Игра "Умники и умницы " по творчеству А.Н. Островского и Л.Н.Толстого для учащихся 10х классов
учебно-методический материал по литературе (10 класс)
Игра проводится по принципу интеллектуальной игры "Умники и Умницы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Умники и умницы» по творчеству А.Н.Островского
для учащихся 10-х классов.
Игра проводится по принципу интеллектуальной игры "Умники и Умницы". Правила этой игры описаны ранее.
Вопросы отборочного тура.
- раунд.
а). Какой театр любил посещать А.Н.Островский в юности. ( Московский Малый театр)
б). Какую пьесу-сказку создал А.Н.Островский в имении Щелыково? («Снегурочка»).
в). Какой театр в нашей стране называют «Домом Островского»? (Московский Малый театр).
2 раунд.
а). Как называется статья, которую посвятил Добролюбов Драме «Гроза»? («Луч света в тёмном царстве»).
б). Кому принадлежат слова: «Гроза» - есть, без сомнения, решительное произведение Островского. В «Грозе» есть даже что-то освежающее и бодрящее». (Добролюбов «Луч света в тёмном царстве»).
в). «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений» - кому и по какому поводу были адресованы эти слова? (пьеса «Бесприданница», начальнику репертуарной части петербургских театров Фёдорову; опус 40).
Определение дорожки – выразительное чтение монолога Кулигина из драмы А.Н.Островского «Гроза».
1 агон –
«Знаете ли вы персонажей драмы «Гроза»?
красная дорожка - …будучи человеком образованным, беспрекословно подчинялся самодуру. (Борис, племянник Дикого).
Жёлтая дорожка - …при упоминании, что должен кому-то долг отдать, свирепел и ругался. (Купец Дикой)
Зелёная дорожка - … утверждал, что «Литва на нас с неба упала». (Один из гуляющих по набережной).
2 агон –
Кому из персонажей драмы «Гроза» принадлежат слова:
Красна дорожка – «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». (Варвара).
Жёлтая дорожка – «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них!.. Ничего-то не знают, никакого порядка… что будет, как будет свет стоять? Уж и не знаю!» (Кабанова)
Зелёная дорожка – "Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!" (Кулигин).
3 агон
Пьеса «Бесприданница».
Красная дорожка – Вы Харита Игнатьевна Огудалова – что говорит о Вас ваше имя?
Жёлтая дорожка – Вы Юлий Капитоныч Карандышев – о чём говорит ваше имя?
Зелёная дорожка – Вы Лариса – что скрывается за вашим именем.
4 агон – «Кто Я?»
Красная дорожка – он играл в оперетте «Птички певчие» нотариуса, а Вожеватов ему говорит: «Ну зачем я тебя туда возьму, с какой стати? Клетку, что ли , сделать да показывать тебя?» Одет в плащ, правая пола закинута на левое плече, мягкая высокая шляпа надета на бок. Называет Паратова – Серж. (Робинзон)
Жёлтая дорожка – он учился русскому языку у бурлаков, а французскому - у английского лорда;
-ему 30 лет; он «блестящий барин» (Паратов).
Зелёная дорожка – она вещь, дорогой бриллиант, требующий дорогой оправы и хорошего ювелира. (Лариса)
Финал.
Красная дорожка – Паратов: - Хочу продать свою волюшку.
Харита Игнатьевна: - Понимаю: выгодно жениться хотите! А во сколько вы цените свою волюшку?
Паратов: - Какова цена воли Паратова? (Полмиллиона).
Жёлтая дорожка –
Харита Игнатьевна: - Мне завтра хотелось бы дочери сюрприз сделать.
Кнуров: - ну, что там такое? Что это стоит?
Харита Игнатьевна: - Оцените, Мокий Парменыч!
Кнуров: - Что тут ценить? Пустое дело!
-О чём идёт речи, и сколько за это заплатил Кнуров? (Подарок Вожеватова – брошь. Триста рублей это стоит).
