Урок – игра по литературе в 9 классе «Литературный ринг».
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Цель: повышение интереса к изучению русской литературы, развитие творческих способностей учащихся, логического мышления, закрепление знаний о литературных произведениях.
Задачи:
1. Обучить решению различного типа задач.
2. Развивать познавательный интерес к литературе.
3. Воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-igra_9_klass.docx | 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – игра по литературе в 9 классе «Литературный ринг»
Цель: повышение интереса к изучению русской литературы, развитие творческих способностей учащихся, логического мышления, закрепление знаний о литературных произведениях.
Задачи:
1. Обучить решению различного типа задач.
2. Развивать познавательный интерес к литературе.
3. Воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе.
Тип урока: нестандартный урок (урок-игра).
Оборудование: карточки с заданиями.
Правила игры «Литературный ринг»: в игре принимают участие 2 команды учащихся. Ведущий задает вопрос. На обдумывание отводится 30 секунд. Задания разные по сложности, поэтому приносят команде разное количество очков. Отвечает команда, капитан которой первым поднимет флажок. Победитель определяется по количеству набранных баллов.
Задания для игры «Литературный ринг»
1. Конкурс «Кто я?»
Словесный портрет 1: «Великий русский князь, потомок Игоря, воин, удачливый полководец. Его имя было подобно грому для кочевых племен, враждовавших с Русью, хотя обозначало «святой». (5 баллов)
«Его боялась даже могущественная Византия. Во время одного из походов этот полководец разгромил византийское войско и взял штурмом столицу, оставив свой знак на воротах города». (3 балла)
«Полководец этот был почти непобедим, но, несмотря на это, погиб весьма нелепой смертью – его укусила змея» (1 балл)
Ответ: Олег («Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкин)
Словесный портрет 2: «Знаменитый русский богатырь крестьянского происхождения, уроженец лесной зоны средней полосы России. Обладал огромной силой, имел богатырского коня, местонахождение которого было указано кудесниками». (5 баллов)
«В составе еще двух знаменитых богатырей изображен на известной картине русского художника. Стал одним из самых популярных героев былин». (3 балла)
«33 года был частично парализован. После лечения кудесниками по дороге в столицу совершил два великих подвига: разогнал рать под Черниговом и пленил Соловья-разбойника». (1 балл)
Ответ: Илья Муромец («Русские народные былины»)
2. Конкурс «Давайте познакомимся»
О каком русском барине идет речь?: «Проголодавшегося медведя запрут, бывало, в пустой комнате, привязав его веревкою за кольцо, ввинченное в стену. Веревка была длиною почти во всю комнату, так что один только противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя. Приводили обыкновенно новичка к двери этой комнаты. Нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. … Таковы были благородные увеселения русского барина!»
Ответ: (Кирилла Петрович Троекуров, герой романа А.С.Пушкина «Дубровский»)
О ком идет речь?: Из всей челяди барыни «самым замечательным лицом был дворник…, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев. И считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком».
Ответ: (Герасим, гл. герой повести И.С.Тургенева «Му-Му»)
О ком идет речь?: Ей «не минуло еще и семнадцати лет, как во всем почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про неё. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было еще никогда на селе. Она знала и слышала все, что про нее говорили, и была капризна, как красавица… Ответ: (Оксана, героиня повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»)
1. Евгений Онегин 2. Григорий Печорин 3. Коробочка Настасья Петровна 4. Пётр Гринёв 5. Башмачников Акакий Акакиевич | 6. Мария Миронова 7. Ольга Ларина 8. Вера 9. Шинель 10. Павел Иванович Чичиков |
3. Конкурс «Найди свою пару»
Задание: найди героев из одного произведения, назовите автора, произведение.
4. Конкурс «Блиц - опрос».
Список вопросов.
1. Назовите сына-предателя Тараса Бульбы (Андрий).
2. Какой рассказ Тургенев назвал кличкой собаки? («Муму»)
3. С кем воевали казаки в повести «Тарас Бульба»? (С поляками).
