Творчество А.С. Грибоедова, история создания комедии "Горе от ума"
презентация к уроку по литературе (9 класс)

Ковалёва Елена Евгеньевна

Биография А.С. Грибоедова, истопия создания комедии "Горе от ума"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gore_ot_uma_.pptx1.08 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческая история создания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Слайд 2

Александр Сергеевич Грибоедов 15 января 1795, Москва —11 февраля 1829 , Тегеран — русский поэт, прозаик, драматург, дипломат, лингвист, историк, востоковед, пианист и композитор.

Слайд 3

Княжна Нино или Нина Александровна Чавчавадзе (4 ноября 1812 — 28 июня 1857) — грузинская аристократка, дочь поэта и общественного деятеля князя Александра Чавчавадзе и княжны Саломеи Ивановны Орбелиани, жена русского драматурга и дипломата Александра Грибоедова.

Слайд 4

Комедия произвела неописуемое действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами. (А. С. Пушкин)

Слайд 5

Жанровое своеобразие «Горе от ума» - стихотворная комедия А. С. Грибоедова - произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы. Комедия «Горе от ума» - сатира на аристократическое московское общество того времени, фактически завершила «комедию в стихах» как жанр.

Слайд 6

История создания «Горе от ума » Назначенный послом новообразованной русской миссии при дворе шаха Персии, Грибоедов отправляется в дальний путь на Восток, где ему было суждено провести свои лучшие годы. Именно в Персии созрел окончательный замысел «Горе от ума». Начата она в Тифлисе, закончена в деревне у Бегичевых к осени 1824 года. Автор читал пьесу во многих литературных салонах. Но ни напечатать, ни поставить «Горе от ума» ему не удалось. Один из рукописных списков комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума".

Слайд 7

Комедию не пропускали из-за политической остроты. В «Русской Талии на 1825 год» напечатали только вторую половину первого акта и весь третий. Сохранилась и 1-я (черновая) редакция пьесы, которая сейчас находится в Московском государственном историческом музее .

Слайд 8

Грибоедов очень хотел увидеть комедию в печати и на сцене, но на нее был наложен цензурный запрет. Комедия дошла до читающей России в виде « описков ». Успех был потрясающий: «Грому, шуму, восхищению, любопытству нет конца»! (из письма Грибоедова к Бегичеву, июнь 1824 год).

Слайд 9

Смысл названия комедии. Из истории создания комедии известно, что вначале это была драма с названием «Горе уму» и только потом стала комедией «Горе от ума». При изменении названия произошло и изменение идеи произведения. В первом названии ум пассивен , он ничего не может изменить - отсюда драматический конфликт, во втором названии - ум активен , он сам навлекает на себя горе и поэтому смешон. Грибоедов стремился представить такую парадоксальную, но типичную ситуацию, в которой положительное качество личности – ум - приносит несчастье . Именно такая ситуация отразилась в новом названии - «Горе от ума».

Слайд 10

Жанровые особенности комедии. 1. Комедия в высоком смысле слова. Противостояние одного человека и общества. Чацкий смешон в своих обличениях. 2. Стихотворная форма. Обилие пословиц и поговорок. 3. Приемы классицистической комедии ( единства места, времени и действия) , но в то же время характеры героев - реалистичны. 4. Обилие монологов, раскрывающих противостояние главных персонажей комедии. 5. С одной стороны, персонажи - это конкретные люди, но с другой стороны, - это знаковые фигуры.

Слайд 11

Фамусов - знаковая фигура, символизирующая устойчивость и благополучие материальной основы бытия. Чацкий - знаковая фигура, символизирующая бунтаря, противника безнравственных основ фамусовского бытия, символ романтического протеста. Молчалин - символизирует посредственность и согласие с большинством.

Слайд 12

Конфликт в комедии. Конфликт имеет два уровня: социально-философский и личный. С самого начала комедии мы наблюдаем конфликт личный, который затем приобретает социально- философский характер.

Слайд 13

Язык комедии. Язык «Горя от ума» значительно отличался от языка комедии тех лет. Очень многие реплики из комедии стали восприниматься как афоризмы , крылатые выражения, живущие своей самостоятельной жизнью. Самый главный приём, использованный Грибоедовым – говорящие имена и фамилии.

Слайд 14

Чацкий И точно, начал свет глупеть, Сказать вы можете вздохнувши; Как посравнить да посмотреть Век нынешний и век минувший; Свежо предание, а верится с трудом; Как тот и славился, Чья чаще гнулась шея; Как не в войне, а в мире брали лбом, Стучали об пол не жалея!

Слайд 15

Софья Да хоть кого смутят Вопросы быстрые и любопытный взгляд

Слайд 16

Фамусов Вот то-то, все вы гордецы? Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя. Мы, например, или покойник дядя, Максим Петрович: он не то на серебре, На золоте едал; сто человек к услугам, Весь в орденах, езжал-то вечно цугом, Век при дворе, да при каком дворе! Тогда не то, что ныне, При государыне служил Екатерине.

Слайд 17

Лиза Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев , и барская любовь.

Слайд 18

Молчалин В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь

Слайд 19

Скалозуб Дай Бог здоровье вам И генеральский чин; а там Зачем откладывать бы дальше, Речь завести об генеральше?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Жизнь и творчество А.С. Грибоедова"

Методический материал к уроку литературы...

тест по теме "Жизнь и творчество А.С.Грибоедова"

тест по теме "Жизнь и творчество А.С.Грибоедовова"...

Жизнь и творчество А.С. Грибоедова.

Конспект урока литературы...

Конспект урока. Жизнь и творчество Н.Г. Чернышевского. История создания романа "Что делать?"

Конспект урока с презентацией для 10 класса по программе Ю.В. Лебедева (по ФГОС). Первый урок изучения творчества Н.Г. Чернышевского....

Урок литературы "М.А.Булгаков Жизнь и творчество. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров"

Цели:1. Познакомить с жизнью и творчеством М. Булгакова.2. Обзор повести М. Булгакова «Собачье сердце».3.Учить анализировать произведение, доказывать своё собственное мнение, создавать ист...