Читательская конференция А. Лиханов "Последние холода"
план-конспект по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitatel_skaya_konferenciya_a._lixanov_poslednie_xoloda.docx | 35.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Читательская конференция
по повести А.А. Лиханова
«Последние холода».
в 6а классе
учитель: Козаева Г.Ф.
2019 год
Читательская конференция по повести А.А. Лиханова «Последние холода».
«У войны не детское лицо»
Задачи:
Ø Помочь детям понять, почему мы должны помнить трудные времена жизни нашего народа, познакомить с жизнью детей в годы войны.
Ø Подвести детей к мысли о необходимости развивать в себе «зоркость сердца», не оставаться равнодушными к чужой беде.
Ø Воспитывать чувство сопереживания к героям повести, уважение к хлебу.
Ø Учить детей глубокому осмыслению прочитанного, учить выражать свои мысли в форме развёрнутого аргументированного ответа на вопрос.
Оборудование: выставка книг А. Лиханова, фотографии А. Лиханова и его родителей, иллюстрации к книге «Последние холода», тексты из повести «Последние холода».
Ход читательской конференции:
I. Вступительное слово «Поле жизни А. А. Лиханова».
СЛАЙД 1 «ПОРТРЕТ», Слайд 2 «Цели»
Учитель: Сегодня мы пригласили вас на читательскую конференцию, посвящённую Великой Отечественной войне, на обсуждение коллективно прочитанной книги писателя Альберта Анатольевича Лиханова «Последние холода». Для многих из вас имя этого писателя прозвучит впервые.
Альберт Анатольевич Лиханов – наш современник. Он живёт и работает в Москве.
- Что вы знаете о нём?
Учитель: Да, родился он в небольшом городе Кирове, древней Вятке 13 сентября 1935 года. Отец Лиханова, Анатолий Николаевич, был слесарем на крупном заводе. Мама – медицинская лаборантка.
В 41- году А. Лиханову исполнилось 6 лет. На Вятку, где жили Лихановы, бомбы не падали, её не брали в кольцо блокады, но ей, как и многим городам нашей страны, досталась изнанка войны. Каждый день на вокзал города прибывали эшелоны с ранеными, искалеченными солдатами.
Школы отдавали под госпитали, другие здания – под детские дома, куда поселяли эвакуированных детей, оставшихся без родителей.
Отец Лиханова ушёл на фронт и воевал до последних дней. Мама стала работать в госпитале. Временами она отдавала кровь раненым бойцам.
А. Лиханов вспоминает: «Никогда не забуду, как мама брала меня с собой на донорский пункт, заходила в кабинет с нормальным лицом, а выходила зелёная, круги под глазами. Потом мы медленно шли к донорскому магазину, там на талончик продавали то, что нигде не достанешь – топлёное молоко, или топлёное масло, что-то сладкое. Мама тут же в магазине давала мне этот кусочек масла в рот, чтобы я проглотил его скорее. В масле – жизнь! Разве это забудешь!»
А. Лиханов – это поколение детей Великой войны и Великой Победы.
Считается, что поколение Лиханова – дети, пережившие войну – счастливейшие в истории нашей страны, но это поколение и одно из самых трагических. Почему счастливейшее? Почему трагическое?
Дети, рождённые перед войной, знали о себе удивительное: они живут в самом справедливом, в самом великом и могучем государстве мира. Все люди в нём равны и счастливы.
- Если в тебе есть талант – твори!
- Влекут тайны океана, учись!
- Мечтаешь покорить просторы Вселенной, учись!
- Хочешь добывать для страны золото, нефть, алмазы, учись!
И, вдруг, война. Им пришлось голодать, носить перешитую, латаную одежду, стоять в очереди за хлебом, шить кисеты для солдат, давать концерты для раненых и пережить страшные болезни. А немцы всегда удивлялись, почему русские люди спасают больных, никому ненужных детей?
