Работа с иллюстрациями на уроках литературы
консультация по литературе (7 класс)

Постникова Ольга Александровна

Учебно-методические рекомендации по работе с иллюстрациями на уроках литературы. Материл дан в помощь учителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_illyustratsiyami_na_urokah_literatury.docx15.69 КБ

Предварительный просмотр:

 «Работа с иллюстрациями на уроках литературы.»

Учитель Постникова

           Ольга      

    Александровна.

      Учебники по литературе для V-VIII классов снабжены иллюстрациями. Есть и специальные задания. Это обстоятельство заставляет учителя организовывать работу соответствующим образом.

 Стали традиционными такие виды работы, как

  1) рассказ по иллюстрации,

 2) устное иллюстрирование,

 3) сопоставление  иллюстраций  разных художников к одному  

      произведению,

  4) сообщение о художниках-иллюстраторах.

Приступая к работе с иллюстрацией, важно, чтобы дети усвоили, что такое

иллюстрация.

Иллюстрация- рисунок к тексту, она дополняет и поясняет текст.

Чтобы закрепить эти знания, рассмотрим репродукцию картины Билибина «Баба Яга», являющуюся репродукцией к сказке «Василиса Прекрасная». Построим рассказ по плану:

  1. Что такое иллюстрация?
  2. Чья это иллюстрация, к какому произведению и что на ней изображено?
  3. Часть текста, являющаяся основой к иллюстрации?
  4. Что на иллюстрации не соответствует тексту?
  5. Что на иллюстрации художник придумал на основе хорошего знания текста? Что является плодом его фантазии?

   Далее учащимся предлагается по плану составить рассказ об иллюстрации, включив в него описание героев, природы, а через описание внешности указать и на характер изображенного героя, использовав тропы, красочные выражения, чтобы рассказ получился интересным и чарующим.

   Проделанная работа важна для того, чтобы помочь учащимся создавать собственные иллюстрации, что дети любят, но не всегда умеют  делать. Предлагая детям создать выставку рисунков к какому-либо произведению, целесообразно провести беседу «Как создать иллюстрацию?» (Хорошо знать текст, понимать то, о чем он и то, что недосказано автором, нужно призвать на помощь воображение, но чтобы плоды фантазии не противоречили истине.)

        План работы по созданию иллюстрации.

  1. Определить тему иллюстрации. Что я хочу нарисовать?
  2. Найти строки, часть текста, которые станут основой иллюстрации.

Какие строки я хочу нарисовать в первую очередь?

  1. Какие места в тексте помогут точнее, ярче, образнее раскрыть тему иллюстрации?
  2. Плоды моей фантазии. Дополню текст: введу в иллюстрацию то, чего нет в тексте, но может или могло быть.

Иллюстрации  дополняют текст, помогают лучшему его восприятию. Учителю же предоставляются широкие возможности развития речи учащихся на основе иллюстраций.                                                                                                                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология использования художественной иллюстрации на уроках литературы на примере изучения романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Иллюстрация дает возможность учащимся лучше представить историческую эпоху, замысел произведения, внешний облик героев. Вдумываясь в смысл изображаемых событий, осознавая, какое участие принимает в ни...

Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).

Анализ произведения А.И.Куприна "Гамбринус" в 8 классе. Использована одна из стратегий технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо" - "Продвинутая лекция"....

Организация работы в группах на уроках литературы и русского языка (из опыта работы).

Знакомство с некоторыми нестандартными формами и приемами организации групповой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Способствовать внедрению групповых форм работы на уроках ру...

Развитие умения учащихся работать с информацией на уроках литературы через использование метода интеллект – карты. из опыта работы

Выступление из опыта работы учителя на заседании РМО учителей русского языка и литературы.  В материале содержится краткое представление  системы работы по организации работы обучающихся ста...

Выступление на тему "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности" (из опыта работы)

С каждым годом чтение художественной литературы у учащихся занимает низкую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Это связано с неумением ученика понимать прочитанное. В данном выступление р...

Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».

Цель  урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...

Активные методы и приемы работы с текстом на уроке литературы (из опыта работы)

Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. На уроках русского языка и литературы я стараюсь уделять больше вн...