Тургенев-студент Берлинского, Петербургского, Московского университетов.
проект по литературе (5 класс)
Проект "И.С. Тургенев - студент Берлинского, Московского, Петербургского университетов" - дополнительный материал для обучающихся, в котором содержится рассказ о том, как формировался образовательный потенциал писателя, который помого ему в дальнейшем стать писателем мирового уровня. Кто из наставников побудил его продолжать занятия литературой. И.С. Тургенев как художник замечателен тем, что всегда умел откликаться на самые острые вопросы современности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тургенев-студент Берлинского, Петербургского, Московского университетов.
Иван Сергеевич Тургенев родился 9 ноября 1818 года в семье отставного кавалерийского офицера, происходившего из старинного дворянского рода. Его мать была из малородовитой, но богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Детство Ивана Сергеевича прошло в родительском имении Спасском-Лутовинове, близ города Мценска Орловской губернии.
Первым учителем у него был крепостной секретарь его матери Фёдор Лобанов. С 10 лет Иван Сергеевич жил в Москве с семьёй, где продолжил своё образование сначала в частных пансионах, затем учился под руководством московских педагогов П.Н. Погорельского, Д.Н. Дубенского и И.Н. Клюшникова, который позднее стал известным поэтом. Из детства Тургенев вынес глубокую образованность, тягу к любым формам деспотизма, как общественного, так и семейного, но в то же время – безволие, слабость характера, «овечью натуру», как говорил он о себе сам.
К четырнадцати годам Тургенев свободно говорил на трёх иностранных языках. В этом возрасте он уже познакомился с лучшими произведениями европейской и русской литературы. В 1833 году Иван Сергеевич поступил в Московский университет, но в 1834 г. перевёлся в Петербург. На третьем курсе студенту Тургеневу пришлось слушать профессора Гоголя. Известный уже писатель оказался странным лектором. «Это преподавание, правду сказать происходило оригинальным образом, - вспоминал Тургенев. –Во-первых, Гоголь из трёх лекций непременно пропускал две; во-вторых, даже когда он появлялся на кафедре, - он не говорил, а шептал что-то весьма несвязанное, показывал нам маленькие гравюры, изображавшие виды Палестины и двух восточных стран, и всё время ужасно конфузился. Мы все были убеждены (и едва ли мы ошибались), что он ничего не смыслит в истории и что г. Гоголь-Яновский, наш профессор (он так именовался в расписании лекции), не имеет ничего общего с писателем Гоголем, уже известный нам как автор «Вечеров на хуторе близ Диканьки». На выпускном экзамене из своего предмета он сидел, повязанный платком, якобы от зубной боли, - с совершенно убитой физиономией, - и не разевал рта. («Гоголь», 1869). Позднее, в Москве, Тургенев ещё раз встретился с уже знаменитым автором «Мёртвых душ» и слушал «Ревизора» в авторском исполнении. Также мельком он видел Крылова, Жуковского, Лермонтова. В 1837 г. с успехом закончил словесное отделение философского факультета.
В годы учёбы в университете Иван Сергеевич начал писать небольшие поэмы, лирические произведения. В 1834 году Тургенев пишет драму «Стено», написана она была в модном по тем временам романтическом духе.
П.А. Плетнёв, университетский профессор, один из близких друзей А.С.Пушкина, познакомившись с первыми сочинениями Тургенева, объяснил юному студенту их незрелость, но выделил два наиболее удачных стихотворения, побуждая ученика продолжать занятия литературой. Тургенев писал о П.А. Плетнёве – «наставник старого века… не учёный, но по-своему – мудрый». Пушкинская эпоха стремительно уходила, возникал культурный разрыв. Не успевая передать эстафету, боги и полубоги бледной тенью мелькали в жизни людей сороковых годов. Гончаров тоже случайно увидит его на университетской лекции. Островский тоже услышит от Гоголя лишь несколько слов после чтения своей пьесы. Но эти краткие встречи «дети» будут помнить всю жизнь. Не успев толком познакомиться и подружиться с создателями новой русской литературы, люди сороковых годов ещё более ценили их книги. «Он был беспредельный фанатик Пушкина и Гоголя», - вспомнит о Тургеневе художественный критик В.В. Стасов, относившийся к этим писателем по-базаровски снисходительно. (Тургеневу такое отношение казалось святотатством).
