Рабочая программа "Литература" 7 класс Коровина
рабочая программа по литературе (7 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Атяшевского муниципального района «Аловская средняя школа» | ||
Рассмотрено: Руководитель МО _____/Сорокина Л.В/ Протокол №1 от «31» 08 2021 г. | Согласовано: Зам. директора школы по УВР МБОУ «Аловская средняя школа» ______/Н.М.Иневаткина/ от «31» 08 2021 г. | Утверждено: Директор МБОУ «Аловская средняя школа» ______/Р.Н.Синькова/ Приказ № 145 от «31» 08 2021 г. |
Рабочая программа
по ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 7 КЛАССА
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Т.М.Козина
с.Алово, 2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по литературе для 7 класса разработана в соответствии с образовательной программой школы на основании федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и авторской программы ...
Рабочая программа реализована в учебнике Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин; под ред В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2014
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
Курс «Литература» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета. В 7 классе в учебном плане на его изучение отводится 70 часов в год (2 часа в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
- Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
- в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно- выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 7 класса
В результате изучения литературы в 7 классе учащиеся должны знать/понимать:
- авторов и содержание изученных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
- основные факты жизни и творческого пути изучаемых писателей;
Учащиеся должны уметь:
- воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
- отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
- видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
- выявлять основную нравственную проблематику произведения;
- определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно- следственные связи между ними;
- прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
- воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
- различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)
- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
- ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
- выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
- подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы;
- словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
- аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
- написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
- сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
- создавать сочинения-миниатюры по картине.
Основное содержание программы
Введение.
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество.
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства
– основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору). Для внеклассного чтения.
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения).
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора.
Пословицы, поговорки (развитие представлений). Из древнерусской литературы.
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы 18 века.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы 19 века.
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла 12). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие понятия).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений). Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с
Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») – готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений). Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления о парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы (для чтения и обсуждения).
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.
Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...»
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения. Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и другие. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Смешное и грустное рядом, или «Уроки А.П.Чехова».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова (для чтения и обсуждения).
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!».
Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе.
В.Жуковский. «Приход весны»; И.Бунин. «Родина»; А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Из русской литературы 20 века.
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль». («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления).
Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны.
Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны: А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова и других. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающими людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев
– сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина».
Стихотворения о Родине, родной природе, собственно восприятии окружающего (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль – макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко.
Михаил Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов 20 века.
А.Вертинский. «Доченьки», И.Гофф. «Русское поле», Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России.
