Презентации к урокам литературы
презентация к уроку по литературе (6 класс)

Абдуразакова Кумсият Гаджиадаевна

Помощь педагогу при подготовки к урокам

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ стихотворения Е.А.Баратынского Дидактический материал к уроку литературы в 6 классе

Слайд 2

проверить уровень знаний творчества Е.А.Баратынского , степень понимания стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка Цель:

Слайд 3

Ведущей темой стихотворения является тема: а) любви ; в) природы; б) родины ; г) свободы

Слайд 4

Стихотворение посвящено пробуждению : г) души лирического героя б) реки ; в) жаворонков; а) природы;

Слайд 5

Слияние души с природой позволяет лирическому герою почувствовать: а) ожидание ; г) восторг б) равнодушие ; в) тоску;

Слайд 6

Использование многочисленных глаголов (шумят ручьи, летают облака, поет жаворонок) позволяет поэту создать пейзаж живой и динамичный. Глаголы помогают передать: г) прощание с зимой; в) натиск, энергию весны а) приход весны ; б) ожидание весны;

Слайд 7

Поэтическая картина полна подробностей, за счёт чего в воображении читателя возникает законченный образ. В какой последовательности даны поэтом весенние зарисовки: б) небо, облака, река, деревья, жаворонок ; а) жаворонок , небо, облака, река, деревья ; в) река, деревья, небо, облака, жаворонок ; г) небо, река, облака, жаворонок, деревья

Слайд 8

В этом стихотворении поэт приветствует весну, восхищается возрождением природы. Поэтому так часто употребляются : в) восклицательные предложения ; а) незаконченные предложения ; б) вопросительные предложения ; г) предложения с многоточием

Слайд 9

Как называется изобразительное средство, использованное в сочетаниях «на торжествующем хребте», «заздравный гимн», «незримый жавронок » : г) метафора а) эпитет; б) метонимия ; в) сравнение;

Слайд 10

Как называется изобразительное средство, использованное в сочетаниях «на крыльях ветерка», «шумят ручьи», «древа обнажены» : г) эпитет в) метафора; б) метонимия ; а) сравнение;

Слайд 11

К какому типу лирики относится данное стихотворение: пейзажная лирика

Слайд 12

Весна, весна! как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна, весна! как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! блестят ручьи! Взревев, река несёт На торжествующем хребте Поднятый ею лёд! Ещё древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой И шумен и душист. Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жавронок поёт Заздравный гимн весне. Что с нею, что с моей душой? С ручьем она ручей И с птичкой птичка! с ним журчит, Летает в небе с ней! Определите размер, которым написано стихотворение: ямб

Слайд 13

Алиева Л.Ю. Тесты по литературе. — М.: Айрис-пресс, 2014 Бережная И.Д. Литература: текущий контроль знаний, тесты, зачёты, задания. — Волгоград: Учитель, 2016 Использованный материал:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мигель де Сервантес Сааведра

Слайд 2

Факты биографии Миге́ль де Серва́нтес Сааве́дра ( исп. Miguel de Cervantes Saavedra ; 29 сентября 1547 , Алькала-де-Энарес — 23 апреля 1616 , Мадрид ) — всемирно известный испанский писатель и солдат. Прежде всего известен как автор одного из величайших произведений мировой литературы — романа « Дон Кихот ». Родился в Алкала-де-Энарес (пров. Мадрид). Его отец, идальго Родриго де Сервантес, был скромным хирургом, мать — донья Леонор де Кортина; их многочисленная семья постоянно жила в бедности, не оставлявшей будущего писателя на протяжении всей его горестной жизни. Очень мало известно о ранних этапах его жизни. С 1970-х гг. в Испании распространена версия о еврейском происхождении Сервантеса, повлиявшем на его творчество.

Слайд 3

Военная карьера Мигель Сервантес участвовал в военных кампаниях в Италии (был в Неаполе ), Наварино ( 1572 ), Тунисе , Португалии , в морских сражениях ( Лепанто , 1571 ), а также осуществлял поездки по службе в Оран (1580-е годы); служил в Севилье

Слайд 4

Характер Лучший из биографов Сервантеса, Шаль, характеризовал его так: «поэту, ветреному и мечтательному, недоставало житейского уменья, и он не извлек пользы ни из своих военных кампаний, ни из своих произведений. Это была душа бескорыстная, неспособная добывать себе славу или рассчитывать на успех, поочередно очарованная или негодующая, неодолимо отдававшаяся всем своим порывам… Его видели наивно влюбленным во все прекрасное, великодушное и благородное, предающимся романическим грезам или любовным мечтаниям, пылким на поле битвы, то погруженным в глубокое размышление, то беззаботно веселым… Из анализа его жизни он выходит с честью, полным великодушной и благородной деятельности, удивительным и наивным пророком, героическим в своих бедствиях и добрым в своей гениальности».

