2. Актуализация опорных знаний и умений. | Познавательные УУД: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - строить понятные для собеседника высказывания; - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - дополнять, уточнять высказанные мнения; - отвечать на вопросы учителя. ЦЕЛЬ: актуализировать базовые знания, необходимые для успешной предстоящей деятельности. | Активизация мыслительных операций (анализ,обобщение,классификация и т.д.) и познавательных процессов(внимание, память). | Работа со статьями учебника «О литературе Древней Руси» и «Для вас, любознательные!», прочитанными учащимися дома. Подготовленный ученик (индивидуальное задание) проводит блиц-опрос класса (вопросы, составленные по статьям) - В каких целях использовалась письменность на Руси в X веке? - Когда назрела необходимость в распространении книг? - Как выглядели древние книги? - Где была издана первая печатная книга? - Кто является создателем славянской азбуки? - Каково происхождение названия жанра летописи? - Кто является автором новой редакции летописи, которую мы называем «Повесть временных лет»? - В каком году была составлена «Повесть временных лет»? - Каковы главные темы «Повести временных лет»?
| Отвечают на вопросы, дополняют, исправляют ответы товарищей
|
3.Постановка учебной проблемы. | Познавательные УУД: - выдвигать предположения и обосновывать их; - формулировать проблему; - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока. Коммуникативные УУД: - высказывать свое предположение. Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока.
| Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-познавательной деятельности творческого характера учащимися
| Ребята, сегодня мы с вами поговорим о древнерусской литературе. А что конкретно мы будем изучать на уроке вы должны сами сформулировать цель урока, опираясь на кластер, представленный на доске: « Летопись, Нестор, «Повесть временных лет», исторические события, подвиг и др.»
| Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.
Определяют цель урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок
|
4.Открытие нового знания | ПознавательныеУУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определение границ знания-незнания); Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других; - ориентироваться в учебнике и тетради; -находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций и таблиц презентации; - уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию; -владеть опытом обобщения по теме урока; Регулятивные УУД: -целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить -уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность; -анализировать свою творческую деятельность; - определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.
| Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений , их коррекция. | 1.Учитель показывает презентацию по теме урока, рассказывает о «Повести временных лет», знакомит с новыми терминами. Издревле на Руси существовало устное народное творчество. Письменная литература возникла в конце 10 – начале 11 века. Почему возникла письменная литература? В 988 году на Руси было принято христианство. Люди приняли православную веру, которая была заимствована из Византии. Для совершения богослужений, людям понадобились книги. Так возникла письменность. Основателями письменности на Руси считаются Кирилл и Мефодий, которые придумали азбуку – Кириллицу, которая служит нам до сих пор в несколько измененном виде. К древнерусской литературе относятся произведения, написанные в 11 – 17 веках. Она делится на три периода: литература киевского периода (11-12 века); литература периода феодальной раздробленности (13-14 века) и литература периода Московского государства (15 - 17 века). Заканчивается период древнерусской литературы в XVII в. В древнерусской литературе существовало большое количество жанров: летописи, исторические повести, жития святых, слова. Также существовали переводные произведения религиозного характера. Один из самых распространенных жанров – это летопись. Летопись – историко-повествовательное произведение 11-17 вв., содержание которых велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: "в лето …" (то есть в таком-то году) - отсюда название - летопись. Какие темы освещались в древних летописях? Летописцы писали о русской истории; о возникновение Руси; о борьбе с внешними врагами; о борьбе князей за престол. Самая древняя летопись, дошедшая до нас, - «Повесть временных лет» (начало 12 века). «Повесть временных лет» – первый памятник литературы, дошедший до наших дней. Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших. В это произведение включены легенды, предания. В них нашли отражение такие темы, как национально-патриотическая, борьбы княжеств за объединение и другие. Её автор - монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Слово «временных» означает минувших. «Откуда есть пошла земля Русская …» - так звучат первые строки «Повести временных лет». Рассказывая о жизни и деяниях князей, Нестор везде высказывает мысль о необходимости мира. Любовь к родине — основная мысль повести. Главные слова, которые повторяются в летописи постоянно: «Не погубите землю отцов своих и дедов». Повесть «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», вошедший в «Повесть временных лет», повествует о событиях, произошедших «В лето 6476 г.» (968 г.), о захвате русских земель печенегами. С ним мы сегодня и познакомимся. 2. Работа с незнакомыми словами (ключевыми) Перед вами карточки с незнакомыми словами и героями, которые встретятся в отрывке из «Повести временных лет». Попробуйте угадать события и факты, о которых пойдёт речь.
