Разработка урока внеклассного чтения
методическая разработка по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №27 с татарским языком обучения» Вахитовского района г. Казани
Урок внеклассного чтения
в 5-х классах.
Литературная гостиная
«Книги о детстве Пушкина»
( посвящен А.С. Пушкину)
Разработка учителя русского языка и литературы
Каюмовой Алии Магзумовны
ЦЕЛИ:
- расширение и обобщение знаний учащихся о фактах биографии А.С.Пушкина, его творчестве;
- развитие творческих способностей, навыков выразительного чтения;
- воспитание любви к поэтическому слову, формирование интереса детей к классическому искусству, сплочение детей при подготовке к коллективному творческому делу.
Оборудование:
компьютер, проектор, рисунки детей, костюмы и декорации для инсценировок, портрет А.С.Пушкина; повесть Ф.Слонимского «Детство Пушкина», отрывок из романа Ю.Тынянова «Пушкин», рассказ В. Вересаева «Дома».
Ход урока:
Учитель: Сегодня наш урок внеклассного чтения посвящен великому русскому поэту А.С.Пушкину.
На этом уроке вы сумеете насладиться волшебными строками его произведений. Они сопровождают нас с раннего детства. Можно сказать, что Пушкин – это живая душа нашего народа. Он заполняет собой наше воображение.
Кто же такой Пушкин?
Детство Пушкина прошло в Москве. Он был нелюбимым ребенком в семье. Неповоротливый мальчик подрастал в шалостях. То и дело бил он маменькину посуду, и Надежда Осиповна, случалось, в гневе наказывала его. Только няня Арина Родионовна прижимала к себе мальчика:
- Ничего, пойдёмте, Александр Сергеич, я вам сказку скажу, добрую, легкую…
Она укладывала своего любимца, принималась сказывать… И в комнате словно бы появлялись и Кот Баюн, и Серый Волк, и Иван-царевич…
А главное, он подружился на всю жизнь с книгами. То и дело забирался тайком в отцовскую библиотеку. Там, в шкафу, чего только не было. Истории, сказки, романы… И он читал…
Ученик 1 Сообщение ученика по повести А. Слонимского «Детство Пушкина».
Книга Слонимского рассказывает о детстве Пушкина, о том, каким он был, и о том, как уже в детстве начал сочинять стихи.
Александр был очень вспыльчивым. Однажды в день его рождения в дом Пушкина приехал поэт. Он читал свои стихи. Стихи были плохие, какие –то бессмысленные, и они не понравились Александру. Он рассмеялся не только потому, что смешно, а потому что надоело. Мать рассердилась и выгнала его. Это был позор для Александра. Его выгнали при гостях, в день рождения! Он долго плакал и никак не мог успокоиться.
И второй такой случай . Александр сочинил маленькую пьеску и показал ее своей сестре Оле. Она решила подшутить над ним и зашикала, когда он раскланивался. Александр вспыхнул и убежал. Долго потом Оленьке пришлось его уговаривать, Александр ничего не хотел слышать. Но все-таки они помирились. Оля была очень довольна и больше не устраивала таких шуток.
Александр очень дружил со своим дядей, потому что дядя Пушкина тоже сочинял стихи.
Однажды к Пушкиным приехал Карамзин. Он читал новую главу из своей «Истории», Пушкин был в восхищении. Он вообще очень любил литературу и стихи.
Учитель: Шли годы. Александр стал крепким, подвижным и уже не давался домашним обидчикам. Шесть лет провел он в Царскосельском Лицее, открытом 19 октября 1811года. Пушкина сюда привез, по решению семьи, для получения образования его дядя Василий Львович Пушкин.
Он говорил: «Совершенно новое учебное заведение. При царском дворце, в Царском Селе! И на государственный счет! Учить станут лучшие умы. И сечь не будут».
Ученица 2 : Сообщение ученицы по повести А. Слонимского «Лицей».
Прошли вступительные экзамены, и Пушкин удостоен зачисления в Царскосельский Лицей. Здесь он сразу нашел друзей . Очень подружился Сс Иваном Пущиным и стал звать его по – французски Жанно. У Александра были сложности : он любил бродить один , бывал вспыльчив. Лицеисты не все любили его, и только один Жанно понимал. Он часто выручал Александра. Однажды вечером в Лицее была проверка. Александра не было, и Жанно выручил его, сказал, что он спит. И никто ничего не узнал.
Учиться Пушкину было легко, но он не очень –то любил учиться и на уроках часто сочинял стихи. Однажды на экзамен должен был приехать Державин. И Пушкин очень волновался : ведь он должен был читать свои стихи. Всем стихи очень понравились, особенно Державину. Он чувствовал неописуемый вострог, он слушал стоя, и голова его тихо качалась в такт стиха.
