Презентации к урокам литературы
презентация к уроку по литературе (6 класс)
Помощь педагогу при подготовки к урокам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Баратынский...Весна, весна... | 2.91 МБ |
М. Сервантес_Дон-Кихот | 2.04 МБ |
В.Распутин_Уроки французского | 361 КБ |
ВМШукшин. "Чудики", "Критики" | 2.17 МБ |
Я.Полонский | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
проверить уровень знаний творчества Е.А.Баратынского , степень понимания стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка Цель:
Ведущей темой стихотворения является тема: а) любви ; в) природы; б) родины ; г) свободы
Стихотворение посвящено пробуждению : г) души лирического героя б) реки ; в) жаворонков; а) природы;
Слияние души с природой позволяет лирическому герою почувствовать: а) ожидание ; г) восторг б) равнодушие ; в) тоску;
Использование многочисленных глаголов (шумят ручьи, летают облака, поет жаворонок) позволяет поэту создать пейзаж живой и динамичный. Глаголы помогают передать: г) прощание с зимой; в) натиск, энергию весны а) приход весны ; б) ожидание весны;
Поэтическая картина полна подробностей, за счёт чего в воображении читателя возникает законченный образ. В какой последовательности даны поэтом весенние зарисовки: б) небо, облака, река, деревья, жаворонок ; а) жаворонок , небо, облака, река, деревья ; в) река, деревья, небо, облака, жаворонок ; г) небо, река, облака, жаворонок, деревья
В этом стихотворении поэт приветствует весну, восхищается возрождением природы. Поэтому так часто употребляются : в) восклицательные предложения ; а) незаконченные предложения ; б) вопросительные предложения ; г) предложения с многоточием
Как называется изобразительное средство, использованное в сочетаниях «на торжествующем хребте», «заздравный гимн», «незримый жавронок » : г) метафора а) эпитет; б) метонимия ; в) сравнение;
Как называется изобразительное средство, использованное в сочетаниях «на крыльях ветерка», «шумят ручьи», «древа обнажены» : г) эпитет в) метафора; б) метонимия ; а) сравнение;
К какому типу лирики относится данное стихотворение: пейзажная лирика
Весна, весна! как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна, весна! как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! блестят ручьи! Взревев, река несёт На торжествующем хребте Поднятый ею лёд! Ещё древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой И шумен и душист. Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жавронок поёт Заздравный гимн весне. Что с нею, что с моей душой? С ручьем она ручей И с птичкой птичка! с ним журчит, Летает в небе с ней! Определите размер, которым написано стихотворение: ямб
Алиева Л.Ю. Тесты по литературе. — М.: Айрис-пресс, 2014 Бережная И.Д. Литература: текущий контроль знаний, тесты, зачёты, задания. — Волгоград: Учитель, 2016 Использованный материал:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Факты биографии Миге́ль де Серва́нтес Сааве́дра ( исп. Miguel de Cervantes Saavedra ; 29 сентября 1547 , Алькала-де-Энарес — 23 апреля 1616 , Мадрид ) — всемирно известный испанский писатель и солдат. Прежде всего известен как автор одного из величайших произведений мировой литературы — романа « Дон Кихот ». Родился в Алкала-де-Энарес (пров. Мадрид). Его отец, идальго Родриго де Сервантес, был скромным хирургом, мать — донья Леонор де Кортина; их многочисленная семья постоянно жила в бедности, не оставлявшей будущего писателя на протяжении всей его горестной жизни. Очень мало известно о ранних этапах его жизни. С 1970-х гг. в Испании распространена версия о еврейском происхождении Сервантеса, повлиявшем на его творчество.
