Сценарий читательской конференции по рассказам Ю.Я. Яковлева.
методическая разработка по литературе (5 класс)

Томина Юлия Валерьевна

Сценарий читательской конференции по рассказам Ю.Яковлева может быть использован коллегами при проведении Уроков нравственности с учащимися 5 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chit._konferentsiya_po_rasskazam_yu._yakovleva.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий читательской конференции в 5 классе МБОУ «СОКШ №4» по рассказам Ю. Яковлева.

Автор     методической    разработки:

Томина Ю.В., учитель русского языка

 и литературы МБОУ «СОКШ №4»

«Есть    на   свете   дома, в  которые  приходят   без   приглашения. Приходят, как  говорится,   на   огонек,   когда   грустно   и  одиноко. Творчество  писателя  - такой дом.  Мой дом - мои   книги...» Сегодня нам с вами предстоит разговор о книгах Ю. Яковлева, знакомство с его героями.

Ю.Я. Яковлев (1922-1995) — известный писатель, создавший немало произведений для детей и юношества. Познакомимся     с  некоторыми   значимыми страницами жизни писателя.

Юрий Яковлевич Яковлев родился в Петрограде 26.06.1922. Настоящая фамилия автора – Ховкин. За полгода до начала Великой Отечественной войны, в ноябре 1940 года, его призвали в армию. Мать погибла летом 1942 года во время блокады. Юрий Яковлевич служил зенитчиком, сражался под Москвой.

Писатель Юрий Яковлев не мог не рассказывать в своих книгах о войне. Она осталась в памяти и отзывалась эхом. Он написал книги о детях, о трудном возрасте, о переживаниях, когда решается их будущая жизнь.

Большое место в жизни Яковлева занимал кинематограф. По его сценариям были сняты фильмы: «Первая Бастилия», «Мы с Вулканом», «Красавица», «Всадник над городом», «Пущик едет в Прагу». По его книгам сняты кинофильмы: "Девочка, хочешь сниматься в кино?", "Малявкин и Ко", "Зимородок". Самым известным, пожалуй, был трехсерийный фильм "Три веселые смены".

Книги Яковлева – это своеобразные учебники жизни. Основные темы – школьный быт детей, война, дружба между людьми, доброе отношение к животным, чувство благодарности и любовь к матери. Основные идеи его прозы – благородство, верность избранному ориентиру, осмысленность существования.

Рассказы Яковлева проникают в сердце, затрагивают душу и заставляют переосмыслить свои поступки и поведение. Без нотаций и поучений. Каждый его рассказ открывает какую-то важную истину.

Обратимся к рассказу «Багульник».

Героя - Косту- одноклассники не воспринимали серьёзно. Вечно он сидел и зевал на уроках, будто его ничто не интересует.

Однажды он принёс в класс веточки, поставил их в банку с водой. Все подсмеивались над ним, даже пытались подмести пол этим веником. А он ухаживал за веточками. И вдруг однажды они зацвели — распустился багульник. На улице снег, холод, а здесь — весна. «Когда багульник зацвел, все подумали, что Коста волшебник».

О чём узнала молодая учительница — Евгения Ивановна, которая однажды решила посмотреть, куда так быстро убегает после уроков Коста? Почему он стал меняться «в ее глазах, как веточка багульника»?

Он очень любил собак. Он бежал к ним, как только заканчивались уроки.

ОказываетсяКоста помогал пожилым людям гулять с их собаками, подкармливал их и делал это с огромной радостью. А однажды он просто спас собаку¸ которую хозяева оставили одну в квартире, а сами уехали. Коста по лестнице пробирался до балкона и кормил собаку. «Когда Коста уходил, боксер провожал его глазами, полными преданности».

А ещё он помогал гулять с таксой — собакой мальчика, прикованного к постели.

На берегу моря ждала своего хозяина, давно погибшего, собака. Исхудалая, она всматривалась вдаль. Коста погладил её, дал поесть. «Она ела для того, чтобы не умереть. Ей нужно было жить. Она ждала кого-то с моря».

Именно учительница помогла ребятам понять, каков Коста, сделала всё, чтобы выяснить причину вечного «отсутствия» мальчика на уроке.

Информация о  багульнике,   который   принес   Коста   в  класс,   занимает   несколько  строчек.  Почему  же писатель назвал произведение «Багульник»,  а  не«Коста?»  Косту   можно   сравнить     с  багульником.

Красота   багульника  неожиданно   раскрывается   перед   людьми,   и  красота  души   мальчика   раскрылась   перед   одноклассниками  и   Женечкой   тоже неожиданно.

