Индивидуальное обучение 9 класс литература по учебнику Коровиной
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка. Литература.
Скорректированная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В качестве базовой была использована программа по литературе для 9 класса, составленная в соответствии с основными положениями ФГОС основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы В.Я.Коровиной (М., «Просвещение», 2012 г.).
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение целей:
- формирование духовно развитой личности;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся для социализации и самореализации;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать текст;
- овладение алгоритмами постижения смыслов художественных текстов;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и УУД;
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни.
Достижение целей предусматривает решение основных задач:
- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС
- обеспечение преемственности;
- обеспечение доступности получения образования;
- установление требований к воспитанию и социализацииобучающихся;
- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса;
- выявление и развитие способностей обучающихся детей с ОВЗ;
- включение обучающихся в процессы познания социальной среды;
- профессиональная ориентация;
- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современности;
- формирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- ориентация на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения УУД;
- признание роли содержания образования;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей с ОВЗ,
Курс литературы опирается на виды деятельности:
- осознанное творческое чтение художественных произведений;
- выразительное чтение;
- различные виды пересказа;
- ответы на вопросы;
- заучивание наизусть стихотворений;
- анализ произведения;
- составление планов;
- написание сочинений;
- поиск информации;
- индивидуальная и коллективная проектная деятельность.
Данная программа одним из своих постулатов использует положение Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития: дефект детей с задержкой психического развития ведет к затруднению усвоения ребенком культурного и социального опыта, т.е. такие дети обладают более коротким диапазоном вышеуказанной зоны.
Учитывая это обстоятельство, на уроках литературы необходимо делать большой упор на использование наглядно-образных и практически-деятельностных средств усвоения информации, что позволяет создать психическую базу для развития произвольного внимания, отвлеченного мышления, логической памяти, понимания абстрактных понятий.
Данная программа выполняет две основные функции:
1. Информационно-методическая функция позволяет учащимся получить представление о целях, содержании обучения, воспитания и развития учащихся на уроках литературы.
2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик на каждом из этих этапов.
Программа по литературе для учащихся с задержкой психического развития соответствует объёму содержания образования общеобразовательной школы. Существенным отличием является коррекционная направленность учебного процесса, осуществляемого с учетом отклонений в развитии детей, пробелов в знаниях и недостаточного практического опыта.
В 8 классе учащиеся учатся формулировать и аргументировать свою личностную позицию, связанную с нравственными проблематикой произведения, а также совершенствование умения анализировать художественный тексты, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурой и судьбой писателя. Отбор произведений на данном этапе учитывает возрастные особенности учащихся, их психологические возможности. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Кроме того, развиваются и углубляются такие понятия:
- тема, идея и композиция художественного произведения;
- сюжет, его компоненты /завязка, кульминация, развязка/;
- художественный вымысел;
- понятие об историческом произведении;
- основные средства эпического изображения /повествование, описание, монолог, диалог/;
- виды описания в эпическом произведении /пейзаж, портрет, интерьер/.
Требования к результатам освоения программы:
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к отечеству, чувства гордости за Родину, прошлое и настоящее своего народа; осознание своей этнической принадлежности, знание истории и культуры; усвоение гуманистических ценностей многонационального общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самосовершенствованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к людям, их мнению, культуре, языку, религии, вере, гражданской позиции, традициям;
- освоение социальных норм, правил поведения;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем;
- формирование коммуникативной компетентности;
- формирование экологической культуры;
- осознание значения семьи в жизни человека;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.
Метапредметные результаты:
- умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умения самостоятельно планировать пути достижения целей;
- умения соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля и самооценки;
- умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
- умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
- формирование и развитие компетентности в области ИКТ.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;
- умения анализировать художественное произведение;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, выразительных средств языка, владение литературоведческими терминами;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; собственная интерпретация произведений;
- осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умения пересказывать произведения;
- написание изложений и сочинений;
- понимание образной литературы как явления словесного искусства;
- понимание русского слова в его эстетической функции.
Учебно-тематический план
Литература. Надомное обучение.