Военная карьера Мигель Сервантес участвовал в военных кампаниях в Италии (был в Неаполе ), Наварино ( 1572 ), Тунисе , Португалии , в морских сражениях ( Лепанто , 1571 ), а также осуществлял поездки по службе в Оран (1580-е годы); служил в Севилье
Характер Лучший из биографов Сервантеса, Шаль, характеризовал его так: «поэту, ветреному и мечтательному, недоставало житейского уменья, и он не извлек пользы ни из своих военных кампаний, ни из своих произведений. Это была душа бескорыстная, неспособная добывать себе славу или рассчитывать на успех, поочередно очарованная или негодующая, неодолимо отдававшаяся всем своим порывам… Его видели наивно влюбленным во все прекрасное, великодушное и благородное, предающимся романическим грезам или любовным мечтаниям, пылким на поле битвы, то погруженным в глубокое размышление, то беззаботно веселым… Из анализа его жизни он выходит с честью, полным великодушной и благородной деятельности, удивительным и наивным пророком, героическим в своих бедствиях и добрым в своей гениальности».
Сервантес с Дон Кихотом
Генрих Гейне сказал о «Дон Кихоте»: «Сердце моё готово было разорваться, когда я читал о том, как благородный рыцарь, оглушённый и весь смятый, лежал на земле и, не поднимая забрала, словно из могилы, говорил победителю слабым умирающим голосом: «Дульсинея Тобосская — самая прекрасная женщина в мире, а я самый несчастный рыцарь на свете, но моё бессилие не должно поколебать эту истину» .
Почтовая марка в СССР с изображением Сервантеса
в 1604 г. выходит в свет первая часть романа « Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский », имевшая громадный успех в Испании (в несколько недель разошлось 1-е изд. и в том же году 4 других) и за границей (переводы на многие языки).
ДОН КИХОТ — герой романа великого испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры (1547-1616) «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (первый том — 1605 г., второй — 1615 г.); он же — Рыцарь Печального Образа; он же — Рыцарь Львов; он же — идальго, обедневший дворянин Алонсо Кихана по прозвищу Добрый.
Немолодой идальго Алонсо Кихана, житель некоего села в захолустной испанской провинции Ла Манча, начитавшись рыцарских романов, воображает себя странствующим рыцарем и отправляется на поиски приключений. Старой кляче он даёт звучное имя Росинант, себя называет Дон Кихотом Ламанчским, а крестьянку Альдонсу Лоренсо объявляет своей прекрасной дамой Дульсинеей Тобосской.
В оруженосцы идальго берёт хлебопашца Санчо Пансу и в первой части романа совершает два выезда: принимает постоялый двор за замок, нападает на ветряные мельницы и стада баранов, в которых видит злых великанов и волшебников. Родня и окружающие принимают Дон Кихота за сумасшедшего, на его долю достаются побои и унижения, которые сам он считает обычными злоключениями странствующего рыцаря. Третий выезд Дон Кихота описан во второй, более драматичной и горькой части романа, которая заканчивается избавлением от безумия и смертью Алонсо Киханы Доброго.
Образ героя О внешности Дон Кихота Сервантес сообщает скупо и только в самом начале книги: «Было нашему идальго лет под пятьдесят; крепкого сложения, тощий телом и худощавый лицом» . В своё время Александр Дюма так описал д’Артаньяна: «Представьте себе Дон Кихота в восемнадцать лет…» Словом, чтобы увидеть Дон Кихота, вообразите себе д’Артаньяна пятидесяти лет, который устал от странствий и приключений, но всё ещё готов вступить в бой. К данному эскизу придётся добавить все те шишки и тумаки, которые судьба уготовила идальго в его странствиях: частый голод и отсутствие тёплого ночлега, сломанные рёбра, выбитые зубы, помятые бока, нелепость рыцарской амуниции.
Битва с ветряными мельницами
Рядом с Дон Кихотом на осле трясется его верный спутник Санчо Панса, не прочитавший в жизни ни одного романа…
Кадр из фильма «Дон Кихот»
Иллюстрации к роману
В 2002 году, подводя итоги ушедшего тысячелетия, Нобелевский комитет собрал авторитетное жюри, в которое вошли сто известных писателей из пятидесяти четырёх стран мира. Их попросили определить лучшее произведение мировой литературы. «Книгой всех времён и народов» был назван «Дон Кихот».