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Из зарубежной литературы.
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одном-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.
Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на земле. Мечта о чудесной победе добра.
Календарно – тематическое планирование
№ урок а | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме. | плановые сроки прохождения | скоррект. сроки прохожден ия |
1 четверть | ||||
Введение. 1 час; 2 часа в неделю по учебному плану | ||||
1. | Изображение человека как важнейшая задача литературы | Аналитическая работа с параграфом учебника, ответ на вопросы учителя, работа с терминами | ||
Устное народное творчество 4 часа; 2 часа в неделю по учебному плану | ||||
2. | Исторические и художественные особенности былины | Выразительное чтение былин, составление словаря устаревших слов, комментированное чтение текста былины | ||
3. | Былина «Вольга и Микула Селянинович» | Чтение по ролям, пересказ, устные сообщения, уточнение значений слов в словаре, элементы анализа текста, выявление характерных для былин художественных приемов | ||
4. | Новгородский цикл былин, «Садко» | Устные сообщения, ответ на вопросы по прочитанному тексту, выполнение творческого задания,аргументированное выражение собственного мнения, тест. | ||
5. | Карело – финский эпос «Калевала». Пословицы народов мира. | Работа со словарями и справочниками, уточнение значений слов, подбор синонимичных пословиц и поговорок, составление вопросов по изучаемой теме для одноклассников. | ||
Древнерусская литература. 4 часа; 2 часа в неделю по учебному плану | ||||
6. | Общая характеристика древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха» | Аналитическая работа со статьей учебника, комментированное чтение художественного текста, слушание лекции учителя и составление ее плана. | ||
7. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». История литературного памятника | Устные сообщения, анализ эпизода художественного произведения по вопросам, выявление жанровых особенностей поучения и написание собственного сочинения в данном жанре. | ||
8. | Идейно-художественное своеобразие повести. | Рецензирование и оценка творческих работ одноклассников, элементы анализа текста, участие в коллективном диалоге, нравственная оценка поступков |
героев. | ||||
9. | Контрольная работа по теме «Фольклор и древнерусская литература» | Развернутые письменные ответы на вопросы. | ||
Произведения русских писателей нач.19 века 2 часа; 2 часа в неделю по учебному плану | ||||
10. | М. В. Ломоносов – человек, ученый, поэт. Знакомство с литературным творчеством. | Выразительное чтение, сопоставление художественных текстов, словарная работа, пересказ, поиск и выявление в тексте художественных приемов, используемых автором. | ||
11. | Г. Р. Державин. Жизнь, творчество, своеобразие поэзии. | Выразительное чтение, устные сообщения учащихся, элементы анализа поэтического текста, составление словаря устаревших слов, встретившихся в тексте. | ||
Творчество А. С. Пушкина 6 часов; 2 часа в неделю по учебному плану | ||||
12. | А. С. Пушкин. Этапы творческого пути. Отрывок из поэмы «Полтава» | Умение составлять пересказ текста, составлять план лекции учителя, анализировать отрывки из лирического произведения | ||
13. | «Петербургская повесть» А. С. Пушкина «Медный всадник». | Умение подбирать аргументы для обоснования собственной позиции, выразительно читать лирическое произведение и выявлять в нем роль выразительных средств языка | ||
14. | Конфликт в поэме «Медный всадник». | Чтение наизусть, рецензирование ответов одноклассников, прослушивание актерского исполнения. | ||
15. | «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. | Подбор толкований значений устаревших слов, определение их роли в художественном тексте, сравнение летописного источника с художественным произведением | ||
16. | А. С. Пушкин «Борис Годунов» сцена в Чудовом монастыре. | Устное выступление об исторической эпохе, изображенной в произведении, выразительное чтение по ролям драматургического произведения. Определение своеобразных черт драмы. | ||
17. | «Станционный смотритель», изображение «маленького чеовека» | Определение характерных черт образа «маленького человека» в литературе, нравственная оценка поступков героев, дискуссия с одноклассниками | ||
2 четверть. Творчество М. Ю. Лермонтова 5 часов; 2 часа в неделю по учебному плану | ||||
18. | М. Ю. Лермонтов. Страницы биографии. | Умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции Умение читать осознанно |
художественное произведение, эмоционально откликаться на поставленные в нем вопросы. | ||||
19. | «Песня про царя Ивана Васильевича…» - поэма об историческом прошлом России. | Умение выражать личное читательское отношение к прочитанному, определять жанровые признаки текста. | ||
20. | Русский уклад жизни и национальный русский характер в поэме. | Составление плана ответа на вопрос учителя, подбор цитат для аргументации своей позиции. | ||
21. | Стихотворения М. Ю. Лермонтова. | Выразительное чтение наизусть стихотворений, умение передавать авторские чувства голосом и интонацией. | ||
22. | Контрольный тест по творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. | Развернутый ответ на вопрос, тестирование. | ||
