Тема урока: М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
учебно-методический материал по литературе (9 класс)

Марина Алексеевна Чоповская

Обзор биографии М.В. Ломоносова. Анализ "Оды на день восшествия на престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1obyasnenie_temy.docx22.11 КБ
Файл 2_materialy_dlya_trenirovki_i_zakrepleniya.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

 Чоповская

  1. Объяснение темы: М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Добрый день. Тема нашего урока: М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Славная биография Ломоносова ныне хорошо известна каждому школьнику. Закончив обучение в Славяно-греко-латинской академии, а затем в Германии, Ломоносов 8 июня 1741 года прибыл в Петербург. Здесь началась его блестящая академическая и писательская деятельность.

По словам Пушкина, «соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения… Историк, ритор, механик, химик, художник и стихотворец, он все испытал и все проник». Горячий патриот России, Ломоносов выступал за расцвет русской науки. По его инициативе был открыт Московский университет. Впрочем, он сам был, по глубокому и верному замечанию Пушкина, «первым нашим университетом».
     

    Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей Родины.

В 1757 году ученый написал предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором изложил знаменитую теорию «трех штилей». В зависимости от количественного смешения слов трех родов создается тот или иной стиль: «высокий» — церковнославянские слова и русские, «средний» — русские слова с небольшой примесью церковнославянских слов, «низкий» — русские слова разговорного языка с добавлением слов простонародных и малого числа церковнославянских.

            Каждому стилю соответствуют свои жанры: «высокие» — героические поэмы, оды, трагедии, похвальные надписи; «средние» — драмы, сатиры, эклоги, идиллии, послания, дружеские письма, элегии; «низкие» — комедии, эпиграммы, песни, басни.

 

Россия в XVIII веке стала догонять ведущие европейские страны. Петр I мощной державной рукой двинул страну по пути европейской цивилизации. Петровские реформы разбудили нацию, всколыхнули ее внутренние силы. Это было время, когда, по словам Пушкина, «Россия молодая/В бореньях силы напрягая,/ Мужала с гением Петра». Поэтому Петр I стал для Ломоносова образцом идеального просвещенного монарха.

          Когда Петр I умер (1725 г.), Ломоносову было всего 14 лет, и он еще жил в глухом поморском селе Денисовка Архангельской губернии. Трудным, тернистым путем «архангельский мужик» восходил к вершинам науки и искусства. Он стал одним из крупнейших ученых 18 века и замечательным поэтом, стремился распространять просвещение.

         В ноябре 1741 г., через 16 лет после смерти Петра, гвардейцами Преображенского полка на престол была возведена дочь великого царя — Елизавета Петровна. С ее именем связывали надежды на то, что она, как отец, продолжит создавать России славу — продолжит развивать науки, ремесла, промышленность. В это верил и Ломоносов.

        "Ода на день восшествия..." написана в 1747 г. Отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. В этот же год Елизавета Петровна утвердила новый устав и штаты Академии наук, вдвое увеличив количество средств на её нужды. Ломоносов возлагал на данный устав большие надежды в деле распространения просвещения в России.

Прежде чем мы перейдем непосредственно к анализу текста оды, необходимо сказать несколько слов о том, что же это за странный жанр для нашего времени.

Когда школьники знакомятся с этим жанром, их охватывает недоумение: как же так? Наши великие русские поэты по отношению к царям вели себя как льстецы. Для того чтобы понять, как же так получилось, и отнестись к нашим классикам с должным уважением, давайте вспомним о том, что жанр ода принадлежит к литературному направлению классицизм, а тот, в свою очередь, базируется на идеологии эпохи Просвещения.

Французские просветители: Вольтер, Дидро, породившие его, - полагали, что к наибольшему благу для народа приведет просвещенная монархия. То есть, во главе государства должен стоять просвещенный царь и разумно руководить подданными. Проблема только в том, что монархи необязательно оказывались просвещенными. Поэтому поэты придумали жанр оды, когда монарха восхваляют за те черты характера, которые хотели бы видеть в нем. Расчет при этом такой: послушает человек, какой он милосердный, мудрый, просвещенный, и решит, что резонно поступать именно так.

Теперь обратимся к оде. Рассмотрим, что М.В. Ломоносов хочет донести до Елизаветы 1.

Начало оды удивляет. Вроде поэт должен прославлять императрицу, а он прославляет какую-то тишину. Что имеет в виду Ломоносов, говоря о тишине? Ответ в 3 строфе:

Тебя в Россию возвратила,

             Войне поставила конец;

То есть, тишина – это мир, отсутствие войны. В данном случае имеется в виду окончание войны со Швецией 1741-1743 года.

Но идея мира в оде шире. Обратим внимание на строки:

Я россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь

             На целый запад и восток.