В прошлом году Испания и весь мир отметили четырёхсотлетие первой публикации романа Сервантеса. 23 апреля, в день смерти Сервантеса, во многих странах, в том числе и в России, в переполненных залах множество людей, сменяя друг друга, двое суток беспрерывно читали на разных языках эту трагикомическую эпопею от первой строчки пролога: «Досужий читатель! Ты и без клятвы можешь поверить, как хотелось бы мне, чтобы эта книга, плод моего разумения…» — до завершающей авторской росписи-вздоха «Vale» . Никакая другая книга не читается хором всем миром.
«Счастливо будет то время… когда, наконец, увидят свет мои деяния, достойные быть запечатлёнными в бронзе, высеченными из мрамора и изображёнными на полотне на память грядущим поколениям» .
Испания. Мадрид. Монумент Дон Кихот и Санчо Панса
Дон Кихот спасет человечество от конца света
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С какими испытаниями столкнулся герой рассказа? постоянный голод предательство разлука с домом герой рассказа жестокость одиночество несправедливость
Кто окружал нашего героя в рассказе? Лидия Михайловна Мама дядя Ваня тётя Надя герой директор школы Вадик рассказа учитель истории Птаха учитель математики Тишкин учитель литературы дети тёти Нади учитель физкультуры и др. одноклассники
Кто проявил участие в судьбе мальчика? мама герой дядя Ваня рассказа Лидия Михайловна
Тема : Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика Какая трудная работа – Счастливым сделать хоть кого-то, Цветок удачи принести, От одиночества спасти, А самому потом тихонечко уйти
Анализ эпизода « В школе, наутро после драки» Поразмышляем Герой боялся, что, учительница рассердится и потребует объяснений. А как повела себя Лидия Михайловна?
А Лидия Михайловна всё выясняет шуткой, она ведёт себя спокойно.
Поразмышляем Герой испугался, когда подлый Тишкин предаёт его, рассказав об игре на деньги. А как повела себя Лидия Михайловна?
А Лидия Михайловна спокойно осаживает подленького Тишкина, так что предательство оказывается наказанным.
Поразмышляем Герой очень боится, что учительница тут же пойдёт к директору, и его наверняка исключат из школы. А как повела себя Лидия Михайловна?
А Лидия Михайловна прекращает выяснение, чтобы это не дошло до директора. И оставляет героя для разговора после уроков.
Роль учительницы в жизни мальчика. 1. П О Ч Е М У после уроков герой честно признаётся, что играет на деньги?
Он не умеет врать
2. П О Ч Е М У Лидия Михайловна не выдаёт героя и берёт с него обещание не играть на деньги?
Она сочувствует и верит герою
3. П О Ч Е М У мальчик нарушает обещание ( эпизод, когда его снова избивают ) ?
Других путей раздобыть рубль на молоко он не знал
4. П О Ч Е М У Лидия Михайловна назначает дополни- тельные занятия французским языком?
Она хочет отвлечь от игры мальчика, помочь ему
5. П О Ч Е М У Лидия Михайловна во время занятий зовёт героя ужинать?
Она знает , что он голодный
6. П О Ч Е М У мальчик решительно отказывается от еды?
Проявляет чувство собственного достоинства
7. П О Ч Е М У Лидия Михайловна присылает посылку без обратного адреса?
Она знает, что настоящая помощь не должна унижать достоинство человека
8. П О Ч Е М У Герой разоблачает Лидию Михайловну и не принимает посылку ?
Он настойчив, не отступает от своих принципов
9. П О Ч Е М У Лидия Михайловна решается на игру в «замеряшки» со своим учеником?
Другой помощи герой не принимал, а Лидия Михайловна хотела помочь, иначе она не могла
10. П О Ч Е М У когда директор обнаружил игроков на деньги, Лидия Михайловна не объясняет свой поступок?
