Конспект урока литературы в 5 классе (для дистанционной формы обучения)
план-конспект урока по литературе (5 класс)
«Николай Васильевич Гоголь. Сборник рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_5.docx | 32.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс 5
Предмет: литература
Тема урока: «Николай Васильевич Гоголь. Сборник рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место»
Цели урока:
- познакомиться с биографией Н. В. Гоголя;
- показать своеобразие сборника рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки»;
-частично проанализировать повесть «Заколдованное место» (главные герои повести, сочетание реального и фантастического в ней).
Ход урока
1.-Здравствуйте, ребята!
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с биографией Н. В. Гоголя, поговорим о его сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки». Познакомимся с одним из эпических жанров – повестью, а именно, вы узнаете, что такое повесть на примере произведения Н. В. Гоголя «Заколдованное место».
2.- Запишите тетрадях по литературе:
Одиннадцатое ноября.
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Н.В. Гоголь «Заколдованное место».
3. Посмотрите видеоролик https://youtu.be/FbxdY0F1s2I
4. Работа с учебником
- Прочитайте статью учебника на стр. 134 – 135.
- Перескажите статью учебника вслух.
5. – Ребята, на этом мы пока прервем свой путь по жизни Николая Гоголя и перейдем к его творчеству.
Посмотрите видеоролик https://youtu.be/uyUi2hkNnMY
6. Выполните гимнастику для глаз
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
- Крепко зажмурить глаза, сосчитать до трех, открыть глаза и посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4 – 5 раз.
- Вытянуть правую руку вперед, следить глазами не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 – 5 раз.
- Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4 – 5 раз.
- В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Повторить 2 раза.
Отдохните 5 минут.
7. Ребята, в основу «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголь положил одно из народных преданий. Кто знает, может быть и такое?
«Жил-был бедняк-бобыль, и терпел он страшную нужду. Вот однажды довелось пахать ему свою пашенку, а пашня находилась невдалеке от курганов. Вечерело. Вот на одном могилище видит бобыль коня, весь будто из золота и горит как огонь. Бобыль не струсил: погнался за конем. С кургана на курган прыгала чудная лошадь; но наконец умаялась и остановилась на одном из курганов. Бобыль к ней, — почти касается лошадиной гривы и готовится ухватиться за нее. Глядь — расступилась земля, — и конь исчез под курганом. На другой день, на том же самом кургане, поблазнилось ему, что теплится свечка. Бобыль был человек досужливый и тотчас смекнул, что под курганом находится клад, которому пришла очередь выйти на свет Божий. Знал бобыль, как добываются клады, и, хотя много вытерпел от нечистой силы, достал-таки себе кучи серебра и золота и сделался первым богачом в своем обществе».
8. Прочитайте повесть «Заколдованное место» стр.136-146
Отдохните 10 минут
9. Продолжаем работать.
-Отличается ли произведение от всех прочитанных нами ранее?
-Легко ли было читать и понимать прочитанное?
-Обратили ли вы внимание на главную особенность этого произведения – язык?
- Соотнеси слово и лексическое значение (УСТНО)
1 | Люлька – | арбуз |
2 | Кавун – | место, засеянное арбузами и дынями |
3 | Хутор – | трубка |
4 | Баштан – | обозники, едущие в Крым за солью и рыбой |
5 | Свитка – | соломенный шалаш |
6 | Курень – | небольшой крестьянский посёлок на Украине |
7 | Чумаки – | род полукафтанья |
8 | Жупан – | специально огороженное помещение для складывания и молотьбы сжатого хлеба |
9 | Гетьман (гетман) – | старинная верхняя одежда |
10 | Гумно – | в старину начальник казачьего войска и правитель Украины |
Вывод: какова же главная особенность повести? (язык, в котором много украинских слов)
– Чем запомнился рассказчику дед?
(Дед Фомы Григорьевича, судя по всему, зажиточный крестьянин. Он выращивает табак на продажу и овощи. Это человек веселый и общительный. Он прекрасный рассказчик, которого слушаютзатаив дыхание. Но и сам он любит послушать интересные рассказы: «А деду это все равно что голодному галушки». Дед Максим – человек честный и ответственный, недаром гетман поручает ему доставить царице важную грамоту, однако он любит прихвастнуть, себе на уме.
– Почему дед попал в заколдованное место и каким образом это произошло?
– Сколько раз дед оказывался в заколдованном месте?
(Два раза он побывал в заколдованном месте и один раз пытался
попасть, но у него ничего не получилось. Каждый раз дед отправляется
на поиски заколдованного места под вечер. Во второй раз дед
попадает я в заколдованное место, когда, оказавшись на середине, где
не вытанцовывалось, сильно ударил о землю заступом.)
– Почему дед стремится попасть в заколдованное место? Что с ним там
происходит?
10. Выполните гимнастику для глаз
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
- Крепко зажмурить глаза, сосчитать до трех, открыть глаза и посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4 – 5 раз.
- Вытянуть правую руку вперед, следить глазами не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 – 5 раз.
- Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4 – 5 раз.
- В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Повторить 2 раза.
Отдохните 5 минут.
- определим жанр произведения.
- На что похожа эта повесть (на рассказ, сказку, легенду, предание)?
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.
Рассказ – небольшое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
Легенда – произведение созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.
Предание – устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет.
- Что в повести фантастическое, что реальное?
-Найти средства художественной выразительности в «Заколдованном месте» и определить их роль в тексте.
Гиперболы |
|
Сравнения |
|
Эпитеты |
|
- Какой же урок дает нам Гоголь?
«Заколдованное место» — повесть, где автор говорит с читателями о призрачности нечистым путем добытого богатства. Гоголь разоблачает жажду обогащения, губительную страсть к деньгам, приводящую в конце концов к катастрофе.
Чего будете ждать от будущих встреч с Гоголем?
11.- Молодцы! Вы хорошо потрудились! Оцените себя.
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок
Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....
Исследовательский проект "Применение элементов личностно-ориентированного обучения на уроках физики в классах очно-заочной формы обучения"
Исследовательский проект "Применение элементов личностно-ориентированного обучения на уроках физики в классах очно-заочной формы обучения"...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...
Анализ урока физкультуры 6-х классов в ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ
Изучаемая тема на данном уроке: «СБУ. Низкий старт. Теория: Развитие выносливости. Медленный бег 1000м-влияние на организм человека» совпадает с программным материалом по занятиям на текущ...
Конспект урока по русскому языку 5 класса (в дистанционной форме обучения)
laquo;Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение.»...