Программа дополнительного образования
рабочая программа по литературе

Иванова Лидия Сергеевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа гуманитарной направленности "Читательская грамотность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx65.34 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                   Ярцевская средняя школа №4                                                                                      имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

(МБОУЯСШ №4)

Принята на заседании

Педагогического совета

Протокол №1 от 31.08.2021

Утверждена

Приказом №156 от 31.08.2021

По МБОУЯСШ №4

Директор________/Н.А. Ковалева/            

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

гуманитарной направленности «Читательская грамотность»

Возраст обучающихся:12-17 ЛЕТ

Срок реализации: 1 ГОД

Автор-составитель

Иванова Лидия Сергеевна,

учитель литературы

г. Ярцево

2021 г.

Пояснительная записка

     Содержание общеобразовательной программы «Читательская грамотность» адаптировано к потребностям конкретного ребенка, проявившего выдающиеся способности, с ограниченными возможностями здоровья, находящегося в трудной жизненной ситуации и обучающегося, проживающего в сельской местности.

     Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс обеспечивает условия для успешной социализации и создания равных стартовых возможностей обучающихся.

В процессе реализации программы создаются педагогические условия для оптимального развития высокомотивированных (одаренных) детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не  проявилась, а также детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Выявление и развитие высокомотивированных (одаренных)  детей осуществляется на основе итогов конкурсов, достигнутых практических результатов в основных областях деятельности.

Реализация программы возможна в форме дистанционного обучения, с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Программа разработана в соответствии с нормативно—правовыми документами и требованиями:

1.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3.

2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г.

3.Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (с изменениями и дополнениями).

4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих  программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФот 18.11.2015 №09-3242).

5.Реализация дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).

6. Устав МБОУЯСШ №4.

Актуальность программы

В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий обучающегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.

Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным навыкам, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.

В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.

Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозировано и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности обучающихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.

Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс, наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.

Формы организации деятельности обучающихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах).

Адресат программы – обучающиеся 5-11 классов (12-17 лет).

Режим занятий – программа рассчитана на 68 часов в течение учебного года (2 раза в неделю).

Время проведения занятия – 40 мин.

Цель программы: формирование функциональной грамотности обучающихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве и развитие читательской компетентности, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы.

Задачи:

Образовательные (предметные):

  • углубление базовых знаний по теории текста;
  • использование приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
  • использование приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
  • использование приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;
  • использование приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.

Развивающие (метапредметные):

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • развивать интеллектуальную самостоятельность обучающихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности.

Воспитательные (личностные):

  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей;
  • формировать эстетическое отношение к жизни.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

Обучающиеся научатся

  • осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
  • использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.

Метапредметные результаты:

Обучающиеся овладеют

  • элементарными навыками работы с книгой;
  • умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
  • элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанногона основе умений:

  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;
  • находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
  • выделять термины, обозначающие основные понятия текста.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информациина основе умений:

  • понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
  • выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;
  • объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
  • интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;
  • задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
  • прогнозировать содержание текста;
  • находить скрытую информацию в тексте;
  • использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информациина основе умений:

  • составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
  • делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;
  • приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
  • преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, обучающиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексиюна основе умений:

  • откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;
  • оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
  • использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;
  • оценивать не только содержание текста, но и его форму.

Предметные результаты:

обучающиеся получат возможность

  • использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;
  • обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.

 

Учебный план

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Книги и журналы

5

5

0

Текущий контроль

2

Виды чтения

6

6

0

Текущий контроль

3

Проза

35

22

11

Текущий контроль,

контрольные упражнения

4

Поэзия

22

18

4

Текущий контроль,

контрольные упражнения

Итого

68

51

15

Текущий контроль,

контрольные упражнения

Содержание учебного плана

Раздел 1.

Урок 1. Знакомство с курсом внеурочной деятельности.

Урок 2. Обобщение сведений о книгах-справочниках, особенностях энциклопедических публикаций.

Урок 3. Знакомство с понятием периодика. Детские газеты и журналы. Знакомство с историей издания для детей журналов «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов»; детских газет «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».

Урок 4. Знакомство с технологией сбора и анализа информации о результатах работы для портфолио.

Урок 5. Извлечение нужной информации из текста; составление памятки, работа в группах.

Раздел 2.

Урок 6. Знакомство с видами чтения.

Урок 7. Извлечение ключевой информации.

Урок 8. Учатся ставить перед собой цель чтения, различать темы и подтемы текста, переносить информацию текста в виде кратких записей, сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей, сопоставлять разные точки зрения по теме.

