Проектная деятельность на уроках литературы
рабочая программа по литературе (7 класс)
Программа внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_na_urokah_literatury.docx | 30.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Проектная деятельность на уроке литературы»
Пояснительная записка
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Цель курса - формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода; развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов;
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
- Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
- Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
- Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
По окончании изучения курса «Проектная деятельность» учащиеся должны знать:
- основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
- структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
По окончании изучения спецкурса «Проектная деятельность» учащиеся должны уметь:
- формулировать тему проектной работы, доказывать ее актуальность;
- составлять индивидуальный план проектной работы;
- выделять объект и предмет проектной работы;
- определять цель и задачи проектной работы;
- работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
- оформлять теоретические и экспериментальные результаты проектной работы;
- рецензировать чужую проектную работу;
- наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
- описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
- проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
- проводить измерения с помощью различных приборов;
- выполнять письменные инструкции правил безопасности;
- оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
По окончании изучения курса «Проектная деятельность» учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики: уровневая дифференциация; проблемное обучение;
поисковая деятельность; информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Содержание программы
- Основные понятия проектной деятельности(2 часа)
Понятие проекта, проектной деятельности. История проектирования. Особенности и структура проекта.
- Виды проектов (6 часов)
Виды проектов. Информационный проект. Творческий проект. Ролевой проект. Практико-ориентированный проект. Исследовательский проект. Планирование проекта. Проекты в современном мире.
- Этапы создания проекта.(2 часа)
Этапы создания проекта. Сотрудничество. Развитие навыков работы в команде. Учимся сотрудничеству.
- Подготовка к выполнению проекта (7 часов)
Основные правила делового общения и ведения дискуссий. Определять проблему. Постановка проблемы. Определение целей и задач проекта. Лист планирования и продвижения по заданию. Работа со справочной литературой. Способы первичной обработки информации. Гипотеза и доказательства.
- Работа над проектом. (12 часов)
Основы риторики. Публичное выступление. Работа над проектом. Особенности краткосрочных и долгосрочных проектов
Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения. Планирование. Принятие решения. Выполнение проекта
Требования к оформлению индивидуального проекта.
Оформление проекта в программе Мicrosoft Word.
Подготовка к защите проекта.Самооценка.
Подведение итогов (5 часа)
Тематическое планирование
Тема | Кол-во часов | Примечание | |
1. Основные понятия проектной деятельности | |||
1 | Основные понятия. Практическая значимость проектной деятельности | 1 | |
2 | Особенности и структура проекта | 1 | |
2. Виды проектов | |||
3 | Виды проектов. Информационный проект. Электронная газета | 1 | |
4 | Творческий проект. Сценарий | 1 | |
5 | Ролевой проект. Спектакль | 1 | |
6 | Практико-ориентированный проект. Справочник | 1 | |
7 | Исследовательский проект. Виртуальная экскурсия по литературным местам | 1 | |
8 | Планирование проекта. Проекты в современном мире. (Примеры проектов по литературе) | 1 | |
3. Этапы создания проекта. | |||
9 | Этапы работы над проектом. (Выбор индивидуального проекта) | 1 | |
10 | Сотрудничество. Развитие навыков работы в команде. Учимся сотрудничеству. | 1 | |
4. Подготовка к выполнению проекта | |||
11 | Основные правила делового общения и ведения дискуссий | 1 | |
12 | Учимся определять проблему. Постановка проблемы. От проблемы к цели. | 1 | |
13 | Лист планирования и продвижения по заданию. | 1 | |
14 | Работа со справочной литературой. Знакомство с библиотечным каталогом. | 1 | |
15 | Способы первичной обработки информации | 1 | |
16 | Поиск информации в интернете | 1 | |
17 | Гипотеза и доказательства | 1 | |
5. Работа над проектом. | |||
18 | Основы риторики. Публичное выступление. | 1 | |
19 | Работа над проектом (У каждого ученика своя тема проекта) Требования к оформлению индивидуального проекта | 1 | |
20 | Особенности краткосрочных и долгосрочных проектов. | 1 | |
21 | Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения | 1 | |
22 | Планирование. | 1 | |
23 | Принятие решения. | 1 | |
24 | Выполнение проекта | 1 | |
25 | Материал для иллюстрации проекта | 1 | |
26 | Оформление проекта в программе Мicrosoft Word | 1 | |
27 | Подготовка к защите проекта. | 1 | |
28 | Защита проекта. Презентация проекта | 1 | |
29 | Самооценка | 1 | |
6. Подведение итогов | |||
30 | Тестирование по вопросам проектной деятельности | 1 | |
31 | Конкурс мини-проектов | 1 | |
32 | Конкурс мини-проектов | 1 | |
33 | Обработка результатов | 1 | |
34 | Итоговое занятие | 1 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной деятельности на уроках литературы
В статье говорится о том, как проект, приготовленный и выполненный для представления на Ярмарке идей, был использован на уроке литературы....
Проектная деятельность на уроках литературы
Презентация содержит теоретический материал о методе проекта, целях,задачах его применения на уроках литературы, а также предложен вниманию коллег проект "Штольц и Обломов"...
Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала
Презентация является приложением к статье "Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала", содержит иллюстративный материал....
Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Н.А.Некрасова 7 класс.
Большой проблемой для учителя, я думаю с этим многие согласятся, является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученику на уроках скучно. Однообразные уроки, домашние задания, котор...
Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация
Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...
"Проектная деятельность на уроках литературы".
Проектная деятельность на уроках литературы.Тема проекта «Путешествие в Книгоград».5 класс.Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №13 округа Муром Рязанова Екатерина ...
Обобщение педагогического опыта "Проектная деятельность на уроках литературы как инструмент социализации личности"
В работе филологической кафедры принимают участие учащиеся с достаточно высоким уровнем учебной мотивации. Но большой проблемой для учителя, я думаю, с этим многие согласятс...