Тургенев считал, что знаний полученных в Петербургском университете ему недостаточно. Он понимал, что уровень преподавания филологических и философских дисциплин в Петербургском университете резко отставал тогда от достижений европейской науки. Тургенева привлёк Берлинский университет, который был в то время центром изучения философии Гегеля. В 1838 году он уехал за границу в Берлин. Тургенев, который по собственным словам, был в России «не из худших кандидатов», в Берлине после лекций крупных учёных по истории древних литератур и античного искусства вынужден был дома заново заучивать латинскую и греческую грамматики. Впоследствии он поражал друзей целыми посланиями, написанными по-латыни. Когда по его совету А.А.Фет взялся за поэтический перевод Горация, самыми ценными для него оказались придирчивые требования и поправки Тургенева. А пока приходилось совмещать чтение философских трактатов с зубрёжкой «азов».
Огромное значение в годы пребывания за границей для него имело общение с дружеским кружком русских студентов. Тургенев попал в атмосферу напряжённых умственных исканий и постоянных философских споров. Членами кружка были молодой поэт и мыслитель Н.В. Станкевич, М.А. Бакунин, впоследствии ставший знаменитым революционером, будущий историк Т.Н. Грановский. Молодые люди изучали грандиозную систему Гегеля, искали ответы на вечные вопросы бытия. Русская молодёжь мечтала о переустройстве жизни, о совершенствовании общества. Проникнутый такими настроениями, овладев самыми свежими выводами философской науки, И.С. Тургенев в 1841 году возвращается в Россию.
Возвратившись на родину, Тургенев ищет себя на будущем поприще. Сначала он мечтает о Московском университете, но путь к преподаванию для него закрыт, надежды на восстановление кафедры в университете нет.
В конце 1843года Иван Сергеевич хлопочет о поступлении на службу в Министерство внутренних дел, которое занималось в то время освобождением крестьян. В 1843 году Тургенев был зачислен в канцелярию министерства, но понимая необходимость серьёзных перемен в хозяйственном и правовом положении крестьянского сословия, разуверился в своих надеждах, потерял всякий интерес к службе и через два года вышел в отставку. После публикации поэмы «Параша» поступил сочувственный отзыв о ней В.Г. Белинского. Эти события решили судьбу Ивана Сергеевича Тургенева. Отныне литература становится для него главным делом жизни. Влияние В.Г.Белинского во многом определило становление общественной и творческой позиции Тургенева. Белинский помог ему встать на путь реализма.
Молодой Тургенев пробует себя в самых разных жанрах: лирические стихотворения чередуются с критическими статьями, пишутся прозаические повести и рассказы.
И.С.Тургенев был прозаиком, поэтом, драматургом, критиком, публицистом, мемуаристом, переводчиком. Он был одним из выдающихся писателей и мыслителей России. Тургенев как художник замечателен тем, что он всегда умел откликаться на самые острые вопросы современности и в то же время решать эти вопросы с большой философской и психологической глубиной. Среди русских писателей Тургенев обладал на редкость трезвым умом и здоровым скептицизмом. Россию он мог любить только с открытыми глазами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речь по материалам Международного молодёжного научного форума "Ломоносов" в Московском государственном университете.
По материалам очного молодёжного научного форума "Ломоносов - 2012"....
Открытый урок в рамках ежегодной практики педагогов-студентов Московского Государственного Педагогического Университета Тема: "Восточные славяне в древности"
Урок истории в 5 классе, адаптированный для детей с ОВЗ про слуху...
Открытый урок в рамках ежегодной практики педагогов-студентов Московского Государственного Педагогического Университета Тема: "Возникновение земледелия и скотоводства"
Урок истории в 5 классе, адаптированный для учащихся с ОВЗ по слуху...
Юридический факультет Московского университета в 18 веке
Презентация к уроку история России, 8 класс....
Сертификат участника вебинара «Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии. Роль Московского университета в становлении и развитии химической науки в России»
Сертификат участника вебинара «Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии. Роль Московского университета в становлении и развитии химической науки в России»...