Программа "Истоки добра"
методическая разработка по литературе
Основная цель данной программы:
- осуществление знакомства с традициями, культурой и искусством России и родного края для активизации познавательного интереса к историческому прошлому Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poeticheskaya_studiya_istoki_dobra_1.doc | 228 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
литературной гостиной «Истоки добра»
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 5. ЛИТЕРАТУРА
РАЗДЕЛ I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Когда общество переживает ответственный переломный период, когда оно стоит перед выбором пути, следует обращаться к своим истокам, чтобы точнее оценить пройденный путь, надежнее определить ориентиры в будущем. В этом сложном и благородном деле сможет помочь наша культура. Духовное возрождение ее является велением времени.
Основная цель данной программы:
- осуществление знакомства с традициями, культурой и искусством России и родного края для активизации познавательного интереса к историческому прошлому Родины.
В связи с этим, перед обучающимися ставятся следующие задачи:
- воспитание интереса и любви к искусству, бережное отношение к традициям своего народа;
- овладение основными понятиями этики и эстетики;
- ознакомление с историей русского языка и современным его состоянием;
- развитие творческих способностей и склонностей, фантазии, эмоционально-
эстетического отношения к предметам и явлениям действительности,
формирование творческой индивидуальности;
- приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личные эмоционально-эстетические переживания.
Программа является познавательной, разноуровневой, вариативной, личностно-ориентированной и соединяет в себе тот объем информации и практических навыков, который не предусматривает ни общеобразовательная школа, ни имеющиеся типовые программы по дополнительному образованию детей.
В основе занятий лежат следующие принципы:
- принцип доступности;
- принцип развития самостоятельности, индивидуального творчества;
- принцип вариативно-дифференцированного содержания заданий;
- принцип коммуникативности, раскрепощенности атмосферы, доброжелательности в отношениях между членами объединения.
Программа является познавательной, разноуровневой, вариативной, личностно-ориентированной и соединяет в себе тот объем информации и практических навыков, который не предусматривает ни общеобразовательная школа, ни имеющиеся типовые программы по дополнительному образованию детей.
Программа предполагает два образовательных уровня:
- базовый – рассчитан на два года обучения (для детей 13--14 лет)
- развивающий – рассчитан на 1-2 года (для детей 15-17 лет), в зависимости от возраста обучаемых, уровня их общей подготовленности и сформированности личного интереса к предмету изучения.
Предметная область – словесность.
Направление деятельности – социально-педагогическое
Программа строится на взаимосвязи литературы, истории, изобразительного искусства России. Духовное осмысление культурных богатств прошлого, преображение земного бытия всегда было важнейшей доминантой святоотеческой мысли. Важно заново осмыслить и усвоить наследие русской культуры и цивилизации, духовные корни которых несут в себе христианский смысл и символику. Христианская культура в России органично вплетена в её историю, культуру, народные традиции. В связи с духовным возрождением нашего общества вновь обрели смысл христианские праздники, зазвучали забытые имена писателей и поэтов, их строки, посвящённые христианскому культурному наследию.
Программа воспитывает живую любовь к родному краю, даёт те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах. Она состоит из разделов, включающих знакомство с изобразительным и фольклорным искусством, родным языком, календарно-обрядовыми праздниками, с историческим прошлым и настоящим Ставропольского края, нашедшим отражение в литературе. Именно литература формирует, в частности отношение человека к людям и миру. Свободное и умелое использование языковых средств, требует от человека не только хорошего знания лингвистических законов, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему программа уделяет большое внимание использованию в речи важных элементов русского речевого этикета.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач
программой предусмотрены следующие формы работы:
- литературно-творческие (оформление стенгазет, альбомов);
- организационно-массовые (организация и проведение утренников, литературно-музыкальных композиций, встреч с художниками поэтами, проведение викторин, конкурсов, экскурсий)
- развивающие (беседы о культуре искусстве истории России, родного края).
Для проведения отдельных занятий приглашаются преподаватели художественной и музыкальной школы, экскурсоводы.
Ценные материалы, собранные обучающимися, должны звучать на утренниках, в литературно-музыкальных композициях, отражаться в стенгазетах, в альбомах, в местной печати.
К концу базового образовательного уровня обучения кружковцы должны знать:
- историю становления русского языка (славянский первоучители Кирилл и Мефодий);
- храмы России (Московский Кремль, Троице-Сергиевская Лавра, Великая Киевская Русь);
- русские народные праздники календаря природы;
- отличительные особенности видов изобразительного искусства, великих художников пейзажистов (А.К.Саврасов, И.И.Шишкин, А.И.Куинджи), мастеров портретной живописи (В.И.Боровиковский, А.П.Лосев);
- жанры разговорного стиля (языковое средство общения);
- правила работы со словарем, справочниками;
- средства выразительности речи (интонация, ударение, пауза, темп), манера держаться во время чтения.
Обучающиеся должны уметь:
- различать жанры фольклора;
- отличать местный диалект от диалектов центральной и северной России;
- рассказывать о достопримечательностях России;
- свободно применять нормы речевого и письменного этикета (дружеское письмо, поздравление, приглашение) на практике;
- подготовить свой голос к публичному выступлению;
- готовить сообщения на заданную тему по одному источнику;
- выразительно читать прозаический и поэтический текст.
К концу второго уровня обучения, обучаемые должны знать:
- этапы развития русского языка (язык древней Руси, Московского государства, Петровской и послепетровской эпохи) и летописные центры Руси (Киев, Владимир и т.п.);
- обряды, связанные с народными праздниками и этапами жизни (свадебные, родильные, похоронные, производственно-бытовые);
- особенности обычаев, обрядов нашего региона;
- о творчестве поэтов, писателей, художников Ставрополья;
- преимущества языка в сравнении с неязыковыми средствами общения (жесты, сигналы и т.п.);
- правила культуры общения;
- газетный и эпистолярный жанры;
- правила составления сценария литературно-музыкальной композиции;
- важнейшие элементы актерского мастерства.
Должны уметь:
- различать виды обрядов;
- составлять хронологическую таблицу по истории культуры своего города (края);
- правильно и точно пользоваться языковыми средствами, строить высказывания в определенном стиле (разговорном, научном и т.п.), в зависимости от цели и ситуации общения;
- владеть навыками письменного (официального) этикета;
- рассказывать о достопримечательностях края, города;
- готовить сообщения на заданную тему по нескольким источникам;
- работать с книгой, справочной литературой, писать реферат на заданную тему;
- оформлять стенгазету «Люди и даты»;
- проводить литературно-музыкальные композиции, викторины.
Осваивая культуру, ученик делает открытие в самом себе и переживает пробуждение умственных и душевных сил. Соответствующая область культуры становится его миром, пространством возможной самореализации и он развивается как культурно-исторический субъект, для которого прошлое и будущее человека – его прошлое и будущее.
