Урок "Так я молил твоей любви..."
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок "Так я молил твоей любви..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tak_ya_molil_tvoei_lyubvi.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Брылова Н. В. учитель высшей
квалификационной категории
МБОУ «Гимназия № 5
г. Сергиева Посада»
Урок внеклассного чтения по литературному краеведению для 7 класса
по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Нищий» на тему: «Так я молил твоей любви…»
Оформление доски:
- портрет М. Ю. Лермонтова;
- опорные фразы для письменной работы (на обороте доски);
- эпиграф урока строки М. Ю. Лермонтова: «Любя других, я лишь страдал любовью прежних дней…»
Оборудование:
- компьютер + мультимедийные устройства.
Тип урока – комбинированный урок.
Ведущая форма работы – эвристическая беседа, направленная на анализ литературного произведения.
Использование образовательных технологий:
Основные положения технологии (методические особенности) | Практическое применение на уроке |
1.Система Е. Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека | |
1. Анализ литературного произведения должен вырастать в этическую проблему. | Анализ стихотворений Лермонтова приводит к размышлениям о первой безответной любви. |
2. Закон 3-х «о»: Очаровать книгой – Окрылить героем – Обворожить писателем. | Урок открывает удивительную историю создания стихотворения Лермонтова «Нищий», историю любви юного поэта к Е. Сушковой. |
3. В процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны важные качества личности: патриотизм, эмоциональная чувствительность. | Уроки по литературному краеведению открывают большие возможности для гуманизации образования. Знакомство на уроке с творческой биографией Лермонтова, стихотворением «Нищий», созданным в Сергиевом Посаде, способствует духовно-нравственному, патриотическому, этическому воспитанию учащихся. |
4. Внимание к детали. Способ введения ученика в структуру материала через деталь – вопрос – проблему. | В ходе анализа стихотворения «Нищий» определяется ведущая деталь-символ произведения – камень, которая олицетворят злую насмешку над любовью. Учащиеся размышляют над этическими вопросами: Можно ли смеяться над чужими чувствами? Вправе ли человек требовать взаимности? |
5 Ведущие формы работы – коллективный поиск, дискуссия, групповая работа. | Все данные формы работы нашли свое отражение на уроке: эвристическая коллективная беседа, направленная на анализ произведения, дискуссия, связанная с поиском ответов на этические (неоднозначные) вопросы, работа в группах по составлению мини-сценария («Стоп-кадр»). |
2.Технология проектного обучения. | |
1 Итог работы – создание продукта, материального или интеллектуального, устная или письменная презентация этого продукта. | На уроке используются проектные формы работы – составление ассоциограмм, создание мини-сценария, «закончи фразу», «найди соответствия». |
3. Технология применения средств ИКТ. | |
1 Вариант использования средств ИКТ – способ частичной замены (изучение материала с применением программного обеспечения по предмету). | На уроке используется компьютерная презентация с целью лучшего усвоения материала (вижу + слышу = усвоение материала на ¾). |
Цели урока:
1. Образовательные:
-усвоение материала по теме урока (идейное содержание стихотворения М. Ю. Лермонтова «Нищий», влияние истории создания стихотворения на его идейное содержание, влияние паломнического путешествия Лермонтова в Сергиев Посад на его творчество).
2. Развивающие:
-развитие образного и логического мышления;
-овладение приемами анализа и синтеза (анализ стихотворения «Нищий», «Прощай…»; от лирического героя в отдельно взятых стихотворениях М.Ю. Лермонтова - к особенностям внутреннего мира лирического героя поэзии Лермонтова, лейтмотивам творчества поэта), сравнения (сравнение стихотворений «Нищий» и стихотворения «Прощай..» на уровне словесных и смысловых соответствий);
3. Воспитательные:
-воспитание любви к поэтическому слову;
-развитие школьника как личности, развитие самостоятельности его мышления;
-формирование умений работать в группе;
-воспитание любви к своей малой родине, «литературной истории» своего края;
-формирование представлений о любви, участии, чуткости, развитие чувства сострадания, доброты.
Задачи урока:
1. Развивать практическое умение работы с поэтическим текстом.
2. Развивать умения выбирать из текста нужное и значимое.
План урока:
1. Знакомство с историей создания стихотворения М. Ю. Лермонтова «Нищий»:
-слово учителя о юном поэте;
-компьютерная презентация;
-«Стоп-кадр».
