Квест по литературе Тайны словаря
материал по литературе (6 класс)

Игра- квест по литературе "Тайны словаря"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_tayny_slovarya.docx41.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Пионеры

  муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области____

694640, Сахалинская область, Холмский район, с. Пионеры, ул. Школьная, 8 «Б»; тел./факс: 2-01-93,E-mail: ooshpionery@yandex.ru

Всероссийский конкурс «Словарный урок»

СЛОВАРНЫЙ КВЕСТ

 «ТАЙНЫ СЛОВАРЯ»

Бойко Галина Петровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Пионеры

  муниципального образования «Холмский

городской округ» Сахалинской области,

учитель русского языка и литературы

с. Пионеры, 2021 год

Внеклассное мероприятие по русскому языку: Сценарий игры- квеста «Тайны словаря».

Современные тенденции в методике преподавания русского языка в школе ставят перед учителем новые задачи. Федеральный государственный образовательный стандарт, направленный на «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий»,  опирается на системно - деятельностный подход, который позволяет достигать «целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся».  Процесс развития личности  происходит как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Внеурочная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно - фактологический, описательно – поисковый или творческий.

Внеурочная деятельность даёт возможность углублять приобретаемые на уроках знания, совершенствовать умение анализировать различные языковые явления, расширять лингвистический кругозор школьников.

Цель игры:

 развитие познавательной активности и познавательного интереса к русскому языку и литературе; развитие культуры общения; развитие образного и логического мышления, воображения, речи, формирование предметных умений и навыков.

 Задачи: мотивировать школьников к участию в игре; формировать и развивать детские команды, совместно участвующие в квесте; расширить кругозор учащихся; создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы; создать условия для развития памяти, внимания, воображения; содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

    -Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Форма проведения мероприятия: квест-игра - путешествие по станциям.

Участники: ученики 2-8 классов

Продолжительность квеста: 35 мин

Место проведения: учебные кабинеты.

Оборудование: словари, справочники, энциклопедии, учебники русского языка, смайлики.

                                      Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте. Я рада приветствовать вас на СЛОВАРНОМ КВЕСТА  «Тайны словаря». Главный гость сегодня – его величество СЛОВАРЬ. Словари – наши лучшие помощники в овладении нормами русского литературного языка. Хранители словарей ждут гостей, чтобы проверить их знания и умение пользоваться словарями русского языка.

Сейчас я вам объясню правила игры. В словарном квесте 4 разных станции. На каждой остановке вы должны выполнить определѐнное задание, и только после этого перейти на следующую станцию. Передвигаться вам поможет карта. Сбиваться с маршрута не рекомендуется. Победителем станет та команда, которая быстрее пройдет все станции.

Ведущий: Для того чтобы получить карту, вам необходимо ответить на вопросы:

(Вопросы задаются командам по очереди.)

  1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква “Ц”)
  2. В каком слове буква я встречается семь раз? (Семь-я.)
  3. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
  4. В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (Стонет)
  5. Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)
  6. Что находится между горой и оврагом? (Буква “И”)
  7. Какие два местоимения мешают транспорту? (Я-МЫ.)
  8. Какие три местоимения самые чистые? (Вы-мы-ты.)
  9. Кто скорее других заменит все предложение антонимами: Летнее утро наступило? (Зимний вечер закончился)

Ведущий: Итак, у нас 2 команды. Каждая сейчас доказала, что способна окунуться в тайны русского языка.  (Идёт вручение карт).

Вы видите, на них указана 1-я маршрутная станция. Вы должны совещаться, чтобы отвечать правильно, доверять друг другу, быть одним сплочённым коллективом. Начинаем!

1.Станция «Лингвистические угадайки»

2. Станция «Грамматическая арифметика»

3. Станция «Лингвистические «Почемучки»»

4. Станция «В мире слов»

1.Станция «Лингвистические угадайки»

 Работа над нестандартными заданиями этого типа также связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений, но, в отличие от "перевода с русского на русский", они должны либо восстановить "первоисточник" (словосочетание, фразеологический оборот, предложение) по отдельным его деталям и признакам, либо "угадать" слово по его описанию (толкованию). Выполнение подобных заданий во многом напоминает хорошо известную всем игру-задачу под названием "кроссворд" (без привычного заполнения буквами его клеточек, хотя возможно и такое задание).

 Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся - за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов - и грамматический строй речи - при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта). Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).

 Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:

 - угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;

 - расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;

 - разгадывание загадок (в том числе и лин-гвистических);

 - игры-задачи "Я задумала слово", "Вопрос - ответ" и др.

 Задание 1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

 "Глаз" автомобиля. "Свежезамороженный" дождь. "Слово" регулировщика. "Архитектурное строение" пчел.

 Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость.

 Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.

 Задание 2. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

  1. Не воробей.
  2.  На дворе, на траве.
  3. Продукт, который маслом не испортишь.
  4.  Она пуще неволи.
  5. Суп, сваренный Демьяном.
  6. Мельник, работающий неделями.