Можно ли назвать Косту добрым человеком и почему?

Коста помогает тем, кто так нуждается в поддержке. У него нет в классе друзей, все над ним подсмеиваются. А оказывается, он такой добрый. Всё свободное от школьных занятий время он посвящает помощи тем, кто в ней нуждается. Всё это Коста делает с радостью, он живёт этим.

«Добро должно быть мужественным и сильным, только тогда оно победит», — говорил Яковлев Юрий Яковлевич.

Чему учит этот рассказ? Становиться добрее друг к другу, относиться к другим с уважением.

Человек прекрасен своими делами, поступками. Нужно жить по законам нравственности (быть добрым и порядочным, поступать по совести, справедливости).

В каждом своем произведении Юрий Яковлев настойчиво и горячо повторяет: учитесь понимать людей, учитесь видеть за неброской внешностью и странными на первый взгляд поступками – благородное, честное сердце.

Удалось ли одноклассникам Косты понять, что это человек, достойный уважения? Дети иначе к нему стали относиться. Дети перестали смеяться над Костой, когда он засыпал на уроках.

«Мои герои – мои бесценные веточки багульника», – говорил писатель. Багульник – это ничем не примечательный кустарник. Ранней весной он похож на веник голых прутиков. Но если эти веточки поставить в воду, произойдет чудо: они зацветут мелкими светло-лиловыми цветочками, в то время когда за окном еще лежит снег.

Раскрыться, распуститься подобно багульнику маленькому человеку помогают доброта, отзывчивость, чуткость к родным, друзьям и всему живому.

Герои Ю.Яковлева совершают и ошибки, но всегда извлекают из них правильные уроки.

Человек-багульник… А вы встречали такого человека?

Доброте учит еще один рассказ Яковлева «Продается старая лошадь».

Мальчонка ведь даже не думал о том, чтобы потребовать благодарность за своё желание помочь, забрать, обогреть, накормить лошадь, он хотел помочь бескорыстно. Рассказ вселяет в нас веру в человека, в его милосердие и доброту, заставляет проявлять беспокойство, заботиться о других и не оставаться равнодушным к оказавшимся в трудной жизненной ситуации животным и людям. Ведь недаром говориться: «Доброе дело питает и душу, и тело».

Рассказ «Полосатая палка».

Мишка прихватил на перекрестке у зазевавшегося прохожего палку. Уж очень она ему понравилась – полосатая, черно-белая. Чуть позже он узнает, что эти палки помогают слепым людям передвигаться по городу. Мишка испытывает муки совести. Черно-белая палка стала молчаливым обвинением для мальчика. Он бегает по городу и пытается разыскать хозяина.

вопросы и задания.

1. Перечитайте вступительную часть рассказа. Найдите фразы, характеризующие главного героя (фразы фиксируются на доске с помощью заранее подготовленных карточек).

«Ему всё сходило с рук».

«Стоял в стороне, словно его это не касалось».

«Давал обещание исправиться. Лишь бы отвязались».

«Угрозы не пугали его – он хорошо знал им цену».

«Я не преступник. Я разболтанный».

«Лучшая оборона – наступление».

Каким вы представляете себе Мишку?

2.Почему Яковлев, описывая героя, использует местоимения он, его, ему и только в конце вступления называет по имени?

3.Каким было отношение Мишки к полосатой палке до того, как он узнал, что она принадлежит слепому человеку?

Своей раскраской «приводила Мишку в восторг».

«Палка манила его, звала, притягивала, дразнила своими резкими цветами».

4.Какие слова говорил сам себе Мишка, став обладателем заветной палки? Как они характеризуют героя?

«Ничего страшного. Купит себе другую палку. Не будет в другой раз глазеть в небо и мешать людям переходить улицу!»

5.Перечитайте эпизод, в котором автор описывает встречу Мишки со старушкой. Насколько важен этот эпизод в рассказе? Аргументируйте свой ответ словами из текста.

Не случись этой встречи, Мишка остался бы прежним Мишкой, каким  он нравился самому себе. «Не надо было останавливаться и вступать с ней в разговор. Тогда было бы всё в порядке».  А теперь «слова старушки не оставляли Мишку в покое и тащили его на шумный городской перекрёсток …»

6. Изменилось ли его отношение к палке  после того, как он узнал, что украл палку у слепого человека?

«Палка стала для Мишки обузой. Своими жирными чёрными полосами она перечеркнула всё хорошее настроение».

«Тяжёлая палка оттягивала руку, мешала жить».