2. Анализ стихотворения «Нищий»:
-работа над поэтическим словом;
-ведущая деталь-символ стихотворения;
-словарная работа;
-смысл названия.
3. Сопоставление стихотворения «Нищий» (1830 г.) и стихотворения «Прощай…» («Сушковский цикл» 1830 г.):
-словесные соответствия;
-соответствия в содержании.
4. Выявление отличительных черт внутреннего мира лирического героя Лермонтова, лейтмотивов творчества поэта.
5. Составление письменного высказывания о значении изучения «литературной истории» своего края.
Ход урока.
1. История создания стихотворения «Нищий».
- Наш урок посвящен удивительному поэту и его удивительному произведению. Итак, стихотворение М. Ю. Лермонтова «Нищий».
Чтение учителем стихотворения (в руке учителя камень).
-Тема нашего урока – «Так я молил твоей любви…». Это строки из стихотворения Лермонтова «Нищий», которое было написано в нашем городе 17 августа 1830 года. Юному Лермонтову едва исполнилось 16 лет, он был страстно влюблен в Екатерину Сушкову, которая была старше его на 2 года. Лермонтов надеялся на взаимность, оказывал ей внимание. Однако из этого ничего не вышло. Шестнадцатилетний Лермонтов воспринимался Сушковой как мальчик. Пережить подобное к себе отношение Лермонтову было очень тяжело. Ему казалось, что жестоко платить за чистую, искреннюю любовь равнодушием. Поэт был потрясен, его душа страдала. Такое же потрясение испытал Лермонтов во время посещения Троице-Сергиевой Лавры 17 августа 1830 года. Душа талантливого поэта не могла молчать. Поэтому здесь, в Сергиевом Посаде, появляется стихотворение «Нищий».
Знакомство с историей создания стихотворения при помощи компьютерной презентации.
- Так появилось стихотворение «Нищий». Чтение «Прочитав эти строки…»
- Неправда ли, удивительная история? Что вас поразило, взволновало, заинтересовало?
-Оказывается, у книги, как и у человека, есть своя «биография», судьба. Я думаю, что эта история достойна того, чтобы по ней был снят фильм. Давайте представим, что вы режиссеры, опишите самую яркую сцену фильма. Возможно, вы придумаете название сцены, опишите ее, придумаете монологи, передадите выражения лиц героев, их костюмы и др. (Учащиеся выполняют задание).
- Итак «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!». «Стоп-кадр». Сцена 1. Кадр 1… (Учащиеся представляют свои сцены. Например, «Камень», «У врат обители святой…», «Рождение чуда», «Дорога в Троицу» и др.).
2. Анализ стихотворения «Нищий».
- К какой теме можно отнести данное стихотворение? (теме любви)
- Какая любовь изображена в стихотворении? (несчастная, безответная)
-Назовите приметы этой любви в стихотворении. («молил» любви, т.е. просил, желал, умолял, ждал, страстно хотел; «с слезами горькими, с тоскою», чувства «обмануты тобою»)
-Почему лирический герой «молил» любви? (тяжело переживал безответное чувство, хотел добиться взаимности, был обижен высокомерием)
-Как вы думаете, вправе ли человек просить взаимности? (Любовь-дар, который Бог дает человеку бескорыстно, поэтому человек не вправе требовать любви, любовь-чувство свободное, добровольное, она может возникнуть, а может и нет, но все же она дар)
- Может ли человек смеяться над чувствами другого? (Нет, нужно учиться бережному, чуткому отношению к чувствам другого)
- Есть в произведении яркая деталь-символ. Отыщите ее. (Камень)
- Составьте ассоциограммы к слову «камень» (1 вариант-побуквенную, 2 – круговую)
Камень – сердце – удар – тяжесть – сердце
К – красота, калека
А - аметист
М – мука, «молил»
Е – Евангелие («молил»)
Н – нищий, никогда, надежда
Ь
- Слово «камень» встречается во многих стихотворениях Лермонтова. Исследователи подсчитали сколько – 142 раза. Попробуйте составить рейтинг наиболее употребимых слов в поэзии Лермонтова: «Бог», «любовь», «один», «нет». (1 – «один» 1472 раза, 2 – «нет» 1006 раз, 3 – «любовь» 605 раз, 4 – «Бог» 589 раз)
- Какие устойчивые выражения вы нашли со словом «камень»? ( «камень преткновения»-препятствие; «сердце не камень»; «камня на камне не оставить»-уничтожить; «держать камень за пазухой»- таить злобу; «Слово – что камень, как метнет его рука, то уж потом назад не воротишь» Сервантес)
- Какую роль играет камень в произведении? Что он символизирует? (злую насмешку, бессердечие)
- Интересно и название стихотворения. Оно не случайно.
