Формирование навыков смыслового чтения при изучении биографии И.А.Бунина
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Смысловое чтение является важной составляющей функциональной грамотности учеников.Работа над формированием навыков смыслового чтения ведётся в системе на всех учебных предметах.В представленном материале показан фрагмент урока по изучению биографиии И.А. Бунина через художественный текст другого писателя (Ю. Нагибина), что делает урок познавательным и разнообразным ,формируя и закрепляя навыки смыслового чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_publikatsii_2.docx | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОГРАФИИ И.А. БУНИНА.
Фрагмент урока литературы в 8 классе.
Используем сплошной текст. К сплошным текстам относятся тексты различных типов речи: описание, повествование, рассуждение, к несплошным – разного рода схемы, графики, диаграммы. При изучении биографии писателя, при рассмотрении особенностей его творческой манеры можно обратиться к тому, как оценивает его другой мастер слова. Ведь он способен увидеть в творении своего собрата по перу то, что видно только изнутри, то, что не замечает обычный читатель.
Так писатель Юрий Нагибин в рассказе «Учитель словесности» знакомит нас с фактами из детства Ивана Бунина, когда он учился в Елецкой гимназии. Его учитель словесности, заметив тягу ученика к поэзии, просит Ваню высказать мнение о своём романе. Замечания мальчика по поводу написанного во многом помогают понять, какой в будущем будет творческая манера Ивана Бунина.
Предлагаю познакомиться с заданиями к отрывку из этого рассказа, которые как раз и развивают навыки смыслового чтения.
Отрывок из рассказа:
«Варсанофьев начал читать, и вскоре несколько сбитый голос его вновь обрел глубину и сдержанную выразительность. Как все-таки полезно читать вслух свое произведение другому человеку, пусть и глуховатому к твоей боли, твоим думам. Нет лучше проверки, каждое неверное слово, как поддельная монета на звон, сразу себя обнаруживает. И Варсанофьев с крепнущим чувством гордости убеждался, что нет у него таких фальшивых и ложных слов. Повествование о горестной и типической судьбе бессчастного Клима естественно, как поток, стремилось к его самоистреблению. Повесился в остроге горемыка. И вот уже его худое тело закачалось на сопревшей мочальной веревке. — Нет! — вдруг громко сказал слушатель. — На мочальной веревке, да еще сопрелой, не повесишься. — В литературе почти всегда вешаются на мочальной веревке, — возразил учитель. — В литературе, а не в жизни. Я понимаю, так жалостнее. Но веревка или порвется или развяжется. — А вы откуда, собственно, это знаете? — ядовито спросил Варсанофьев. — Неужто, пробовали? — Не доводилось, — последовал ледяной ответ. — И вам не советую, если хотите наверняка. А вот девушка у нас одна пробовала. Только горло ободрала. — Довели? — спросил вконец обозлившийся Варсанофьев. — Понесла от кучера. А он женатый. — Бог с ней… В конце концов, Клим мог повеситься и на пеньковой веревке. — Откуда в остроге веревка? По ней из окна спуститься можно. Бежать. — Разве это так важно? Рассказ ведь не о том. Замучили человека — он и руки на себя наложил. А все эти мелочи, кому они нужны? — Ну как же?.. — чуть растерянно сказал Ванечка. — Нужны, однако… Иначе ничему веры не будет. — Так на чем же ему вешаться, черт бы его взял! — вскричал раздосадованный Варсанофьев. — Говорят, и на рукаве повеситься можно… — Ладно! — Варсанофьев вскочил и кинулся за занавеску: нужно было успокоить расходившиеся нервы»
Вопросы к тексту
1. О ком повествуется в романе, написанном Варсанофьевым?
2. Зачем Варсанофьев читает свой роман ученику?
А. Хочет перед ним похвастаться.
Б. Ему важно его мнение.
В. Убедиться в том, что его произведение безупречно.
3. Как меняется настроение Варсанофьева во время чтения и общения с Ваней?
4. Озаглавьте текст. Выбери названия, которые отражают идею текста:
А. Как в жизни
Б. Новый роман
В. Литература и жизнь
5. Прочитай ещё раз диалог и на его основе дополни предложения
1. Варсанофьев считал, что жизнь и литература _____
2. Ваня считал, что в литературе всё должно быть как ____ .
3. Ваня думал, что мелочи нужны _______________________ .
6. Отметь значком правильный вариант ответа, согласно тексту:
А. Варсанофьев считал свои произведения талантливыми.
Б. Ваня предпочитал точность и внимание к мелочам в литературе.
В. Ваня высоко оценил произведение Варсанофьева.
7. Как ты считаешь, почему Ваня растерялся, когда услышал о том, что Варсанофьеву не нужны мелочи? Выскажи свою точку зрения и обоснуй!
8. Выбери слова, которые характеризуют Варсанофьева, и впиши их в кластер.
Слова для справок: царственность, радушие, надменность, равнодушие, величавость, доброта, милосердие, сочувствие, спесивость, самомнение, уверенность в своей правоте, вспыльчивость.
9. Объясни значение устаревших слов.
А. острог Б. горемыка В. кучер
10. Можете ли вы предсказать, прославится ли как писатель Варсанофьев? Что будет свойственно творческой манере Ванечки?
Как видим, здесь использованы различные типы заданий, которые позволяют и развивать, и проверять навыки чтения. Среди них есть задания «множественного выбора» (выбор правильного ответа из предложенных вариантов); задания «на соотнесение» (нахождение синонимов и антонимов); задания «на дополнение информации» (завершение предложений). Такие задания позволяют обычную информацию использовать для понимания подтекстовой информации, которая и способствует более полному пониманию и осознанию текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"
В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....
«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»
«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...
Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ООО относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным...
Формирование навыков смыслового чтения
В презентации представлена одна из форм работы с небольшим текстом на уроке...
Формирование навыков смыслового чтения в процессе преподавания русского языка и литературы
Работа содержит методические рекомендации по формированию смыслового чтения не только на уроках русского языка и литературы, но и на других учебных предметах. А также рекомендации по работе с родителя...
Методическая разработка «Формирование навыков смыслового чтения при изучении темы «Атмосферное давление»
Данная методическая разработка может быть использована на уроках физики при изучении темы «Атмосферное давление» в 7 классе. Отдельные задания могут быть предложены учащимся в виде самосто...
Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения
Смысловое чтение - один из важнейших метапредметных навыков: именно от него зависит успешность ученика в освоении школьной программы. Технология продуктивного чтения - эффективный ...