7. Что происходит с героем, когда он остаётся один на один с полосатой палкой? Прочитайте, как автор описывает душевную борьбу Мишки с самим собой .

«Его никто не посылал, он сам себе велел вернуться на перекрёсток и отдать палку хозяину».

«Несколько раз он порывался повернуть обратно. Он уговаривал себя не ходить, требовал, угрожал. Окончательно рассорился сам с собой».

8. Какой приговор выносит Мишка своему поступку?

«Нет, полосатые палки выдают не слепым, а преступникам, чтобы весь город знал, что это идёт преступник, а не просто разболтанный двоечник».

9. Как вы считаете, почему главный герой не забросил палку, не спрятал её в укромном месте? Что его останавливало это сделать?

10.Каким вы видите Мишку теперь? Изменилось ли ваше отношение к герою?

В рассказе нет развязки. Прочитайте, какими словами автор заканчивает своё произведение. Как вы понимаете эти слова?

Автор заканчивает своё произведение словами: «Ещё есть надежда, и надо спешить. Надо спешить».

—Есть надежда. на что? (Надежда на то, что человек жив, что Мишка исправится, будет жить в согласии со своей совестью, научится быть милосердным, добрым к людям.)

— Куда же надо спешить? (Исправлять свои ошибки, совершать хорошие поступки)

— Почему надо спешить? (Чтобы жить в ладу с собой, жить по-совести, чтобы сделать мир стал добрее..)

У Мишки есть ещё возможность найти слепого и вернуть ему палку. А может быть, автор подразумевает под словом «надежда» другое? Надежда на то, что герой изменится сам и изменит своё отношение к окружающим его людям? Надежда на то, что каждый из нас рано или поздно задумается над вопросами: «Что значит жить по совести?», «А может легче и проще жить, не прислушиваясь к своему внутреннему голосу?» Человеческая жизнь, как  полосатая палка, имеет светлые и тёмные стороны. И какие  стороны одержат верх, зависит от нас самих.

С какими проблемами сталкиваются герои Ю. Яковлева и как их преодолевают?

Ответ на этот вопрос МОЖНО нашли в таких рассказах Ю.   Яковлева, как «У каждого человека должна быть собака», «Вратарь».

Главный герой рассказа «У каждого человека должна быть собака» мальчик Жека мечтал о собаке. Но собаки у него не было, потому что мама была против. Он все время думал о собаке и даже дал ей имя - Динго. Однажды он неосторожно погладил чужую собаку Вету, которая ему очень нравилась, а она его больно укусила. За это ему досталось от мамы. Только папа понимал, как сильно сыну нужна собака. Однажды хозяин Веты, встретив Жеку во дворе, пригласил его к себе посмотреть на щенков. И неожиданно разрешил выбрать себе одного. Было очень трудно убедить маму оставить щенка, но Жеке это удалось. Через некоторое время мама полюбила Динго. А ведь очень долго она говорила: «Только через мой труп». Но Жека не капризничал, не требовал, не конфликтовал с родителями, а терпеливо ждал и шел навстречу мечте, всем своим поведением показывая, как ему нужна собака. Мальчик нашел союзника в лице папы, а маме доказал, что никогда не откажется от мечты.

Этот рассказ учит нас решать проблемы бесконфликтно, убеждая других в своей правоте.

В рассказе «Вратарь» Ю.Яковлев описывает историю жизни Саньки Красавина. «Надо было видеть, как он стоял в воротах. Случалось, что после победы восторженные поклонники уносили Саньку на руках». Лучшего вратаря не было во всей округе.

Но однажды случилась беда. Во время одного из матчей Санька получил перелом лодыжки. Больше выйти на лед он не смог. Это грозило ему инвалидностью. А без хоккея Саня не представлял себе жизни: «Как вычеркнуть из памяти стремительный вихрь атак, звон коньков, свист летящей шайбы и приятную тяжесть доспехов….»

Кажется, что ситуация безвыходная. Что здесь можно сделать? Только смириться со своей судьбой. Но Саня находит выход. Понимая, что ему уже не выйти на лед, он настойчиво и упорно тренирует своего друга Женьку. Сначала ничего не получается, Женька все  бросает, не приходит на тренировки. Но Санька все время его подбадривает, проявляет терпение и выдержку. И вот наступает день, когда Женька становится на ворота. «И вскоре игроки и болельщики забыли, что в воротах стоит не Санька Красавин, а его маленький друг. Слишком много в нем было Санькиного: зоркий глаз, ловкость, бесстрашие…..» А Санька «жил его победами, его удачами, а когда Женьке доставалось, вместе с ним испытывал боль.»