Книга эта очень хорошая , она так увлекательно и ясно говорит о том, как проходила юность Пушкина, о его характере, о его друзьях, о Лицее.
Просмотр отрывка из фильма: «Пушкин в Лицее».
Учитель:
В Лицее Пушкина приметили сразу. И стихи его тоже заметили. Товарищи сочиняли неплохо, поначалу даже лучше Александра, но он быстро их превзошёл. Всё у него получалось живей, энергичней. И если друзья видели, что Пушкин покусывает гусиное перо, посмеиваясь, рисует и что-то пишет, они ждали конца лекции и просили:
– Александр, прочитай!
Стихи были остроумны. Однажды в Лицей на экзамен пожаловал Державин, самый знаменитый русский стихотворец. Был он стар и, слушая лицеистов, подрёмывал в кресле. Но вот перед ним остановился смуглый юнец, произнёс: "Воспоминания в Царском Селе" – и, вскинув руку, с жаром стал читать звучные стихи о великих мужах русской земли, о грозных битвах. Голос Пушкина звенел и когда он закончил, старый поэт со слезами на глазах встал и протянул руки, чтобы обнять поэта молодого, но Пушкин смутился и убежал.
Теперь все признавали: Пушкин – талант.
Ученик 3: ЧТЕНИЕ стихотворения «О Лицее».
Учитель: После окончания лицея Пушкину пришлось много путешествовать. Можно с уверенностью сказать, что в этот период особое влияние на его творчество оказала красота русской природы. Особенно поэт любил осень.
(Чтение учащимися стихотворений «Уж небо осенью дышало», «Осень»)
Учитель: Но много стихов у поэта и о зиме.
(Чтение учениками стихотворений «Зимний вечер», «Зимнее утро»)
Учитель: Произведения А.С.Пушкина живут в наших сердцах, в нашей душе. Вы, конечно, очень любите его замечательные сказки. Пушкин не мог не писать их – они запали в его душу с детства.
(Появляется изображение лукоморья. Идет запись увертюры к «Руслану и Людмиле».Входят ученики.)
Ученик 1
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Ученик 2
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Ученик 3
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
Учитель:
В 1831 году Александр Сергеевич женился на юной красавице Наталье Николаевне Гончаровой. Осенью 1836 года Пушкин поселился со своей большой семьей в Петербурге по адресу: Набережная Мойки,12. Но вот за молодой красавицей, женой Пушкина, начинает при всех ухаживать близкий ко двору офицер, француз Дантес. Пушкин предупреждает: это оскорбительно! Но тот становится ещё назойливей. В адрес поэта посыпались насмешливые оскорбления. Пушкин вспылил. Вызвал Дантеса на дуэль.
Ученики: Зимним снежным вечером за Петербургом, на Чёрной речке, секунданты отсчитали шаги, и противники стали сходиться. Первым прицелился Дантес. Раздался выстрел – и смертельно раненный Пушкин упал в снег. Его бросились поднимать, но он сказал: "Погодите", – собрался с силами, выстрелив в Дантеса, радостно крикнул: "Попал! Попал!" – и лишился чувств. Весть о ранении поэта пронеслась по Петербургу. К дому Пушкина стала собираться толпа. Газетчики, торговцы, моряки, офицеры, простой люд – все спешили "к Пушкину". У его постели днём и ночью дежурили поэты, писатели. Последний раз, придя в сознание, Пушкин простился с близкими.
Умер Александр Сергеевич Пушкин 10 ноября 1837 года (по новому стилю).
Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие. Как жаль, что стрелки часов неумолимо бегут, отсчитывая прекрасные мгновения. Хочется еще рассказывать и рассказывать, говорить и говорить об Александре Сергеевиче Пушкине. Читайте произведения Пушкина, изучайте произведения Пушкина, а главное – любите Пушкина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока внеклассного чтения по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Во все времена в человеке ценились такие качества, как чуткость, восприимчивость к окружающему миру, доброта, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом. Этот урок может быть одной из с...
Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».
Сказка зта- мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к лю...
Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».
Сказка зта - мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к л...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Конспект урока. Разработка урока внеклассного чтения. Урок — путешествие «По шолоховским местам».
Цели: углубить представления о личности писателя, о жизненных истоках его произведений; дать понять, как в своем творчестве он достиг таких высоких вершин; на примере жизни и творчества М. Шолохова во...
Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)
Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе «То, что было раньше незнакомым, близким сердцу делается тут…» (сопоставительный анализ на уроке)
Сопоставительный анализ на уроке внеклассного чтения в 8 классеЦели урока: Образовательные: раскрыть своеобразие лирики Н.А.Заболоцкого, на примере стихотворений поэта закрепить знания учащихся о троп...