Зелёная дорожка:
Вожеватов: - Гаврило, дай-ка нам чайку моего, понимаешь?
О каком «Чае» идёт речь? («Да всё то же шампанское, только в чайники он разольёт и стаканы с блюдечками подаст»).
«Умники и умницы»
(викторина по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") 10 класс.
Оборудование: портреты Толстого, файловые папки по творчеству писателя, высказывания, три дорожки, цилиндры, ордена.
Ход игры.
Игра состоит из трех агонов («агон» в переводе с греческого «соревнование», «состязание»).
Ведущий. Объясняет правила игры:
Красная дорожка – самый короткий путь к победе. Но и самый трудный. 2 вопроса, но нельзя ошибаться.
Желтая дорожка – 3 вопроса, допустима одна неточность в ответе.
Зеленая дорожка – длиннее предыдущих: 4 вопроса, можно ошибаться дважды.
Судит Высокий ареопаг.
Слово учителя о теме игры.
Сегодня мы вновь будем говорить о величайшей фигуре XIX века, писателе и философе, который всю жизнь жил честно, путался, ошибался, начинал и бросал, и опять начинали опять бросал, и вечно боролся и лишался. Потому что считал, что «спокойствие – душевная подлость». Ваше мнение о любом герое романа.
Вопросы для розыгрыша.
- Где провел Толстой большую часть своей жизни? (Имение Ясная Поляна).
- Обратите внимание на свойственные великому писателю напряженную духовную работу, поиски смысла жизни, стремление к нравственному самоусовершенствованию. Кому из героев Толстого свойственно это? (кн. Андрей, Пьер Безухов).
- Яснополянская школа. Какие ее принципы и методы заслуживают уважения?
- Осажденный Севастополь. Что там делал Толстой?
- Рассказ «Кавказский пленник» переписывался 100 раз. А сколько раз переписывался роман «Война и мир»?
- Перечислите крупные сражения, описанные в романе «Война и мир». (Шенграбенское, Аустерлицкое)
- Перечислить рода войск русской армии в 1812г. (пехота, артиллерия, уланы, гусары, драгуны, кавалерия).
- Для чего Лёвушка Толстой искал зеленую палочку?
Первый агон.
КТО ВЫ?
желтая дорожка
- Умен, вечно занят делом, деспотичен иногда до самодурства, часто мучит своих домашних, особенно дочь. Кто вы? Представьтесь.(старый князь Болконский).
- Расскажите о себе. Почему и где вы живете, какая у вас семья?
- Провожая сына на войну, вы даете ему наказ? Какой?
- Кто из героев русской литературы тоже дает детям наказы и какие? (отец Гринева, Молчалина, Чичикова).
- Опишите свой рабочий день.
- А что, мадмуазель Бурьен действительно пленила ваше сердце?
- Почему вы так неровно относитесь к людям: Пьеру даже предлагали свою «дуру» дочь, а вот с богатым Анатолием Курагиным долго не говорили?
- Княжна Марья засиделась в невестах, а вы еще так сватов плохо встретили. Кстати, как?
Первый агон. (Багратион (красная дорожка)).
- Любимый ученик Кутузова, который посылается на самые трудные участки фронта. Кто вы?
- Да, «Бог, рати он», как звали вас солдаты? Почему вам памятник стоит в Тбилиси?(Грузинский князь).
- Как вы спасли русскую армию в кампании 1805-1807 годов. Чего это вам стоило?
- На поле боя вы бог, а почему так стеснялись на обеде в Английском клубе Москвы?
- Где же Кутузов потеряет своего любимого ученика?
Первый агон. (Наташа (зеленая дорожка)).
- «Казак», «зелье девка». О ком так сказала Марья Дм. Ахросимова? Узнайте себя. (Наташа Ростова.)