Но эти дети, дети войны, дети, выжившие в Сталинграде, выжившие в Ленинграде, спасённые дети, выросли. Выучились и стали врачами, учителями, военными. Это они создали великую советскую науку, построили города за полярным кругом, отправили корабли и человека в космос.
А. Лиханов имел двух ангелов-хранителей, маму и бабушку. Именно благодаря им он вырос человеком, творящим добро. Свой литературный путь Лиханов начал с журналистики, в течение 13 лет он был главным редактором молодёжного журнала «Смена». Сегодня А. Лиханов известный писатель, книги которого издаются во всём мире. Он широко признан в России и за рубежом: в США, Японии, Германии, Голландии, Греции, Испании, Венгрии, Китае и др. А. Лиханов удостоен Международной премии им. Горького, Государственной премии России. Почему? Чем он заслужил это признание?
Его главная тема и главная боль – судьба детей, которые в силу разных обстоятельств попали в беду, идёт ли речь об увечьях и ранениях или о предательстве родителей. В 1987 году он создал в нашей стране Детский фонд – первую общественную благотворительную организацию по защите детства. Каждый человек мог внести свой вклад в помощь больным, попавшим в беду детям на счёт «№ 707». На собранные деньги был создан Институт детской онкологии для детей больных раком. Появились стипендии для одарённых ребят.
В состав СССР входило 15 союзных республик: Российская Федерация, Армения, Азербайджан, Грузия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Туркменистан, Таджикистан и Узбекистан. И Детский фонд устроил медицинский десант в республики Средней Азии, в самую глубинку, где в больницах не знали ни кипячёной воды, ни чистого белья. В газетах того времени появились снимки – истощённые дети с вздутыми животами, почерневшие скелетики. 20 тысяч детских жизней спасли тогда доверенные врачи Детского фонда.
Работая в журнале «Смена», Лиханов написал однажды о скромном возчике из Казани – Асгате Галимзянове. Тот собирал пищевые отходы, откармливал бычков, а вырученные деньги перечислял на счёт Дома ребёнка. Галимзянова многие считали чудаком. А потом все узнали, что служить малышам-сиротам он начал после того, как у него заболела тяжело жена. Он молился аллаху и поклялся: если жена выздоровеет, то он до конца дней своих будет помогать детям, которых бросили матери. И жена выздоровела.
Журналист по профессии, он очень много сил отдает работе в молодежной печати.
В 1961 г. опубликовал первую книгу – историческую повесть о польском художнике Андриолли «Да будет солнце!». Затем он пишет рассказы, повести, романы для детей, юношества и для взрослых. Период «созревания» таланта Лиханова можно условно обозначить 1967-1976 гг. В это время он создает такие значительные произведения как роман «Лабиринт», повести «Чистые камушки», «Обман», «Солнечное затмение».
Автор обращается к теме становления подрастающего поколения. Эта тема станет основной в его творчестве. Важную особенность прозы Лиханова критики усматривают в одновременной обращенности к юной читательской аудитории и к взрослым.
Большое место в творчестве писателя занимают произведения о войне. Военная тема в произведениях приобретает особую значимость и органичность, потому что воплотила в себе его представление о жизненных ценностях, о чести, о достоинстве, долге, подвиге. Произведения о военном детстве созданы Лихановым на жизненной основе – памяти о детстве военного времени. И герои его книг родом оттуда. Учителя в повестях Лиханова – его учителя. Всех он помнит. И самые светлые воспоминания, вынесенные из детства – об Поллинарии Николаевне Тепляшиной, у которой Лиханов учился со второго по четвертый класс. Это она покупала в те голодные годы на свои деньги витамин «С» – единственное, что можно было купить без карточек, и раздавала своим ученикам в классе на серебряной ложечке каждому в рот, чтобы при ней съели. А когда кончились деньги, заваривала в ведре витаминный напиток из хвои, жутко горький, но ребята его пили – вот, как она их берегла.
