое», «шепнуть о том, пред чем язык немеет», по образному выражению А. А. Фета.
Восприятие лирики читателем предельно субъективно, глубокий же анализ стихотворения сродни искусству. Не случайно М. И. Цветаева, говоря о беззащитности художественного слова, замечает: «Меня нужно понять — либо меня нет». Каждое стихотворение по-своему уникально: в одном случае размер стиха имеет содержательный смысл (так, хорей баллады В. А. Жуковского «Мщение» передает зловещий топот лошадиных копыт), в другом метр является формальным элементом, безучастным к сокровенным смыслам художественного текста, в одном стихотворении разворачивается новеллистический сюжет (цикл стихотворений Н. А. Некрасова «На улице»), в другом — лирический сюжет свернут настолько, что почти полностью уходит в подтекст стихотворения (А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...»). Главные задачи поэта в конкретном стихотворении могут быть самыми разными: передача внутреннего состояния героя, воплощение в образной форме философской мысли, создание музыки стиха. Так, важнейшая художественная задача А. С. Пушкина в элегии «Ненастный день потух; ненастной ночи мгла...» — передача тончайших изменений настроения лирического героя, тоскующего по возлюбленной, с которой он разлучен. Его душа рвется к ней, он мысленно созерцает ее образ и бесконечно страдает от невольных ревнивых подозрений, почти не выраженных в слове: об этой душевной муке можно лишь догадаться по лавине точек, которые обрывают стихотворение:
Никто ее любви небесной не достоин.
Не правда ль: ты одна... ты плачешь...
........................................................... я спокоен;
Но если.................................................................
В апокалипсической зарисовке Ф. И. Тютчева «Последний катаклизм» наиболее существенным оказывается философская мысль, которая утверждает существование Бога и трагическую для человека невозможность его познать:
Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них!
Стихотворение А. А. Блока «В углу дивана», прежде всего, завораживает своеобразной мелодией стиха, которая создается не только размером, но и своеобразным синтаксическим членением стиха.
Но в камине дозвенели Угольки.
За окошком догорели Огоньки.
И на вьюжном море тонут Корабли.
И над южным морем стонут Журавли.
Задача формирования читательской культуры предполагает знание о наиболее общих возможных аспектах анализа стихотворения, умение его интерпретировать. Предложенная в схеме последовательность разбора стихотворения условна, хотя и обладает определенной логикой, сложившейся в практике анализа. Создание свободного (в жанре эссе) комментария стихотворения или строго исследовательского текста о нем можно начинать с любого из предложенных в схеме направлений анализа. При этом отправной пункт анализа, как и логику дальнейших рассуждений, следует искать в самом художественном тексте.
Приложение 5
Сравнительный анализ стихотворений
Знать, как сделать сравнительный анализ стихотворений, также важно для школьников и студентов, изучающих русскую литературу.
План:
- время создания стихотворений, жизнь поэта (поэтов) в этот период, если это важно в вашем конкретном случае;
- жанр;
- темы произведений;
- сравнение образов лирических героев;
- сравнение эмоционального настроя стихотворений (с помощью каких средств создается определенное настроение: тропы, звукопись и т.д.);
- композиция произведений;
- основная мысль стихотворений;
- размер, рифма.
- Клише для анализа стихотворения
КЛИШЕ
Определение жанра (любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская) | 1. Стихотворение «…» принадлежит к … лирике 2. Стихотворение представляет собой яркий пример ...лирики 3. Стихотворение может быть отнесено к … лирике |
Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя | 1. В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя … 2. Можно сказать, что лирический герой… |
Тема - вопрос, которого касается автор | 1. Автор «…» развивает традиционную тему… 2. Это стихотворение посвящено… 3. Это стихотворение можно рассматривать как размышление(рассуждение) о… |
Идейный уровень (идея, эмоция) | 1. Автор хотел донести до читателя мысль о том… 2. Этим стихотворением автор хотел сказать, что… 3. Здесь высказано мнение автора… 4. В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда) |
Выделение композиционных частей(если есть) – кульминационная часть, отступления, противопоставления частей, кольцевая композиция | 1. Стихотворение состоит из … строф… 2. Произведение построено… 3. Оно имеет четкую структуру.. 4. Кульминация стихотворения приходится на… |
Истолкование названия | 1. Стихотворение названо так потому, что… |
Характеристика образов(существительные-образы)- | 1. В первой строфе возникают образы (существительные)… 2. Во второй строфе автор говорит… |
Художественно-выразительные средства | 1. Сквозь строфы тянется цепь тропов… 2. Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства… 3. Здесь автору помогает использование… 4. Немаловажную роль играют… |
Действия и состояния(глаголы-проблемы) | 1. Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы 2. ... отмечает (что?) ...описывает (что?) 3. ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?) |
Пространство, время | 1. Пространство представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…) 2. Автор в произведении затрагивает временные рамки ( прошлое ,настоящее, будущее) |
Стилистический уровень(лексика, рифма, синтаксис) | 1. Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику 2. Автором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифмовка … 3. Стихотворение написано с использованием… рифмовки… 4. Строфы имеют…рифмовку… 5. В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как…(повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания) Используемые предложения построены … |
Фонический уровень(размер стиха, звукопись: аллитерация, ассонанс) | 1. В основе ритмического рисунка – (пятистопный хорей…) 2. В основе ритма стихотворения – (пятистопный хорей…) 3. Размер стихотворения - ... 4. Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление… |
План анализа лирического стихотворения.
|
План анализа стихотворения
Восприятие, истолкование, оценка поэтического текста.