4. Назовите термин, соответствующий словосочетанию «строение произведения». (Композиция)
5. Какими строками начинается поэма Пушкина «Руслан и Людмила»? («У лукоморья дуб зелёный...»)
6. Как называется приём, основанный на противопоставлении персонажей или характеров? (Антитеза)
7. Герои рассказа Тургенева «Бежин луг»? (Мальчики-пастухи).
8. Автор «Песни о купце Калашникова»? (М.Ю. Лермонтов).
9. Какими строками начинается стихотворение Лермонтова «Бородино»? («Скажи-ка, дядя...»).
10. Кто написал «Песнь о вещем Олеге»? (А.С. Пушкин)
11. Как называется языковое средство, выражающее сильное преувеличение (Гипербола)
12. Как называется художественное определение? (Эпитет)
13. У кого в кабинете постоянно лежала какая-то книжка, заложенная закладкой на 14 странице? (У Манилова)
14. Назовите автора и произведение, из которого взята эта строка: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие…» (Н.В. Гоголь. Ревизор)
5. Конкурс «Эстрада»
Команды соревнуются в знании стихотворений наизусть. Оценивается количество и качество исполнения, артистичность. За каждое стихотворение жюри присуждает по 5 баллов.
6. Конкурс «Они говорят...»
Задание: узнать по фразе произведение и автора.
1. «Мы в ответе за тех, кого приручили» («Маленький принц», А. де Сент-Экзюпери).
2. «Я тебя породил – я тебя и убью» («Тарас Бульба», Н.В. Гоголь).
7. Конкурс «Пантомима»
С помощью пантомимы изобразить:
- следующие жанры: детектив, трагедию, комедию, сказку;
- профессию: художник, писатель, критик, композитор.
8. Конкурс «Рифмоплёты»
Даны окончания стихотворных строк, написанных знаменитыми поэтами, а задача команд – вспомнить и прочитать стихотворения, из которых взяты эти слова, и указать авторов и произведение.
1) - Одинокий, голубом, далёкой, родном (М.Ю. Лермонтов «Парус»)
- Сырой, молодой, крылом, под окном (А.С. Пушкин «Узник»)
2) - Странники, жемчужною, изгнанники, южную (Лермонтов «Тучи»)
- Не даром, пожаром, отдана (Лермонтов «Бородино»)
9. Конкурс «Кто больше?».
Вспомнить произведения, в названиях которых есть цифры, имена, фамилии, отчества
Рефлексия: анализ работы, какие задания показались сложными.
Подведение итогов: подсчёт баллов, определение команды – победителя, награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе 9 класс. Литературные направления,школы, движения.
Лекция с элементами беседы...
Урок-игра по литературе 9 класс по творчеству М.В.Ломоносова
Цели урока: - обобщить и закрепить знания учащихся о творчестве М.В.Ломоносова – реформаторе русского языка и литературы;- воспитывать любовь к Родине и гордость за ...
Литературная игра для 5-6 классов "Литературный ринг"
Литературный ринг Оборудование: карточки с указанием номера команды, пять комплектов с номерами ответов, звезды.Ход игрыВедущий: Сегодня мы собрались на игру-викторину “Литературный рин...
Обобщающий урок-игра по литературе. 5 класс.
Обобщающий урок-игра по литературе. 5 класс.Викторина....
Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе 8 класс «Брейн-ринг»
Цель: игровое повторение, обобщение знаний и навыков, приобретённых во время изучения русского языка и литературыЗадачи:· способствовать формированию у ...
Интеллектуальная игра в 5-6 классах Брейн ринг
Интеллектуальная игра в 5-6 классах по Кузовлеву В.П. Брейн ринг...
Внеклассное мероприятие по литературе для 5-го класса "Литературный ринг по сказкам А.С. Пушкина
Внеклассное мероприятие по литературе для 5-го класса "Литературный ринг по сказкам А.С. ПушкинаЦели:Способствовать повышению познавательного интереса в изучении творчества А.С.Пушкина, приобщени...