Память о той войне стала одной из определяющих черт русского народного самосознания, русской души.
Очень много внимания Лиханов в своих произведениях уделяет теме сиротства. Творчество он успешно сочетает с активной общественной деятельностью. В 1987 г. по инициативе писателя был создан Советский детский фонд им. В.И. Ленина, который он возглавил. С 1991 г. Лиханов – председатель Российского детского фонда, а с 1992 г. – президент Международной ассоциации детских фондов.
Повесть «Последние холода» (1984 г.) – одно из наиболее драматичных произведений о военном детстве.
Повести «Магазин ненаглядных пособий», «Детская библиотека» и «Последние холода» составляют своеобразную трилогию о военном детстве. Они близки интонационно, написаны в одном психологическом ключе и рассказаны одним и тем же героем – мальчиком Колей.
Истинное призвание А. Лиханова – ХРАНИТЕЛЬ ДЕТСТВА.
Многое видел Лиханов, многое пережил сам, поэтому написанные им книги о военном детстве, покоряют правдивостью.
СЛАЙД 3 «ЗНАЮ, УЗНАЛ» ЭПИГРАФ.
II.Обсуждение книги «Последние холода» по вопросам. СЛАЙД «ПОСЛЕДНИЕ ХОЛОДА»
Учитель: Сегодня наш разговор пойдёт о повести «Последние холода» – одном из самых трагичных произведений в творчестве А. Лиханова. 22 июня 1941 года началась самая страшная кровопролитная война, война с фашизмом.
(прослушивание записи выступления Ю. Левитана и 1-ого куплета песни «Священная война»)
Начались годы сурового испытания для нашей страны.
Учитель: Повесть «Последние холода» посвящена детям этой войны. Она рассказывает о том, как жили люди в тылу: трудно и голодно. Чтобы спасти школьников от полного истощения, власти города устраивают столовые для детей, страдающих дистрофией, малокровием, где они получают дополнительное питание.
Итак, о чем эта книга?
- Какое она произвела на вас впечатление?
-Что нового о войне, о жизни во время войны вы узнали из этой повести?
- Где и когда происходят действия?
-Что такое тыловой город?
-Кто такие эвакуированные?
- От чьего имени ведётся рассказ?
(Рассказ ведётся от имени Коли, главного героя повести, но уже взрослого человека, который вспоминает своё военное детство. Через много лет Коля отчётливо помнит те страшные годы войны).
2.Что мы знаем о Коле? С кем он живёт и как? Ощущает ли он на себе тяготы войны?
(Коля – главный герой повести, живёт с мамой и бабушкой, отец сражается на фронте. Живут они в тыловом городе. Между ними сложились доброжелательные отношения. Коля был послушный сын, он привык, что о нём все заботятся. Бабушка и мама делают сверхчеловеческие усилия, чтобы Коля не чувствовал голода. И всячески старались оградить Колю от окружающей жизни).
3. Какое слово употребляет автор книги, чтобы подчеркнуть нечеловеческие усилия матери и бабушки по спасению ребёнка от голода?
Надсаживались – тяжело трудились, надрывались (по словарю Даля). Коля весной 1945 года получил талоны на дополнительное питание в столовую №8, потому что болен малокровием.
4.Что представляло собой дополнительное питание и получилось ли Коле насладиться едой?
(зачитать отрывок из книги) стр. 10.
5. Придя впервые в столовую №8, Коля начинает по-настоящему ощущать, что такое война: длинные очереди за похлёбкой, шум, крики и… «шакалы».
Кто такие «шакалы»?
Шакалы – это хулиганы, которые отбирают еду. Это дети с жёлтыми лицами, с безумными голодными глазами. Шакалов ненавидят.
Когда один из едоков собрался оставить хлебную корку, его приятель возмутился: «Шакалам? Отдай лучше воробьям!»
Такова она мальчишеская жестокость!
