Методические разработки учебных занятий
методическая разработка по литературе

Леонова Светлана Терентьевна

Предварительный просмотр:

Урок литературный дебют  А. И. Солженицына.

Раздумья над повестью  «Один день Ивана Денисовича»

Оформление урока: портрет А.И. Солженицына; выставка книг, газетных публикаций, отзывов о писателе, презентация.

Цели урока: вызвать интерес к личности и творчеству А.И. Солженицына, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать «необычный жизненный материал», взятый в основу повести «Один день Ивана Денисовича», и увлечь учащихся прочтением текста повести; подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

Эпиграф:

Солженицын стал кислородом нашего непродыхаемого времени. И если общество наше, литература, прежде всего, ещё дышат, то это потому, что работают солженицынские меха, качают воздух в задыхающуюся, себя почти потерявшую Россию.

В.Астафьев

1) Слово учителя.

Кто же он, Александр Исаевич Солженицын? Наставник, пророк или заступник? Почему в нём видели то спасителя Отечества, то врага народа, то консерватора «омертвевших литературных традиций», то разрушителя основ художественности, то учителя жизни?...

Ни одна из этих «ролей» ему не подходит. Александр Исаевич Солженицын – выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель. Его имя в литературе малоизвестно в 60-е годы XX века, в период «хрущевской оттепель, затем исчезло на многие годы.

Он, Александр Исаевич Солженицын, посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведения о лагерной жизни, произведения, которые сделали автора, бешено популярным

Рассказы «Матрёнин двор», «Случай на станции Кречетовка, «Для пользы дела», роман «В круге первом», повесть «Раковый корпус» вызвали гнев «отечественных чиновников от литературы» и… принесли автору мировую известность. А в 1970 году А.И. Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе. Казалось, что справедливость восторжествовала

…Но в один из февральских дней 1974 года (в связи с выходом 1-го тома книги «Архипелаг ГУЛАГ») Солженицын был насильственно выслан из России. В немецкий город Франкфурт-на-Майне приземлился самолёт с единственным пассажиром.

Солженицыну было 55 лет.

Что же о нём известно?

2) Индивидуальные выступления учащихся.

1) Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в г. Кисловодск

Со стороны отца Солженицын происходил из старинного крестьянского рода на Северном Кавказе. Отец Исаакий Семёнович учился в Харькове , затем в Москве воевал в первую мировую войну, был награждён Георгиевским крестом. Его жизнь оборвалась трагически за несколько месяцев до рождения сына.

Мать Таисия Захаровна Щербак, дочь зажиточного хуторянина на Кубани, получила прекрасное воспитание и образование: училась в Москве на сельскохозяйственных курсах кн. Голицыной.

В 1924 г. Таисия Захаровна с шестилетним сыном переехала в г. Ростов-на-Дону. В школе юный Александр Солженицын – староста класса, отчаянный футболист, поклонник театра и участник школьного драмкружка

2) А.И. Солженицын - образованнейший человек . Он окончил физико-математический факультет Ростовского университета. Заочно учился в Московском институте истории, философии и литературы, преподавал астрономию и математику в одной из школ города Морозовск (недалеко от г.Ростова)

В 1941 году А.И. Солженицын стал солдатом, потом курсантом офицерской школы в городе Кострома.

Фронтовыми дорогами он прошёл от Орла до Восточной Пруссии.

Вот какую «боевую характеристику» дал генерал Травкин командиру «звукобатареи» Солженицыну: «…Солженицын был лично дисциплинирован, требователен… Выполняя боевые задания, он неоднократно проявлял личный героизм , увлекая за собой личный состав, и всегда из смертельных опасностей выходил победителем». За проявленное мужество (после взятия Орла) Солженицын получил орден Отечественной войны 2-й степени. Орден Красной звезды (после взятия Бобруйска) – вторая фронтовая награда.

