Рабочая программа элективного курса «Поэзия русского символизма».
рабочая программа по литературе (11 класс)
Программа элективного курса «Поэзия русского символизма», 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Поэзия русского символизма. | 46.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Варава Елена Александровна
Должность: учитель русского языка, литературы, риторики
Учебное заведение: МБОУ «СОШ № 1»
Населённый пункт: п.Пуровск Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа
Наименование материала: программа элективного курса «Поэзия русского символизма»
Раздел: среднее общее образование
Программа элективного курса «Поэзия русского символизма».
Пояснительная записка.
Данный элективный курс предназначен для учащихся профильных классов (групп) и направлен на углубленное изучение, прочтение, интерпретацию произведений поэтов «серебряного века»: поэтов-символистов.
Цель элективного курса - дать учащимся целостное представление о литературном течении «Символизм» и творчестве поэтов русского символизма.
Основные задачи курса.
1. Образовательные:
1.1. познакомить учащихся с биографией и творчеством поэтов периода конца Х1Х-начала ХХ в., показать роль их мировоззрения на отечественную литературу ХХ века;
1.2. учить познавать художественный мир поэта в историко-литературном, культурном, философском аспектах;
1.3. содействовать целевой подготовке учащихся к единому государственному экзамену по литературе.
2. Развивающие:
2.1. совершенствовать умения и навыки исследовательской работы, развивать творческие способности учащихся (в том числе и поэтические);
2.2. совершенствовать представление о литературе как культурном феномене в жизни нации и человека;
2.3. формировать у учащихся целостное представление о причинах, истоках рождения «новой поэзии»;
2.4. учить грамотному построению высказывания в различных жанрах и формах;
2.5. развивать творческие способности, исследовательские умения и навыки.
3. Воспитательные:
3.1. приобщать учащихся к богатствам отечественной поэзии, воспитывать чувство патриотизма.
По окончании курса учащиеся должна знать/понимать/уметь:
1) причины, истоки рождения «новой поэзии», иметь целостное представление о феноменальном явлении в отечественной литературе, именуемом «Серебряный век русской поэзии»;
2) основные этапы жизни, творчества, особенности «словесной походки» представителей литературного направления «Символизм»;
3) знать основные труды (как поэтические, так и монографические) поэтов, термины и понятия, сопряжённые с той или иной темой занятия;
4) понимать роль и значение поэзии русского символизма в развитии отечественной лирики, литературы последующих десятилетий.
5) определять принадлежность произведений к тому или иному автору по стилю, языку, смысловой особенности;
6) выполнять различные виды анализа поэтического текста (на материале произведений поэтов-символистов);
7) выполнять индивидуальную, групповую творческую, исследовательскую работу.
Курс построен на сочетании проблемно-тематического и историко-литературного принципов.
Принципы построения курса:
– доступность в отборе учебного и дополнительного материалов;
– ориентированность на единство знаний и умений;
– индивидуальный подход и коллективная работа в обучении.
Актуальность и практическая значимость данного элективного курса.
Элективный курс «Поэзия русского символизма» является дополнением к основному курсу литературы ХХ века в 11 классе и рассчитан на 17 часов. Программа курса направлена на удовлетворение познавательных интересов старшеклассников, интересующихся русской литературой конца XIX – начала XX века и способствует формированию мировоззрения истинного патриота своей страны.
Содержание элективного курса.
Тема 1. Особенности развития общественной и культурной жизни России на рубеже веков.
Вехи социально-политической истории. Научная и философская мысль рубежа веков. Новые тенденции в развитии русского искусства.
Тема 2. Литературные направления эпохи рубежа веков.
Развитие реализма на рубеже веков. Русский символизм. Эстетика и поэтика акмеизма. Эстетика и художественная практика футуризма.
Тема 3. Русский символизм. Основные принципы символизма.
Философские истоки символизма. Искусство – «постижение мира иными, не рассудочными путями» (В.Я.Брюсов0, возможность увидеть за внешним «мистически прозреваемую сущность» (В.И.Иванов); поэзия – «тайнопись неизреченного» (Вяч.Иванов), выражение «движений души» поэта. Символ – центральная эстетическая категория символизма. Категория музыки. Элитарность, ориентация на читателя-творца.
Тема 4. В.С.Соловьёв - «духовный отец» русского символизма.
Внутренний мир и система мировоззренческих категорий философа и поэта.
Тема 5. «Старшие» символисты.
Д.С.Мережковский. Философ, поэт, писатель, литературовед. Основные мотивы его творчества.
Обоснование символизма. Д.Мережковский о М.Ю. Лермонтове, А.С. Пушкине.
З.Н.Гиппиус. «Вечные темы» в творчестве поэтессы. З.Гиппиус и религиозно-философские собрания. Журнал «Новый путь». Влияние первой русской революции на ее творчество. Литературно-критическая деятельность (обоснование символизма как художественного мировоззрения «нового времени»). Эмигрантское творчество.
К.Д.Бальмонт. Мотив печали, одиночества, усталости в раннем поэтическом творчестве поэта.
Эстетическое совершенство поэзии К.Бальмонта. Изысканная образность, музыкальность, противоречивость – как следствие изменчивости его души, ума, таланта. Переводческая и очерковая деятельность поэта.
Ф.К. Сологуб. Темы и мотивы ранней лирики. Главные книги стихов. Драматургическая и переводческая деятельность Ф.Сологуба.
В.Я.Брюсов. Жизнь и творчество. Лучшие книги поэта. В.Брюсов – поэт, прозаик, историк, беллетрист, переводчик, драматург.
Тема 6. «Младосимволисты».