-А кто боролся с шакалами? Отр. На стр. 16 «И этого шакала надо проучить.. стр. 16
Из всей массы детей, приходивших в столовую, писатель выделяет двоих. Им суждено сыграть важную роль в судьбе Коли.
6. Вспомните, как их зовут? Что известно об их судьбе? В каких условиях живут дети? Что случилось с их родителями?
Вадим и Мария Русаковы эвакуированы в чужой город из Минска. Отец погиб на фронте, мама больна тифом и лежит в больнице, при этом она ещё потеряла рассудок после известия о гибели мужа. Дети живут вдвоём. А тут ещё одна беда: Маша потеряла карточки на продукты, и теперь они голодают. Нет ни денег, ни одежды, чтобы продать. От голода Вадим и Марья порой падают в обморок. И никто не знает об их беде. Вадим вынужден попрошайничать, то есть шакалить.
7. Как происходит первая встреча Коли с Вадимом и Марией?
(зачитать отрывок из книги) стр. 11 «Как он присел…
Нелегко доставалась еда детям. А главное, какой ценой!
Война заставляла людей воровать, попрошайничать, могла превратить человека в зверя, агрессивного и загнанного. Голод на время стирал в душе человека признаки человеческого. Нужно было обладать огромной силой воли, чтобы не растерять в себе самое ценное – порядочность, доброту.
Кто же и кем правит: голод человеком или человек голодом? Этот вопрос задаёт себе Коля.
(зачитать отрывок из книги) стр. 12 «Я шел домой…»
8. Как вы думаете, ребята, что помогло Вадиму и Маше выстоять? Какие качества характера спасли детей?
Доброта, любовь, забота о маме, забота друг о друге. Вадим чувствует ответственность за сестру. Он сам голоден, теряет сознание, но делает всё возможное, чтобы накормить сестру. Он каждую крошку тащит Марии как воробей. Какое счастье, что рядом с детьми оказался Коля!
9. Что сделал Коля для Вадима и Марии?
Коля поделился в столовой едой.
Он привёл ребят к себе домой, где бабушка и мама Коли накормили детей, выстирали их одежду.
Коля решил по просьбе Вадима отдать свою куртку, чтобы тот смог продать свою.
Коля вместе с ребятами посещает барак, где лежит с тифом их мама. Коля сумел преодолеть страх.
Коля вместе с Вадимом идёт на поиски еды.
10. Какие места посещают ребята?
(зачитать отрывки из книги) стр. 33
11. Ребятам удаётся раздобыть жмых. Что это такое?
Жмых – это остатки после отжима семян подсолнечника. Его прессуют в куски, отгрызть которые очень трудно. Но даже это Вадим, которому приходилось грызть от голода и кору деревьев, считает большим лакомством.
Учитель: Конец повести ожидается вполне счастливый. Сначала Вадиму и Маше пытается помочь Коля. Потом над ними берут опеку Колины мама и бабушка, наконец, школа, учителя. Дети получают талоны на дополнительное питание.
Но Альберт Лиханов беспощадный автор.
12. Чем заканчивается повесть?
Наступил долгожданный день Победы. Народ ликует, радуется. Но радуются ли Вадим и Маша? Нет. У детей умирает мама. Вадима и Машу помещают в детский дом. Горько, но, слава богу, закончилась война, правда сытнее от этого не стало.
13. На страницах повести автор размышляет о взрослости. Как вы думаете, взрослость – это годы или состояние души? Что сделало подростка Вадима взрослым?
Конечно же, чувство ответственности за маму и сестру.
На наших глазах повзрослел и Коля. Заметив чужую боль, неустроенность Вадима и Марии, он совершает добрые поступки, принимает бескорыстные решения. Коля останавливает упрёк матери за дружбу с Вадимом гневным замечанием «как тебе не стыдно!». Маша и Вадим для Коли стали маленькими героями, которые перенесли голод, одиночество, смерть родителей, но сохранили достоинство, чистоту, благородство, проявили мужество.