И вдруг…арест, восемь лет оцепленных колючей проволокой лагерях зловещего «архипелага ГУЛАГ» (Солженицын попал под надзор военной контрразведки за переписку с другом юности Николаем Виткевичем). Судьба распорядилась так, что будущий, писатель прошёл все «круги тюремного ада», стал свидетелем восстания зэков в Экибастузе. Сосланный в Казахстан «навечно» , сочинивший несколько произведений (в уме), замысливший огромный роман о России, Солженицын неожиданного узнал, что смертельно болен.

В 1952 г. лагерный врач прооперировал Солженицына по поводу злокачественной опухоли в паху. Но борьба за жизнь не закончилась. Вскоре была обнаружена раковая опухоль в желудке. «В ту зиму я приехал в Ташкент почти уже мертвецом. Я так и приехал сюда – умирать. А меня вернули пожить ещё»,- так написал Солженицын в рассказе «Правая кисть». И болезнь отступила.

Впоследствии Солженицын признался, что вплоть до сегодняшнего дня уверен: «Пока я пишу – у меня отсрочка»

3) Литературный дебют А.И. Солженицына. Когда писателю было далеко за сорок, в журнале «Новый мир» (1962 г.) была напечатана повесть «Один день Ивана Денисовича», сразу ставшая классикой «лагерной» прозы. Первоначальное название повести «Щ-854 (Один день одного зэка)».

А.Т. Твардовский (в то время главный редактор журнала «Новый мир») писал: «Жизненный материал, положенный в основу повести А. Солженицына, необычен… Он несёт отзвук тех болезненных явлений в нашем развитии, связанных с периодом развенчанного… культа личности»

Твардовский высоко оценил повесть «Один день Ивана Денисовича»: «Это не документ в мемуарном стиле, не записки или воспоминания о пережитом автором лично… Это произведение художественное, и в силу именно художнического освещения данного жизненного материала оно является свидетельством «особой ценности, документом искусства».

Этот «документ искусства» был написан за месяц с небольшим.

«Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в Особом лагере. Остальные лица – все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями» (Я. Паламарчук).

3) Краткий пересказ повести «Один день Ивана Денисовича»

Автор, герой повести Шухов, а вслед за ними и мы в Особом лагере для «политических»

Январь. 1951 год.

4) Думаем и размышляем над прочитанными страницами.

1. кто же такой Шухов Иван Денисович? В чем беда его? В чем вина?

Работал и жил Шухов в деревне Темгенёво, был женат, имел двоих детей. Но началась Великая Отечественная война, и он стал солдатом. «А было вот как: в феврале сорок второго года на Северо-Западном окружили их армию всю.… И так их помалу немцы по лесам их ловили и брали…. Шухов в плену побыл пару дней». Чудом к своим попал, а его обвинили в измене Родине – и за решетку. Шухов выполнял задание немецкой разведки. «Какое же задание – ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили: просто – задание».

2. что ожидало героя повести, если бы он не подписал «дело»?

«Не подпишешь – бушлат деревянный, подпишешь – хоть поживешь еще малость. Подписал».

Шухов выбрал жизнь, подписав документы против самого себя. Хоть лагерную, мучительную и трудную, но все-таки жизнь.

3. Что же это за жизнь в лагере? Как ведет себя Иван Денисович? Понаблюдаем за лагерной действительностью.

- Шухов осужден на восемь лет лагерей. В пять часов утра просыпается лагерь. Холодный барак, в котором лампочка «горела не каждая, где на полусотне клопяных вагонок спало двести человек»…

- Кухня. Едят зэки больше в шапках свою скудную баланду. «Самое сытое время лагернику – июнь: всякий овощ кончается, и заменяют крупой. Самое худое время – июль: крапиву в котел секут». Иногда дают кашу из магары. «Магара не только холодная – она и горячая ни вкуса, ни сытости не оставляет; трава и трава, только желтая, под вид пшена…. Каша не каша, а идет за кашу…»

- На улице мороз, прихватывающий дыхание. А бригада Тюрина (в которой и Шухов) собирается на работу… Бесконечные проверки и досмотры.