- Какие значения этого слова вы нашли? (нищий – очень бедный, неимущий, живущий подаянием; «нищий духом» - бессилие, состояние упадка)
- Какое из значений слова отражает заголовок? (И то и другое. С одной стороны, в стихотворении рассказывается история о нищем, с другой стороны, заголовок относится к лирическому герою – он «нищий духом», т.е. потерявший веру, одинокий)
3. Сравнительный анализ стихотворений «Нищий» и «Прощай…».
_ Лермонтов посвятил Е. Сушковой несколько стихотворений, которые составили «Сушковский цикл». Одно из них – «Прощай…», написанное также в 1830 году. Давайте попробуем сопоставить его со стихотворением «Нищий». 1 вариант найдет словесные соответствия двух стихотворений (слова-повторы, синонимы), 2 вариант – смысловые соответствия.
Выступление групп. (Словесные соответствия – «мука», «взор – глаз», «любви – люблю». Соответствия в содержании – мотив страдания, горечь неразделенной любви)
4. Лейтмотивы лирики Лермонтова.
- В стихотворениях «Сушковского цикла» уже вырисовываются черты внутреннего мира лирического героя поэзии Лермонтова. Что близко герою Лермонтова? (одиночество, страдание, грусть)
- Попробуйте составить словосочетания, которые отражают внутренний мир лирического героя поэзии Лермонтова.
Тревоги души
Отвергнутая любовь
Безответное чувство
Вечный странник
Одинокий герой
- Это лейтмотивы лирики Лермонтова.
5. Составление письменного высказывания.
- Продолжите фразы, чтобы у вас получилось письменное высказывание по теме урока.
Многие поэты и писатели… (посещали наш город)
Я горжусь… (своим городом; что родился и живу в Сергиевом Посаде)
Вот такая интересная история у нас получилась. Поэзия Лермонтова близка молодым людям, т.к. сам поэт был молодым. Он погиб, когда ему было всего 27 лет. Гениальный поэт и прозаик, талантливый художник, человек, наделенный хорошими математическими способностями… Л. Толстой сказал о нем так: «Поживи этот мальчик в литературе лет 10, нам бы с Достоевским делать было нечего». А критик Белинский написал: «Этой жизни было суждено проблеснуть блестящим метеоритом, оставить после себя длинную струю света и благоухания и – исчезнуть во всей красе своей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по химии в 8 классе по теме : Решение расчетных задач по теме "Количество вещества. Моль".
Решение расчетных задач по теме " Количество вещества. Моль."...
Тестовое задание по теме "Количество вещества.Моль.Молярная масса"
Представлен тест для учащихся 8 класса по теме "Количество вещества. Моль. Молярная масса" в виде презентации к уроку...
Интегрированное занятие "Твоя жизнь. Твои возможности. Твой выбор"
Занятие рассчитано на учащихся 8-11 классов. Его лучше проводить с небольшой группой детей, чтобы у каждого ребенка была возможность активно включиться в работу и обсуждения....
Мультимедийная презентация на тему "Насколько велик моль?"
Презентация может использоваться при изучении темы "Количество вещества. Моль"...
Решение задач «Моль, молярная масса, молярный объем»
Примеры задач по теме "Моль, молярная масса, молярный объем" с выбором ответа и самостоятельным решением основанным на уравнении реакций. можно использовать на уроках в восьмых классах и при повторени...
Презентация Анна Ахматова. Анализ стихотворения "Молюсь оконному лучу"
В презентации содержится материал к анализу стихотворения А.Ахматовой "Молюсь оконному лучу"...
Конспект урока "Твой милый образ, незабвенный... История одной любви. (тема "Любовная лирика Ф.И.Тютчева")
Стихотворение Ф.И.Тютчева "Я встретил Вас" - жемчужина русской любовной лирики. Этому стихотворению стоит уделить особе внимание пр изучении лирики Тютчева....