РАЗДЕЛ II.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование темы | Количество часов | |||||||||||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | ||||||||||
Всего | Теория | Практика | Всего | Теория | Практика | Всего | Теория | Практика | Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие | 3 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 |
2. | Письменность и культура. Творцы слова Российского. |
30 | 17 | 13 | 30 | 15 | 15 | 28 | 14 | 14 | 28 | 13 | 15 |
3. | Мир русской речи | 34 | 12 | 22 | 28 | 10 | 18 | 26 | 10 | 16 | 20 | 6 | 14 |
4. | Обычаи, обряды и традиции в жизни человека (старое в новом) | 40 | 16 | 24 | 38 | 13 | 25 | 38 | 13 | 25 | 32 | 14 | 18 |
5. | Мир художника. | 30 | 17 | 13 | 30 | 16 | 14 | 30 | 15 | 15 | 28 | 10 | 18 |
6. | «Из края в край, из града в град». | 27 | 17 | 10 | 35 | 16 | 19 | - | - | - | - | - | - |
7. | Навыки культурно-просветительской деятельности. | 28 | 8 | 20 | 30 | 6 | 24 | 34 | 10 | 24 | 43 | 8 | 35 |
8. | Навыки литературной деятельности. | 21 | 4 | 17 | 19 | 5 | 14 | - | - | - | - | - | - |
9. | Наши духовные ценности. | - | - | - | - | - | - | 39 | 18 | 21 | 40 | 18 | 22 |
10. | Литературно-творческие навыки. | - | - | - | - | - | - | 15 | 4 | 11 | 19 | 5 | 14 |
11. | Итоговое занятие. | 3 | - | 3 | 3 | - | 3 | 3 | - | 3 | 3 | - | 3 |
ИТОГО: | 216 | 93 | 123 | 216 | 82 | 134 | 216 | 85 | 131 | 216 | 75 | 141 |
III. РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
первого уровня обучения (базового)
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
1 год обучения.
Знакомство с кружковцами. Установка благоприятного психологического климата. Значение работы поэтической студии «Истоки добра». Беседа «В мире интересного».
Практика. Игра-знакомство «День рождения коллектива», викторина «Смекай, угадывай».
2 год обучения.
Задачи и содержание работы объединения. Обсуждение плана работы на текущий год с учетом интересов обучающихся. Беседа «Мир твоих увлечений».
Практика. Игровая программа «Калейдоскоп».
2. ПИСЬМЕННОСТЬ И КУЛЬТУРА. ТВОРЦЫ СЛОВА РОССИЙСКОГО.
1 год обучения
Теория. Назначение письма. Письмо и язык. Происхождение письма. Типы письма и их история. Как жили и говорили наши предки – славяне. Клинописание. Изобретение клинописи шумейцами. Образование праславянского языка. Возникновение древнерусского государства и его роль в развитии языка древнерусской народности (восточные славяне). Школа славянского языка. Константин (Кирилл) и Мефодий - славянские первоучители. История письменности на Руси. Значение летописей. Краткие сведения из палеографии.
Беседа: «Появление письменности как новый этап развития человеческой цивилизации», «Из древней тьмы на мировом погосте звучат лишь письмена» (И.Бунин).
Экскурсия в воскресную школу.
Практика. Знакомство с таблицей «Типы письма». Изучение карты «Расселение восточных славян». Написание букв древнего письма. Упражнения по усвоению кириллического письма. Встреча с преподавателем воскресной школы. Составление кроссворда «Происхождение письма».
Итоговая работа по теме: викторина «Дыхание старины».
- год обучения
Теория. Из жизни русского алфавита. Глаголица и кириллица. Время и история их возникновения. Изменения в кириллице. Надстрочные знаки. Обозначение чисел буквами. Судьба отдельных букв. Краткие сведения из истории русской графики и ее реформ. Материалы для письма. Орудия письма. Летопись – памятник культуры, литературы. Летописи – энциклопедия русской жизни. Общий вид летописей. Социальный состав летописцев. Летописец и писец.
Разновидности богослужебных книг. Церковь – центр письменности и культуры. Книгопечатание на Руси. Способы хранения книг. Культура чтения.
Беседы: « От камня к бумаге», «Рождение книги», «Из жизни русского алфавита», «Как учили грамоте на Руси».
Экскурсия в типографию «К тайнам мысли и слова».
Практика. Изучение старославянской азбуки. Заочная экскурсия в скрипторий (рукописные книги). Составление таблицы «Особенности русского алфавита». Викторина «Книгопечатание на Руси». Подготовка сообщений на темы:
Итоговая работа по теме: устный журнал «Происхождение письма».
3. .МИР РУССКОЙ РЕЧИ.
1 год обучения.
Теория. Что такое этикет? Словесные и несловесные формы этикета. « Слово веселит, огорчает, утешает …» Речевая этика русских. Богатство этикетных возможностей русской речи. Связь речевого этикета с культурой поведения. Жанры разговорного стиля: беседа, телефонный разговор, личные письма, телеграмма. Формы общения: обращение, знакомство, прощание (форма, значение, содержание), поздравление, благодарность, извинение (как форма вежливости и как осознание доставленного неудобства). Этикет телефонного разговора.
Беседы: «ВЫ сказали: «Здравствуйте!» или что такое речевой этикет?», «Правильно ли мы говорим?», «Речевой этикет в нашем общении».
Практика. Составление телеграмм, поздравлений, писем. Составление словаря основных этикетных форм: обращение, приветствие, прощание, извинения и т. д. Моделирование речевых ситуаций: «на почте», «в аптеке», «у газетного киоска». Способы экономии речевых средств в диалоге*. Определение значения данных слов и выражений, выделение разговорных и жаргонных слов, замена их нейтральными (мультик, «ЦУ», белый танец, качать права и др.). Подбор пословиц о вежливости. Практикум по культуре общения. Тест «Умеем ли мы общаться?».
Итоговая работа по теме: составление памятки «Правила культуры, общения».
2 год обучения.
Теория. Язык – средство общения. «Что в имени твоем?…» Имена наших предков: Беляй, Ждана, Забава, Милава. Редкие и распространенные имена, их значение. Революция и имена. О семейной генеалогии «Кто я и моя семья?»
Экология слова. «Музеи слов»– словари. Понятие о диалектах. Диалекты Ставрополья. Когда допустимы диалектные слова. О вредных привычках.
Беседы: « Сколько способов прощаться?», « Чем богаты, тем и рады….», «Что в имени твоем …», « Ты и твое имя?»
Практика .Подготовка сообщения «Происхождение моего имени». Составление генеалогического древа. Самостоятельный сбор материала для фотоальбома «Что в имени твоем…». Изучение особенностей местного говора, запись диалектов. Нахождение диалектных, просторечных слов в произведениях современных писателей. Встреча со старожилами. Самостоятельные наблюдения над языковыми явлениями, их анализ (по карточкам). Работа с филологическими словарями различного назначения. Подготовка выставки на тему «Вредные словесные привычки».
Итоговая работа по теме: проведение игры с элементами беседы «Общение будет приятным» в группах художественного направления.
4. ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (СТАРОЕ В НОВОМ).
1 год обучения.
Теория. Славянское язычество: верования, обряды. Русский месяцеслов – народный земледельческий календарь. Изучение календарного цикла.* Содержание и история двунадесятых христианских праздников.
Пасхальный цикл – «Переходящие праздники» (Масленица, Вербное Воскресение, Пасха и т.д.). Панорама православных праздников (Василий вечер, Крещение, Сретение, Прощенное воскресение и т.д. Зимние святки (от Рождества до Крещения), колядование, гадание, принятие ритуальной еды. «Честная Масленица – широкая боярыня».