Слайд 5

Сервантес с Дон Кихотом

Слайд 6

Генрих Гейне сказал о «Дон Кихоте»: «Сердце моё готово было разорваться, когда я читал о том, как благородный рыцарь, оглушённый и весь смятый, лежал на земле и, не поднимая забрала, словно из могилы, говорил победителю слабым умирающим голосом: «Дульсинея Тобосская — самая прекрасная женщина в мире, а я самый несчастный рыцарь на свете, но моё бессилие не должно поколебать эту истину» .

Слайд 7

Почтовая марка в СССР с изображением Сервантеса

Слайд 8

в 1604 г. выходит в свет первая часть романа « Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский », имевшая громадный успех в Испании (в несколько недель разошлось 1-е изд. и в том же году 4 других) и за границей (переводы на многие языки).

Слайд 9

ДОН КИХОТ — герой романа великого испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры (1547-1616) «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (первый том — 1605 г., второй — 1615 г.); он же — Рыцарь Печального Образа; он же — Рыцарь Львов; он же — идальго, обедневший дворянин Алонсо Кихана по прозвищу Добрый.

Слайд 10

Немолодой идальго Алонсо Кихана, житель некоего села в захолустной испанской провинции Ла Манча, начитавшись рыцарских романов, воображает себя странствующим рыцарем и отправляется на поиски приключений. Старой кляче он даёт звучное имя Росинант, себя называет Дон Кихотом Ламанчским, а крестьянку Альдонсу Лоренсо объявляет своей прекрасной дамой Дульсинеей Тобосской.

Слайд 12

В оруженосцы идальго берёт хлебопашца Санчо Пансу и в первой части романа совершает два выезда: принимает постоялый двор за замок, нападает на ветряные мельницы и стада баранов, в которых видит злых великанов и волшебников. Родня и окружающие принимают Дон Кихота за сумасшедшего, на его долю достаются побои и унижения, которые сам он считает обычными злоключениями странствующего рыцаря. Третий выезд Дон Кихота описан во второй, более драматичной и горькой части романа, которая заканчивается избавлением от безумия и смертью Алонсо Киханы Доброго.

Слайд 13

Образ героя О внешности Дон Кихота Сервантес сообщает скупо и только в самом начале книги: «Было нашему идальго лет под пятьдесят; крепкого сложения, тощий телом и худощавый лицом» . В своё время Александр Дюма так описал д’Артаньяна: «Представьте себе Дон Кихота в восемнадцать лет…» Словом, чтобы увидеть Дон Кихота, вообразите себе д’Артаньяна пятидесяти лет, который устал от странствий и приключений, но всё ещё готов вступить в бой. К данному эскизу придётся добавить все те шишки и тумаки, которые судьба уготовила идальго в его странствиях: частый голод и отсутствие тёплого ночлега, сломанные рёбра, выбитые зубы, помятые бока, нелепость рыцарской амуниции.

Слайд 15

Битва с ветряными мельницами

Слайд 16

Рядом с Дон Кихотом на осле трясется его верный спутник Санчо Панса, не прочитавший в жизни ни одного романа…

Слайд 17

Кадр из фильма «Дон Кихот»

Слайд 18

Иллюстрации к роману

Слайд 19

В 2002 году, подводя итоги ушедшего тысячелетия, Нобелевский комитет собрал авторитетное жюри, в которое вошли сто известных писателей из пятидесяти четырёх стран мира. Их попросили определить лучшее произведение мировой литературы. «Книгой всех времён и народов» был назван «Дон Кихот».

Слайд 20

В прошлом году Испания и весь мир отметили четырёхсотлетие первой публикации романа Сервантеса. 23 апреля, в день смерти Сервантеса, во многих странах, в том числе и в России, в переполненных залах множество людей, сменяя друг друга, двое суток беспрерывно читали на разных языках эту трагикомическую эпопею от первой строчки пролога: «Досужий читатель! Ты и без клятвы можешь поверить, как хотелось бы мне, чтобы эта книга, плод моего разумения…» — до завершающей авторской росписи-вздоха «Vale» . Никакая другая книга не читается хором всем миром.

Слайд 21

«Счастливо будет то время… когда, наконец, увидят свет мои деяния, достойные быть запечатлёнными в бронзе, высеченными из мрамора и изображёнными на полотне на память грядущим поколениям» .