Урок 9. Учатся понимать основную мысль текста, анализировать изменение своего эмоционального состояния в процессе чтения.

Урок 10. Нахождение конкретной информации, конкретных фактов в тексте.

Урок 11. Освоение стратегий смыслового чтения.

Раздел 3.

Урок 12. Прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста.

Урок 13. Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте.

Урок 14. Решение задач, выявляющих и формирующих практические умения совершать интеллектуальные действия.

Урок 15. Решение задач, выявляющих и формирующих практические умения совершать интеллектуальные действия.

Урок 16. Находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения.

Урок 17. Находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения.

Урок 18. Поиск информации и понимание прочитанного текста.

Урок 19. Поиск информации и понимание прочитанного текста.

Урок 20. Умение работать с информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации.

Урок 21. Поиск и обработка информации в несплошных текстах.

Урок 22. Поиск и нахождение информации в несплошных текстах.

Урок 23. Поиск и нахождение информации в несплошных текстах.

Урок 24. Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи.

Урок 25. Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи.

Урок 26. Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи.

Урок 27. Развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения.

Урок 28. Развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения.

Урок 29. Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи.

Урок 30. Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи.

Урок 31. Выделение тезиса и аргументов/ примеров в тексте учебно-научного стиля речи.

Урок 32. Анализ текста.

Урок 33. Участие в ежегодном всероссийском конкурсе юных чтецов.

Урок 34. Изучение приёмов прогнозирования.

Урок 35. Составление вопросов  к  тексту.

Урок 36. Составление вопросов  к  тексту.

Урок 37. Составление вопросов  к  тексту.

Урок 38. Составление вопросов  к  тексту.

Урок 39. Составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой.

Урок 40. Составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой.

Урок 41. Осмысление информации, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации.

Урок 42. Лексический анализ выбранных для конкурса чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и выражений и выяснения их значения.

Урок 43. Анализ текста.

Урок 44. Участие в ежегодном всероссийском конкурсе юных чтецов.

Урок 45. Структурирование информации во время чтения и после чтения, перерабатывание  и фиксирование сжатой информации в форме плана.

Урок 46. Структурирование информации во время чтения и после чтения, перерабатывание  и фиксирование сжатой информации в форме плана.

Раздел 4.

Урок 47. Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ.

Урок 48. Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений.

Урок 49. Слушают сообщения учителя. Отвечают на поставленные вопросы.

Урок 50. Слушают сообщения учителя. Отвечают на поставленные вопросы.

Урок 51. Выступают с сообщениями об изобразительно-выразительных средствах.

Урок 52. Учатся находить изобразительно-выразительные средства в лирическом тексте.

Урок 53. Составляют таблицу. Подбирают примеры.

Урок 54. Анализируют тексты, находят в них отмеченные тропы и фигуры.

Урок 55. Составляют таблицу. Подбирают примеры.

Урок 56. Анализируют предложения, находят в них отмеченные синтаксические средства выразительности.

Урок 57. Смотрят презентацию. Отвечают на вопросы.

Урок 58. Учатся различать построение стихотворения.

Урок 59. Учатся различать построение стихотворения.

Урок 60. Учатся различать построение стихотворения.

Урок 61. Выступают с сообщениями. Анализируют стихотворения.

Урок 62. Выступают с сообщениями. Анализируют стихотворения.

Урок 63. Читают подготовленный материал, определяют сюжет и композицию. Находят примеры ассонанса и аллитерации.

Урок 64. Рассказывают о рифме. Приводят примеры рифм из стихотворений поэтов. Составляют самостоятельно четверостишия, используют различные формы рифмовки.

Урок 65. Выполняют задания итоговой контрольной работы

Урок 66. Рассказывают о белом стихе. Слушают дополнительное сообщение учителя. Сочиняют белый стих. Готовятся к итоговой контрольной работе.

Урок 67. Анализируют итоговую контрольную работу, выполняют работу над ошибками. Подбирают стихотворения определённой тематики поэтов разных веков. Читают выразительно. Определяют тему и идею стихотворения.

Знакомятся с фотокопиями черновиков поэтов – классиков. Дают определение плагиата. Читают и обсуждают четверостишия, зарисовки, миниатюры на заданную тему.

Урок 68. Создание памятки.

Календарный учебный график

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Дата проведения занятия

Форма

занятия

Форма

контроля

По плану

фактическая

1

Лето с героями любимых книг.

1

03.09

Лекция

Текущий контроль

2

Книги-справочники, энциклопедии, словари.

1

03.09

Лекция

Текущий контроль

3

Газеты и журналы для детей.

1

04.09

Лекция

Текущий контроль

4

Умеем ли мы читать?