А.А.Блок. «Дневник» Блока - «исповедь правдивой души».Ст. «Интеллигенция и революция» и «Народ и интеллигенция» (1908г.).Символика поэта. Духовное завещание Блока потомкам («О назначении поэта»). А.А. Блок в воспоминаниях современников.
А.Н.Белый. Статьи А. Белого «Почему я стал символистом», «О теургии».Увлечение философией Канта, Спенсера, Ницше, В.Соловьева, Шопенгауера. Утверждение музыки как господствующего вида в искусстве. «Симфонии» А. Белого. Система образов, язык, стиль. «Народничество» А.Белого.
В.И.Иванов. Неиссякаемый источник изощренных теорий. «Среды» на «башне». Первые сборники стихов. Обоснование Вяч. Ивановым эстетической теории русского символизма.
Тема 7. Поэты, близкие символистам:
И.Ф.Анненский. Этическое и эстетическое в творчестве. Глубокий философский смысл поэзии И.Анненского. Влияние античности на творчество поэта. Внутренняя близость его поэзии символистам. Особенности «символа» в его творчестве. Переводческая и литературно-критическая деятельность И.Ф.Анненского.
М.А.Волошин. Поэт и художник Максимилиан Волошин. Коктебельский мудрец, отшельник и краевед. Дом Поэта – «один из культурнейших центров не только России, но и Европы» (А.Белый, 1933г.).
Тема 8. Двоящийся философский лик поэзии символистов.
Выявление сходных мотивов и тенденций в творчестве старших и младших символистов. Причины распада «символистской школы». Роль символизма в дальнейшем развитии и обновлении русской литературы ХХ века.
Тематическое планирование элективного курса (17 ч.)
№ | Название темы | Кол-во часов |
Тема 1. | Особенности развития общественной и культурной жизни России на рубеже веков. | 1 |
Тема 2. | Литературные направления эпохи рубежа веков. | 1 |
Тема 3. | Русский символизм. Основные принципы символизма. | 2 |
Тема 4. | В.С.Соловьёв - «духовный отец» русского символизма. | 1 |
Тема 5. | «Старшие» символисты: Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, К.Д.Бальмонт, Ф.Сологуб, В.Я.Брюсов. | 5 |
Тема 6. | «Младосимволисты»: А.А.Блок, А.Н.Белый, В.И.Иванов. | 3 |
Тема 7. | Поэты, близкие символистам: И.Ф.Анненский, М.А.Волошин. | 2 |
Тема 8. | Двоящийся философский лик поэзии символистов. | 2 |
Список рекомендуемой литературы для учителя и учащихся.
- Ардаматский В. Перед штормом (роман-хроника). – М.: Политическая литература, 1989.
- Бальмонт К.Д. Солнечная пряжа. – М.: Детская литература, 1979.
- Банников Н.В. Серебряный век русской поэзии. – М.: Просвещение, 1993.
- Бердяев Н.А. Русский духовный ренессанс начала ХХ в. и журнал «Путь» //Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 2. – М.: 1994.
- Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. – Париж, 1949.
- Богданов В.А. Самокритики символизма. – М.: Просвещение, 1986.
- Волков Г.Н. А.Блок. Дневник. – М.: Советская Россия, 1989.
- Вольпе Ц. О поэзии А.Белого // Белый А.Стихотворения. – Л.: 1940.
- Долуцкий И.И. Отечественная история. ХХ век. Ч. 1. – М.: Мнемозина, 1996.
- Енишерлова В.П. Я лучшей доли не искал. – М.: Правда, 1988.
- Комаров Н. Александр Блок. Методические рекомендации в помощь учителю. – Казань, 1971.
- Корецкая И.В. Импрессионизм в поэзии эстетики русского символизма // Литературно-эстетические концепции в России конца Х1Х-начала ХХ в.в. – М.: 1975.
- Крук Т.И. Русская литература ХХ в. Дооктябрьский период. – Л.: Просвещение, 1991.
- Лукашов Л.М. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. – М.: Изобразительное искусство, 1989.
- Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. Полное собрание сочинений. Т. 17. – М.: 1913.
- Николаев П.А. Русские писатели. Библиографический словарь. Т. 1-2. – М.: Просвещение, 1990.
- Одоевцева И. На берегах Сены. – М.: Художественная литература, 1989.
- Соловьев В. Кризис западной философии. Против позитивистов (научная диссертация).
- Федоров А.В. Иннокентий Анненский: личность и творчество. - Л.: 1984.
- Шер Н.С. Рассказы о русских художниках. – М.: Детская литература, 1966.
- Иллюстрированный Энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
- Энциклопедия живописи. - СПб: Аст, 1997.
- СЭС. – М.: Советская энциклопедия, 1968.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку"Русское правописание: орфография" для учащихся 10 класса
Программа базируется на программно- методических материалах по русскому языку С.И.Львовой (под редакцией Л.И. Рыбченковой: "Дрофа", М., 2001г.)...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах
Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся 10-11 клас...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Данный элективный курс будет полезен учащимся старших классов при подготовке к ЕГЭ. Курс рассчитан на 68 часов( по 34 часа в 10 и 11 классах)....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Данный элективный курс является продолжением предыдущего материала на моей странице.(Элективный курс по русскому языку в 10 классе) ....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Секреты русского словообразования" 9 класс
Курс послужит достаточно сильным средством речевого развития школьника, так как морфемно-словообразовательный анализ опирается на языковую интуицию ребенка, развивает чувство родного языка, помогае...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация" (34 часа)
Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы С.И.Львовой (68 часов) с учётом необходимости подготовки к ЕГЭ - 2015. Учебный материал распределён в соответствии с тематикой уроков р...