Коля, привыкший к тому, чтобы заботились о нём, боялись за него, теперь понимает, как это прекрасно уметь бояться за кого-то, думать и заботиться о ком-то.
14. И, тем не менее, знакомство Коли и Вадима не переросло в дружбу. Почему?
(Горе сделало Вадим с Машей слишком взрослыми, маленькими старичками. Полный чувства собственного достоинства и гордости, Вадим не выносил жалости, не хотел быть кому-то обязанным. Слишком разная жизнь ожидала детей, разные судьбы.) –Коля не мог подняться до полного осознания их беды и горя).
15. Что об этом думает сам Коля?
(зачитать отрывок из книги)
“Не вышла дружба у меня с Вадиком и Марьей, вышло знакомство. То ли я был слишком послушным тогда, то ли слишком слабым, то ли привык жить в таком коконе, какой сплели вокруг меня мама и бабушка, а я дрогнул духом. Впрочем, может, была другая причина, что мы не стали друзьями,– время”.
16. Ребята, как вы думаете, почему повесть называется «Последние холода»?
У природы – конец зимы.
В книге – конец войны. А значит, не будет «шакалов». В души людей придёт весна, начнётся «потепление».
Война закончилась, но рядом остались последствия войны – смерть, безутешное детское горе.
Учитель: Нами была прочитана книга о жизни обыкновенных детей в страшную военную пору. Мы увидели, как она ломала и закаляла людей.
В повести голод – главный герой. Но не о голоде «Последние холода». Она о любви к ближнему. Маленький мальчик, пусть разбойно, у него нет просто других возможностей добыть кусок хлеба, борется за жизнь сестры, матери, за свою собственную – в последнюю очередь.
Возмужал на наших глазах Коля. Чужое горе, беда перевернули его жизнь. Доброта, милосердие – качества общечеловеческие. Насколько бы стал лучше мир, обладай каждый этими качествами. Без добра и милосердия невозможно жить и невозможна сама жизнь.
Повторное чтение эпиграфа.
17.В повести есть взрослые. Поговорим о мамах. Как дети относятся к своим мамам? Как Коля ощущал свою маму? Почему мама Коли так неестественно ведет себя в конце повести? Почему неизбежен образ мамы в повести?
Учитель: А давайте ещё вспомним повесть Закруткина «Матерь Человеческая»
Конец повести по-своему символичный, он рушит ложное противопоставление образов Девы Марии, Матери Иисуса Христа, и Матери Человеческой, простую, но в своём материнском подвиге поднявшуюся до святости: «…засияет над Землёй образ Матери Человеческой, нашей нетленной веры, нашей надежды, вечной любви…»
Тысячи, миллионы людей припадут к стопам Матери – восстановится связь времён и поколений и символом единения станет Мать Бога и человека…
То, что вечно – человечно. (эпиграф) Мама… Это чистый родник, из которого черпает человек силы. Это наша опора, наша защита, наша надежда, наша любовь…. Сердце матери – это самый милосердный судья, самый участливый друг, это солнце любви, свет которого согревает нас всю жизнь.
III. Подведение итогов читательской конференции.
Вот и прочитана книга о военном детстве, о жизни обыкновенных детей в страшную военную пору. Нельзя забывать о войне, надо знать, какой ценой завоевано сегодняшнее счастье, надо стараться, чтобы ни одно имя не осталось забытым. И, наконец, последний, проблемный вопрос урока: А почему, собственно, нельзя забывать об этом трудном, тяжелом времени? Поразмышляйте, не торопитесь с ответом.
Вся прошлая жизнь людей нашей Родины– это наша история, и мы ее должны знать, причем не только победные страницы, но и горькие дни поражений, страдания, голод. Эти знания формируют наш характер, учат помогать друг другу в беде.
В повести «Последние холода» нет боевых эпизодов. И в то же время герои очень даже сражаются, потому что их враг не в каске и с автоматом, он чаще безлик, как безликим бывает голод. И незрим, как бывает незримой подступающая смерть.