04.09

Лекция

Текущий контроль

5

Как выбрать книгу?

1

10.09

Лекция

Текущий контроль

6

Виды чтения.

5

10.09

Лекция

Текущий контроль

7

Ознакомительное чтение.

24.09

Лекция

Текущий контроль

8

Изучающее чтение.

24.09

Лекция

Текущий контроль

9

Вдумчивое чтение.

01.10

Лекция

Текущий контроль

10

Поисковое чтение.

01.10

Лекция

Текущий контроль

11

Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал»)

1

08.10

Лекция

Текущий контроль

12

С чего начинается текст? (Роль заглавия)

1

08.10

Лекция

Текущий контроль

13

Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)

1

15.10

Лекция

Текущий контроль

14

Учимся читать учебный текст

(Элементы учебного текста)

2

15.10

Лекция

Текущий контроль

15

Учимся читать учебный текст

(Элементы учебного текста).

Практическое занятие

22.10

Практическая работа

Контрольные упражнения

16

Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)

2

22.10

Лекция

Текущий контроль

17

Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте).

Практическое занятие

29.10

Лекция

Контрольные упражнения

18

Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)

2

29.10

Лекция

Текущий контроль

19

Учимся читать учебный текст (Маркировка информации).

Практическое занятие

12.11

Практическая работа

Контрольные упражнения

20

Работа с информацией

1

12.11

Лекция

Текущий контроль

21

Как читать несплошной текст?

1

19.11

Лекция

Текущий контроль

22

Шифровка и дешифровка текста.

2

19.11

Лекция

Текущий контроль

23

Шифровка и дешифровка текста.

Практическое занятие

26.11

Практическая работа

Контрольные упражнения

24

Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)

2

26.11

Лекция

Текущий контроль

25

Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи).

Практическое занятие

03.12

Практическая работа

Контрольные упражнения

26

«Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)

2

03.12

Лекция

Текущий контроль

27

«Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте).

Практическое занятие

10.12

Практическая работа

Контрольные упражнения

28

Погружение в текст.

3

10.12

Лекция

Текущий контроль

29

Погружение в текст.

Практическое занятие

17.12

Лекция

Текущий контроль

30

Погружение в текст.

Практическое занятие

17.12

Практическая работа

Контрольные упражнения

31

Подготовка к всероссийскому конкурсу юных чтецов

«Живая классика» (школьный этап).

2

24.12

Беседа

Контрольные упражнения

32

Всероссийский конкурс юных чтецов

 «Живая классика»

(школьный этап).

24.12

Тематический конкурс чтецов

Контрольное выступление

33

Воображение и прогнозирование.

1

14.01

Лекция

Текущий контроль

34

Диалог с текстом.

5

14.01

Лекция

Текущий контроль

35

Диалог с текстом.

Практическое занятие

21.01

Лекция

Контрольные упражнения

36

Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы)

21.01

Лекция

Текущий контроль

37

Диалог с текстом 

(Выделение главной мысли)

28.01

Лекция

Текущий контроль

38

Диалог с текстом 

(Выделение главной мысли).

Практическое занятие

28.01

Практическая работа

Контрольные упражнения

39

Учимся читать «между строк»

(Скрытая информация в тексте)

1

04.02

Лекция

Текущий контроль

40

Внимание к слову.

1

04.02

Лекция

Текущий контроль

41

Подготовка к всероссийскому конкурсу юных чтецов

«Живая классика» (муниципальный этап).

2

11.02

Беседа

Текущий контроль

42

Всероссийский конкурс юных чтецов

 «Живая классика»

(муниципальный этап).

11.02

Тематический конкурс чтецов

Контрольное выступление

43

Что помогает понять текст? (План текста)

2

18.02

Лекция

Текущий контроль

44

Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты)

18.02

Лекция

Текущий контроль

45

Когда текст прочитан.

2

25.02

Лекция

Текущий контроль

46

Когда текст прочитан.

(Оценка информации).

Практическое занятие

25.02

Практическая работа

Контрольные упражнения

47

Что такое поэзия?

1

04.03

Лекция

Текущий контроль

48

Поэтические жанры.

1

04.03

Лекция

Текущий контроль

49

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка

2

11.03

Лекция

Текущий контроль

50

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

Практическое занятие

11.03

Практическая работа

Контрольные упражнения

51

Фигуры и тропы.

2

18.03

Лекция

Текущий контроль

52

Фигуры и тропы.

Практическое занятие

18.03

Практическая работа

Контрольные упражнения

53

Синтаксические средства выразительности.

2

01.04

Лекция

Текущий контроль

54

Синтаксические средства выразительности.

