Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина
статья по литературе (9 класс)
Анализ стихотворения А.С.Пушкина " Пророк".Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_poeta_i_poezii_v_tvorchestve_a.s.pushkina.docx | 15.07 КБ |
Предварительный просмотр:
А.С. Пушкин
Тема поэта и поэзии
Анализ стихотворения « Пророк»
В чём сущность самого процесса творчества? Какими духовными качествами должен обладать поэт? Каково должно быть его отношение к окружающему миру? В чём заключаются заслуги поэта перед своим народом? — вот важнейшие вопросы, которые ставит и разрешает Пушкин в своих произведениях о поэте и поэзии.
«Пророк»
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Поэт — носитель правды, он единственный судья над всеми, воплощение высшей справедливости. В минуты вдохновения поэт становится пророком, он обладает всезнанием, высшей мудростью, ему понятны законы — природы и людской жизни, у него дар предвидения, он может «жечь» своим словом сердца людей — сердце у него горящее любовью к людям и ненавистью к неправде и злу в общественной жизни.
Поэт должен
стремиться к знанию («духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился»);
обладать гениальной прозорливостью, способностью видеть и понимать то, что часто недоступно обычным людям («Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы...»; «Моих ушей коснулся он, и их наполнил шум и звон...»);
обладать душой, способной глубоко чувствовать и переживать («И угль пылающий огнём во грудь отверстую водвинул»);
даром речи: осн. назначение поэта — «глаголом жечь сердца людей», то есть нести людям правду, бороться со злом в жизни.
В конце своего пребывания в Михайловском Пушкин пишет стихотворение «Пророк».
В основе сюжета «Пророка» лежит библейская легенда об Исайе. Исайя осознал, что народ грешен и не хочет исправляться, и впал в отчаяние. Тогда он сказал:
Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами…
И один из серафимов услышал его слова. Он прилетел к Исайе с горящим углем, которым коснулся губ будущего пророка. После этого герой очистился от грехов и услышал послание свыше:
Пойди и скажи этому народу: слухом услышите и не уразумеете, и очами смотреть будете и не увидите, потому что огрубело сердце народа всего. По велению Господа Исайя должен был нести пророческую службу до конца существования человечества.
Пушкин несколько переосмысливает эту историю. В его произведении пророком становится поэт.
В пушкинском произведении читатель видит одинокого путника, влачащегося в «пустыни мрачной». К нему является шестикрылый серафим, который поначалу аккуратно его преображает: «Перстами легкими как сон…». Отныне герой видит и слышит все, что происходит в мире, для него больше не существует тайн. Но становление пророком происходит через мучение. Освобождение от человеческой сущности и очищение от грехов осуществляются через физические страдания. Поэтому серафим рассекает путнику грудь мечом, вынимает оттуда трепещущее сердце и кладет вместо него пылающий уголь. Для преображения в пророка нужно отказаться от человеческих чувств, например, от страха, от любви, от жалости. После этого герой остался лежать в пустыне без сил, «как труп», но потом он услышал Господа, который призывал исполнить его волю: «Глаголом жги сердца людей».
Так Пушкин определяет предназначение поэта. Таким образом, он, сохраняя сюжет библейской легенды, переносит ее в свою современность: в качестве пророка у него выступает поэт, который должен духовно просвещать и направлять народ, нести ему правду
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"
Урок литературы с мультимедийной презентацией "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"...
Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"
Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина" позволяет определить роль поэзии в жизни Пушкина, выявить высокое назначение поэта; способствовует эмоциональному воспр...
Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина".
В презентации представлен краткий обзор стихотворений поэта....
презентация "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"
презентация к уроку "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"...
"Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"
Презентация к уроку литературы...
Урок литературы с применением сингапурского метода на тему:"Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова" в 9 классе
На уроке раскрывается тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова. Автор использует структуры сингапурской методики: Финк-Райт-Раунд-Робин, Зум Ин, Таймд-Пэа-Шэа, микс-Пэа-Шэа....
Урок литературы в 9 классе на тему "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Три "Памятника""
Данная методическая разработка будет полезна педагогам, работающим по учебнику "Литература. 9 класс" под ред. В.Я Коровиной....