Рабочая программа элективного курса «Поэзия русского символизма».
рабочая программа по литературе (11 класс)

Варава Елена Александровна

Программа элективного курса «Поэзия русского символизма», 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Поэзия русского символизма.46.39 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Варава  Елена Александровна
Должность: учитель русского языка, литературы, риторики
Учебное заведение: МБОУ «СОШ № 1»
Населённый пункт: п.Пуровск Пуровского района  Ямало-Ненецкого автономного округа
Наименование материала:  программа элективного курса «Поэзия русского символизма»
Раздел: среднее общее  образование

Программа элективного курса «Поэзия русского символизма».

Пояснительная записка.

Данный элективный курс предназначен  для учащихся профильных классов (групп) и  направлен  на  углубленное изучение,  прочтение,  интерпретацию  произведений  поэтов «серебряного века»: поэтов-символистов.

Цель элективного курса - дать учащимся  целостное представление о  литературном  течении  «Символизм» и творчестве поэтов русского символизма.

Основные задачи курса.

1. Образовательные:

1.1.   познакомить учащихся с биографией и творчеством поэтов периода конца Х1Х-начала ХХ в., показать роль  их  мировоззрения на отечественную литературу ХХ века;

 1.2. учить познавать художественный мир поэта в историко-литературном, культурном, философском аспектах;

 1.3. содействовать  целевой  подготовке  учащихся  к единому государственному экзамену по литературе.

2. Развивающие:

2.1. совершенствовать умения и навыки исследовательской работы, развивать творческие способности учащихся (в том числе и поэтические);

2.2. совершенствовать представление о литературе как культурном феномене в жизни нации и человека;

2.3. формировать у учащихся целостное представление о причинах, истоках рождения «новой поэзии»;

2.4. учить грамотному  построению  высказывания  в различных жанрах и формах;

2.5. развивать творческие способности, исследовательские умения и навыки.

3. Воспитательные:

3.1. приобщать учащихся к богатствам отечественной поэзии, воспитывать чувство патриотизма.

По окончании курса учащиеся должна знать/понимать/уметь:

1) причины, истоки рождения  «новой поэзии», иметь целостное представление о феноменальном явлении в отечественной литературе, именуемом «Серебряный век русской поэзии»;

2) основные этапы жизни, творчества, особенности «словесной походки» представителей литературного направления «Символизм»;

3) знать основные труды (как поэтические, так и монографические) поэтов, термины и понятия, сопряжённые с той или иной темой занятия;

4) понимать роль и значение поэзии русского символизма в развитии отечественной лирики, литературы последующих десятилетий.

5) определять принадлежность произведений к тому или иному автору по стилю, языку, смысловой особенности;

6) выполнять различные виды анализа поэтического текста (на материале произведений поэтов-символистов);

7) выполнять  индивидуальную, групповую творческую,  исследовательскую  работу.

Курс  построен на сочетании проблемно-тематического и историко-литературного принципов.

Принципы построения курса:

доступность в отборе учебного и дополнительного материалов;

ориентированность на единство знаний и умений;

индивидуальный подход и коллективная работа в обучении.

Актуальность и практическая значимость данного элективного курса.

      Элективный курс «Поэзия русского символизма»   является дополнением к основному курсу литературы  ХХ века в 11 классе и   рассчитан  на 17 часов.  Программа  курса направлена на удовлетворение познавательных интересов старшеклассников, интересующихся русской литературой конца XIX – начала XX века  и способствует формированию  мировоззрения  истинного патриота  своей страны.

Содержание элективного курса.

Тема 1.  Особенности развития общественной и культурной жизни России на рубеже веков.

Вехи социально-политической истории. Научная и философская мысль рубежа веков. Новые тенденции в развитии русского искусства.

Тема 2. Литературные направления эпохи рубежа веков.

Развитие реализма на рубеже веков. Русский символизм. Эстетика и поэтика акмеизма. Эстетика и художественная практика футуризма.

