"И думал о счастье (по повести А.Грина "Алые паруса")"
методическая разработка по литературе (5 класс)
Тема: «И думал о счастье…» (по повести А.Грина «Алые паруса»)
Цели:
- создание оптимальных условий для формирования каждой личности, свободного и полного раскрытия всех ее способностей.
- развитие компетентности личностного самосовершенствования, эмоционально-чувственных качеств личности учащихся.
Задачи:
- побудить учащихся задуматься о том, что каждый человек сам строит свою жизнь;
- формировать активную жизненную позицию;
- стимулировать и поддерживать стремление к саморазвитию;
- помочь учащимся приобщиться к прекрасному, получить эмоциональное и эстетическое удовлетворение
- сплочение классного коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alye_parusa.doc | 63.5 КБ |
alye_parusa.ppt | 282.5 КБ |
Предварительный просмотр:
И думал о счастье…
(Урок литературы по повести А.Грина
«Алые паруса»)
Пояснительная записка
Тема: «И думал о счастье…» (по повести А.Грина «Алые паруса»)
Цели:
- создание оптимальных условий для формирования каждой личности, свободного и полного раскрытия всех ее способностей.
- развитие компетентности личностного самосовершенствования, эмоционально-чувственных качеств личности учащихся.
Задачи:
- побудить учащихся задуматься о том, что каждый человек сам строит свою жизнь;
- формировать активную жизненную позицию;
- стимулировать и поддерживать стремление к саморазвитию;
- помочь учащимся приобщиться к прекрасному, получить эмоциональное и эстетическое удовлетворение
- сплочение классного коллектива.
Методики, технологии, оборудование
Занятие организовано как практическая работа с элементами беседы. На данном занятии сочетаются две формы работы: коллективная (обсуждение) и индивидуальная (рисунок). Такая форма работы дает возможность принять в ней участие всем, даже тем, кто не участвует в диалоге.
Использование на занятии информационно-коммуникационных технологий преследует две цели: во-первых, образное восприятие, во-вторых, стимулирует интерес.
Технология личностно-ориентированного подхода в воспитании: практическая работа по выбору цвета по своему представлению дает возможность прочувствовать, пропустить через себя, т.е. «присвоить» получаемую информацию.
Все занятие основано на эффекте открытия. Заполняя фрагменты кораблика, дети не догадываются, к чему мы придем в конце. Они просто с удовольствием рисуют в программе Paint и вспоминают понравившуюся книгу. Поэтому особенно важно, чтобы они сами прочувствовали и увидели по рисунку совершившееся чудо: мечту можно сделать реальностью собственными руками!
Методический прием «золотая минутка» - это минута для размышлений, т.е. внутренняя рефлексия. Неважно, будут ли озвучены эти мысли, важно, что каждый задумается.
Принципы отбора и организации материала:
- Целесообразности – первый классный час должен дать эмоциональную установку ко всей последующей работе, заложить «эмоциональный заряд»;
- Природосообразности – предлагаемый для обсуждения материал соответствует возрасту учеников, интересен им, формы работы подобраны с учетом особенностей класса;
- Дифференцированного подхода - подача материала (цвет, звук, видео, практические действия) обеспечивает его всестороннее восприятие;
- Рефлексии – оценка своего эмоционального состояния (воздействие цвета).
Оборудование: Компьютеры по количеству детей (либо один на двоих), медиапроектор; презентация, модель кораблика (с одной стороны у кораблика серые паруса, с другой алые), раздаточный материал (цитаты) даны в приложениях.
VI. Ход урока:
- Здравствуйте, ребята! Какие книги ваши любимые, что вам больше всего запомнилось?
(Каверин «Два капитана», Толстой «Юность», Грин «Алые паруса», рассказы Ю. Нагибина «Зимний дуб» и «Эхо», В.Тендряков «Шестьдесят свечей», Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» и другие.)
- Что, на ваш взгляд, объединяет все эти произведения? Над чем они заставили вас задуматься?
