Конспект урока по литературе. Тема: "Обрядовая поэзия"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок литературы для 5 класса по теме "Обрядовая поэзия". Учебник по литературе под редакцией Сухих
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obryadovaya_poeziya.docx | 19.64 КБ |
teksty_obryadovoy_poezii.docx | 14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе.
Тема: Обрядовая поэзия.
Цели:
- Закрепить литературоведческие понятия миф, фольклор.
- Познакомить с обрядовой поэзией. Дать представление о том, для чего была необходима такая поэзия нашим предкам.
- Выделить художественные особенности обрядовой поэзии.
- Показать присутствие обрядов и в современной жизни.
Оборудование: учебник 5 класс под редакцией Сухих, тетрадь, тексты обрядовых песен, на доске рисунки учеников с изображением языческих богов.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Определение темы урока, постановка целей и задач.
Добрый день, дорогие ребята. Сегодня наш урок посвящен обрядовой поэзии. Запишите, пожалуйста, тему урока. Давайте мы с вами вместе попробуем объяснить значение слов «обрядовый, обряд», «поэзия».
Ответы учеников.
Вы молодцы. Действительно обряд – это совокупность действий, которым присуще символическое значение.
Поэзия - словесное художественное творчество, преимущ. стихотворное.
Запишите определения в тетрадь. Как вы думаете, что мы должны понять и узнать на уроке, какие задачи себе поставим?
Задачи:
- Узнать, что такое обрядовая поэзия.
- Для чего нужна обрядовая поэзия.
- Познакомиться с текстами обрядовой поэзии.
На прошлом уроке мы с вами узнали о славянских богах. Обрядовая поэзия связана с верой в языческих богов. Давайте вспомним, каких языческих богов вы знаете?
- Проверка домашнего задания (пересказ параграфа 1)
Славянские боги:
Перун — главный бог, покровитель князя и дружины, также Громовержец.
Хорс — олицетворённое солнце
Дажьбог — солнечное божество, замыкает зиму и отмыкает весну, покровитель свадеб.
Стрибог — божество, связанное, вероятно, с атмосферными функциями (ветром)
Семаргл — полубожественный персонаж с неясными функциями, возможно — вестник между небесным и земным мирами
Макошь — женское божество, покровительница прядения и ткачества.
Сварог — возможно, бог-кузнец
Сварожич — олицетворённый огонь
Перун — громовержец, главный бог пантеона
Мать — Сыра Земля — женский образ олицетворённой плодородной, родящей земли-матери.
- Изучение нового материала:
Вот в каких богов верили наши предки.
Посмотрите внимательно на парты. Что вы увидели? Верно. Перед вами тексты с стихотворениями. Их не просто читали, а пели. Давайте прочитаем их.
Выразительное чтение произведений обрядовой поэзии.
- О чём говориться в этих произведениях?
- Как вы думаете, когда и для чего использовали эти песни и стихи наши предки?
Сегодня на уроке мы узнаем, что это за произведения и для чего они нужны.
Работа со статьей учебника:
Читаем 1 абзац.
- Для чего людям нужны были обряды? (Обряд обеспечивает безопасность, приносит успех, здоровье).
Читаем 2 абзац.
- На каких два вида делились обряды (Календарные и семейные)
Читаем статью до конца.
- Приведите примеры календарных и семейных обрядов.
По ходу чтения статьи делаются записи в тетрадь.
Колядка— это обрядовая песня с пожеланиями богатства, доброго здоровья, хорошего урожая. Исполнялись колядки на святках, преимущественно в ночь под Рождество.
Святочные гадания — гадания у славянских народов, хронологически связанные с периодом зимних святок (с Сочельника по Крещение).
Веснянки - обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие восточнославянский обряд кликания весны.
Вернемся к произведениям, которые мы читали в начале урока. Определите, какие песни для каких обрядов использовались.
Откройте страницу 16 – 17 учебника, давайте еще прочитаем примеры обрядовой поэзии.
Какие праздники мы отмечаем сейчас, какие обряды используем? Какие традиции сохранились с давних времен? (Ильин день, Пасха – крашеные яйца, подарки на НГ, святочные гадания, масленница)
Домашнее задание: с.14 – 16 пересказ, с.17 вопрос 1и 2 – устно.
Конспект урока по литературе.
Тема: «Малые жанры фольклора».
Цели:
- Познакомить с происхождением и природой жанра загадок.
- Научить составлять загадки.
- Раскрыть мудрость, поучительный смысл и совершенство формы пословиц и поговорок.