Тема 3. Русский символизм. Основные принципы символизма. 

 Философские истоки символизма. Искусство – «постижение мира иными, не рассудочными путями» (В.Я.Брюсов0, возможность увидеть за внешним «мистически прозреваемую сущность» (В.И.Иванов); поэзия – «тайнопись неизреченного» (Вяч.Иванов), выражение «движений души» поэта. Символ – центральная эстетическая категория символизма. Категория музыки. Элитарность, ориентация на читателя-творца.

Тема 4. В.С.Соловьёв - «духовный отец» русского символизма.

Внутренний мир и система мировоззренческих категорий философа и  поэта.

Тема 5. «Старшие» символисты.

Д.С.Мережковский.  Философ, поэт, писатель, литературовед. Основные мотивы его творчества.

Обоснование символизма.  Д.Мережковский  о М.Ю. Лермонтове,  А.С. Пушкине.

З.Н.Гиппиус.   «Вечные темы» в творчестве поэтессы. З.Гиппиус и религиозно-философские собрания. Журнал «Новый путь».  Влияние первой русской революции на ее творчество. Литературно-критическая деятельность (обоснование символизма как художественного мировоззрения «нового времени»).  Эмигрантское творчество.

К.Д.Бальмонт.     Мотив печали, одиночества, усталости  в раннем поэтическом творчестве поэта.

Эстетическое совершенство поэзии К.Бальмонта.  Изысканная образность, музыкальность, противоречивость – как следствие изменчивости его души, ума, таланта. Переводческая и очерковая деятельность поэта.

Ф.К. Сологуб. Темы и мотивы ранней лирики. Главные книги стихов. Драматургическая и переводческая деятельность Ф.Сологуба.

В.Я.Брюсов.  Жизнь и творчество. Лучшие книги поэта. В.Брюсов – поэт, прозаик, историк, беллетрист, переводчик, драматург.

Тема 6. «Младосимволисты».  

А.А.Блок. «Дневник» Блока - «исповедь правдивой души».Ст. «Интеллигенция и революция» и «Народ и интеллигенция» (1908г.).Символика поэта. Духовное завещание Блока потомкам                          («О   назначении поэта»). А.А. Блок в воспоминаниях современников.

А.Н.Белый.  Статьи А. Белого «Почему я стал символистом», «О теургии».Увлечение философией  Канта, Спенсера, Ницше, В.Соловьева, Шопенгауера. Утверждение музыки как господствующего вида в искусстве. «Симфонии» А. Белого. Система образов, язык, стиль. «Народничество» А.Белого.

 В.И.Иванов.  Неиссякаемый источник изощренных теорий. «Среды» на «башне». Первые сборники стихов.  Обоснование Вяч. Ивановым эстетической теории русского  символизма.

Тема 7. Поэты, близкие символистам:

И.Ф.Анненский.  Этическое и эстетическое в  творчестве. Глубокий философский смысл поэзии                 И.Анненского. Влияние античности на творчество поэта. Внутренняя близость его поэзии символистам.  Особенности «символа» в его творчестве. Переводческая  и литературно-критическая деятельность И.Ф.Анненского. 

М.А.Волошин.   Поэт и художник Максимилиан Волошин. Коктебельский  мудрец, отшельник и краевед. Дом Поэта – «один из культурнейших центров не только России, но и Европы» (А.Белый, 1933г.).

Тема 8. Двоящийся философский лик поэзии символистов.

Выявление сходных мотивов и тенденций в творчестве старших и младших символистов. Причины распада «символистской школы».  Роль символизма в дальнейшем развитии и обновлении русской литературы ХХ века.

Тематическое планирование элективного курса (17 ч.)

Название темы

Кол-во часов

Тема 1.

Особенности развития общественной и культурной жизни России на рубеже веков.

1

Тема 2.

Литературные направления эпохи рубежа веков.