печенеги - тюркоязычный народ, пришедший на Русь с юго-востока, из южных степей, кочевники, хорошие воины отрок – мальчик-подросток в возрасте 9—15 лет. В Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг муж – взрослый мужчина, воин, богатый и знатный человек дружина — отряд воинов на службе у князя. воевода – начальник войска, дружины сторожа – передовые, разведывательные отряды ладья – лодка затворяться – закрываться тужить- горевать сокрушался — сильно печалился Лыбедь – название реки, которая впадает в Днепр Претич – воевода Святослава Ольга – княгиня, мать Святослава Святослав - великий князь киевский. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.
3. Комментированное чтение произведения
Звучит аудиозапись, чтение учителя или подготовленного ученика. Вопросы могут быть розданы обучающимся непосредственно перед чтением или задаваться учителем после прочтения отрывка.
- До слов «Изнемогали люди от голода и жажды»
-Когда происходят события? -Где был Святослав? -Кто остался в Киеве? -Почему нельзя было выйти из города? -Почему люди изнемогали? -Как вы думаете, что произойдёт дальше?
2) До слов «… но не могли ему ничего сделать» -Почему люди той стороны Днепра не могли прийти на помощь? (Киев в те времена был обнесен крепостной стеной с воротами и располагался на высоком холме над Днепром, там, где в Днепр впадает небольшая речка Лыбедь. Печенеги окружили город, но на том берегу собрались русские люди — «люди той стороны Днепра», и они могли бы помочь осажденным.) -Что хотели передать киевляне на ту сторону? -Почему отроку удалось обмануть печенегов? -Как бы вы поступили на месте юноши? -Как вы думаете, что произойдёт дальше?
3) До слов «… погубит нас Святослав» -Куда привезли отрока? -Что он сказал? -Что на это ответил Претич? -Как бы вы поступили на месте воеводы? -Как будут развиваться события дальше?
4) До слов «И отступили печенеги от города»
-Почему печенеги побежали от города? -О чём спросил печенежский князь? -Как обманул воевода печенегов? -Чем окончился их разговор? - Как вы думаете, чем закончится рассказ?
5) Последний отрывок
-Как вы понимаете слова киевлян? -Почему Святослав сразу же поехал в Киев? -Что бы случилось, если бы князь не захотел вернуться? -Как бы вы поступили на месте князя?
| Смотрят презентацию и слушают рассказ учителя, записывают термины в тетрадь.
Знакомятся с новыми словами и героями, составляют рассказ-предположение
Дети слушают, отвечают на вопросы, анализируют текст
|
6. Первичная проверка понимания | Познавательные УУД: - ориентироваться в содержании предмета; - использовать информацию для решения учебной задачи; - систематизировать, обобщать изученное. Регулятивные УУД: - делать выводы по результатам работы
| Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. | Задание: Расставьте в правильной хронологии цитаты из только что услышанного летописного сказания Цитатный план (Слайд) 1. Хитрость Претича. 2. «Сообщил о беде дружине». 3. «Пришли… печенеги на Русскую землю, а Святослав был… в Переяславце…» 4. «…затворилась Ольга в Киеве со внуками…» 5. «Стали тужить люди… искать, кто бы мог перейти на ту сторону…» 6. «Святослав… сел на коня и пришел в Киев с дружиною… прогнал печенегов… и был мир…»
7. «Осадили печенеги город…» 8. «И подали они друг другу руки…» (Претич и печенежский князь.) 9. «Вышел отрок с уздечкой». 10. «Дружина приблизилась к городу. Печенеги подумали, что пришел сам князь, и побежали от города». 11 «…послали киевляне к Святославу…» (Ответ: 3,4,7,5,9,2,10,1,8,11,6) | Расставляют номера цитат в правильной хронологии и проверяют затем по слайду-подсказке
|
7.Применение новых знаний. | Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других; - умение развёрнуто и точно( понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов. Познавательные УУД: - формировать навык поисковой деятельности; - осуществлять поиск информации в тексте; - выделять главную информацию в тексте; - заполнять таблицу (схему) на основе текста; - анализировать и синтезировать информацию. Коммуникативные УУД: - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; - формировать умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения. Регулятивные УУД: - осуществлять взаимный контроль в парах; - осуществлять анализ учебного материала.
| Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации. | - Учитель предлагает поработать в парах и рассказать друг другу о своих впечатлениях о летописном рассказе.