Беседы: «Поэзия крестьянских праздников», « Приходила Коляда…», «Дыхание старины», «На святки свои порядки – обряды, обычаи да колядки».
Практика. Знакомство с непереходящими праздниками: «Раз в крещенский вечерок», «Святые да страшные вечера» (виды гаданий, их особенности). Разучивание святочных игр, колядок. Составление детского народного календаря.. Оформление стенда работами обучающихся «Рождественские гуляния» или «Святое русское Рождество». Особенности приготовления пасхального стола (запись рецептов «Бабушкины секреты»; роспись пасхального яйца – писанки).
Итоговая работа по теме: Оформление альбома «Зимние посиделки», проведение утренника «Никольщина».
2 год обучения.
Теория. Быт и основные занятия русских людей. Русский самовар и чаепития на Руси. Фольклор от самой колыбели. Жанры фольклора (героический эпос, историческая песня, былины, сказка, частушка и др.). Наш край в устном народном творчестве. Фольклор Ставрополья.
Беседа: «Из поколения в поколение»
Практика. Знакомство с произведениями фольклора разных жанров. Определение жанра прочитанного произведения. Игра «Назови правильно». Запись по памяти знакомых пословиц, поговорок, загадок. Экскурсия в музей. Проведение посиделок, чаепитий. Сбор материала «Ларец мудрости» (обычаи, обряды Ставропольского края). Сравнить фольклорный материал разных районов Ставрополья.
Итоговая работа по теме: выпуск газеты «Фольклор Ставрополья», проведение посиделок «Святки – колядки».
5. МИР ХУДОЖНИКА.
1 год обучения
Теория. Определение понятия «искусство». Виды искусства: литература, музыка, театр, искусство танца (хореография), кинематограф, изобразительное искусства, архитектура. Отличительные особенности искусств. Что такое изобразительное искусство? Особенности изобразительного искусства. Виды: графика, живопись, скульптура. Древнерусское изобразительное искусство*. «Икон мерцающие лики». «Семь чудес света».
Беседы «Виды изобразительного искусства», «Мастера натюрморта», «Поговорим о жанрах».
Экскурсия в церковь Покрова Божьей Матери (ст.Григорополисская Новоалександровского района).
Практика. Видеосалон «Семь чудес света». Знакомство с произведениями искусства. Составление таблицы «Виды изобразительного искусства». Определение особенностей видов графики. Заочное путешествие в музеи мира: город-музей Флоренция, музей имени Леонардо.
Итоговая работа по теме: Игра-путешествие «Мир искусства».
2 год обучения
Теория. Азбука искусствоведа. Что такое натюрморт?
Мастера портретной живописи (В.Л. Боровиковский, А.П. Лосенко, Т. Островский). Смотрите: пейзаж! Художники-пейзажисты (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, А.И. Куинжи). Памятники истории и культуры (Большой театр, Санта-Мария дель Фьоре и другие). Экскурсии в ДХШ, встречи с преподавателями. Встреча с местным художником.
Беседы: «Веков связующая нить», «Юным любителям кисти», «Известно ли вам?...».
Практика. Составление таблицы «Жанры изобразительного искусства, его виды», кроссворда «Мир художника». Игра «Определи жанр», «Собери портрет». Заочная экскурсия в Большой театр. Проведение упражнения «Составь натюрморт».
Итоговая работа по теме: игра-эстафета «Собери картину».
6. « ИЗ КРАЯ В КРАЙ, ИЗ ГРАДА В ГРАД».
1 год обучения.
Теория. Великие зодчие мира. Деревянное и каменное зодчество.* Городища, города и крепости. Деревянное зодчество на Руси, мастерство плотников, резчиков по дереву. Русские монастыри. Монашество. Основные занятия монахов. Монастыри – центры культуры. Искусство колокольного голоса. Тайна колокольного голоса. Звенящие храмы России: Московский Кремль, Троица-Сергиевая Лавра, Великая Киевская Русь. Понятие «столица», столица Руси. Государственная символика: герб, флаг, гимн.
Беседы: «Когда звонят колокола», «Ты должен знать их имена» (о зодчих мира), «Окно с затейливой резьбой», «Москва – символ небесного града», «Всякая всячина о России».
Экскурсия в храм (г.Армавир)
Практика. Заочное путешествие в историко-архитектурный комплекс Кижи, «Дома-терема тесовые, ставенки – узорчатые». Встреча с настоятелем храма. «Колокольный звон – музыка радости и беды». Игра «Назови его имя» (о великих зодчих мира). Сбор материала по теме «Они делают Россию великой». Игра-викторина «Храмы России». Знакомство с гербами городов России. Игра «Угадай герб города». Заочная экскурсия в Московский Кремль (совместно с преподавателем).
Итоговая работа по теме: оформление альбома «Они делают Россию великой»
2 год обучения.
Теория. История Ставрополья. «Мир архитектуры моего края). «Земля русская в старину далекую». Памятники истории и культуры Ставрополья. Архитекторы братья Бернардацци. Архитектор С.И. Уптон. Гербы и символика края, района.
Беседы: «Что такое Ставрополье», «В стране гор и целебных источников», «Главный город края», «Листая страницы истории…», «Уж вы, горы мои Кавказские…», «Памятники истории говорят», «Слово о родном крае».
Экскурсии по родному краю (г. Ставрополь, КМВ).
Практика. Знакомство с памятниками истории и культуры Ставрополья. Игра-викторина «Знаешь ли ты свой край?»; «Их именами названы улицы города». Заполнение хронологической таблицы «Архитектурные памятники Ставрополья». Викторина «Знаешь ли ты город?». Работа со статьями, очерками по истории края. Составление кроссвордов, тестов. Творческий час «Придумай свой герб». Работа в библиотеке с источниками, разыскивание литературы о своем крае (по конкретному заданию преподавателя). Работа с краеведческой картотекой.
Итоговая работа по теме: занятие-путешествие «Страна знаний»
7. НАВЫКИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1 год обучения
Теория. Средства речевой выразительности (интонация, логическое ударение, пауза, темп, сила голоса, высота голоса, манеры держаться во время чтения). Культура речи: правильность, точность, логичность. Строгое соблюдение норм литературного языка. Простота и краткость речи. Условия выразительности речи. Обязательность соблюдения орфографических норм в выступлении. Благозвучие речи.
Беседы: «Правила дискуссии», « Искусство слова».
Экскурсия на телевидение.
Практика. Прослушивание речевых образцов, наблюдение над их звуковым оформлением, выделение и определение выразительных средств языка. Чтение поэтических и прозаических текстов. Речевые тренировки. Упражнения на развитие качеств голоса (тембра, силы, высоты), дикции, темпа, ритма.
2 год обучения
Теория. Техника речи (дыхание, голос, дикция). Культура говорения и чтения. Как подготовить свой голос к публичному выступлению? Навыки подготовки и проведения бесед, викторин, конкурсов, встреч с интересными людьми. Оформление полученных материалов в альбом. Знакомства с видами шрифтов. Знакомство с работой художника-оформителя.
Беседы: «Плакаты как вид наглядности», «Дизайн-техническая эстетика».
Практика. Слушание образцовых текстов. Речевые тренировки. Упражнения в смене громкости, темпа, ритма речи. Умение выразительно читать текст (поэтического, прозаического). Организация и проведение викторин, конкурсов, посиделок, встреч с художником; прослушивание кассет известных ораторов. Знакомство с видами шрифта. Оформление альбомов..