- Иван Денисович Шухов – мастер на все руки. Он и каменщик, и резчик толя, и печник. Работает с азартом, не чувствуя мороза. Вот как автор описывает заключенного: «Мастерком захватывает Шухов дымящийся раствор…. Раствора бросает он ровно столько, сколько надо под один шлакоблок. И хватает с кучки шлакоблок (но с осторожкою хватает – не продрать рукавицу, шлакоблоки дерут больно). И еще раствор мастерком разровняв, - шлеп туда шлакоблок…. И он уж схвачен, примерз…

Но они (заключенные) ни на миг не останавливались и гнали кадку дальше и дальше…»

- Шухов не просто живет (лишь бы выжить), а так, чтобы хранить уважение к себе. Не доносит на солагерников, не унижается из-за табака, не вылизывает чужие тарелки…. Бережет хлеб, носит его в специальном карманчике.

4.Какие черты характера ценит в Иване Денисовиче автор? А вы?

Главный герой повести , пройдя через испытания, сумел охранить заложенные в его характере. Свойственные русскому мужику черты: совестливость, трудолюбие, человеческое достоинство.

5. Как изображены автором другие герои из народа? За что осуждены?

Сенька Клевшин. Попал в плен, бежал три раза, но его «излавливали». Даже в Бухенвальде чудом смерть обманул, теперь отбывает срок тихо.

Коля Вдовушкин. Бывший студент литературного факультета.

Баптист Алешка…

Бригадир Тюрин…

Капитан Буйновский…

Кинорежиссер Цезарь Маркович….

Шестнадцатилетний юноша Гопчик…

6. А.Солженицын описал лагерный мир одним днем. И каким?

Герой повести считал день удачным, почти счастливым.

«На дню у него (Шухова) выдалось много удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали…. Бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался…. И не заболел. Перемогся. Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый»

И вот авторская оценка прошедшего дня: «Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три».

От таких дней становится жутко.

7. Кто виноват в трагедии Шухова? И других тысяч людей?

Нет возможности заключенным добиться справедливости и правды. Бесполезно и бессмысленно в лагере «качать свои права». Люди начинают догадываться, что произошедшее с ними - это не просто ошибки, это продуманная система репрессий – трагедия целого поколения.

5) Домашнее задание

Сформулируйте главную мысль повести А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Напишите свои раздумья.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка учебного занятия на тему: Разработка презентации и настройка анимации на тему “Здоровый образ жизни”

Цель занятия: Закрепление информационной технологии создания презентации средствами приложения Power Point.Тип занятия: урок проверки и контроля знаний и умений учащихся.Вид занят...

Методическая разработка учебного занятия теоретического обучения по учебной дисциплине «Иностранный язык» (немецкий) ТЕМА « O SPORT, DU BIST DER FRIEDEN!»«О СПОРТ, ТЫ- МИР!»

Методическая разработка учебного занятия «O Sport, du bist der Frieden!» («О спорт, ты- мир!») представлена на конкурс преподавателем иностранного языка Тихоновой Екатериной Вячеславовной. Педаг...

Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)

Учебное занятие в курсе  биологии для учащихся 7 класса по  теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...

Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине Информатика и ИКТ на тему "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" с применением активного метода обучения "Цикла Д. Колба"

Методическая разработка урока по теме "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" , в разработке показано применение Цикла Д.Колба на практических уроках Информатики при реализации ФГОС СПО...

Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык

Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов  Iкурса СПО  (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба»  направлена на за...

Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык

Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов  Iкурса СПО  (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба»  направлена на за...

Методическая разработка учебного занятия "Молодежные субкультуры" учебной дисциплины Английский язык

Методическая разработка  урока «Молодежные субкультуры» по английскому языку для студентов  I курса СПО  (УМК Кузовлев В.П.)  направлена на комплексное применение знаний и способов...