1

Тема 3.

Русский символизм. Основные принципы символизма.

2

Тема 4.

В.С.Соловьёв - «духовный отец» русского символизма.

1

Тема 5.

«Старшие» символисты: Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, К.Д.Бальмонт, Ф.Сологуб, В.Я.Брюсов.

5

Тема 6.

«Младосимволисты»: А.А.Блок, А.Н.Белый, В.И.Иванов.

3

Тема 7.

Поэты, близкие символистам: И.Ф.Анненский, М.А.Волошин.

2

Тема 8.

Двоящийся философский лик поэзии символистов.

2

Список рекомендуемой литературы для учителя и учащихся.

  1. Ардаматский В. Перед штормом (роман-хроника). – М.: Политическая литература, 1989.
  2. Бальмонт К.Д. Солнечная пряжа. – М.: Детская литература, 1979.
  3. Банников Н.В. Серебряный век русской поэзии. – М.: Просвещение, 1993.
  4. Бердяев Н.А. Русский духовный ренессанс начала ХХ в. и журнал «Путь» //Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 2. – М.: 1994.
  5. Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. – Париж, 1949.
  6. Богданов В.А. Самокритики символизма. – М.: Просвещение, 1986.
  7. Волков Г.Н. А.Блок. Дневник. – М.: Советская Россия, 1989.
  8. Вольпе Ц. О поэзии А.Белого // Белый А.Стихотворения. – Л.: 1940.
  9. Долуцкий И.И. Отечественная история. ХХ век. Ч. 1. – М.: Мнемозина, 1996.
  10. Енишерлова В.П. Я лучшей доли не искал. – М.: Правда, 1988.
  11. Комаров Н. Александр Блок. Методические рекомендации в помощь учителю. – Казань, 1971.
  12. Корецкая И.В. Импрессионизм в поэзии эстетики русского символизма // Литературно-эстетические концепции в России конца Х1Х-начала ХХ в.в. – М.: 1975.
  13. Крук Т.И. Русская литература ХХ в. Дооктябрьский период. – Л.: Просвещение, 1991.
  14. Лукашов Л.М. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. – М.: Изобразительное искусство, 1989.
  15. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. Полное собрание сочинений. Т. 17. – М.: 1913.
  16. Николаев П.А. Русские писатели. Библиографический словарь. Т. 1-2. – М.: Просвещение, 1990.
  17. Одоевцева И. На берегах Сены. – М.: Художественная литература, 1989.
  18. Соловьев В. Кризис западной философии. Против позитивистов (научная диссертация).
  19. Федоров А.В. Иннокентий Анненский: личность и творчество. - Л.: 1984.
  20. Шер Н.С. Рассказы о русских художниках. – М.: Детская литература, 1966.
  21. Иллюстрированный Энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
  22. Энциклопедия живописи. - СПб: Аст, 1997.
  23. СЭС. – М.: Советская энциклопедия, 1968.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку"Русское правописание: орфография" для учащихся 10 класса

Программа  базируется на программно- методических материалах по русскому языку С.И.Львовой (под редакцией Л.И. Рыбченковой: "Дрофа", М., 2001г.)...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 клас...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Данный элективный курс будет полезен учащимся старших классов при подготовке к ЕГЭ. Курс рассчитан на 68 часов( по 34 часа в 10 и 11 классах)....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Данный элективный курс является продолжением предыдущего материала на моей странице.(Элективный курс по русскому языку в 10 классе) ....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Секреты русского словообразования" 9 класс

Курс послужит достаточно сильным средством речевого раз­вития школьника, так как морфемно-словообразовательный ана­лиз опирается на языковую интуицию ребенка, развивает чув­ство родного языка, помогае...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация" (34 часа)

Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы С.И.Львовой (68 часов) с учётом необходимости подготовки к ЕГЭ - 2015. Учебный материал распределён в соответствии с тематикой уроков р...