8. НАВЫКИ ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1 год обучения
Теория. Книга как предмет искусства и полиграфии. Элементы внутреннего оформления книги. Особые страницы: титульный лист, авантитул, начальная полоса, концевая полоса. Справочный аппарат книги и его использование в процессе работы с учебной, научной и другой литературой. (Аннотация. Оглавление. Предисловие. Справка об авторе и др.). Сущность и назначение библиотечных каталогов. Роль справочных изданий в самообразовании, учебной и практической работе. Разнородность справочных изданий.
Беседы: «Как работать со словарем, справочниками, энциклопедиями», «Наши помощники - словари».
Практика. Подбор книг для демонстрации элементов внутреннего оформления: а) книг с различным текстовым набором, внутритекстовыми выделениями и акцентировкой;
б) особых страниц – титульного листа, авантитула, шмуцтитула, начальной полосы и концевой полосы. Викторина «История оформления книги». Посещение книжной выставки с последующим обсуждением экспозиций. Подбор книг с авторской и издательской аннотацией. Подбор книг, содержащих справку об авторе. Подготовка сообщений о своей библиотеке. Экскурсия в библиотеку города. Работа в библиотеке. Расстановка карточек в каталоге. По систематическому каталогу подобрать литературу по теме, указанной педагогом. Данные о книгах записать в соответствии с требованиями библиографического описания документа. Составление библиографического списка по теме, указанной преподавателем; нескольких кратких аннотаций на книгу, указанную преподавателем. Игра «Найди книгу» (умение находить по каталогу нужную книгу или журнал).
2 год обучения
Теория. Справочно-библиографический фонд библиотеки и его использование. Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями. Пути совершенствования эффективности чтения. Внимание в процессе чтения. Виды чтения. Скорочтение. Простейшие виды записей. Роль краеведческой литературы. Источники разыскивания литературы о крае, методика работы с ними. Работа в читальном зале библиотеки.
Беседы: «Библиотека – энциклопедический центр», «Выдающиеся ученые-энциклопедисты».
Практика. Определение отличия энциклопедического словаря от энциклопедии. Подготовка сообщений о существующих путеводителях по своему городу, по памятным местам края (города). Подготовка обзоров литературы по истории своего края («История Ставрополья»). Организация и проведение выставок литературы по темам «Из истории нашего края», «Флора и фауна нашего края». Работа с краеведческой картотекой. Составление простого плана отдельных работ, глав, разделов книг (по указанию преподавателя).
9. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
1 год обучения
Подведение итогов работы. Диагностика знаний, умений и навыков. Конкурсная программа «Что? Где? Когда?». Планы на будущее.
2 год обучения
Подведение итогов. Диагностика знаний, умений и навыков. Звездный час «Это было, было, было».
Перспективы дальнейших занятий кружка.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ
(РАЗВИВАЮЩЕГО)
3 год обучения
- ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Задачи и содержание работы кружка. Обсуждение планов работы на текущий год с учетом интересов обучающихся. Тренинг «Я в коллективе».
Практика. «А помнишь ли ты?» (конкурсная программа).
- год обучения
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Задачи и содержание работы объединения. Беседа «Возвращение к забытому».
Практика. Час творчества «Что такое? Кто такой?»
2.ПИСЬМЕННОСТЬ И КУЛЬТУРА. ТВОРЦЫ СЛОВА РОССИЙСКОГО.
- год обучения
Теория. Развитие письма на Руси. Старославянский язык как первый язык православной церковно-богослужебной письменности. Влияние старославянского языка на русский литературный язык. Старославянизмы, их жизнь в литературном языке. Возникновение древнерусской литературы, ее основные жанры. Русский сказитель Баян. Гусли в руках певцов-сказителей. Летописец – рассказчик и судья. Образ Пимена в воспроизведении А.С.Пушкина.
Беседы: «Роль старославянского языка», «Русский сказитель-Баян», «Дыхание старины».
Экскурсия в краевой архив.
Практика. Упражнения по усвоению кириллического письма. Памятники древнерусской книжной письменности. Переводная литература. Подготовка сообщений на темы: «Памятники древнерусской книжной письменности», «Старославянизмы в русском литературном языке».. «Праздник славянской письменности» (сбор материала). Работа с отрывками из летописей. Составление кроссвордов. Викторина (по летописи). Экскурсия к памятникам культуры. Организация совместно с библиотекой выставки литературы о начале книгопечатания в России. Проведение тестов на знание исторических дат. Дискуссия «Откуда произошло слово «Русь».
Итоговая работа по теме: праздник «День славянской письменности».
- год обучения
Теория. История русского летописания. Этапы развития. Монастырь – центр летописания. Нестор, Епифаний Премудрый, Максим Трек.
Древнейшее летописание (VI-VIIIвв.). Миниатюры. Условность, символичность и реалистичность изображения. Становление и развитие русского языка в эпоху Московского государства, в Петровскую эпоху. Роль писателей в развитии русского литературного языка (М.В. Ломоносов, А.С. Грибоедов, А.С, Пушкин). Единство поэзии, музыки, изобразительного искусства.
Беседы: «По следам пишущей ручки», «Этапы развития русского литературного языка», «Монастырь – центр письменности, собрания рукописей и книг, произведений изобразительного искусства».
Экскурсия в типографию «Рождение современной книги».
Практика. Продолжение работы с летописями (Лаврентьевская летопись, «Мамаево побоище», «Задонщина»). Чтение древнерусских текстов и их перевод. Игра «Кому принадлежат слова?». Проведение тестов на знание понятий. Просмотр диафильмов, диапозитивов, посвященных предметам материальной культуры. Подготовка рефератов «Последние русские летописи», «Древнерусская миниатюра»*.
Итоговая работа по теме: оформление обобщающей таблицы «Этапы становления современного русского языка».
3. МИР РУССКОЙ РЕЧИ.
3 год обучения.
Теория. Речевое общение, единство двух его сторон (передача и восприятие смысла). Д. Карнеги «Основные приемы общения с людьми». Роль орфоэпии в устном общении между людьми. Преимущество языка в сравнении с неязыковыми средствами общения (жесты, сигналы и т.д.). Жестикуляция. Классификация жестов. Национальный характер жестов. Способы общения животных.* Качество хорошей речи. Я – «джентльмен». Я – «леди». (Культура общения полов в разных речевых ситуациях.). Мы и культура.
Беседа: «Как мы обращаемся друг к другу», «Этикет и мы».
Практика. Разыгрывание речевых ситуаций с использованием разных этикетных форм. Упражнения с языковым материалом, например, определить, что символизируют жесты, которые упоминаются в фразеологизмах; найти слова, соответствующие этим жестам «всплеснуть руками, развести руками, бить себя в грудь». Встреча с исследователями языка, психологом. «Пути предупреждения и преодоления конфликтов». Работа в библиотеке с источниками разыскания литературы на тему «Этикет и мы». Диспут «Роскошь человеческого общения»
Итоговая работа по теме: составление таблицы «Качества хорошей речи».
4 год обучения.
Теория. Язык – средство общения. Возникновение и развитие письма как средства общения. Письменные формы речевого этикета (официального). Социально-деловая сфера общения. Особенности стиля. Роль орфографии в письменном общении. Поговорим о сквернословии. Этика делового человека. Уроки мудрости (опыт старшего поколения). Чистота речи. Конфликт. Искусство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов.