№ п/п | Разделы | Количество часов | |
по планированию | фактически | ||
1. | Вводный урок | 1 | |
2. | Древнерусская литература | 3 | |
3. | Из русской литературы 18 века | 4 | |
4. | Из русской литературы 19 века | 17 | |
6. | Из русской литературы 20 века | 8 | |
7. | Из зарубежной литературы (обзор). Подведение итогов года | 1 | |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата План | Дата Факт |
1. | Вводный урок. Литература и её роль в духовной жизни человека. | ||
2. | Общая характеристика древнерусской литературы (повторение ранее изученного). | ||
3. | «Слово о полку Игореве…» - великий памятник древнерусской литературы. Герои и события в «Слове…» | ||
4. | Композиция «Слова…». «Золотое слово» Святослава. Образ Ярославны. Р/р Сочинение | ||
5. | Общая характеристика литературы 18 века. Классицизм. Русский классицизм. Французский классицизм. | ||
6. | М.В.Ломоносов – реформатор русского языка, стихосложения; учёный, поэт. Ода «Вечернее размышление…» Г.Р.Державин. Судьба и поэзия. «Властителям и судьям», «Памятник», «Снегирь» | ||
7. | А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» | ||
8. | Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Особенности языка. Понятие о сентиментальности. Нравственность и безнравственность. | ||
9. | Поэзия 19 века. В.А.Жуковский | ||
10. | 19 век. А.С.Грибоедов. Слово о драматурге. «Горе от ума» - картины нравов, острая сатира. | ||
11. | Р\Р Обучение анализу монолога. Образ Чацкого. «Фамусовская» Москва. | ||
12. | Р\Р И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Обучение конспектированию. | ||
13. | А.С.Пушкин. Дружба и друзья в лирике поэта. Вольнолюбивая лирика. | ||
14. | Поэт и власть. Анализ стихотворения «Анчар». Тема любви в лирике. | ||
15. | Тема любви в лирике А.С.Пушкина. | ||
16. | «Евгений Онегин» - общая характеристика романа как «энциклопедии русской жизни первой половины 19 века». | ||
17. | Комментированное чтение глав романа. Татьяна – Ольга. Евгений – Владимир | ||
18. | Итоговый урок по роману «Евгений Онегин». Тест. | ||
19. | М.Ю. Лермонтов. Лирика. | ||
20. | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Образ Печорина. | ||
21. | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Образ Печорина. | ||
22. | Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Проблемы коррупции в романе. | ||
23. | Н.В.Гоголь. «Шинель» - тема «маленького» человека в повести. | ||
24. | Ф.М.Достоевский «Белые ночи». А.Н.Островский, Л.Н.Толстой, страницы биографии, творчества: обзор. | ||
25. | А.П.Чехов, страницы биографии творчества. А.П.Чехов «Тоска». | ||
26. | И.А.Бунин «Тёмные аллеи» | ||
27. | Поэзия 20 века: А.А.Блок, С.А.Есенин, В.В.Маяковский | ||
28. | Поэзия 20 века: А.А.Ахматова, М.И.Цветаева, Н.А.Заболоцкий. | ||
29. | Незабываемые страницы книг о Великой Отечественной войне. А.Т.Твардовский. Б.Л.Пастернак, А.Т.Твардовский; стихи | ||
30. | М.А.Булгаков «Собачье сердце». Система «живучести» «шариковых». | ||
31. | М.А.Шолохов «Судьба человека». Судьба Родины и судьба человека. | ||
32. | А.И.Солженицын «Матрёнин двор» | ||
33. | Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков | ||
34. | Г.В. Катулл, К.Г.Флакк, Д.Алигьери, У.Шекспир, И.В.Гёте. Подведение итогов года. Вн./Чт. Задание на лето. |
Список литературы
Основной | Дополнительный |
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009. | 1. Золотарёва И.В, Егорова Н.В.Поурочные разработки по литературе. 9 класс. М., Вако, 2013. |
2.Закон РФ «Об образовании» от 10.07. 1992 № 3266-1 (в ред. от 27.12.2009). | 2. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература. 9 класс. Методические советы. М., Просвещение, 2010. |
3. Концепция ФГОС общего образования /Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М.:Просвещение, 2008. | 3. Миронова Н.А. Тесты по литературе к учебнику «Литература. 9 класс» Авт.-сост. В.Я.Коровина и др.. 9 класс. М., изд «Экзамен», 2007. |
4. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013. | |
5.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: (Электронный документ). Режим доступа: htpp://mon.gov.ru/dok/akt/6591 | |
6.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10) | |
7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011. | |
8. ФГОС основного общего образования. М.:Просвещение, 2010 | |
9. Федеральный закон от 29.1.22012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по литературе по учебнику Коровиной В. Я. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Житийная икона
Презентация по литературе для урока в 8 классе по теме "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Житийная икона, которая отражает всю повесть; Она разбита на кадры, раскрывая их, читаем с учащимися "Пов...
Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе к учебнику Коровиной В.Я.
Тесты состоят из трех частей: тест,вопрос с кратким ответом, вопрос с развернутым ответом...
Рабочая программа по русской литературе по учебнику Коровиной
Рабочая программа по русской литературе в 5 классе выполнена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования...
Рабочая программа "Литература" к учебнику Коровиной В.Я. на 102ч. ФГОС.
Настоящая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Ли...
Контрольные работы по литературе к учебнику Коровиной В.Я.
Контрольные работы по литературе к учебнику Коровиной В.Я....
Контрольные работы по литературе к учебнику Коровиной В.Я.
Контрольные работы для 7 класса...