Детям той войны немало досталось горьких уроков. Слова со-страдание, со-чувствие, со-переживание – не только воспитывают людей, но и делают людей их мудрее.
Дети войны взрослели раньше ребятишек иных, новых поколений. Своя собственная и чужая боль как бы распахивала крылья вовсе не маленьких душ и готовила к взрослой жизни. Все это в полной мере относится и к детям нынешним.
Наверное, писатель Лиханов относится к тому последнему поколению, которое помнит войну. Хорошо, что он не оставил эту память только себе, а поделился с нами.
Великая Отечественная война, ребята, это история нашей страны. И мы должны знать её, причём не только победные страницы, но и горькие дни поражений, голода и страданий. Нельзя забывать о войне, нужно помнить, какой ценой был завоёван мир. Не должны повторяться ужасы войны: выстрелы, гул моторов немецких самолётов, лязганье гусениц танков, эвакуации, тиф и многое другое.
-Какие уроки нравственности мы возьмём из повести?(Быть решительным, честным, добрым, справедливым…)
- Какой лепесток будет первым на нашем цветке?
(решительность, смелость)
Спасибо вам за умные и добрые мысли, которые разбудила в вас повесть А. Лиханова” Последние холода”.
Учитель:Слушая вас, я подумала, что вы тоже будто выполняли наказ Колиной учительницы. Тогда не оборвется ниточка связи между прошлым и настоящим. Вы сегодня, надеюсь, стали чуточку взрослее. Помните, как у Лиханова:” Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное…Во множестве сложных вещей он узнает самое главное, понимая их если не умом, то сердцем”.
Учитель:Закончить нашу встречу я хочу стихотворением.
Я недавно смотрела старый фильм о войне,
Я не знаю, кого мне спросить,
Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить.
Дети детство узнали в руинах домов.
Эту память во век не убить.
Лебеда их еда и землянка их кров,
А мечта – до победы дожить.
Я смотрю старый фильм и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей.
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.
5. Д.з. Написать небольшое сочинение-рекомендацию с таким началом: "Я советую тебе (мама, папа, друг, сестра, одноклассник:) прочитать повесть А Лиханова "Последние холода", потому что:"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Читательская конференция по рассказу Константина Симонова "Третий адъютант" для учащихся 10-11 классов
Обсуждение рассказа помогает донести до каждого ученика важность и ценность жизненных позиций, воспитывает ответственность за все окружающее. Урок сопровождается презентацией "Жизнь и творчество К. Си...
Читательская конференция " Человек читающий..."
Читательская конференция для учащихся 8 класса...
Читательская конференция "Такие разные мамы"
На основе сопоставительного анализа рассказов Л. Петрушевской "Страна" и И. Полянской "Мама" учащиеся наблюдают о разных отношениях матери к своей дочери....
Урок-читательская конференция по литературе в 11 классе
Вербич Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №535 г.Санкт-Петербурга Урока-читательская конференция ( лит...
Читательская конференция по поэме свт.Иоасафа Белгородского "Брань семи честных добродетелей с семью грехами смертными.."
Читательская конференция ориентирована на учащихся 8-10 классов. На конференции выступают учащиеся, которые делятся своими впечатлениями от прочитанного.Разговор ведется о проблеме добра и зла, доброд...
Повесть о настоящем человеке (классный час - читательская конференция по повести Б.Полевого)
На классном часе знакомимся с писателем Борисом Полевым и обсуждаем его книгу "Повесть о настоящем человеке". Цель: воспитание чувства сопереживания, гордости, патриотизма,развивать у...
Читательская конференция по произведениям Т. Крюковой
Т. Крюкова - современный детский писатель. Она пишет для детей и о детях. Данная читательская конференция проводилась с учениками 5-7 классов. Её проведению предшествовала большая подготовительная раб...