(-В этих книгах говорится о том, как стать настоящим человеком, как научиться преодолевать трудности.
–О том, что такое верность и предательство.
–О счастье.
-О любви.
-О честности и совести.
-О том, что надо жить не только для себя, но и для других.)
- Чтобы узнать, о какой книге сегодня пойдет речь, отгадайте загадку. Скажите, какого цвета было то, что Зелёный придумал, а Серый купил?
(- В переводе с английского Грин – зеленый, Грей – серый.)
- Да, * (Звездочка означает щелчок в презентации PoverPoint) это был алый парус, придуманный писателем А.Грином * и осуществлённый его героем капитаном Греем.*
- Какие впечатления и ассоциации у вас возникают в связи с этой повестью?
- Вспомните вкратце её содержание. **** (кадры из фильма)
- Есть ли в этой истории волшебство, мистика, магия, фантастика?
- Как видите, история вполне реальна, вполне могла бы произойти и в жизни: увидев Ассоль, Грей влюбился, разузнал всё о ней, пошёл в лавку, купил алый шёлк, сделал парус и приплыл за девушкой, которой в детстве дали такое предсказание.
- Почему же тогда после прочтения «Алых парусов» остаётся впечатление чуда, сказки, волшебства?
- Название темы классного часа я предлагаю вам не совсем обычное: * «И думал о счастье…» Как вы думаете, к кому можно отнести эти слова?
- Да, действительно, так можно сказать и о Грине, и о его героях, и о нас – читателях. Эти слова завершают повесть. А какого цвета счастье?
(Ответы детей)
- Наверное, на этот вопрос каждый ответит по-своему. Чтобы вы смогли это увидеть, я предлагаю вам сесть за компьютеры. Вы видите на экране рисунок с изображением кораблика. На ваших рисунках залейте фон названным цветом. Можете посмотреть друг у друга и убедиться, насколько разными стали рисунки.
- Поговорим о героях Грина: как же они понимают счастье.
- В каком мире живет Ассоль? * Ответить на этот вопрос нам поможет сам автор. * «В ней две девушки, две Ассоль. Одна – дочь ремесленника, мастерящая игрушки, другая – живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов…»
- Изобразим на схеме эти два мира:
АССОЛЬ
* МИР ВООБРАЖАЕМЫЙ * МИР РЕАЛЬНЫЙ
- Какие это миры?
- Повесть «Алые паруса» полна символов. Символично даже название, оно привлекает своей необычностью. В чём его необычность?
(Паруса обычно белые или серые, на пиратском корабле могут быть черными, а здесь – алые, наверное, что-то в повести будет необычно.)
- Цветовая палитра Грина очень богата, разнообразна и глубоко символична. Она раскрывает не только внешнюю, но и внутреннюю суть предметов. У вас на экране два кораблика. Выберите, какой из них будет олицетворять мир воображаемый, какой – реальный.
- А теперь давайте посмотрим, как показан у Грина мир, окружающий Ассоль. Вот деревушка Каперна. Образ этой деревушки складывается из отдельных цветовых пятен.
- Назовите эти цвета и нанесите на парус выбранного кораблика (цитаты демонстрируются в презентации).
* «Черная крыша трактира…»
* «Пожелтевшая в суете людской скатерть…»
* «На грязный серый пол ложилась тень…»
* «Обнаженное у берегов дно дымилось седой пеной…»
* «Рыжие глаза Хина, сына Меннерса…»
- А вот сказка, рассказанная предсказателем-сказочником Эглем маленькой девочке, потерявшей свой игрушечный кораблик. Сказка – это другой кораблик. Называя цвета, нанесите его на парус.
* «В Каперне расцветет одна сказка…»
* «Сияющая громада алых парусов белого корабля…»
* «Нарядная, в коврах и золоте, поплывет от него лодка…»
* «Ты будешь жить в прекрасной розовой долине…»
- А теперь посмотрите, что осталось от этой ало-бело-розовой палитры в пересказе нищего, подслушавшего разговор Лонгрена с дочерью: «Тебе, говорит, исполнится совершеннолетний год, а тогда, говорит, специальный красный корабль. За тобой…»
- Во что превратился алый парус? Что изменилось в истории в таком пересказе? Но ведь алый и красный – синонимы. В чем разница? Что олицетворяет алый цвет парусов?