Слайд 24

Испания. Мадрид. Монумент Дон Кихот и Санчо Панса

Слайд 25

Дон Кихот спасет человечество от конца света


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Законы доброты По рассказу В.Г Распутина «Уроки французского» Литература, 6 класс

Слайд 2

С какими испытаниями столкнулся герой рассказа? постоянный голод предательство разлука с домом герой рассказа жестокость одиночество несправедливость

Слайд 3

Кто окружал нашего героя в рассказе? Лидия Михайловна Мама дядя Ваня тётя Надя герой директор школы Вадик рассказа учитель истории Птаха учитель математики Тишкин учитель литературы дети тёти Нади учитель физкультуры и др. одноклассники

Слайд 4

Кто проявил участие в судьбе мальчика? мама герой дядя Ваня рассказа Лидия Михайловна

Слайд 5

Тема : Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика Какая трудная работа – Счастливым сделать хоть кого-то, Цветок удачи принести, От одиночества спасти, А самому потом тихонечко уйти

Слайд 6

Анализ эпизода « В школе, наутро после драки» Поразмышляем Герой боялся, что, учительница рассердится и потребует объяснений. А как повела себя Лидия Михайловна?

Слайд 7

А Лидия Михайловна всё выясняет шуткой, она ведёт себя спокойно.

Слайд 8

Поразмышляем Герой испугался, когда подлый Тишкин предаёт его, рассказав об игре на деньги. А как повела себя Лидия Михайловна?

Слайд 9

А Лидия Михайловна спокойно осаживает подленького Тишкина, так что предательство оказывается наказанным.

Слайд 10

Поразмышляем Герой очень боится, что учительница тут же пойдёт к директору, и его наверняка исключат из школы. А как повела себя Лидия Михайловна?

Слайд 11

А Лидия Михайловна прекращает выяснение, чтобы это не дошло до директора. И оставляет героя для разговора после уроков.

Слайд 12

Роль учительницы в жизни мальчика. 1. П О Ч Е М У после уроков герой честно признаётся, что играет на деньги?

Слайд 13

Он не умеет врать

Слайд 14

2. П О Ч Е М У Лидия Михайловна не выдаёт героя и берёт с него обещание не играть на деньги?

Слайд 15

Она сочувствует и верит герою

Слайд 16

3. П О Ч Е М У мальчик нарушает обещание ( эпизод, когда его снова избивают ) ?

Слайд 17

Других путей раздобыть рубль на молоко он не знал

Слайд 18

4. П О Ч Е М У Лидия Михайловна назначает дополни- тельные занятия французским языком?

Слайд 19

Она хочет отвлечь от игры мальчика, помочь ему

Слайд 20

5. П О Ч Е М У Лидия Михайловна во время занятий зовёт героя ужинать?

Слайд 21

Она знает , что он голодный

Слайд 22

6. П О Ч Е М У мальчик решительно отказывается от еды?

Слайд 23

Проявляет чувство собственного достоинства

Слайд 24

7. П О Ч Е М У Лидия Михайловна присылает посылку без обратного адреса?

Слайд 25

Она знает, что настоящая помощь не должна унижать достоинство человека

Слайд 26

8. П О Ч Е М У Герой разоблачает Лидию Михайловну и не принимает посылку ?

Слайд 27

Он настойчив, не отступает от своих принципов

Слайд 28

9. П О Ч Е М У Лидия Михайловна решается на игру в «замеряшки» со своим учеником?

Слайд 29

Другой помощи герой не принимал, а Лидия Михайловна хотела помочь, иначе она не могла

Слайд 30

10. П О Ч Е М У когда директор обнаружил игроков на деньги, Лидия Михайловна не объясняет свой поступок?

Слайд 31

Ей не в чем оправды- ваться. Она так посту- пила из любви к мальчику, она проявила чуткость, отзывчивость, доверительное, уважительное отношение к детям

Слайд 32

Кодекс законов доброты 1. Добро возвращается добром 2. Истинное добро бескорыстно 3. Истинное добро не требует награды 4. Истинное добро не ищет прямой отдачи 5. Истинное добро не унижает человеческого достоинства

Слайд 33

Домашнее задание Рассказ о добром человеке ( Если вам приходилось встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал добро людям, приготовьте рассказ о нём )


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В.М. Шукшин. Рассказы «Чудик» и «Критики». Образы «странных» героев и героев- «чудиков».

Слайд 2

Василий Макарович Шукшин (1929-1974) Родился в крестьянской семье. Рано остался без отца. Рос замкнутым мальчиком. Работал слесарем, учителем русского языка и литературы, директором школы. Упорно учился. Первый сборник рассказов- «Сельские жители».

Слайд 3

Это интересно В. Шукшин – писатель, актёр, режиссёр (к/ф «Живёт такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди» и др.); «У Шукшина описания почти отсутствуют, даже портретные; но речь персонажей так выразительна, что человек живёт и виден » (А. Макаров). Жена и дочь Шукшина (Лидия Федосеева-Шукшина и Мария Шукшина) – ведущие актрисы кино и телевидения.

Слайд 4

Работа с учебной статьёй «Биография писателя» Запишите в тетради 3-4 вопроса по содержанию статьи, чтобы задать их своим одноклассникам.