- Учащимся предлагается готовый текст по анализу изучаемого художественного произведения, но некоторые слова (фразы) в данном тексте пропущены, и учащийся должен вставить их. Затем в парах осуществить взаимопроверку работ.
«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» - это отрывок из ________________________________________________________________ События летописного сказания происходят ___________. Святослав был в ________________________,а Ольга с внуками________________________. Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают в обществе высокое положение: Претич - _____________, он заключает мир с _______________князем; Святослав — ____________, княгиня Ольга — его______. Отрок киевлянин совершает подвиг. Он прошёл через стан противников, говоря ____________________. Если бы печенеги додумались, что он ___________ , они бы ____________ его. Хитрость ________________ Претича заключалась в том, что он не признался_____________ князю в том, что Святослав далеко от_______________________, а произнёс, будто он возглавляет передовой отряд, а __________ идёт следом. Летописец не одобряет Святослава. Это заключается в словах киевлян:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Последними словами летописец подчёркивает, что самое важное – это _________.
Как вы считаете: какие черты характера героев «Подвига…» актуальны и в наши дни? - Отрок-киевлянин обладает смелостью, находчивостью, а воевода Претич – хитростью, бесстрашием, отвагой. Рискуют жизнью, чтобы защитить родную землю.
Вернёмся к эпиграфу нашего урока: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси. Прошлое должно служить современности» Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери — Древней Руси»? Мы должны быть благодарными сыновьям Древней Руси за то, что они в тяжелой борьбе с захватчиками отстояли независимость нашей земли, подавая нам пример внутренней силы и душевной стойкости. Наша признательность может выражаться в бережном отношении к памятникам русской старины, во вдумчивом и внимательном изучении истории и в заботе о красоте и процветании нашей современной России. Наша страна — это наше наследство, и мы должны заботиться о ней и потом передать нашим детям. Может ли повествование об отроке-киевлянине «служить современности»? Повествование о подвиге отрока-киевлянина может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ради спасения родной земли.
| Работают в парах, рассказывают друг другу о приобретённых на уроке знаниях
Заполняют пропуски в тексте Осуществляют взаимопроверку и проверку (правильные ответы на слайде)
Делают выводы, формулируют своё мнение |
8.Рефлексия учебной деятельности | личностные УУД - установление связи между целью деятельности и её результатом; - обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке; - уметь критически оценивать творческие работы ( свои и одноклассников), определять лучшие и разделять их по уровню качества; регулятивные : - осуществлять самоконтроль; -давать оценку деятельности на уроке( совместно с учителем и одноклассниками); коммуникативные: -уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли. | Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями. | Учитель предлагает оценить результаты собственной деятельности. Оценочный лист ученика + могу/ знаю, +/- сомневаюсь, - не могу\ не знаю (+1 б, +/- 0,5 б, - 0 б.) + выполнил верно, +/- выполнил с ошибками, - не выполнил (+1 б, +/- 0,5 б, - 0 б.) За каждый правильный ответ на вопросы в ходе урока ставится 1 балл. №п\п | Критерии | Самооценка | Учитель | 1 | Знаю тему урока | | | 2 | Знаю цель урока | | | 3 | Знаю особенности ДРЛ | | | 4 | Знаю жанры ДРЛ | | | 5 | Знаю тематику ДРЛ | | | 6 | Знаю текст рассказа «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича», его героев | | | 7 | Знаю значения словарных слов из рассказа об отроке киевлянине |
|
| 7 | Умею отвечать на вопросы по тексту | | |
|
|
|
| 8 | Умею характеризовать героев и их поступки |
|
| 9 | Умею работать в паре | | | 10 | Могу доказать свои высказывания | | | 11 | Могу оценить свою работу на уроке | | | 12 | Я правильно ответил на ( ) вопросов | | | 13 | Задание «Цитатный план» я выполнил |
|
| 14 | Задание «Анализ художественного текста» я выполнил |
|
| 15 | Могу сказать что урок прошел с пользой | | |
Выше 13 баллов – оценка 5 10-13 баллов – оценка 4 6-9 баллов – оценка 3 Ниже 6 баллов – оценка 2
Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок | Оценивают результаты собственной деятельности. |