(Исчезла загадочность, романтика, алый – это цвет мечты.)
- Грей «побывал в трех лавках, придавая особенное значение точности выбора. Он терпеливо разбирал свертки, откладывал, сдвигал, развертывал и смотрел на свет такое множество алых полос, что прилавок, заваленный ими, казалось, вспыхнет»
- Вот нужный цвет найден. * «Этот совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благородного веселья и царственности цвет являлся именно тем цветом, который разыскивал Грей. В нем не было ничего, что вызывало сомнение».
- Алый – цвет исполнения мечты. Но когда мечта исполнена, он приобретает еще одно значение. (Описание корабля Грея под музыку Грига «Утро».)
- Изобразите этот цвет на своем кораблике. Каким он будет, решите сами.
- * «Цвет глубокой радости…» А чьей радости?
- И Ассоль, и Грея. * Почему и Грея тоже?
(Он «понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками»).
- Но ведь Грей осветил алым светом не только жизнь Ассоль. Он изменил палитру и своей жизни. Вот что окружало его в замке родителей.
* «Лучшие сорта тюльпанов – серебристых, бледно-голубых, черных…»
* «Мутно-зеленый цвет окон…»
* «Ему казалось, что всем здесь двигают темные силы…»
- Нанесите цвета на парус вашего кораблика.
- А как изменился мир в то утро, когда он увидел Ассоль! Как расцвел он для Грея! Назовите цвета и нанесите их на кораблик.
* «С изумлением видел он золотой блеск счастливого утра, обрыв берега с изумрудной травой и пылающую синюю даль.»
* «Над ним рвались алые паруса, солнце играло в их швах пурпурным цветом»
* «Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей…»
- Давайте попробуем окунуться в эту атмосферу счастья вместе с героями (Демонстрируется фрагмент фильма).
- Посмотрите, как расположены слова. Скажите, а это утро – реальность для Грея? Он его видит наяву?
(Да, наяву.)
- А серый, мрачный замок?
(Сейчас, этим утром он остался где-то далеко в прошлом.)
- Посмотрите, ребята, произошло чудо!
(Реальный мир и мечта поменялись местами!)
- Да, вы правы. * Фантазия, мечта стала реальностью, а серая, скучная реальность осталась в воспоминаниях.
- Как же произошло это чудо? Кто его сотворил?
(Грей, сами герои.)
- Да, герои сами творят это чудо. Они как режиссеры, ставят сказку собственной жизни, в которой серость реальности отступает перед прекрасной мечтой. Но ведь у сказки есть еще автор. * Именно ему удалось смыть серый цвет с Каперны, открыть в человеке росток доброты, освободить его от зависти, злобы, жестокости.
- Обратитесь к цитатам.
- Есть одно важное свойство человека, которое способно изменить его жизнь - это сила воображения. Человеку дана удивительная
- возможность - фантазировать, мечтать, творить. А. Грин
- Детское живет в человеке до седых волос. Грин в «Алых парусах» решил важную задачу - сохранил детскую непосредственность видения, но направил ее на изображение душевной жизни. Э. Постер
- Воображение, мечта надежда помогают человеку стать творцом своей судьбы и сквозь горести и скорби, потери и поражения нести свет надежды и
веры в человека. К. Паустовский - Науки питают наш ум,
- Но в жизни мы все малыши.
- Да здравствует молодость жизни.
- Да здравствует юность души.
Какие из них вы могли бы отнести к повести «Алые паруса», к творчеству Грина?
