Работа с иллюстрациями на уроках литературы
консультация по литературе (7 класс)
Учебно-методические рекомендации по работе с иллюстрациями на уроках литературы. Материл дан в помощь учителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_illyustratsiyami_na_urokah_literatury.docx | 15.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Работа с иллюстрациями на уроках литературы.»
Учитель Постникова
Ольга
Александровна.
Учебники по литературе для V-VIII классов снабжены иллюстрациями. Есть и специальные задания. Это обстоятельство заставляет учителя организовывать работу соответствующим образом.
Стали традиционными такие виды работы, как
1) рассказ по иллюстрации,
2) устное иллюстрирование,
3) сопоставление иллюстраций разных художников к одному
произведению,
4) сообщение о художниках-иллюстраторах.
Приступая к работе с иллюстрацией, важно, чтобы дети усвоили, что такое
иллюстрация.
Иллюстрация- рисунок к тексту, она дополняет и поясняет текст.
Чтобы закрепить эти знания, рассмотрим репродукцию картины Билибина «Баба Яга», являющуюся репродукцией к сказке «Василиса Прекрасная». Построим рассказ по плану:
- Что такое иллюстрация?
- Чья это иллюстрация, к какому произведению и что на ней изображено?
- Часть текста, являющаяся основой к иллюстрации?
- Что на иллюстрации не соответствует тексту?
- Что на иллюстрации художник придумал на основе хорошего знания текста? Что является плодом его фантазии?
Далее учащимся предлагается по плану составить рассказ об иллюстрации, включив в него описание героев, природы, а через описание внешности указать и на характер изображенного героя, использовав тропы, красочные выражения, чтобы рассказ получился интересным и чарующим.
Проделанная работа важна для того, чтобы помочь учащимся создавать собственные иллюстрации, что дети любят, но не всегда умеют делать. Предлагая детям создать выставку рисунков к какому-либо произведению, целесообразно провести беседу «Как создать иллюстрацию?» (Хорошо знать текст, понимать то, о чем он и то, что недосказано автором, нужно призвать на помощь воображение, но чтобы плоды фантазии не противоречили истине.)
План работы по созданию иллюстрации.
- Определить тему иллюстрации. Что я хочу нарисовать?
- Найти строки, часть текста, которые станут основой иллюстрации.
Какие строки я хочу нарисовать в первую очередь?
- Какие места в тексте помогут точнее, ярче, образнее раскрыть тему иллюстрации?
- Плоды моей фантазии. Дополню текст: введу в иллюстрацию то, чего нет в тексте, но может или могло быть.
Иллюстрации дополняют текст, помогают лучшему его восприятию. Учителю же предоставляются широкие возможности развития речи учащихся на основе иллюстраций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология использования художественной иллюстрации на уроках литературы на примере изучения романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
Иллюстрация дает возможность учащимся лучше представить историческую эпоху, замысел произведения, внешний облик героев. Вдумываясь в смысл изображаемых событий, осознавая, какое участие принимает в ни...
Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).
Анализ произведения А.И.Куприна "Гамбринус" в 8 классе. Использована одна из стратегий технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо" - "Продвинутая лекция"....
Организация работы в группах на уроках литературы и русского языка (из опыта работы).
Знакомство с некоторыми нестандартными формами и приемами организации групповой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Способствовать внедрению групповых форм работы на уроках ру...
Развитие умения учащихся работать с информацией на уроках литературы через использование метода интеллект – карты. из опыта работы
Выступление из опыта работы учителя на заседании РМО учителей русского языка и литературы. В материале содержится краткое представление системы работы по организации работы обучающихся ста...
Выступление на тему "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности" (из опыта работы)
С каждым годом чтение художественной литературы у учащихся занимает низкую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Это связано с неумением ученика понимать прочитанное. В данном выступление р...
Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».
Цель урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...
Активные методы и приемы работы с текстом на уроке литературы (из опыта работы)
Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. На уроках русского языка и литературы я стараюсь уделять больше вн...