Практическое занятие

01.04

Практическая работа

Текущий контроль

55

Виды систем стихосложения.

4

08.04

Лекция

Текущий контроль

56

Силлабическая система стихосложения.

08.04

Лекция

Текущий контроль

57

Тоническая система стихосложения.

15.04

Лекция

Текущий контроль

58

Силлабо-тоническая система стихосложения.

15.04

Лекция

Текущий контроль

59

Ритм. Метрика.

Двухсложные размеры стиха.

2

22.04

Лекция

Текущий контроль

60

Трехсложные размеры стиха.

22.04

Лекция

Текущий контроль

61

Сюжет и композиция. Звуковая организация стиха. Ассонанс. Аллитерация.

1

29.04

Лекция

Текущий контроль

62

Подбор рифм.

Открытие в себе автора.

2

29.04

Лекция

Текущий контроль

63

Подбор рифм.

Открытие в себе автора.

Практическое занятие

06.05

Практическая работа

Текущий контроль

64

Сочинение белого стиха.

Подготовка к промежуточной аттестации

2

06.05

Лекция

Текущий контроль

65

Промежуточная аттестация

13.05

Тестирование

Контрольные упражнения

66

Анализ промежуточной аттестации.

Поэзия и штампы. Связная речь.

1

13.05

Лекция

Текущий контроль

67

Конкурс стихов, посвящённый определённой тематике.

1

20.05

Тематический конкурс чтецов

Контрольное выступление

68

Чему я научился 

(Подведение итогов,

оформление портфолио)

1

20.05

Беседа

Текущий контроль

Итого:

68

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

  • магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами - 1 штука;
  • шахматные часы – 4 штук;
  • словарь шахматных терминов;
  • комплекты шахматных фигур с досками – 8штук;
  •  ноутбук.

Кадровое обеспечение

Для успешной реализации программы «Читательская грамотность» работает педагог с высшим  образованием Л.С. Иванова.

Формы аттестации

Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе носит вариативный характер, так как программа направлена на формирование у обучающихся стремления к дальнейшему познанию себя, поиску новых возможностей для реализации собственного потенциала. Предусматривает выразительное чтение, выступление на публике.

Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития обучающегося.

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это даёт возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого обучающегося его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.

Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений.  

Оценочные материалы

Оценка знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе обучения, является основой при отслеживании результатов работы.  

Виды контроля
Контролируемые знания, умения, навыки
Форма контроля
1
Текущий контроль
Качество речи, грамотность.
Индивидуально
2
Промежуточная аттестация
Качество речи, грамотность
Тестирование

 

Методические материалы

В процессе обучения используются следующие методы: словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, деятельностный.

В процессе обучения используются следующие технологии: 

  • личностно-ориентированные;
  • коммуникативные;
  • информационно-коммуникационные;  
  • здоровьесберегающие;
  • игровые.

Необходимым условием организации занятий является психологическая комфортность обучающихся, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития, но и для нормального психофизиологического состояния.

Алгоритм учебного занятия:

I. Вводная часть

  1. Основная часть.
  2. Заключительная часть.

Вводная часть занятий предполагает подготовку обучающихся к работе, к восприятию материала, целеполагание.

В основной части занятия происходит мотивация учебной деятельности обучающихся (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям). Усвоение новых знаний и способов действий на данном этапе происходит через использование заданий и вопросов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся. Здесь же целесообразно применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно. Для того, чтобы переключить активность обучающихся (умственную, речевую, двигательную), на занятиях проводятся физкультминутки.  

В заключительной части занятия - подведение итогов, рефлексия. В течение 2-3 минут внимание обучающихся акцентируется на основных идеях занятия. На этом же этапе учащиеся высказывают своё отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным.

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у обучающихся: загадки, стихи, сказки, миниатюры. Ключевым моментом занятий является деятельность самих обучающихся, их выступления на различных конкурсах чтецов.

На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, системы стимулирования и другие. Кроме этого обучающимся предлагаются темы для самостоятельного изучения, занимательные рассказы, тесты для проверки полученных знаний.  

Основой организации работы с детьми по данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности
  •  создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
  • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • принцип вариативности - у обучающихся формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • принцип творчества - процесс обучения ориентирован на приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.

 Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у обучающихся устойчивого интереса к чтению, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Список литературы

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2014.
  2. Валгина Н.С. Теория текста. М.: — Логос, 2013.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 2011.
  4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2014.
  5. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.
  6. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие. — М.: Форум, 2015.
  7. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2021.

Интернет-ресурсы

1.Библиотека http://lib.ru

2.Википедия https://ru.wikipedia.org

3.Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru

4.Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru

5.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...