«Откровение Байкала»
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Тема урока: Любовь Гибадуллина «Откровение Байкала».
Тип урока: урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков
Вид урока: проблемный урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Откровение Байкала | 16.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология продуктивного чтения помогает вычитывать информацию разных текстов не только на уроках литературы, но и на уроках географии, истории, на внеклассных занятиях.
Поэтому применение данной технологии при работе с текстом очень оправданна. Технология продуктивного чтения позволяет применять разные стратегии смыслового чтения, формирует читательскую компетентность и обеспечивает полное понимание текста, авторской позиции; формирует здоровую читательскую среду.
Для формирования гражданской ответственности за сохранение природного наследия Байкала в своей работе использую материал иркутских поэтов и писателей. Стихотворения Л. Гибадуллиной пробуждают живой интерес к проблемам природы родного края, повышают уровень осознания гражданской ответственности за свою Родину, понимания неблагоприятной экологической ситуации на Байкале и осознания соучастности во взаимоотношении природы и человека.
Тема урока: Любовь Гибадуллина «Откровение Байкала».
Тип урока: урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков
Вид урока: проблемный урок
Цель:
Деятельностная:
- научить понимать текст в целом, научить находить смыслы текста, научить определять авторскую позицию в стихотворении «Откровение Байкала»;
- способствовать развитию у обучающихся культуры речи, способствовать формированию гражданской ответственности за сохранение Байкала.
Содержательная:
- сформировать умение смыслового чтения, расширить знания о средствах выразительности языка;
- способствовать формированию гражданской позиции учащихся; создать условия для воспитания чувств любви к родному краю.
Прогнозируемые результаты:
- личностные: учить формулировать оценочные суждения, анализируя текст; учить работать в группе и осознавать свой вклад работы в осмысливании текста; учить чувствовать соучастность к проблемам родного края
- метапредметные: учить определять проблемы текста, формирование гражданской позиции;учить формулировать свои мысли и понимать мысли собеседника
- предметные: учить находить нужную текстовую информацию и интерпретировать её, учить выразительно читать, определять средства выразительности языка, работать со словарем
Дидактические средства: текст стихотворения «Откровение Байкала»; видеофильм «Откровение Байкала»
Оборудование: шаблоны облаков, компьютер, проектор, экран
Этап урока | Содержание педагогического взаимодействия | Примечания |
Мотивационно-целевой этап | Орг.момент: приветствие, организация рабочего места Эмоциональная гимнастика. - Ребята, мы с вами живем в соседстве с уникальным объектом природы — Байкалом, закройте глаза и представьте Байкал. | Эмоциональная готовность к уроку
Создание позитивной ситуации, ситуации успеха |
Этап актуализации знания и осуществление первого пробного действия, выявление противоречия | 1 этап технологии продуктивного чтения — Предчтение — приемы антитипации: «Мозговой штурм» по фотографиям. - Посмотрите фотографии (Презентация) - Какие мысли у вас возникают, когда вы смотрите эти фотографии? - Как вы думаете, кто будет героем произведения? - Предположите, пожалуйста, о чем будем сегодня читать на уроке | Создание ситуации поиска проблемы |
Разработка плана выхода из создавшегося затруднения, поиск решения | Стратегия «Облако прогнозов» - Запишите на облаках свои предположения Стратегия «От названия» Первый этап урока должен завершиться постановкой детьми цели урока
| Учащиеся подписывают свои предположения на облаках На данном этапе формируются следующие УУД: уметь определять цель деятельности, уметь высказывать свои предположения по тексту, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, уметь принимать другую точку зрения. |
Реализация выбранного плана Этап — открытие новых знаний | 2 этап технологии продуктивного чтения — Чтение текста (приложение 1) | Первое знакомство с произведением |
Первичное закрепление новых знаний | Б) чтение текста «Откровение Байкала» Прием «Первое впечатление» | Самостоятельное чтение На данном этапе формируются следующие УУД: эмоциональное восприятие текста, принятие эмоций других читателей, умения сочувствовать, сопереживать, выражать свое отношение к героям текста, к их поступкам, выразительно читать и пересказывать текст.
|
Прием «Словарь текста» | Открыть интерактивные словари в интернете проверка словаря и дневника | |
Прием «Дневник фактов» Чтение по строфам Приемы «Чтение с карандашом» , «Инсерт», «Пометы на полях» | Данный этап работы завершается подробным изучением и пониманием текста, вопросами, побуждающими учащегося к элементарным выводам. | |
Самостоятельная работа | 3 этап технологии продуктивного чтения — Постчтение. - На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? (3 части) Напишите план стихотворения. Обсуждайте в парах - какими средствами выразительности достигается такая душевная боль автора? Прием «Задайте вопрос автору» (Как Любовь Гибадуллина пришла к этой проблему?) | На данном этапе формируются следующие УУД: выказывать свое отношение к героям произведений, к их поступкам, уметь принимать эмоции других людей, сопереживать; учиться работать в группе, в паре; выполнять различные роли в диалоге с учителем, определять степень успешности в своей работе и работе других, оценивать деятельность. |
Рефлексия учебной деятельности самоанализ, рефлексия моций, чувств | Прием «Незаконченное предложение» |
|
Домашнее задание, оценивание | Д|з. Сформулировать вопросы к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ в заданиях 15.2 и 15.3 |
|
Список литературы.
1. Закон об образовании [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос.Федерации [текст]-М:Просвещение,2011.-48с. – (Стандарты второг поколения)
3. Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах (Технология формирования типа правильной читательской деятельности) У.В.Бунева, О.В.Чиндилова [Электронный ресурс]-режим доступа: http://school2100.com/school2100/nashi_tehnologii/tehnologiya_produkt_chteniya.pdf
4. Образовательные технологии: сб. мат. – М.: Баласс, 2012. – 160 с.
5. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС “Школа 2100” : [Монография] / О.В. Чиндилова. – М.: Баласс, 2010. – 208 с.
6.http://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра " откровенный разговор"
Игра «Откровенный разговор»- ( напряженные взаимоотношения с учащимися среднего звена).Класс построен в шеренгу , ответ «да» шаг вперед, «нет»- на месте.( учитель стоит в 7-10м от клас...
Презентация к уроку по теме "Откровенье вечной красоты", 8 класс.
Презентация к уроку искусства в 8 классе на тему "Откровенье вечной красоты" по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской....
Отчет о туристском походе по району Южного Байкала (Байкал, 2011)
Отчет о туристском походе по району Южного Байкала (Байкал, 2012) 1. Информация о районе путешествия 1.1. Общие сведения о путешествии 1.2....
«Господин из Сан-Франциско» - Откровение И.А.Бунина
И увидел святый город Иерусалим, новый, сходящийот Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужасвоегоОткровение Иоанна Богослова (21:2)...
Урок Искусство «Откровение вечной красоты»
Человеческая культура основана на единстве истины, добра и красоты. Принято считать, что истина — удел науки, добро — религии, красота принадлежит...
Откровение Байкала стихотворение Л.Гибатуллина
Материал к уроку литературы...
Стихотворение Л.Гибатуллина "Откровение Байкала"
Материал к уроку литературы...