Творчество Н. В. Гоголя 7 часов; 2 часа в неделю по учебному плану | ||||
23. | Н. В. Гоголь. Страницы биографии. История создания повести «Тарас Бульба». | Умение составлять устный рассказ по заданию учителя с опорой на текст учебника, выявление приемов изображения человека. | ||
24. | Тарас Бульба и его сыновья. | Выразительное чтение произведения, умение в своем ответе выражать личностное отношение к героям и изображаемым событиям, уточнение значений непонятных слов в тексте произведения. | ||
25. | Образ Запорожской Сечи в повести. Тарас с сыновьями в Запорожской Сечи. | Выразительное чтение отрывков повести, уточнение значений непонятных слов, сопоставление произведений живописи, музыки, литературы, посвященных одной теме, выявление используемых выразительных средств. | ||
26. | Осада польского города Дубно. | Составление плана эпизода, выявление роли эпизода в тексте произведения, элементы анализа эпизода по вопросам учителя. Умение отстаивать свою точку зрения, давать рецензию на ответ товарищей. | ||
27. | Судьба двух братьев. | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими: составление тезисного плана для пересказа отрывков, составление плана эпизода | ||
28. | Трагедия Тараса Бульбы. | Работав парах, групповая исследовательская работа, комментирование фрагментов текста, выявление языковых особенностей и выразительных |
средств. | ||||
29. | Контрольная работа по повести «Тарас Бульба» | Написание контрольной работы: развернутый ответ на проблемные вопросы, тестирование. | ||
Творчество И С. Тургенева 3 часа; 2 часа в неделю по учебному плану | ||||
30. | И. С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» | Устные сообщения на поставленную тему, анализ рассказов по индивидуальным заданиям по вопросам. | ||
31. | Рассказ «Бирюк», мастерство писателя в изображении народа. | Уточнение значений непонятных в тексте слов, нравственная оценка поступка героя и аргументация собственной позиции | ||
3 четверть | ||||
32. | И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе». Особенности жанра. | Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет- ресурсы и др.). Формулирование вопросов к тексту произведения. | ||
Творчество Н. А. Некрасова 3 часа; 2 часа в неделю по учебному плану | ||||
33. | Н. А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворения о судьбе народа. | Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать для подготовки доклада. | ||
34. | «Русские женщины». Историческая основа поэмы. | Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, определять поэтические средства выразительности в тексте и их роль. | ||
35. | «Русские женщины» Тема подвига русских женщин, отправляющихся в Сибирь. | Выразительное чтение по ролям отрывков из поэмы, письменный ответ на проблемный вопрос учителя. | ||
Из русской литературы 2-ой половины 19 века 13 часов; 2 часа в неделю по учебному плану | ||||
36. | А. К. Толстой Исторические баллады. | Умение готовить развернутый устный ответ, составлять план ответа, рецензировать ответ товарищей. | ||
37. | М. Е. Салтыков – Щедрин. Образ писателя. Знакомство с сатирической сказкой. | Умение характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять его жанровые особенности | ||
38. | «Повесть…», анализ сказки., паразитизм генералов. | Выявление приемов комического в сказках, коллективный диалог, выразительное чтение отрывков, аргументированный ответ на поставленный вопрос. | ||
39. | «Дикий помещик», смысл названия сказки. | Нахождение аргументов для обоснования своей позиции, |
выделение приемов комического в тексте, ответы на проблемные вопросы. | ||||
40. | Л. Н. Толстой. Автобиографическая повесть «Детство». Анализ главы «Классы», | Умение составлять развернутый устный ответ по заданию. Составление плана ответа. Анализ художественного текста по вопросам. | ||
41. | «Наталья Савишна». Раскрытие духовного роста героя. | Анализ слов и поступков героев повести, выразительное чтение по ролям, учебная дискуссия. | ||
42. | И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | Элементы литературоведческого анализа текста, подбор цитат из текста для ответа на вопросы, рецензирование ответов одноклассников. | ||
43. | «Лапти». Нравственный смысл рассказа. | Анализ текста по вопросам учителя в группах. Определение характерных черт стиля писателя, авторской позиции. | ||
44. | Понятие о комическом. Анализ рассказа А. П. Чехова «Хамелеон». | Находить приемы комического в тексте рассказа, определять их роль. Выразительное чтение рассказа, выявление особенностей речи персонажей. | ||
45. | «Злоумышленник». Авторская позиция, юмор в рассказе. | Коллективный диалог, выявление приемов комического, умение видеть своеобразие речи героев. | ||
46. | Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. | Выразительное чтение наизусть, умение эмоционально откликаться на темы и образы произведений, сравнение литературных произведений с музыкальными | ||
47. | Контрольная работа по теме «Русская литература 2-ой половины 19 века» | Тестирование, развернутый письменный ответ на вопросы. | ||
Творчество М. Горького 5 часов; 2 часа в неделю по учебному плану | ||||
48. | А. М. Горький. О писателе. Автобиографическая повесть «Детство». | Восприятие лекции учителя, составление ее плана, аналитическая работа с учебником, комментированное чтение произведения. | ||