Беседы: со старожилами города, «Культура поведения», «А помните ли вы …». Практика. Подготовка сообщений на тему «Что значит говорить правильно?». Знакомство и работа с орфографическим словарем. Выполнение упражнений, направленных на развитие речевого слуха. Работа над орфографическими ошибками. Анализ автобиографии (Есенин, Маяковский). Составление плана автобиографии; написание автобиографии, сохраняя точность, ясность, лаконичность, характерную для данного вида деловых бумаг. Составление обучающимися памятки «Как подготовиться к публичному выступлению». Написание рефератов «Условия выразительной речи», «Качества хорошей речи»*. Диспут «Конфликты в нашей жизни».
.Итоговая работа по теме: защита рефератов. Игра-конкурс «Знатоки»
4. ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (СТАРОЕ В НОВОМ)
3 год обучения
Теория. «Русская изба углами красна». Убранство жилищ россиян, утварь. Обряды: свадебные, родильные, похоронные, производственно-бытовые. Обрядовый фольклор: отражение внутреннего мира русского человека, его жизни и быта. История Отечества в фольклоре. «Звучащие древности»-балалайка русской глубинки. Необрядовый фольклор*.
Беседа: «Обычаи, обряды и традиции - основная форма сохранения особенностей национального фольклора». «Свадьба старого быта».
Экскурсия в ЗАГС, музей ст. Григорополисской.
Практика. Сбор материала для фотоальбома «Лавка древней жизни» (утварь наших предков). Сообщения «Хронометраж одной свадьбы», «Гусли звончатые, яровчатые». Инсценировка фрагментов народного обряда «У всякой птицы – своя песня». Сбор материала необрядового фольклора..
Итоговая работа по теме: оформление фотоальбома «Лавка древней жизни», проведение викторины «Предания старины глубокой».
4 год обучения.
Теория. Память рода. Семейный быт родного края. Поселение и жилище. Хозяйственный быт. «Из жизни истории мужской и женской одежды». «Да здравствуют … валенки». Родословная вещей. Быт моей семьи (из истории нужных вещей). Народные детские игры. Народные промыслы: палех, жостовское чудо, павло-посадский платок «Наши рукодельницы».
Беседы: «Лавка древней жизни», «Народные приметы нашего региона», «Обряды народные и обряды церковные». Экскурсия в музей г. Новоалександровска.
Практика. Знакомство с фольклорной литературой родного края (города). Определение жанра «Ларец мудрости» (обычаи и обряды Ставропольского края). Разучивание народных детских игр. Игра-экскурсия «В гостях у народных мастеров». Этика быта и ее истоки. Викторина «Горячие калачи из русской печи». Мини-сочинения «Родословная вещей»*.
Итоговая работа по теме: организация и проведение экскурсии в музей по теме «Ларец мудрости» в группах художественного направления.
5.МИР ХУДОЖНИКА.
3 год обучения.
Теория. Искусство вокруг нас. «Азбука искусства». Искусство иконописи. Особенности внутреннего содержания иконы. Основные образы и сюжеты. Судьба иконы. Труд реставратора. Библейские сюжеты – смысловые источники создания шедевров мирового искусства. Соборы мира (собор Святого Петра, Сан Марко и др.) Памятники изобразительного искусства в родном крае (книжная графика, иконопись).
Беседы: «Иконописные школы Руси», «Иконографика Христа и Богородицы», «Музей – центр памятников культуры», «Вглядываясь в лики…».
Экскурсия в церковь г. Зеленокумска, с. Отказное, г. Ставрополя.
Практика. Знакомство с иконописью разных иконописных школ. Поиск художников. Составление викторины, сканвордов на тему «Соборы мира». Дидактическое упражнение «Собери картину».
Итоговая работа по теме: проведение игры «Умники и умницы» по теме «Соборы мира».
4 год обучения.
Теория. Живопись и поэзия. Художники родного края. Изображение родного края в их произведениях. Встреча с местными художниками и поэтами. Антология народной живописи. Памятники истории культуры родного края. Охрана их. Таинственный смысл цвета. Экскурсия.
Практика. Знакомство с местными художниками. Посещение музея «Дом над Ольховкой» Ярошенко (г. Кисловодск), картинной галереи Павла Гречишкина (г.Ставрополь). Организуют родители. Коллективная искусствоведческая игра «Художники и их картины». Проведение художественной краеведческой викторины «А знаешь ли ты?». Дидактическое упражнение «Узнай героя картины».
Итоговая работа по теме: литературно-музыкальная композиция «Образы живые, действительные…».
6. НАВЫКИ КУЛЬТУРНО–ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3 год обучения
Теория. Сценарий и сюжет литературно-музыкальной композиции. Работа актера над ролью. Речь актера. Изучение образа. Что значит владеть своим голосом? Ясность и точность произношения. Воспитание качеств, умений и навыков, необходимых для художественного чтения. Этюды. Задачи по оформлению.
Беседы: «Что нужно знать актеру?», «Актер и сцена».
Экскурсия в г. Пятигорск, посещение театра.
Практика. Проведение литературно-музыкальной композиции. Работа над выразительностью речи. Проведение викторин, конкурсов. Овладение сценическим пространством. Уточнение и закрепление мизасцен. Репетиция со всеми готовыми элементами оформления. Подготовка к показу. Выпуск стенгазеты. Составление небольшого фрагмента текста, инсценирование.
4.год обучения.
Теория. Сценическое действие как основа актерского творчества. Роль актера. Анализ поступков и поведения действующих лиц. Уточнение и закрепление мизасцен. Этюды. Определение главных и второстепенных событий.
Практика. Организация и проведение литературно-музыкальной композиции. Работа над выразительностью речи. Упражнения на развитие качества голоса. Работа над сценарием. Читка по ролям. Монтировка декораций, проверка готовности всех компонентов. Составление сценариев.
9. НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ.
3 год обучения.
Теория. Писатели и наш край. Пребывание известных писателей в нашем крае (А.П. Чехов, М. Горький, Лев Толстой).
. Памятные места, связанные с А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым. Обстоятельства их пребывания здесь.
Беседы: «Поговорим о бурных днях Кавказа», «Звезда первой величины», «Лермонтов и Кавказ». Экскурсия по Лермонтовским местам.
Практика. Знакомство с литературными местами края. Путешествие по карте «Вслед за поэтом (писателем)». Игра-викторина «Герои произведений, рожденных на Кавказе». Чтение произведений, связанных с достопримечательными местами края. Просмотр диафильмов, отбор материалов на тему «Писатели и Кавказ».
Итоговая работа по теме: литературно-музыкальная композиция «Созвездие талантов».
4 год обучения.
Теория. Край вдохновения. «Созвучие муз» (взаимодействие музыки и литературы). Прошлое и настоящее края в произведениях художественной литературы. Писатели Ставрополья. Выдающиеся деятели русской культуры на Ставрополье.
Беседы: «Скромно говоря – гений», «Искусство горной вершины», «Эхо времени», «А музыка звучит …». Встречи с писателями, поэтами и композиторами Ставрополья.
Экскурсия в детскую музыкальную школу.