- Итак, вы Наташа. Расскажите о своей семье. (С кем вы близки? Чем увлечены?)
- Кто из героев романа делал вам предложение? (а) был роман с Борисом Друбецким, б)Василий Денисов, в) кн. Андрей Болконский, г) Анатоль Курагин.)
4. Охарактеризуйте себя, что вы любите, что нет.
5. Как вы относитесь к музыке? Где проявляется ваша музыкальность? Кстати, а где вы научились так прекрасно танцевать?
- Станцуйте нам, пожалуйста, танец, который вы танцевали у дядюшки.
- Сколько раз вас судьба сводила с Андреем Болконским? (Отрадное, бал, помолвка, встреча в обозе)
- Давайте разберемся в вашем чувстве к Анатолию. Вы что, действительно его любили?
- Что вас больше всего убило в его поведении?
- Почему все-таки тайком вы пошли в палатку к раненому князю Андрею?
Второй агон. (князь Андрей (зеленая дорожка)).
- «Твоя дорога – дорога чести». Так вам сказал ваш непосредственный начальник великий Михаил Илларионович. Кто же вы? (кн. Андрей Николаевич Болконский)
- Расскажите о себе, своей семье до встречи с Наташей Ростовой.
- А кто вам на балу ее представил и какими словами? Расскажите об этом событии.
- Андрей Николаевич, вы достойный сын своего отца. Почему же вы защищаете на военном совете человека не своего круга Тушина, а представителя своего сословия Жеркова уличаете в неправде?
- При каких обстоятельствах вы встретились с Наполеоном? Какое значение имела эта встреча в вашей жизни?
- В каких крупных сражениях вы участвовали?
- Какие удары нанесла вам судьба? (разочарование в Наполеоне, смерть жены, разочарование в Сперанском, измена Наташи).
- Кстати, а почему вы потеряли Наташу? (В его чувстве больше эгоизма, чем любви).
- Где вы встретились с Курагиным, почему не отомстите, как мечталось?
- Как часто вы писали отцу с войны?
- Сколько вам лет, когда вы встречаете Наташу Р.?
Второй агон. (Наполеон(желтая дорожка)).
- «Корсиканское чудовище», «французский император», блестящий военачальник. Отзывы разные, а ответ один. Какой?
- До похода на Россию где вы набирались опыта?
- Согласны ли вы с характеристикой, какую вам дал граф Толстой: ничтожный и бездарный полководец, вам свойственны бессердечность и актерство, презрение к людям? Таковы ли вы на самом деле?
- Что вас удивляло в тактике Кутузова в Отечественной Войне 1812г.?(отступал, оставил Москву, не дал генерального сражения)
- Почему на Аустерлицком поле вы среди убитых и раненых выделили именно князя Андрея?
- Почему же, захватив Москву без боя, вы бросили свою армию и позорно бежали?
- Где вы закончили свои дни?
- Почему вы были так популярны у молодого поколения России первой половины XIX столетия?
- Как вы моментально прославились?
Второй агон. ( Анатоль Курагин (красная дорожка)).
- Вы блестящий светский денди, проматывающий в год баснословные деньги отцовского состояния, у вас красавица сестра Элен и идиот брат Ипполит. Вы…
- Что вас связывало в начале романа с Пьером Безуховым?
- Как вы думаете, какие слухи ходили про вас в свете?
- Любая красавица столица готова была вам ответить (и отвечала) взаимностью. Для чего вам нужен был роман с графиней Ростовой?
- Расскажите историю вашей женитьбы.
Третий агон. (Пьер(зеленая дорожка)).
- «Глупый муж красивой жены», незаконнорожденный сын екатерининского вельможи. Это…
- Расскажите немного свою биографию. Она достойна описания.
- Чем же вы занимаетесь в Петербурге?
- Чем вы встревожили хозяйку салона Анну Павловну Шерер?
- Как произошло, ваше сватовство к Элен Курагиной? Неужели она действительно влюбилась в вас без памяти?