Эти рассказы убеждают нас в том, что нет безвыходных ситуаций, только нужно никогда не сдаваться, бороться с трудностями и не думать, что ты один на один остаешься с ними. Вокруг есть родные, друзья, которые протянут руку помощи. Нужно только попросить их об этом.

Главная мысль рассказа Ю. Яковлева - настоящий друг способен разделить с тобой твой успех и твою радость. Друг способен разделить и боль, и радость.

«Тайна Фенимора».

Каждую ночь в спальне мальчиков в пионерлагере «Дубки» появляется загадочный Фенимор. Он превратил их жизнь в настоящее приключение. Он знал много историй и умел рассказывать. Ночи напролет, затаив дыхание, мальчишки слушали истории приключений на Диком Западе. Днем, раскрасив лица зубной пастой, они носились со стрелами и луками, выслеживая индейских поработителей. А еще они засыпали «где придется», ночью-то поспать не удавалось. Эта история была экранизирована в третьей серии фильма «Три веселые смены».

«Продается старая лошадь».

Мальчик увидел на заборе среди объявлений старенький пожелтевший листочек, на котором было написано, что продается лошадь. Прочитал и стал представлять, а какая она, эта старая лошадь? Задумался и проскочил мимо своего дома. Тогда решил пойти по адресу, указанному в старом объявлении. Приходит к дому, спрашивает у хозяина про лошадь. Тот ответил, что лошадь по весне еще пала. «Ах, если бы я пришел раньше, я бы ее обязательно спас», — думает расстроенный мальчик.

Рекомендую прочитать… рассказ «Рыцарь Вася».

Главный герой — незадачливый советский школьник Вася Рыбаков. Неуклюжий, медлительный и рассеянный ребенок вызывает раздражение мамы и учителей и насмешки товарищей. Настоящих друзей, которые могли бы поддержать мальчика, у Васи тоже нет. Его окружают «приятели», давшие товарищу прозвище тюфяк, которое, сам того не желая, Вася ежедневно оправдывает в глазах окружающих. Неудобства и незадачливость школьника являются его бедой, с которой мальчик тщетно борется. Усугубляет ситуацию и тайная мечта Васи стать рыцарем — храбрым, стройным, сильным воином, которому не страшны ни враги, ни ближайшее окружение, щедро осыпающее мальчика насмешками и презрением.

Несмотря на недостатки, с которыми Вася тщетно вел борьбу, случай продемонстрировать отвагу наравне с любимыми мальчиком героями представился школьнику поздней осенью. Не задумываясь об опасности и рискуя жизнью, Рыбаков пересек полосу тонкого льда, чтобы вытащить из воды провалившегося под воду первоклашку. Спасение происходило на глазах одноклассника Васи, Димы Ковалева, который с волнением наблюдал за сценой спасения.

Однако финал произведения вновь спускает Васю с небес на землю: подвиг спасения на глазах всей школы был приписан Диме, помощь которого свелась к тому, что он отвел промокшего первоклашку домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательская конференция по рассказу Константина Симонова "Третий адъютант" для учащихся 10-11 классов

Обсуждение рассказа помогает донести до каждого ученика важность и ценность жизненных позиций, воспитывает ответственность за все окружающее. Урок сопровождается презентацией "Жизнь и творчество К. Си...

Читательская конференция по рассказу К. Воробьёва "Немец в валенках"

Конспект читательской конференции по книге К. Воробьева "Немец в валенках"Тема: "Человек и война" Цел: подвести к пониманию того, что люди, относящиеся к двум  враждующим во время войны стор...

Читательская конференция по рассказу А. И. Куприна "Изумруд"

Сценарий читательской конференции по рассказу "Изумруд" Куприна А. И, проведенной в 6 классе во время Недели детской книги...

Читательская конференция по рассказу В. Кожевникова «Март – апрель»

Читательская конференция по рассказу В. Кожевникова «Март – апрель»...

Читательская конференция по рассказу З. Биишевой «Мастер и Подмастерье»

Цель читательской конференции – глубоко и всесторонне проанализировать содержание одной книги. Читательская конференция – это коллективное размышление над книгой, совместные поиски верных решений и от...

Сценарий читательской конференции по рассказу В.К. Железникова «Чудак из 6 Б».

Предлагаю вопросы для обсуждения содержания книги В. Железникова "Чудак из 6Б" на читательской конференции с учащимися 5-6 классов....