Практика. Заочное знакомство с писателями Ставрополья. Составление хронологической таблицы по истории культуры своего города и края. Чтение произведений, связанных с достопримечательными местами края. Посещение драматического театра г. Ставрополя, театра оперетты г. Пятигорска. Написание реферата «Главная вершина Кавказа». Интеллектуальная игра «Жемчужины нашей истории».
Итоговая работа по теме: литературно-музыкальная композиция «Эхо времени». Выпуск газеты «У подножия Машука».
10.ЛИТЕРАТУРНО – ТВОРЧЕСКИЕ НАВЫКИ.
3 год обучения.
Теория. Литературные жанры (стихи, рассказы, басни), их особенности, различия, особенности каждого из этих жанров. Работа с художественным текстом. Художественный текст как вершина речевой культуры. Культура чтения и восприятия художественного произведения. Особенности языка художественной литературы.
Практика. Выпуск стенгазеты «Люди и даты», бюллетеня, посвященного творчества художника, поэта, писателя. Подготовка реферата на заданную тему. Игра «Определи жанр», « Особенности языка художественной литературы». Экскурсия в редакцию газеты «Панорама нашей жизни». Знакомство со статьями энциклопедического словаря юного филолога о языке Пушкина, Лермонтова. Сопоставление текстов поэтического и прозаического. Определить их особенности. Сочинение загадок, небылиц, рассказов.
4 год обучения.
Теория. Газетные и эпистолярные жанры (очерки, корреспонденция, письма), особенности этих жанров. Работа с художественным текстом. Культура чтения периодики. Особенности публицистики. Сообщение информации, ее осмысление, откровенно высказанная оценка, проявление авторской индивидуальности. Эмоциональность публичного выступления.
Практика. Знакомство с периодической печатью Ставропольского края. Работа с краеведческой картотекой. Подготовка рефератов на заданную тему .Выбор из газет и журналов устойчивых сочетаний, которые часто употре6ляются в публицистике. Анализ заголовок из газет «Известия», «Комсомольская правда»; охарактеризовать, какие из них отражают особенность публицистического стиля – информативно-воздействующую направленность речи, желание заинтересовать читателя..
11. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
3 год обучения.
Подведение итогов за год. Диагностика знаний, умений, навыков. Проведение брейн-ринга «Мир познаний».
4год обучения.
Подведение итогов за год. Диагностика знаний, умений и навыков. Праздник «Сокровище наше - Русь!»
IV. РАЗДЕЛ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1 год обучения
- ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Формы проведения занятий: игра-знакомство, викторина «Смекай, угадывай», беседа «В мире интересного».
Методы: диалогический, показательный, информационно-сообщающий.
Дидактический материал: тест «Общительный ли вы человек?», вопросы и викторине «Смекай, угадывай».
2. ПИСЬМЕННОСТЬ И КУЛЬТУРА
Формы проведения занятий: экскурсия в воскресную школу, встречи с преподавателем воскресной школы, игра-путешествие «Расселение восточных славян». Беседы: «Появление письменности как новый этап развития человеческой цивилизации», «Из древней тьмы на мировом погосте звучат лишь письмена» (И.Бунин).
Методы: монологический, показательный, информационно-сообщающий.
Дидактический материал: таблицы «Типы письма», «Кириллица», тексты на старославянском языке.
ТСО: презентация «Школа славянского языка», компьютер.
Форма подведения итогов: викторина «Дыхание старины».
3.МИР РУССКОЙ РЕЧИ.
Формы проведения занятий: беседа с элементами игры, час творчества, практикум по культуре общения. Беседы: «ВЫ сказали: «Здравствуйте!» или что такое речевой этикет?», «Правильно ли мы говорим?», «Речевой этикет в нашем общении».
Методы: объяснительно-иллюстративный, словесный, диалогический, практический.
Дидактический материал: таблицы «Формы общения», тест «Умеем ли мы общаться?», карточки с заданиями по теме «Формы общения».
Форма подведения итогов: составление памятки «Правила культуры общения».
4. ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (СТАРОЕ В НОВОМ)
Формы проведения занятий: посиделки, час творчества, игра «№как это было», Беседы: «Поэзия крестьянских праздников», «Приходила Коляда…», «Дыхание старины», « На святки свои порядки-обряды, обычаи да колядки».
Методы: объяснительно-иллюстративный, диалогический, монологический, практический.
Дидактический материал: таблица «Переходящие и непереходящие праздники», тексты колядок, фотоальбом «Панорама православных праздников», материал для росписи пасхального яйца-писанки.
ТСО: магнитофон, диски с записями русских народных песен.
Форма проведения итогов: оформление альбома «Зимние посиделки», утренник «Никольщина».
5. МИР ХУДОЖНИКА
Формы проведения занятий: экскурсия в церковь Казанской Божьей матери г. Зеленокумска, игра-путешествие, видеосалон. Беседы: «Виды изобразительного искусства», «Мастера натюрморта», «Поговорим о жанрах».
Методы: монологический, иллюстративный, показательный.
Дидактический материал: таблица «Виды искусства», кроссворды. Тест. Репродукции икон.
ТСО: видеофильмы, презентации «Семь чудес света».
Форма подведения итогов: игра-путешествие «Мир искусства».
6.НАВЫКИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы проведения занятий: беседа с элементами игры. Экскурсия на телевидение, практикум. Беседы: «Правила дискуссии», «Искусство слова».
Методы: словесный, практический.
Дидактический материал: таблица «Средства речевой выразительности», карточки с упражнениями на развитие качества голоса, дикции. Темпа. Ритма.
ТСО: компьютер, диски, презентация «Средства речевой выразительности».
7. «ИЗ КРАЯ В КРАЙ, ИЗ ГРАДА В ГРАД»
Формы проведения занятий: заочные экскурсии по храмам России, игра-викторина, экскурсия в храм Святого Николая Угодника, встреча с настоятелем (с. Отказное).Беседы: «Когда звонят колокола», «Ты должен знать их имена» (О зодчих мира), «Окно с затейливой резьбой», «Москва- символ небесного града», «Всякая всячина о России».
Методы: иллюстративный, показательный, информационно-сообщающий, частично-поисковый.
Дидактический материал: фотографии объектов архитектуры, репродукции картин к игре «Назови его имя».
ТСО: презентации «Храмы России», «Монастыри», записи колокольного звона, компьютер.
Форма подведения итогов: оформление альбома «Они делают Россию великой».
8. НАВЫКИ ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы проведения занятий: беседа с элементами игры, экскурсия в библиотеку. «Интеллектуальные забавы», викторина. Беседы: «Как работать со словарём, справочниками, энциклопедиями», «Наши помощники-словари».
Методы: информационно-сообщающий. Частично-поисковый, практический.
Дидактический материал: памятка «Как работать с книгой», «Справочный аппарат книги».
Форма проведения итогов: Игра «Найди книгу» (умение находить по каталогу нужную книгу или журнал).
11. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Формы проведения занятий: конкурсная программа «Что? Где? Когда?»
- ГОД ОБУЧЕНИЯ
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Формы проведения занятий: игровая программа «Калейдоскоп», беседа «Мир твоих увлечений».
Методы: информационно-сообщающий, диалогический.
Дидактический материал: карточки с заданиями к игровой программе.