49. | «Свинцовые мерзости жизни», изображенные в повести. Дед Каширин и сыновья. | Составление плана для характеристики персонажей, подбор цитат для такой характеристики, устный ответ на проблемный вопрос. | ||
50. | «Творческое начало в русской жизни» - бабушка, Цыганок, Хорошее Дело. | Умение передавать в своем высказывании личное отношение к герою, аргументировать собственную позицию с использованием цитирования. | ||
51. | Анализ эпизодов из повести | Анализ эпизодов по вопросам, |
«Детство». | определение средств создания образов, места эпизода в общем плане произведения. Аргументированный устный ответ на вопросы учителя. | |||
52. | «Легенда о Данко» - подвиг во имя людей. | Выявление выразительных средств, используемых писателем, их роль. Место легенды в содержании рассказа «Старуха Изергиль» | ||
Из русской литературы 20 века. 11 часов; 2 часа в неделю по учебному плану | ||||
53. | Л. Н. Андреев «Кусака». | Умение подбирать цитаты из текста по заданной теме, определять, какими средствами писа тель достигает задуманного | ||
4 четверть. | ||||
54. | В. В. Маяковский. Рассказ о писателе. Своеобразие лирики | Умение работать с разными источниками информации для решения учебных задач. Составление плана лекции учителя. | ||
55. | «Хорошее отношение к лошадям», анализ стихотворения. | Анализ поэтического текста по вопросам, выразительное чтение наизусть, работа в группах. | ||
56. | А. П. Платонов. «Юшка», осознание необходимости сострадания и милосердия. | Составление устного ответа о писателе по плану с использованием статьи учебника, нравственная оценка поступков героев, характеристика героев с использованием цитирования. | ||
57. | «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. | Учебная дискуссия по проблемным вопросам, выявление проблематики прочитанного произведения, своеобразия его языка. | ||
58. | Б. Л. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике. | Умение при выразительном чтении наизусть передавать чувства, возникающие при чтении произведения, выявлять выразительные средства языка. | ||
59. | А. Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике. | Выразительное чтение наизусть поэтических текстов, устные сообщения, интерпретация, комментирование поэтического текста, элементы анализа лирического произведения, коллективный диалог | ||
60. | Ф. А. Абрамов «О чем плачут лошади». | Умение передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя, на его действиях, определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет | ||
61. | Е. И. Носов «Кукла», «Живое пламя» нравственные проблемы рассказов. | Умение определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести. |
62. | Ю. П. Казаков «Тихое утро», герои и их поступки. | Характеристика персонажей по вопросам и средств создания образов. Работа с разными источниками информации, умение находить ее, анализировать, использовать. | ||
63. | Д. С. Лихачев главы из книги «Земля родная». | Умение находить средства художественной выразительности, понимать их роль | ||
64. | М. М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах М. М. Зощенко. | Характеристика отдельных персонажей и средств создания их образов, умение анализировать, оценивать поступки героев. | ||
65. | «Тихая моя Родина…», ст-я о родной природе. | Умение самостоятельно организовывать собственную учебную деятельность, определять тему и идею поэтических произведений. | ||
Из зарубежной литературы 3 часа; 2 часа в неделю по учебному плану | ||||
66. | О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. | Устный развернутый ответ о писателе, нравственная оценка поступков героев, выявление авторского отношения к персонажам, смысла заглавия. | ||
67. | Р. Брэдбери «Каникулы», рассказ- предупреждение. | Анализ поступков и слов героев, нравственная оценка их действий, философское осмысление фантастической ситуации, в которую попадают герои. | ||
68. | Задание для летнего чтения. | Подведение итогов года, викторина по изученным произведениям. | ||
Итого: 68 часа |
Перечень учебно-методического, материально-технического обеспечения
- Программа:
Программы по литературе для 5-9 кл. под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2008 г.
- Учебник:
«Литература».В 2-х частях. 7 кл., Коровина В.Я. и др. М.: Просвещение, 2011
- Учебно – методический комплект учителя:
- Золотарёва И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. М.: ВАКО, 2005
- Читаем, думаем, спорим… Книга для учащихся. Вопросы и задания /Авт-сост. Г. И. Беленький. – М.: Просвещение, 2007
- Ерёмина О.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. М.: «ОЛИМП», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 6 класс (Коровина)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе под редакцией В.Я.Коровиной). Кроме пояснительной записки и календарно-тематического планирования, в программу включены контрольно-измер...
рабочая программа по лмитературе для 7 класса КОРОВИНА
рабочая программа по литературе...
Рабочая программа по литературе, 6 класс, Коровина
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, т.е. 102 часа....
Рабочая программа по литературе 7 класс (Коровина В.Я.)
Рабочая учебная программа по литературе составлена на:· основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего об...
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"
Программа составлена на основе· Федерального государственного образовательного с...