Презентация "Философская лирика М.Ю. Лермонтова"
презентация к уроку по литературе (10 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К чему ищу так славы я? Известно, в славе нет блаженства, Но хочет всё душа моя Во всем дойти до соверше нства . Пронзая будущего мрак, Она, бессильная, страдает И в настоящем всё не так, Как бы хотелось ей, встречает.
Философия (греч. philosophía - любовь к мудрости, от philéo - люблю и sophía - мудрость) общие принципы бытия и познания; отношении человека и мира; всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и на место в нём человека.
Лирика - род литературы, -особый способ художественного мышления и осмысления жизни. При сочинении стихотворения или при чтении его, при исполнении песни человеком владеет лирическое чувство, личное, присущее «только мне» переживание. Поэтому лирику можно определить как выражение сокровенных переживаний и в искусстве, и в повседневной жизни.
«В лирическом произведении, как и во всяком произведении поэзии, мысль выговаривается словом; но эта мысль скрывается за ощущением и возбуждает в нас созерцание, которое трудно перевести на ясный и определённый язык сознания. И это тем труднее, что чисто лирическое произведение представляет собою как бы картину, между тем как в нём главное дело не самая картина, а чувство, которое она возбуждает в нас…» (Из статьи В.Г. Белинского «Разделение поэзии на роды и виды»)
Философия вообще и философская лирика в частности решает вопросы, которые неразрешимы по своей сути, вопросы вечные: что такое человек и что такое жизнь человека? Где грань между будничным, сиюминутным и вечным? Что есть смерть и что наступит после нее? Зачем нужна жизнь, если она не вечна и если в ней человек нередко оказывается слаб, уступая обстоятельствам, совершая множество ошибок? Вопросов много. Они мучительны. Они неразрешимы.
Все лирические произведения Лермонтова пронизывают философские мотивы. Наиболее полно они выражены в стихотворениях «Молитва» (1829), «Монолог», «Благодарность», «И скучно и грустно», «Благодарность», «Я жить хочу, хочу печали» , «Как часто пестрою толпою окружен» и др. Под ношей бытия не устает И не хладеет гордая душа; Судьба ее так скоро не убьет, А лишь взбунтует, мщением дыша Против непобедимой, много зла Она свершить готова, хоть могла Составить счастье тысячи людей: С такой душой ты бог или злодей…
Па́фос (греч.) — страдание , страсть , возбуждение , воодушевление ) — риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью над чем-либо. Категория впервые была полно разработана Аристотелем , который наряду с пафосом выделял такие элементы риторики, как этос и логос . В трактовке Аристотеля , пафос представляет собой приём, при котором эстетика повествования передаётся через трагедию героя, его страдание и ответные эмоции зрителей. Используя пафос, автор или оратор должен вызвать у аудитории нужные чувства, при этом не открывая до конца собственные.
Пафосом философской лирики Лермонтова является его стремление к самопознанию, желание определить свое отношение к людям и к миру . В центре внимания поэта — столкновение дьявольского и божественного в душе человека. Эту проблему автор унаследовал от Байрона, который также ставил перед собой философские вопросы . Во многих случаях в самой постановке подобных вопросов и у Байрона, и у Лермонтова намечаются ответы.
Лермонтов задумывается над извечным вопросом о смысле жизни и находит его не в гармонии и покое, не в покорном подчинении судьбе, а в стремительном движении вперед, в борьбе и исканиях. Это наиболее ярко выражено в стихотворениях «Парус», «Я жить хочу! хочу печали…». Пора , пора насмешкам света Прогнать спокойствия туман ; Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?
Лермонтова-философа волнует вопрос о взаимосвязи человека и природы, он пытается осмыслить свое место во вселенной - «Выхожу один я на дорогу»,« Мой дом», «Небо и звезды», «Для чего я не родился …».
Для Лермонтова оказываются неразрывно связанными понятия «покой» и «одиночество». И это коренным образом отличает его лирику от пушкинской, для которой чрезвычайно характерно другое сочетание: «покой и воля». Мотив одиночества получил в произведении «Выхожу один я на дорогу...». Ощущение одновременно и единства с миром, и полной отдаленности от людей поразительно: Уж не жду от жизни ничего я И не жаль мне прошлого ничуть. Я ищу свободы и покоя, Я б хотел забыться и заснуть... Мечта лирического героя, а во многом и самого автора, в том, чтобы не просто слиться с природой, но и слушать «сладкий голос», поющий о любви.
Он заявляет о несправедливости вселенских и человеческих законов и выступает с обвинением против Бога, в котором иногда готов видеть виновника мирового зла -«Благодарность». Поэта волнует «загадка жизни и смерти», он часто поднимает тему бессмертия души, но при этом склонен к утверждению материальной жизни как наиболее близкой и понятной («К деве небесной», «Земля и небо», «Что толку жить!.. Без приключений…»).
Белинский, отмечавший, что «эти стихи написаны кровью, они вышли из глубины оскорбленного духа», был, безусловно, прав. И страдание поэта вызвано не только отсутствием в обществе «внутренней жизни», но и в том, что его ум, его душа тщетно искали отклика. Лермонтов пытался найти кого-либо, способного его понять, но ощущал лишь разочарование, растущее чувство одиночества. В стихотворении «И скучно, и грустно» Лермонтов не только говорит о своем разочаровании в обществе, людях, но и искренне сожалеет о том, что «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Именно об этом произведении Белинский писал: «Страшен... этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни».
В отличие от Пушкина в лирике Лермонтова нет упоения жизнью, столь свойственного романтизму воспевания, вакхических радостей: «Выхожу один я на дорогу», «Дубовый листок» - шедевры творчества поэта. Но те же мотивы усталости, безысходности, одиночества, непонятости отразились и в стихотворении «Никто словам моим не внемлет... Я один...», в котором уже первая строка поражает читателя. Даже проникнутое глубоким лиризмом произведение «Из Гете», созданное в 840 году, оканчивается строками: Не пылит дорога, Не дрожат листы. Подожди немного Отдохнешь и ты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Филофофия природы в лирике М.Ю.Лермонтова
В ходе урока учащиеся не только познакомятся с основными направлениями в изображении природы М.Ю.Лермонтовым, но и ответять на вопрос: "Почему изменяется пейзажная лирика поэта?"...
Презентация к урокам 2-3 Мотив одиночества и тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова
Презентация к урокам по темам: "Мотив одиночества" и "Теиа Родины" в лирике М.Ю.Лермонтова в 9 классе...
Презентация к уроку в 9классе на тему"Тема поэта и поэзии" в лирике М.Ю.Лермонтова
презентация к уроку 4 "Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова"...
Презентация к уроку 5 на тему "Любовь в лирике М.Ю.Лермонтова"
Презентация к уроку 5 "Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова" в 9классе...
"Судьба поколения 30-х годов в лирике М.Ю.Лермонтова".
Подготовка к домашнему сочинению по лирике М.Ю. Лермонтова....
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова
работа посвящена творчеству Лермонтова...
Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова
Материал для учителя...