2.ПИСЬМЕННОСТЬ И КУЛЬТУРА, ТВОРЦЫ СЛОВА РОССИЙСКОГО
Формы проведения занятий: экскурсия в типографию, брейн-ринг, викторина «Книгопечатание на Руси». Беседы: « От камня к бумаге», «Рождение книги», «Из жизни русского алфавита», «Как учили грамоте на Руси».
Методы: информационно-сообщающий, диалогический.
Дидактический материал: тексты летописей на старославянском языке и их перевод.
Форма подведения итогов: устный журнал «Происхождение письма».
3.МИР РУССКОЙ РЕЧИ
Формы проведения занятий: экскурсия в библиотеку, встреча со старожилами города, практикум, викторина. Информ-дайджест. Беседы: «Сколько способов прощаться?», «Чем богаты, тем и рады…», «Что в имени твоём…», «Ты и твоё имя».
Методы: информационно-сообщающий, диалогический.
Дидактический материал: карточки для самостоятельного наблюдения за языковыми явлениями; таблица «Словари»; образец карты генеалогического древа.
Форма подведения итогов: проведение игры с элементами беседы «Общение будет приятным» в творческих объединениях ЦРВ.
4.ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (СТАРОЕ В НОВОМ)
Формы проведения занятий: посиделки, викторина. Игра «Спрашиваем-отвечаем», час творчества, экскурсия в музей. Беседа «Из поколения в поколение».
Методы: информационно-сообщающий, диалогический, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.
Дидактический материал: таблица «Жанры фольклора», тексты с частушками, прибаутками, поговорками.
ТСО: презентация «Жанры фольклора», диски с записями русских народных песен.
Форма подведения итогов: выпуск газеты «Фольклор Ставрополья», посиделки «Святки-колядки».
5.МИР ХУДОЖНИКА
Формы проведения занятий: игра, экскурсия в ДХШ (встречи с преподавателями), заочная экскурсия в Большой театр, «интеллектуальный турнир». Беседы: «Веков связующая нить», «Юным любителям кисти», «Известно ли вам?»
Методы: информационно-сообщающий, диалогический, репродуктивный, иллюстративный, показательный, частично-поисковый.
Дидактический материал: таблицы «Как подготовить свой голос к публичному выступлению», «Виды шрифта».
ТСО: компьютер, видеофильмы, презентации.
6.НАВЫКИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы проведения занятий: час творчества, встреча с местным художником, беседы: «Плакаты, как вид наглядности», «Дизайн - техническая эстетика».
Методы: словесный, практический, частично-поисковый.
Дидактический материал: таблицы «Как подготовить свой голос к публичному выступлению», «Виды шрифта».
ТОС: компьютер, диски.
7. «ИЗ КРАЯ В КРАЙ, ИЗ ГРАДА В ГРАД»
Формы проведения занятий: викторина, час творчества. «Клуб юных знатоков». Экскурсия по родному краю (г. Ставрополь, КМВ), в библиотеку, беседы с элементами игры. Беседы: «Что такое Ставрополье», « В стране гор и целебных источников», Главный город края». «Листая страницы истории..». «Уж вы, горы Кавказские…», «Памятники истории говорят». «Слово о родном крае».
Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный.
Дидактический материал: хронологическая таблица «Архитектурные памятники Ставрополья». Картотека по краеведению
Форма подведения итогов: занятие-путешествие «Страна знаний».
8. НАВЫКИ ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы проведения занятий: экскурсия в читальный зал, игра «Спрашиваем-отвечаем». Беседы: «Библиотека- энциклопедический театр», «Выдающиеся учёные-энциклопедисты».
Методы: исследовательский, частично-поисковый, практический.
Дидактический материал: портреты энциклопедистов, таблица «Виды чтения», памятка «10 золотых правил быстрого чтения».
11.ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Формы проведения занятий: Звёздный час «Это было, было, было…»
- ГОД ОБУЧЕНИЯ
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Формы проведения занятий: тренинг. Конкурс «А помнишь ли ты?»
Методы: частично-поисковый.
Дидактический материал: схемы к тренингу «Я в коллективе».
2.ПИСЬМЕННОСТЬ И КУЛЬТУРА, ТВОРЦЫ СЛОВА РОССИЙСКОГО
Формы проведения занятий: беседы: «Роль старославянского языка», «Русский сказитель-Баян», «Дыхание старины»; экскурсия в типографию, краевой архив (библиотека); викторина по летописи, устный журнал, экскурсия в краевой архив, библиотеку.
Методы: эвристический, диалогический, поисковый.
Дидактический материал: подборка книг на тему «Книгопечатание на Руси».
ТСО: презентация «Летописец- рассказчик и судья», видеозапись, диск с записью колокольного звона.
Форма подведения итогов: дискуссия «Откуда произошло слово «Русь».
3.МИР РУССКОЙ РЕЧИ
Формы проведения занятий: беседы с элементами игры, практикум по культуре общения, встречи с исследователями языка, психологом. Экскурсия а библиотеку, диспут. Пресс-бой. Беседа: «Как мы обращаемся друг к другу», «Этикет и мы».
Методы: частично-поисковый, показательный, диалогический, по дидактическим задачам - метод творческой деятельности.
Дидактический материал: карточки-упражнения с языковым материалом. Таблица «Классификация жестов», тесты, кроссворды.
Форма подведения итогов: составление таблицы «Качества хорошей речи».
4.ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (СТАРОЕ В НОВОМ)
Формы проведения занятий: беседы с элементами игры, игры «интеллектуальные забавы», «Угадай мелодию», заочная экскурсия в ЗАГС, в местный музей. Посиделки «Как это было», беседы: «Обычаи, обряды и традиции – основная форма сохранения особенностей национального фольклора», «Свадьба старого быта».
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Дидактический материал: схема-таблица «Убранство избы», наглядность к теме «Свадьба старого быта».
ТСО: компьютер, презентации, диски с записями русской народной музыки.
Форма подведения итогов: оформление фото альбома «Лавка древней жизни», викторина «Предание старины глубокой».
5.МИР ХУДОЖНИКА
Формы проведения занятий: заочное путешествие, викторина, экскурсия в храм Петра и Павла г. Зеленокумска, игра «Умники и умницы». Пресс-конференция. Беседы: «Иконописные школы Руси», «Иконографика Христа и Богородицы», «Музей – центр памятников культуры». «Вглядываясь в лики…»
Методы: диалогический, информационно-сообщающий, частично-поисковый, проблемный, показательный.
Дидактический материал: репродукции великих художников.
Форма подведения итогов: игра «Умники и умницы» по теме «Соборы мира».
6.НАВЫКИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы проведения занятий: беседа с элементами игры, практикум, экскурсия в Пятигорск (посещение театра оперетты), викторина, конкурс, литературно-музыкальная композиция. Беседы: «Что нужно знать актёру?», «Актёр и сцена».
Методы: диалогический, практический, частично-поисковый.
Дидактический материал: карточки с упражнениями на дыхание, на развитие голоса, по дикции, тест «Актёр ли я?»
ТСО:
9.НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ
Формы проведения занятий: занятие-лекция. Экскурсия по Лермонтовским местам, игра-викторина, путешествие по карте, литературно-музыкальная композиция, диспут, круглый стол. Беседы: «Поговорим о бурных днях Кавказа», «Звезда первой величины», «Лермонтов и Кавказ». Экскурсия по Лермонтовским местам.