Слайд 5

Теория литературы К какому роду литературы относится рассказ ? Чем эпос отличается от лирики ? Что такое рассказ ? Что такое юмор и сатира ? Составить ассоциативный ряд к понятию юмор .

Слайд 6

Анализ рассказов. Посмотрите на ряд названий произведений и фильмов В. Шукшина и подумайте, о каких героях сегодня пойдёт речь? «Чудик», «Психопат», «Дебил», «Странные люди»… Какие эмоции вызывают эти названия у вас? А каких эмоций добивался Шукшин?

Слайд 7

Работа в группах Вопросы для анализа : Кого в рассказе можно назвать «странными людьми»? Чем они отличались от остальных людей? Какую правду они отстаивали? «Чудик»- положительный или отрицательный герой? Как относится Петя к герою рассказа «Критики»? За «городских» или «деревенских» героев выступает Шукшин? Что хотел сказать читателю Шукшин? Почему рассказ получил такое название?

Слайд 8

Рассказ «Критики»

Слайд 9

Рассказ «Чудик»

Слайд 10

Герои- «чудики» Шукшина «ЧУДИК» имя характер внешность чувства глаза больная душа

Слайд 11

Рефлексия Кто он- герой рассказов Шукшина? Ответ на вопросы 1 и 7 рубрики «Размышляем о прочитанном» (с.137) Как автор относится к своим героям?

Слайд 12

Домашнее задание Прочитать рассказы В.М. Шукшина «Срезал», «Микроскоп», «Сапожки» (на выбор). Отзыв о прочитанном рассказе. Прочитать статью о Ф.А. Искандере. Выразительное чтение эпизода рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» по ролям.

Слайд 13

Использованные материалы А.Н. Замышляева . Литература. 6 кл . Система уроков по учебнику под ред. В.Я. Коровиной.- Волгоград: изд-во «Учитель», 2014. Н.Е. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл .- М.: «ВАКО», 2014. И.Л. Челнышева . Литература. 6 кл . Планы- конспекты уроков.-Р.-на –Дону: Феникс, 2015. Иллюстрации к рассказам В.М. Шукшина- худ. Г. Калиновский, О. Шевякова


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задачи урока: Повторить понятия образ-настроение, лирический герой, образ-переживание. На примере стихотворного текста рассмотреть внутреннее состояние человеческой души : смятение, беспокойство, томление. Отрабатывать навык выразительного чтения.

Слайд 2

Вспомним изученное. Каких поэтов, чьи произведения посвящены пейзажной лирике, вы знаете? Кто из поэтов 19 века « часто изображал природу в её промежуточных состояниях»? Какой автор считает , что «вечны на этой земле… боль и страдания, скорбь и потери»?

Слайд 3

Яков Полонский. Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. 1

Слайд 4

Сведения о жизни Я. П. Полонского Я. П. Полонский прожил долгую и не очень счастливую жизнь. Родился и вырос в Рязани. Небогатая дворянская семья. Двадцати лет без гроша в кармане, но с заветной тетрадью стихов, в ямщицкой телеге Полонский приезжает в Москву. Поступает в Университет на юридический факультет, чтобы стать чиновником и зарабатывать хлеб насущный. Но в душе – поэт.

Слайд 5

Среди его друзей – Афанасий Фет. Пять лет живёт в Грузии. Грузия – источник новых тем и сюжетов. Позже переезжает в Петербург. Стихи Полонского мелодичны, напевны, не случайно многие из них положены на музыку: «Мой костёр в тумане светит…», «Вечерний звон». Свой долгий век Полонский прожил нелегко. Хотя его оценили по достоинству и Тургенев, и Некрасов, он с горечью говорил:»Не велика моя нива, не весела моя жатва».

Слайд 6

Типичные черты лирики. Пейзаж – ночь, глухая осень, беззвёздное небо, пасмурный призрак луны, костёр в ночи. Лирический герой – печальный, унылый, замирает перед величием природы, её тайнами. Мотив неясной надежды.

Слайд 7

Какая картина предстаёт перед вами?

Слайд 8

Каким настроением проникнуто это стихотворение?

Слайд 9

Какие чувства испытывает лирический герой в этом произведении?

Слайд 10

Теория литературы Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Слайд 11

Какие две картины можно выделить в этом стихотворении?

Слайд 12

Какие слова передают мглу долин?

Слайд 13

Какое чувство передаётся в первой части стихотворении?

Слайд 14

Объясните выражение «В тесном сонме сизых туч».

Слайд 15

О чём говорит выражение «Фосфорический свой луч».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Презентация к уроку литературы в 9 классе "Литература 18 века. Классицизм. Русский классицизм."

Одна из первых обучающих лекций по литературе в 9 классе. Рассказ учителя сопровождается слайдами с текстом, чтобы ученики могли без суеты записать основное. Лекция рассчитана на 30-40 минут, зависит ...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....