Вступление
Может быть «введением» в художественный мир поэта, определять особенности творчества поэта, своеобразие лирического героя.
Может быть «тематическим»: определять особенности звучания данной темы в лирике поэта, давать представление об эволюции данной темы в его творчестве.
Может быть «биографическим»: рассказывать об истории создания стихотворения, о тех обстоятельствах жизни и творчества поэта, которые сыграли роль в создании стихотворения.
Может быть «лирическим»: вы можете поделиться своими размышлениями о том, что даёт человеку встреча с прекрасным поэтическим произведением, «диалог» с поэтом при чтении его стихов.
Основная часть
Восприятие. Попытайтесь описать собственные ощущения, эмоции, возникающие при чтении стихотворения. Обратите внимание на общее настроение стихотворения, на его эмоциональный фон, на ряд ассоциаций, возникающих при чтении, на звуковую и цветовую «палитру» стихотворения.
Истолкование. Ваша задача – выполнить анализ стихотворения, чтобы, опираясь на текст стихотворения, понять его суть, выявить авторскую концепцию.
Примерный круг вопросов для анализа:
1. Поразмышляйте над смыслом названия стихотворения (Какие ассоциации вызывает название? Какое настроение создаёт? Какие ожидания вызывает у читателя? Как связано с содержанием стихотворения?).
2. Определите особенности жанра, если это необходимо. Как эти особенности проявляются в стихотворении?
3. Определите тему стихотворения, если вы не обозначили её во вступлении..
4. Охарактеризуйте композицию стихотворения (На какие части делится или можно условно разделить текст, как связаны части друг с другом, чем различаются).
Далее удобнее всего анализировать текст «вслед за автором», характеризуя каждую часть стихотворения, двигаясь от строчки к строчке, от строфы к строфе.
5. Определите ключевые образы каждой части, основные художественные средства их создания:
- лексические (многозначные слова, синонимы, антонимы, стилистически окрашенная лексика, архаичная лексика, тропы и т.д.);
- фонетические (звукопись: аллитерация и ассонанс);
- словообразовательные (слова с суффиксами эмоциональной оценки, авторские неологизмы, приёмы семантизации морфем, морфемного повтора и т.д.
- морфологические (обилие глаголов придаёт тексту динамичность, обилие прилагательных – живописность; частиц, междометий – эмоциональность и т.д.);
- синтаксические (структура и размер предложений, стилистические фигуры и т.д.);
- особенности ритма, стихотворного размера, рифмы, способа рифмовки, строфики.
6. Охарактеризуйте состояние лирического героя (Каково оно? Чем вызвано? Как меняется? Какими средствами автор передаёт это состояние?).
7. Сформулируйте идею стихотворения, определите своё отношение к ней.
8. Сопоставьте свое эмоциональное восприятие стихотворения с теми выводами, к которым вы пришли в процессе анализа. Подумайте, какую роль играет исследование данного стихотворения в понимании авторской концепции?
Заключение
Должно содержать оценку поэтического текста. (Какое место занимает это стихотворение в творчестве поэта, в русской поэзии? Каково общечеловеческое, философское звучание стихотворения? Почему данное стихотворение по праву считается шедевром? Что дало вам знакомство с лирикой поэта и с данным стихотворением?)
Коллеги!!! Началась подготовка к олимпиаде по литературе, где 3-й блок - анализ поэтического текста. На данном сайте нашла клише для написания анализа. Очень понравилось. А теперь не могу его найти. По интернету нашла много различных планов анализа стихотворений, но они не соответствуют критериям оценивая олимпиадных работ (они в разных регионах одинаковые). А это уже большой минус. Помогите мне в определение грамотного плана анализа поэтического текста. Надеюсь на понимание и помощь. С уважением Ваша коллега.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса "Основы химического анализа"
Факультативный курс предназначен для обучающихся 10-11 классов профильного уровня....
Программа элективного курса по литературе. Анализ лирического произведения. 10 класс
Основная идея программы: формировать у старшеклассников эстетический вкус, гуманистическое мировоззрение, интерес к литературе, художественному творчеству и ценностям отечественной и мировой литератур...
Программа факультативного курса «Методы генетического анализа» для учащихся 9 классов
Факультативный курс «Методы генетического анализа» позволит учащимся усвоить основные понятия, термины и законы генетики, разобраться в генетической символике, применять те...
Элективный курс "Анализ лирического произведения" 10 класс
Программа элективного курса «Анализ лирического произведения» рассчитана на учащихся 10 класса. В основе данной программы лежит программа под реда...
Элективный курс "Анализ лирического произведения"11 класс
Программа элективного курса «Анализ лирического произведения» рассчитана на учащихся 11 класса, составляет 35 часов в год. В основе данной программы лежит программа под редакцией Н.А.Влади...
Факультативный курс " Лирическое произведение". Анализ 10 класс.
Данный курс преднозначен для углубленного изучения лирики серебряного века....
Программа факультативного курса по РЯ «Анализ художественного текста»
В центре факультативного курса «Лингвостилистический анализ художественного текста» - текст как речевое произведение. Это художественные тексты, в которых наиболее ярко, отчетлив...