- Вы человек мирный. Даже не знаете. Как и куда целиться, как же вы посмели вызвать Долохова на дуэль, ведь он - ваш больший приятель по кутежам?
- Что привлекло вас в масонстве и что оттолкнуло?
- Что вы испытали в 1812г.? (участие в Бородинском сражении, плен, близость к н-ду)
- С кем вы наконец обрели счастье? Сколько у вас детей?
- Чем закончились ваши поиски смысла в жизни? Чему вы решили посвятить свою жизнь?
Третий агон. (княжна Марья(желтая дорожка)).
- Неуклюжая, с тяжелой походкой, но замечательными лучистыми глазами – такой мы запомнили…
- Расскажите о своей жизни в Лысых Горах.
- Какое место занимала в вашей жизни религия?(…странники, божьи люди)
- Почему вы отказали Анатолию, по вашим верованиям, мужа дает Бог, значит надо его принимать таким, какой он есть. Это что – бунт против Бога?
- Как сложились ваши отношения с Наташей Ростовой?
- О чем вы просите брата Андрюшу, когда он после измены Наташи идет на войну с французами? (не мстить Анатолию).
- Какой по-вашему, самый тяжелый грех князя Андрея (гордость мысли).
- Как вы познакомились с Николаем Ростовым?
- Вы счастливы с ним в браке. Но какие поступки мужа вас всегда возмущают?
Третий агон. (Кутузов(красная дорожка)).
- Любимый ученик Суворова, «старый хитрый лис», по оценке Наполеона, имеющий … ранен.
- Итак, Михаил Илларионович, как вы думаете. Как восприняли в России разные слои общества ваше назначение на пост главнокомандующего?(Светское общество - , Народ - , Передовые люди - )
- А зачем оно вам надо было на старости лет рисковать своей репутацией на возглавление русской армии?
- Почему вы спали на военном совете перед Аустерлицким сражением, а на совете в Филях бодрствовали?
- А как вы объясните свое поведение на Бородинском поле?
- Какие люди вам симпатичны и почему? (Багратион, Князь Андрей)
Подведение итогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Урок. Тема: Жизнь и творчество А. Н. Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.
Урок литературы в 10 классе. Жизнь и творчество Островского. Традиции русской драматургии....
Тест по творчеству А.Н.Островского, 10 класс
В данном тесте содержатся вопросы, касающиеся жизни, творчества писателя и содержания его пьесы "Гроза"...
Урок - аргументированная беседа Осуждение нравственной слабости, эгоизма, приспособленчества в пьесе А.Н. Островского «Гроза» Цикл уроков по творчеству А.Н. Островского
Цикл уроков по творчеству А.Н. Островского...
Специфика школьного анализа драматического произведения. Изучение творчества А. Н. Островского в 10 классе
Изучение восприятия учащимися содержания пьесы при самостоятельном чтении на первом этапе их знакомства с этим родом литературы показывает почти полное отсутствие умения читать и понимать драматически...
Презентация для учащихся 10 класса по теме "Очерк жизни и творчества А.Н.Островского"
Данная презентация содержит краткий обзор жизни и творчества А.Н.Островского, новаторство драматурга...
Интеллектуальная игра " Умники и умницы " по пьесам А.Н.Островского " Гроза" и " Бесприданница".
Интеллектуальная игра " Умники и умницы" в игровой форме обобщает изученный материала по теме «Жизнь и творчество А.Н.Островского», актуализирует и пополняет знания в области тео...
Интерактивная игра по творчеству А.Н.Островского. Пьесы "Свои люди - сочтёмся!", "Гроза", "Бесприданница". Критика о творчестве драматурга.
Интерактивная игра-урок разработана на основе игры "Своя игра". Можно ипользовать в качестве повторения пройденных тем по творчеству А.Н. Островского. В игре учащиеся вспомнят три пьесы...