Методы: диалогический, исследовательский, репродуктивный.
Дидактический материал: фотографии, портреты известных писателей, посетивших Ставрополье.
ТСО: презентации «Лермонтов и Кавказ», «Писатели на Ставрополье», видеофильмы.
Форма подведения итогов: литературно-музыкальная композиция «Созвездие талантов».
10.ЛИТЕРАТУРНО-ТВОРЧЕСКИЕ НАВЫКИ
Формы проведения занятий: час творчества, игра с элементами беседы, диспут, экскурсия в редакцию.
Беседы: «Особенности языка художественной литературы», «Культура чтения».
Методы: исследовательский, частично-поисковый.
Дидактический материал: схема «Типы, стили, жанры речи», таблица «Литературные жанры».
Форма подведения итогов: час творчества.
11. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Форма проведения занятий: брейн-ринг «Мир познаний».
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Формы проведения: беседа «Возращение к забытому», час творчества «Что такое? Кто такой?»
Методы: поисковый.
Дидактический материал: карточки, схемы к часу творчества.
2.ПИСЬМЕННОСТЬ И КУЛЬТУРА, ТВОРЦЫ СЛОВА РОССИЙСКОГО
Формы проведения занятий: экскурсия в типографию, заочная экскурсия, игра, час творчества, диспут. Беседы: «По следам пишущей ручки», «Этапы развития русского литературного языка», «Монастырь – центр письменности, собрания рукописей и книг, произведений изобразительного искусства».
Методы: поисковый, проблемный.
Дидактический материал: древнерусские тексты.
ТСО: компьютер, презентация «Монастырь – центр письменности»
Форма подведения итогов: оформление обобщающей таблицы «Этапы становления современного русского языка».
2.МИР РУССКОЙ РЕЧИ
Формы проведения занятий: беседы с элементами игры, «Круглый стол», игра-конкурс, диспут «Конфликты нашей жизни». Встречи со старожилами города, психологом Центра, час творчества. Беседы: «Культура поведения», «А помните ли вы…»
Методы: поисковый, информационно-сообщающий, исследовательский.
Дидактический материал: таблица «Письменная форма речевого этикета», тексты упражнений, направленные на развитие речевого слуха.
ТСО: презентации, видеофильмы.
Форма подведение итогов: защита рефератов. Игра-конкурс «Знатоки».
4.ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (СТАРОЕ В НОВОМ)
Формы проведения занятий: игра-экскурсия, викторина, игра-конкурс, занятие-путешествие, занятие - «интеллектуальные забавы».
Методы: репродуктивный, проблемный.
Дидактический материал: журналы мод «Элементы русского стиля».
ТСО: видеофильм театра моды «Вдохновение», презентации.
Форма подведения итогов: организация и проведение экскурсии в музей по теме «Ларец мудрости» в творческих объединениях Центра.
5. МИР ХУДОЖНИКА
Формы проведения занятий: заочная экскурсия по музеям, картинным галереям, краеведческая викторина, литературная композиция «Годы и люди», встреча с местными художниками и поэтами, экскурсия в ДХШ.
Методы: исследовательский, проблемный, показательный.
Дидактический материал: репродукции картин художников края, произведения ставропольских писателей, раздаточные карточки к игре «Узнай героя картины».
ТСО: диски с записями классической музыки и музыки ставропольских композиторов.
Форма подведения итогов: литературно-музыкальная композиция «Образы живые, действительные…»
6.НАВЫКИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы проведения занятий: беседа с элементами игры, час творчества, ролевая игра, экскурсия в театр г. Ставрополя, практикум, литературный журнал.
Методы: практический, поисковый, проблемный.
Дидактический материал: упражнения на развитие качества голоса.
ТСО: диски, компьютер.
9.НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ
Формы проведения занятий: интеллектуальная игра, встреча с писателями, устный журнал, дискуссия, диспут, экскурсия в г. Ставрополь, г. Пятигорск (посещение театров). Беседы: «Скромно говоря- гений», «Искусство горной вершины», «эхо времени», « А музыка звучит…»
Методы: исследовательский, проблемный, поисковый.
Дидактический материал: портреты выдающихся деятелей культуры на Ставрополье.
ТСО: диски с записями музыкальных произведений композиторов края.
Форма подведения итогов: Выпуск газеты «У подножья Машука…»
10.ЛИТЕРАТУРНО-ТВОРЧЕСКИЕ НАВЫКИ
Формы проведения занятий: час творчества, игра «Что? Где? Когда?», «круглый стол».
Методы: поисковый, эвристический, информационно-сообщающий.
Дидактический материал: таблица «Газетные и эпистолярные жанры», памятка «Как подготовить свой голос к выступлению».
11.ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Форма проведения: праздник «Сокровище наше - Русь!»
V РАЗДЕЛ
ЛИТЕРАТУРА
- Барская Н. А. Сюжет и образы древнерусской живописи. М., Просвещение. 1993.
- Гольдин В. Е. Речь и этикет. М.: 1999.
- Иванова С. Ф. Речевой слух и культура речи. М.: 1970.
- Дмитриева Е. Д. Выразительное чтение. М. 1981.
- История Ставропольского края. (А. Найденко, И. Назарова и др.) Ставрополь, 1999.
- Конспекты по истории русской культуры. Учебное пособие. Сост. Харламова Т.И., Максимовский Л.В., Дмитриев А.Е- М.Ставрополь, 2001.
- Коровин К. Краски России. – Л. «Детская литература»., 1986.
- Круглый год. Русский земледельческий календарь. – М., 1991.
- Малышева Р.А. История русского летописания. 10-11 кл.: метод.рекомен.для учителей.- Ставрополь, 1996.
- Невская Т. А. Ставропольские крестьяне. – Ставрополь, 1994.
- Русский народ. Его обычаи, обряды, придания, суеверия и поэзия. - соб. М. Забылиным. М., 1980.
- Ожегов. Толковый словарь. – М., 1990.
- Панов Е. Н. Знаки, символы, языки. – М., 1983.
- Сергеев В. Н. Русские православные праздники. – М., 1983.
- Фолсом Ф. Книга о языке. – М., 1977:
- Шмаков С. Нетрадиционные праздники. – М., Новая школа. 1997.
- Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. – М., 1997.
- Якушин В. В. Гипотезы о происхождении языка. – М., 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок добра "Твори добро на всей Земли..."
Сценарий классного часа "Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо..."А у вас, получается, жить так, чтобы не было потом стыдно? Творить добро и ограждать близких и неблизких от сво...
Добрые советы для вредныех родителей или Вредные советы для добрых родителей
В нашем детском саду существуют определённые правила для родителей. Некоторые родители пренебрегают выполнением данных правил и своих обязанностей по воспитанию детей. Мы решили заимствовать тему вред...
классный час "Добрая воля-добрые дела-добрая жизнь"
данный класный час рассказывает о добровольчестве , о волонтёрской деятельности , об истории волонтёрства....
Кл. час на тему: "Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь"
Классный час...
«Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»
Урок добра «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь». Цель урока: Развитие волонтерского движения в школеЗадачи: 1.Познакомить с волонтёрской деятельностью...
Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»
Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»...
Технологическая карта классного часа «Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»
Технологическая карта классного часа«Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»Тип - Обзорный.(Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в го...