- Каждое слово у Грина выбрано не только умом, но и сердцем. Какого цвета мир? Почему для одних он серый и невзрачный, для других переливается всеми цветами радуги? Мир многоцветен, как радуга. Каждый человек видит его в зависимости от своего характера и настроения (демонстрируется модель кораблика с серыми парусами). А значит, расцветет ли мир всеми цветами радуги, зависит только…
(от нас самих!) (кораблик поворачивается другой стороной, с алыми парусами).
- В заключение я, как обычно, даю вам «золотую минутку». Большое начинается с малого. Подумайте, какое, хотя бы маленькое, чудо вы могли бы совершить уже сегодня.
- А сейчас можете распечатать свои кораблики и оставить их себе на память, в трудные минуты посмотрите на них и вспомните то, о чем мы с вами говорили сегодня.
Информационные ресурсы:
- Горбунова Е. И думал о счастье… Литература. №31, 2002.
- www.zvonit_ru
- CD «Уроки Кирилла и Мефодия. Литература. 7-8 класс»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А.Грин 1880 - 1932
"И думал о счастье..." по повести Александра Грина «Алые паруса»
мир мечты Мир реальности Ассоль «В ней две девушки, две Ассоль. Одна - дочь матроса, ремесленника, мастерящая игрушки, другая – живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов»
Ассоль мечта реальность «Чёрная крыша трактира…» чёрная «…пожелтевшая в суете людской скатерть…» пожелтевшей «На грязном сером полу улеглись тени…» сером «Обнажённое у берегов дно дымилось седой пеной» седой «Рыжие глаза Хина, сына Меннерса» рыжие «В Каперне расцветёт одна сказка» расцветет «Сияющая громада алых парусов белого корабля» алых белого «Нарядная, в коврах и золоте поплывёт от него лодка» в золоте «Ты будешь жить в розовой глубокой долине…» в розовой Этот, совершено чистый, как алая утренняя струя, полный благородного веселья и царственности цвет являлся именно тем гордым цветом, который разыскивал Грей. алая Парусов цвета глубокой радости цвет глубокой радости Грей «…лучшие сорта тюльпанов – серебристых, бело-голубых и чёрных» серебристых бледно-голубых чёрных «…мутно-зелёный цвет окон…» мутно-зелёный «Ему казалось, что здесь всем двигают тёмные силы..» тёмные «С изумлением видел он золотой блеск счастливого утра, обрыв берега с изумрудной травой и пылающую синюю даль» золотой изумрудных пылающую синюю «Над ним рвались алые паруса, солнце в их швах играло пурпурным светом…» алые пурпурных «Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей» розовые по белизне реальность воспоминания Грин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса".
Конспект урока по повести А.Грина "Алые паруса". К сожалению, презентацию и видеоролики прислать не могу из-за большого размера. Если кто заинтересуется, могу прислать лично....
Урок по повести Александра Грина "Алые паруса"
В начале презентации представлены фотографии из музея А. Грина, которые могут понадобиться для иллюстрации биографии писателя, а затем идут слайды по уроку, посвященному вопросу "Нужны ли миру мечтате...
«Чудеса надо делать своими руками!» Урок в 8 классе по повести А.Грина «Алые паруса».
Урок «Чудеса надо делать своими руками» для 8 класса по повести А.Грина «Алые паруса». На уроке учащиеся работают с текстом произведения, анализируют его, находят средства художественной выразит...
Система уроков по повести А. Грина "Алые паруса" в 6 классе
Я представляю систему уроков по изучению повести А. Грина "Алые паруса" с использованием различных видов работ, а именно: работа в группах, система опорных вопросов, викторина....
План – конспект урока по русской литературе на тему: «В тени алых парусов» (по повести А.Грина «Алые паруса») (V класс)
Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления....
Проблема счастья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Ася»
Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, самоотверженность. Судьба русской девушки. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Задачи урока:1. Познакомить уч...
Романтический мир моря, свободы, отваги и любви (по повести Грина «Алые паруса»).
Данный материал предназначен для проведения урока литеоратуры в 6-8 классах по теме:"Романтический мир моря, свободы, отваги и любви по повести А.С.Грина «Алые паруса»"....