То есть, для правителя важно не расширение границ государства, а счастье его подданных. (Согласитесь, мысль, не потерявшая актуальность.)

И черты характера императрице приписываются соответствующие: кротость, смиренность.

 Душа ее зефира тише,

              И зрак прекраснее рая.

Только кроткий царь ради своей гордыни не будет губить своих подданных.

Наконец, в 6 строфе звучит основная идея оды, ради которой он решил написать свое произведение. Ломоносов – ученый, создатель Российской Академии Наук- прославляет науку. Обратите внимание на масштаб происходящего:

Вы, наглы вихри, не дерзайте

Реветь, но кротко разглашайте

Прекрасны наши времена.

В безмолвии внимай, вселенна:

Се хощет лира восхищенна

             Гласить велики имена.

В 7 строфе появляется новый персонаж, который сразу не называется по имени, а упоминается как человек с большой буквы, его послал в Россию сам Зиждитель, т. е. творец. Зиждитель, по мнению М.В. Ломоносова, почтеннее Марса и Нептуна. Этот человек – Петр I, он строит новую Россию, новый город, и именно он подпишет указ об учреждении Академии наук. Организует академию уже Екатерина I.

Обратите внимание, как в девятой строфе науки превращаются в живых существ. В классицизме это распространенный прием. У наук есть руки, которые простирают их к Петру в знак почтения.

Тогда божественны науки

Чрез горы, реки и моря

В Россию простирали руки

Оплакав смерть Петра Великого и кратко упомянув о Екатерине, автор в оде возвращается к Елизавете Петровне, которая важна ему как дщерь Петра, продолжательница дела отца.

Великая Петрова дщерь

Щедроты отчи превышает,

Довольство муз усугубляет

             И к счастью отверзает дверь.

Вернувшись к образу Елизаветы, Ломоносов возвращается к знакомой нам мысли ценности мира и недопустимости войны.

В 13 строфе удивительные строки:

И шум в полках со всех сторон

Звучащу славу заглушает,

И грому труб ее мешает

             Плачевный побежденных стон.

То есть воинская слава для Ломоносова затмевается не плачем о своих погибших, а стоном побежденных, которые такие же люди.

И опять про науку. Автору важно уверить Елизавету I и читателя, что наука России необходима. Логика тут проста: богатство страны огромно и освоить его можно с помощью науки. Для описания просторов государства автор использует семь строф (с 15 по 21) и ведет описание с позиции творца и человека, созерцающего творение.

Но бог меж льдистыми горами

Велик своими чудесами:

Там Лена чистой быстриной,

             Как Нил, народы напояет…

Где густостью животным тесны

             Стоят глубокие леса, …

Широкое открыто поле,

              Где музам путь свой простирать!

Две последние строфы оды (самые цитируемые) посвящены человеку, который с помощью науки овладеет сотворенными богатствами. Но почему в них возникают Исаак Ньютон, названный Невтоном, и Платон? Для Ломоносова важна идея создания научной школы российских ученых. Дело в том, что в те времена дворянских детей учили кучер Вральман, кондитер Дефорж, парикмахер Бопре. Слова иностранец и ученый были почти синонимами, хотя эти люди учеными никак не являлись. Для Ломоносова было важно вырастить российских исследователей.

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

             Российская земля рождать.

Реже цитируют предпоследнюю строфу, которая написана в ином стиле. Здесь Ломоносов обращается к каждому человеку, пытаясь убедить его в том, что не только ради служения отечеству, а ради собственной пользы, хорошо заниматься наукой.

Обратите внимание, как меняются слова, которые использует писатель. Было: ободренны, раченьем, рождать. А сейчас: помеха, трудности, несчастной случай.

Он обращается к нам как старший друг, убеждая, что науки необходимы.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

             В покое сладки и в труде.

Наконец, в завершении текста, как и положено по канонам оды, возвращается он к образу Елизаветы, в очередной раз прославляя ее.

Таким образом, основные идеи, изложенные в оде, – это прославление мира и отрицание войны, утверждение необходимости счастья для каждого человека, прославление Петра I, Екатерины и Елизаветы, а самая главная идея – прославление науки и ее величайших возможностей.

Композиция оды, которую он выстраивает для воплощения замысла, такова:

- идея мира;                                - Елизавета;

- Елизавета;                                - идея мира;

- Петр;                                         - величие России;

- науки;                                       - науки.

То есть Ломоносов как бы проходит два круга, чтобы окончательно убедить в своих идеях читателя.

Итак, мы с вами познакомились с одой М.В. Ломоносова на день восшествия на престол Елизаветы Петровны, и надеюсь, вы убедились в том, что Ломоносов, безусловно, не только достойный ученый, но и превосходный философ, политик, поэт. И идеи этой оды актуальны и поныне.

Всего доброго. Благодарю за внимание.