2. Станция «Грамматическая арифметика»

- Здравствуйте, ребята! Вы оказались на станции «Грамматическая арифметика». Сейчас мы с вами будем решать лингвистические примеры. Если вы справитесь с ними, то получите конверт, в котором находится подсказка. С помощью этой подсказки вы сможете найти следующую станцию.

Задание 1.

- Решите примеры:

  1. Ба + деревянный сосуд =
  2. До + зарытые в земле ценности =
  3. Кабан – ан + лук =
  4. Автор – р + мода – да + бильярд – ярд =

Задание 2:

- А знаете ли вы, что такое метаграммы? (Загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы на другую получается новое слово.) Давайте разгадаем несколько таких загадок.

1) Я символ власти, нужный королю.
Но если «н» на «в» сменить –
Я травку на лугу щиплю
И можете меня доить.

2) Когда я с т - на мне плывут.

Когда я с д - меня сорвут.

3) С к я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне,

С п, от вас не утаю,

Тоже в школе я стою.

4) Я безумно с гайкой дружен,
Нас водою не разлить.
А больным я буду нужен,
Если «в» на «б» сменить.

5. Металл я ценный – это ясно,
Но букву первую смени,
И местом стану я опасным,
Смотри во мне не утони.

6. Вырвать можешь ты меня
Из тетрадки иль альбома.
Сменишь «л» на «а» – и я
Вью гнездо на крыше дома.

7. С буквой «Г» - лечу
И с буквой «В» - лечу.

3. Станция «Лингвистические «Почемучки»»

 Это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Неожиданность формулировок вопросов по форме и не шаблонность их содержания служат хорошим стимулом для выполнения заданий. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие "открытия" в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому.

 За внешней простотой (иногда даже несерьезностью формулировок) вопросов кроется серьезное лингвистическое содержание: языковые факты учащиеся должны объяснить "научным языком". Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, т.е. формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле.

 К заданиям этой группы относятся:

 - вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов);

 - вопросы занимательного характера (в их основе - внеязыковая ситуация: вопросы-шутки, вопросы-загадки, "неожиданные" или "детские" вопросы).

 Задание 1.Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос.

 1. Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь?

 2. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика - за их сына? (По И.М.Подгаецкой.)

 3. Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются?

 Стукнете - стукните. Вырастешь - вырастишь. В пенье птиц - в пении птиц. В "Песне о Соколе" - в "Песни о вещем Олеге".

 Задание 2. Дайте ответы на вопросы-шутки. Как можно проверить их правильность?

 1. Какое домашнее животное любит смотреть на новые ворота?

 2. В каком городе живет дядька, если в огороде бузина?

 3. Как называется полуфабрикат из детской дразнилки?

 4. Какую строчку не прочитать?

 5. Какую шляпку нельзя надеть на голову?

6.Чего не следует сыпать на рану?

4. Станция «В мире слов»

- Здравствуйте, ребята! Вы оказались на станции «В мире слов». Сейчас мы с вами попробуем разгадать тайны, связанные с историей языка, этимологией, толкованием слов. Для этого вам нужно выполнить задания. Если вы справитесь с ними, то получите конверт, в котором находится подсказка. С помощью подсказки вы сможете найти следующую станцию.

1 задание: объясните значения устаревших слов. Соотнесите стрелочками слова с их значениями.

Тать

Плечо

Вепрь

горе

Ланита

Щека

Агнец

Путь

Рамо

Вор

Десница

Глаз

Око

Зрачок

Зеница

Правая рука

Стезя

Ягнёнок

Лихо

Кабан

2 задание: Владимир Иванович Даль (1801-1872) предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Какие заимствования должны были заменить, по мнению Даля, эти слова? Соотнесите стрелочками слова с их значениями.

Волнователь

Гимнастика

Глазоём

Фиолетовый

Ловкосилие

Агитатор

Подобень

маршрут

Сине-алый

Горизонт

Дальнеразговорня

Портрет

Путевик

Телефон

3 задание: Из какого языка пришли в нашу речь эти слова? Назовите их буквальное значение. Соотнесите стрелочками слова с их значениями.

Тинейджер

Английск. «нечестный, подлый»

Тайфун

Еврейск. «суббота»

Фол

Японск. «голыми руками»

Карате

Китайск. «большой ветер»

Шабаш

Англ. «человек в возрасте от 10 до 19 лет»

Команды проходят этапы поочередно.

В момент выполнения задания на этапе должна находится одна команда.

Ориентировочное время прохождения каждого этапа - не более 5 - 7 минут (получение задания и словаря - 1 мин.; время выполнения задания - 5 мин.; ответы на “переходные вопросы” - 1 мин.).

Жюри проверяет задания, подсчитывает баллы и «смайлики» и определяет команды-победительницы.

Подведение итогов (вручение грамот)

Ведущий: «Каждое  произнесённое  тобой  СЛОВО – ЖИВОЕ, оно  имеет  свой размер, цвет, свет, вкус, запах, объём, память, историю, предназначение, силу и нежность. Только люди об этом почему-то забыли,» - это мысли русских мудрецов. Мы рады, что сегодня, открывая тайны СЛОВАРЯ, вы смогли ощутить его силу. Мы надеемся, что вы будете любить и беречь наш русский язык!