Ход урока:
- Проверка домашнего задания: устный ответ про обрядовую поэзию.
- Актуализация знаний:
- Что такое фольклор?
- Какие жанры фольклора вы знаете?
3. Изучение нового материала:
- Сегодня мы будем изучать такие жанры фольклора как загадки, пословицы и поговорки.
- Как бы вы объяснили, что такое загадка?
Загадка – это выражение, которое нуждается в разгадке.
Работа с книгой.
- Открываем страницу 18, читаем и находим ответы на вопросы:
Что характерно для загадок? (ритм)
О каких вещах загадываются загадки, приведите примеры.
Загадка строится на метафоре.
Метафора (от греч. - перенос) - переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
Пример: Под землей огонь горит, а снаружи дым видно. (Морковь)
Кроме метафоры, есть другие способы составить загадку (Записать примеры).
4. Составление загадки:
Давайте вместе попробуем составить загадку про снег (слайд).
Какие определения мы можем подобрать к слову снег? (пушистый, белый)
Каким другим словом мы можем заменить слово снег? (покрывало, одеяло, ковер)
Например, белое одеяло всю землю укрыло. Но это очень просто. А вот посложней (слайд).
Дома вы потренируетесь в составлении сложных загадок.
5. Пословицы и поговорки.
Мудрость народная-так говорят о пословицах и поговорках. Откройте с. 21 и найдите определение пословицы и поговорки. Запишите в тетрадь эти определения.
Как отличить пословицу от поговорки?
Попробуйте объяснить смысл следующих пословиц:
Береги платье снову, а честь смолоду.
Ученье - красота, неученье - простота!
Чему учился, тому и пригодился.
Ученье лучше богатства.
- Молодцы, значение пословиц вы знаете. А сможете ли подобрать нужную пословицу к определенной ситуации, проверим.
- Сказала Нина что-то по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала соседке по парте, которая поделилась ещё с кем-то. Вскоре об этом узнали все.
По секрету – всему свету.
- Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Молодцы, с этим заданием справились.
Открываем с. 23 и прочитаем пословицы и поговорки.
Домашнее задание: составить 2-3 загадки, выписать 3 пословицы на тему «Учеба», выучить теорию с.18-23.
Предварительный просмотр:
Тексты для урока по теме «Обрядовая поэзия»
Ночь волшебная идет,
Ночь идет святая,
Радость светлую несет,
Души озаряя.
Открывайте ворота
Коляде идущей,
Накануне Рождества
Счастье вам несущей.
Чтобы полон был ваш дом
И добром и благом,
Хорошо чтоб жили в нем
Без забот и тягот.
Колядует коляда
Из веков сегодня,
Чтоб сияла вам звезда
Милости Господней.
***
Пришла коляда
Накануне Рождества,
Дайте коровку,
Масляну головку.
А дай Бог тому,
Кто в этом дому.
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста.
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из ползерна ─ пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытием,
И богатством.
И создай вам, Господи,
Еще лучше того!
***
Жаворонки, жаворонки, |
***
Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела.
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.
Весна-красна, на чём пришла?
На сошочке, на бороночке,
На лошадиной голове,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку,
На пшеничном зёрнышку-у-у.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии
Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...
конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии
Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...
Конспект урока по литературе в 10 классе «Поэзия Ф.И.Тютчева и А.А.Фета в музыке»
Урок ставит своей целью расширить и обогатить представления учащихся о творчестве Ф.И.Тютчева и А.А.Фета....
конспект урока по литературе по теме" Поэзия подвига"
Урок предназначен для 11 классаи сопровождается мультимедиа - презентацией. Урок обеспечивает разнообразные формы работы, знакомит с героями -фронтовиками, особенно молодых писателей -фронтовико...
Конспект урока по литературе в 9 классе по теме: Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова «Дума». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзия.
Этапы отношения М.Ю. Лермонтова к Родине, ко времени, в котором он жил, к поколению, к государственности; выявить противоречия лирического героя.Формирование любви к русской литературе, русской природ...
Конспект урока по литературе на тему: «Духовная поэзия в творчестве М.Ю. Лермонтова»
(На основе следующих стихотворений: «Мой дом», «Ангел», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…», «Ветка Палестины…» «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Выхожу один я на дорогу…» - 7...
Конспект урока по литературе на тему "Серебряный век русской поэзии"
Конспект урока по литературе на тему "Серебряный век русской поэзии" нацелен на знакомство учащихся с понятием "Серебряный век". На данном уроке дети познакомятся с биографическими сведениями некоторы...