Урок по "Капитанской дочке" Пушкина. Гринев и Маша
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Дана разработка урока с опросом, работой по теме, сравнительным анализом семей Гриневых и Мироновых. Развитие отношений между героями
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе
Петр Гринев и Маша Миронова. Понятие героев о свободе, чести, долге в повести
Цель: охарактеризовать образы Петра Гринева, Маши Мироновой, их семей; раскрыть взаимоотношения влюбленных героев, развивать речь учащихся; содействовать воспитанию нравственных качеств.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Вступительная беседа
- Вспомните, пожалуйста, наш первый урок по повести. Какую сюжетную линию мы с вами рассмотрели? (Становление Петра Гринева, его взросление)
- На прошлом уроке мы с вами сравнивали Гринева и Швабрина. Что объединяет этих героев? (происхождение, молодость, служба, любовь к Маше Мироновой)
- Как относятся окружающие к Гриневу и Швабрину? (К Гриневу обитатели Белогорской крепости относятся хорошо. Комендант и его жена принимают героя в семью, воспринимают его как сына, Василиса Егоровна дает наставления… Швабрина не любили за его озлобленность, эгоизм, лицемерие)
- Как автор относится к героям? (сочувствует к Гриневу, сопереживает, а Швабрина осуждает и порицает)
- Какие чувства вызывают у вас Гринев и Швабрин?
3.2 Викторина
«ФАКТЫ»
1) Какое историческое событие положено в основу повести «Капитанская дочка»? (В основу повести "Капитанская дочка" положены события, связанные с народным восстанием (крестьянской войной) 1773-1775 годов (движущей силой, которого были донские казаки) под предводительством Емельяна Пугачева)
2) С какой целью А.С. Пушкин побывал в местах Пугачевского бунта? (опрашивал очевидцев, свидетелей крестьянской войны, записывал рассказы, предания, песни)
«УЗНАЙ ГЕРОЯ»
1 «Был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен» (Швабрин)
2 «Жил недорослем, гоняя по крышам голубей и играя в чехарду» (Петруша Гринев)
3 «… в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором. С тех пор жил в своей Симбирской деревне, где и женился» (Андрей Петрович Гринев)
4 «В отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию» (Француз Бопре)
5 «…ко мне вошел молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым» (Алексей Швабрин).
6 «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели» (Маша Миронова)
7 «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали» (Пугачев)
- Итак, кто становится «яблоком раздора» в отношениях Гринева и Швабрина? (Мария Миронова)
- Как вы думаете, какое чувство лучше всего раскрывает человека? (Любовь. Она побуждает людей быть лучше)
- А теперь предположите, о чем и о ком мы будем говорить на уроке? (О М. Мироновой, об их взаимоотношениях с Гриневым)
-Правильно. А еще мы обязательно поговорим о верности и преданности героев и о том, что эти качества воспитываются в семье. А теперь обратимся к тексту.
4. Изучение нового материала
4.1 Беседа по прочитанным главам
- Много ли внимания автор уделяет описанию внешности Маши Мироновой? Почему?
- Каким было первое впечатление Гринева о Маше? (она ему не очень понравилась)
- Какие качества проявляются в характере Марии Мироновой в период мирной жизни в крепости? Как меняет героиню любовь к Петру Гриневу? (В самом начале Маша застенчивая и скромная, молчаливая, по словам Василисы Егоровны, трусиха. Любовь делает Марию нежной, заботливой, придает ей твердости духа)
- Как относятся к Маше окружающие? Каково авторское отношение? (чувствуется, что автор очень любит свою героиню)
- Какие качества характера проявляет Маша в главах «Осада города» и «Сирота»? (героиня демонстрирует стойкость, смелость, мужество и верность)
4.2 Чтение по ролям (конец главы 8 – эпизод расставания Гринева с Машей)
4.3 Самостоятельная работа учащихся. Заполнение таблицы
- Влияет ли семья на формирование характера человека? (Маша проявляет лучшие качества, т.к. видела подобные ситуации в семье)
- Можем ли мы это сказать и о семье Петра Гринева? (Гринев с детства видел добрые отношения между родителями. Честность и порядочность отца стали для героя примером, ориентиром в жизни)
- Сейчас вы охарактеризуете семьи Мироновых и Гриневых, определите взаимоотношения между супругами, их отношение к детям. Проследите, как семья влияет на формирование характера человека (Маша Миронова и Петр Гринев, их отношения) Наблюдения отразите в таблице.
СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИНЕВЫХ И МИРОНОВЫХ | ||
Сопоставление | Гриневы | Мироновы |
Положение. Образование и воспитание, занятия и интересы | ||
Отношения между супругами | ||
Отношение к детям | ||
Личные качества | ||
Отношение автора |
- Что объединяет семьи героев? (в обоих семьях супруги относятся друг к другу с теплотой и любовь, дополняют друг друга; отношения в семье добрые и искренние, простые; детей своих любят, хотят дать им то, что необходимо хорошему и порядочному человеку)
5. Подведение итогов урока
- А теперь скажите, почему повесть о восстании Пугачева называется «Капитанская дочка»
- Что объединяет Петра Гринева и Машу Миронову?
6. Рефлексия
На уроке работал активно (пассивно).
Своей работой на уроке я доволен (не доволен).
Урок для меня показался коротким (длинным).
За урок я устал (не устал).
Мое настроение стало лучше (хуже).
Материал урока мне был понятен (не понятен), полезен.
7. Д.З.
А) Творческий пересказ от лица Маши Мироновой о встрече с Екатериной 2 (по желанию)
Б) Выучить отрывок наизусть/близко к тексту
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/22/picture-25676-1403441223.gif)
Жизнь и творчество писателя А.С. Грина/ Анализ рассказа А.С. Грина «Зелёная лампа»
Урок литературы с элементами мастерской "Путь к Александру Грину".Цель: обращать внимание учащихся на многозначность отдельных слов, словосочетаний, предложений, содержащихся в тексте, подве...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/08/picture-45873.jpg)
конспект занятия "Знакомство с техникой папье- маше, изготовление яиц в технике папье - маше"
Это занятие проводится в сооответствии с рабочей программой "Природа и фантазия", 2 год обучения. Дети знакомятся с новой техникой - папье - маше, учатся использовать бросовый материал, узнают историю...
Технологической карты урока по технологии"Подготовка швейной машинки к работе" 5 класс" раздел машиноведение
Цель урока :Изучение подготовки швейной машинки к работе Задачи:- обучающие: закрепить знания учащихся об устройстве швейной машины -развивающие: сп...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/20/picture-567948-1421728951.jpg)
сценарий детского праздника "День рождения Маши" (по сюжету мультфильма "Маша и Медведь")
сценарий веселого праздника...
«Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин» (8 класс)
ЦЕЛЬ УРОКА: Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и различия. Решить проблему долга, чести и человеческ...
Сценарий новогоднего представления «Маша с Мишей навсегда!» (по мотивам мультфильма «Маша и Медведь»)
Увлекательная история, которая произошла с любимыми героями в канун Нового года....
Тест поКапитанской дочке
Тест позволяет проверить степень усвоения учащимися текстового материала романа...