Заключение.

Ученики с удовольствием включаются в образовательный квест, ведь им предлагается неординарная организация образовательной деятельности и захватывающий сюжет. Каждый из участников вовлечён в процесс и имеет возможность самореализации. Форма игры помогает создать приятную доброжелательную атмосферу, в которой ребенок получает массу положительных эмоций.

Квест помогает решить следующие задачи: организацию групповой и индивидуальной работы, развитие интереса к русскому языку, развитие творческих способностей, умение самостоятельно работать и нести ответственность за выполненное задание, расширение кругозора.

Обязанности капитана команды

Главная обязанность капитана - руководить работой команды при выполнении этапных заданий.

Капитан команды:

  • в начале каждого этапа квеста обращается к ведущему (хранителю словарей) с просьбой выдать команде необходимый для выполнения задания словарь;
  • получает от ведущего (хранителя словарей) этапное задание и словари;
  • зачитывает задания участникам команды;
  • при необходимости распределяет работу в команде;
  • руководит обсуждением вопросов и ответов;
  • следит за правильностью заполнения ответов в бланках заданий;
  • перед переходом на следующий этап получает от ведущего (хранителя словарей) переходную карточку с названием следующего этапа;
  • хранит листочки с ответами и переходные карточки в специальной папке или файле;
  • по завершении последнего этапа квеста передает листочки с ответами и карточки учителю (или жюри) для проверки и начисления баллов.

Обязанности участников команды

Участники команды:

  • вежливы в общении друг с другом и с другими участниками квеста;
  • выполняют указания капитана команды и ведущих (хранителей словарей);
  • внимательно слушают и читают этапные задания; участвуют в обсуждении ответов;
  • при выполнении заданий аккуратно обращаются со словарями;
  • аккуратно и разборчиво записывают ответы;
  • работают слаженно, направляя совместные усилия на поиск правильных ответов;
  • поддерживают соревновательный дух команды, верят в победу, не унывают при временных трудностях.

Обязанности ведущих (хранителей словарей) на этапах

Ведущий:

  • встречает команду, сообщает участникам команды название зала, в котором проходит очередной этап квеста;
  • выдает капитану команды этапное задание и словари;
  • объявляет старт работы; следит за временем выполнения задания;
  • по истечении времени выполнения задания останавливает работу команды независимо от количества выполненных заданий;
  • проверяет правильность заполнения ответов; на месте незаполненных ответов ставит прочерк;
  • задает команде «переходные вопросы» (при необходимости помогает команде подсказками, установленными правилами проведения квеста);
  • выдает капитану команды карточку с названием следующего этапа; в случае, если команда ответила на «переходный вопрос» без подсказок, ставит на карточке смайлик.

Список учебников и словарей, рекомендуемых к использованию на этапах квеста

1) Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Т.А. Ладыженская и др. М.:Просвещение, 2019.

2) Русский язык. 6 класс.Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. М.Т. Баранов и др. М.: Просвещение, 2021.

3) Школьный словообразовательный словарь русского языка. А.Н. Тихонов.М.: Цитадель-трейд, 2004.

4)Этимологический словарь русского языка. Г.А. Крылов. СПб.,ООО  “Полиграфуслуги”, 2005.

5)Учебный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся нац. школ. Е.А. Быстрова, А.П. Окунева, Н.М. Шанский. Л.: Просвещение, 1984.

Приложение

Карта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по литературе "Тайны словесного мастерства"

Содержит программу курса,обоснование целей и задач, а также тематическое планирование...

Урок литературы "Тайна жизни, творчества, судьбы А.А. Фета" (10 класс).

Конспект первого урока по изучению жизни и творчества А.А.Фета в 10 классе. Рекомендуется учителям литературы средней школы....

Сценарий воспитательного мероприятия для 7 класса. Классный час "Игра-квест "Школьный двор. Тайна слова"

Современные реалии требуют от учителя и классного руководителя нового подхода к процессу организации внеклассных мероприятий, поиска  новых форм, интересных и понятных поколению современных школь...

ТАЙНЫ СЛОВАРЯ С.И.ОЖЕГОВА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ТАЙНЫ СЛОВАРЯ С.И.ОЖЕГОВА" МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-11 КЛАССАХ...

Квест игр а" Тайны парковых аллей."

Квест игра "Тайны парковых аллей"...

Веб-квест по литературе на тему "Тайны рукописей" 8 класс

Корреспондентское расследование"Художественное произведение.Что это?"https://76elenastar.wixsite.com/web-questМатериалы -подсказкиhttps://nsportal.ru/user/955211/page/materialy-dlya-prohozhd...

Рабочая программа спецкурса по литературе "Тайный мир текста".

Актуальность программы курса заключается в том, что анализ  текста художественного произведения предлагается как процесс медленного чтения, чуткого вслушивания в слово, его многозначность, ёмкост...