Ей не в чем оправды- ваться. Она так посту- пила из любви к мальчику, она проявила чуткость, отзывчивость, доверительное, уважительное отношение к детям
Кодекс законов доброты 1. Добро возвращается добром 2. Истинное добро бескорыстно 3. Истинное добро не требует награды 4. Истинное добро не ищет прямой отдачи 5. Истинное добро не унижает человеческого достоинства
Домашнее задание Рассказ о добром человеке ( Если вам приходилось встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал добро людям, приготовьте рассказ о нём )
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Василий Макарович Шукшин (1929-1974) Родился в крестьянской семье. Рано остался без отца. Рос замкнутым мальчиком. Работал слесарем, учителем русского языка и литературы, директором школы. Упорно учился. Первый сборник рассказов- «Сельские жители».
Это интересно В. Шукшин – писатель, актёр, режиссёр (к/ф «Живёт такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди» и др.); «У Шукшина описания почти отсутствуют, даже портретные; но речь персонажей так выразительна, что человек живёт и виден » (А. Макаров). Жена и дочь Шукшина (Лидия Федосеева-Шукшина и Мария Шукшина) – ведущие актрисы кино и телевидения.
Работа с учебной статьёй «Биография писателя» Запишите в тетради 3-4 вопроса по содержанию статьи, чтобы задать их своим одноклассникам.
Теория литературы К какому роду литературы относится рассказ ? Чем эпос отличается от лирики ? Что такое рассказ ? Что такое юмор и сатира ? Составить ассоциативный ряд к понятию юмор .
Анализ рассказов. Посмотрите на ряд названий произведений и фильмов В. Шукшина и подумайте, о каких героях сегодня пойдёт речь? «Чудик», «Психопат», «Дебил», «Странные люди»… Какие эмоции вызывают эти названия у вас? А каких эмоций добивался Шукшин?
Работа в группах Вопросы для анализа : Кого в рассказе можно назвать «странными людьми»? Чем они отличались от остальных людей? Какую правду они отстаивали? «Чудик»- положительный или отрицательный герой? Как относится Петя к герою рассказа «Критики»? За «городских» или «деревенских» героев выступает Шукшин? Что хотел сказать читателю Шукшин? Почему рассказ получил такое название?
Рассказ «Критики»
Рассказ «Чудик»
Герои- «чудики» Шукшина «ЧУДИК» имя характер внешность чувства глаза больная душа
Рефлексия Кто он- герой рассказов Шукшина? Ответ на вопросы 1 и 7 рубрики «Размышляем о прочитанном» (с.137) Как автор относится к своим героям?
Домашнее задание Прочитать рассказы В.М. Шукшина «Срезал», «Микроскоп», «Сапожки» (на выбор). Отзыв о прочитанном рассказе. Прочитать статью о Ф.А. Искандере. Выразительное чтение эпизода рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» по ролям.
Использованные материалы А.Н. Замышляева . Литература. 6 кл . Система уроков по учебнику под ред. В.Я. Коровиной.- Волгоград: изд-во «Учитель», 2014. Н.Е. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл .- М.: «ВАКО», 2014. И.Л. Челнышева . Литература. 6 кл . Планы- конспекты уроков.-Р.-на –Дону: Феникс, 2015. Иллюстрации к рассказам В.М. Шукшина- худ. Г. Калиновский, О. Шевякова
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Презентация к уроку литературы в 9 классе "Литература 18 века. Классицизм. Русский классицизм."
Одна из первых обучающих лекций по литературе в 9 классе. Рассказ учителя сопровождается слайдами с текстом, чтобы ученики могли без суеты записать основное. Лекция рассчитана на 30-40 минут, зависит ...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 3 четверть.
Презентации помогут при объяснении и изучении нового материала....
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 2 четверть..
Презентации помогут при изучении тем по литературе....
ПЛАН УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ",презентация к уроку литературы в 9 классе на тему: Поэты пушкинской поры"
Конспект урока по литературе в 9 классе....
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....