Предварительный просмотр:

2. Материалы для тренировки и закрепления.

УМК: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин 9 класс часть 1.

Стр. 42-44 Прочитайте статью учебника.

Вопросы и задания.

1. Где учился Ломоносов? Каких научных областей коснулись его исследования и какими талантами он был щедро одарен? Какие из его произведений Вам известны? О чем они?
2. Какие черты характера Ломоносова помогли ему стать рядом с великими учеными мира?
3. Что явилось целью жизни Ломоносова?
4. Что Вы знаете о теории «трех штилей»? Поставьте слова высокий, средний, низкий рядом с каждым рядом жанров:
героические поэмы, оды, трагедии —
драмы, сатиры, письма, элегии —
комедии, эпиграммы, песни, басни —
5. Как назвал Ломоносова А. С. Пушкин?

УМК: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин 9 класс часть 1.

Стр. 51-58 Прочитайте текст оды.

  1. Выпишите из текста устаревшие слова и составьте словарик их современных соответствий (см. образец):

ТАБЛИЦА

Устаревшие слова

Современные соответствия

класы

колосья

злато

золото

зрак

взгляд

россы

россияне

оными

этими

  1. Найдите в тексте эпитеты и метафоры и объясните их смысловую роль.

Эпитет – художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т. п (примеры из 1 строфы: щедрою рукою, с вечной высоты).

Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений (примеры из 1 строфы: тишина…градов ограда, взор возводишь).

  1. Дайте цитатную характеристику героине оды.

Образец: Когда на трон она вступила,

                 Как вышний подал ей венец,

                 Тебя в Россию возвратила,

                 Войне поставила конец;

  1. Составьте композиционный план оды.
  1. Прославление «тишины» (мира, слово-образ).
  2. Прославление Елизаветы как поборницы мира, просвещения.

УМК: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин 9 класс часть 1.

Стр.42-49 Прочитайте статью учебника «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

  1. Сформулируйте тему и основную мысль оды.

Тема текста — это основной вопрос, который ставит перед собой автор, или основное утверждение, которое он доказывает на протяжении целого текста.

Основная мысль текста (идея) - реализация авторского замысла, передающая его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого. Иными словами, что хотел сказать автор.

  1. Соотнесение содержания оды с особенностями русского классицизма (составление таблицы):

ТАБЛИЦА
Соотнесение содержания «Оды день восшествия…» с особенностями русского классицизма

Особенности русского классицизма

Примеры из «Оды на день восшествия…»

Воспевание выдающихся личностей и героических событий

          

Использование античных образов и сюжетов

          

Преобладание национально-исторической тематики

          

Строгое соблюдение правил написания оды:
— высокая лексика;
— использование старославянизмов;
— риторические вопросы, восклицания и обращения;
— возвышенные эпитеты;
— метафоричность языка;
— запрет на слова низкого стиля;
— запрет стихотворных переносов;
— использование одической строфы

  1. Выучить наизусть отрывок из оды:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

Дополнительное задание для тех, кто сдает ОГЭ по литературе

(сайт «Сдам ГИА: решу ОГЭ»).

Для выполнения заданий 1.2.1 и 1.2.2 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой связный ответ (примерный объём – 3–5 предложений). Излагайте свою точку зрения с учётом авторского замысла. Аргументируйте ответ, используя приведённый текст.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

  1. Почему в оде, посвящённой восшествию на престол императрицы, М. В. Ломоносов обращается к молодому поколению?
  2. Какие художественные средства придают оде М. В. Ломоносова торжественное звучание?

В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

2.1.  Как в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества

государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» воплощено

представление М. В. Ломоносова об идеальном историческом деятеле?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.В.Ломоносов. Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года

Цель данного урока :    Закрепление сведений о   биографии М.В.Ломоносова,  его  роли  в литературе . Работа   с  понятием  «ода»,  с  ...

Интегрированный урок. Исследование отрывка из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Интегрированный урок географии и литературы  посвященный М.В. Ломоносову  «Исследование отрывка из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елиса...

План урока по теме М.В. Ломоносов «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны

Познакомить учащихся с жизнью, творчеством, научной деятельностью, гражданской позицией Ломоносова; дать представление о Ломоносове как реформаторе русского языка, рассказать о его реформаторской деят...

Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса по теме " М.В. Ломоносов "Ода на день восшествия..."- типичное произведение в духе классицизма".

Ода «На день восшествия...», «Вечернее размышление...». Прославление Родины, мира, науки. Просвещение в произведениях Ломоносова.Словарная работа: духовные оды, метафорический язык, ораторский с...

Урок: М.В.Ломоносов. Ода «На день восшествия…»

ЦЕЛИ:  изучение  од «На день восшествия…», «Вечернее размышление…».  Прославление Родины, мира, науки. Просвещение в произведениях Ломоносова....