Урок внеклассного чтения Альберт Лиханов "Последние холода"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
внеклассное чтение 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
книга А. Лиханов "Последние холода" | 169.65 КБ |
урок вн. чтения Лиханов "Последние холода" | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения
Тема: Дети войны (По повести А.Лиханова
«Последние холода», 1984г.)
Цели: Подвести учеников к осознанию того, что война – тяжелое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все ее тяготы нести наравне со взрослыми; что человек всегда, даже во время войны, должен оставаться гуманным.
Практическим путем познакомить учащихся с жанром повести. Формировать умение собирать материал для характеристики и сравнительной характеристики героев.
Оборудование: литературная газета, иллюстрации учащихся.
Оформление: Тема: Дети войны (По повести А.Лиханова «Последние холода», 1984г.)
Словарь: стыд, совесть, благородство, бескорыстия, взрослеть, тиф, эвакуация, артобстрел, повесть, рассказ.
Эпиграфы:
1. И памятью той, вероятно,
Душа моя будет больна,
Пока бедой невозвратной
Не станет для мира война.
А.Твардовский
2.Пройдет время, и все, кто был
Взрослым, когда шла война, умрут.
Останетесь только вы, теперешние дети.
Дети минувшей войны… И может
Случиться, что новые малыши забудут
Наше горе, нашу радость, наши следы!
Не давайте им забыть!
А.Лиханов.
Газета: «Дети войны».
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России…
А мы такие молодые!
Какому событию посвящены строки стихотворения Д.Самойлова? (ВО войне).
Что вы знаете об этой войне? (1941-1945гг, война с фашисткой Германией, 60 лет Победы). (Рассказы ребят о жизни бабушек и дедушек в годы Вов).
Какие книги о Великой Отечественной войне вы читали?
2. У «золотой» выставки.
Перед нами выставка книг о Великой Отечественной войне. «Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги»,- сказал Ю.Олеша. Мне бы хотелось, чтобы книги, выставленные здесь, «перекочевали» в ваши личные «золотые» полки. (Знакомство с книгами. Среди этих книг и повесть А.Лиханова «Последние холода», написанная в 1984 году, почти через 40 лет после войны. Что вы узнали об А.Лиханове?
Сообщение ученика о писателе:
Родился А.Лиханов в городе Кирове 13 сентября 1935 года. Отец его был слесарем. С первых дней войны он ушел на фронт и воевал до последних дней войны. Мама – медицинская лаборантка, всю жизнь проработала в больнице. «Я с малых лет знал, что где-то рядом с лабораторией – боль и страдания», - вспоминал А.Лиханов. Большую роль в судьбе будущего писателя сыграла бабушка Мария Васильевна: «Да, именно бабушка указала мне путь к книгам». У нее была великолепная память, и она рассказывала внуку много историй. Детство А.Лиханова проходило в тыловом городе. Вместе со сверстниками он стоял в очередях за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьном концерте для раненых. «Боже, как я благодарен судьбе за то трудное, счастливое детство»,- говорил писатель. Он вспоминал, как ждали отцов с фронта, как жили ожиданием победы, делили со взрослыми все тяготы, трудности, как рождались добрые чувства: сострадание, вера, справедливость.
Книги А.Лиханова решают важную задачу: как человеку остаться человеком, как – сохранить веру во все доброе и прекрасное.
3. Слово учителя. Много горя принесла война. А сколько детской печали! Но война не разъединила людей, а объединяла детей и взрослых. Война учила стойкости, мужеству, доброте, состраданию. Горе учило людей думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто рядом. Дружба , единение, сопереживание помогали выстоять, выдержать все испытания, все невзгоды. Обо всем этом повести «Последние холода».
4. Беседа. Обратите внимание на эпиграфы к уроку.
1.Вспомните определение повести и рассказа. В чем разница?
2. От чьего имени ведется повествование в произведении? (От имени Коли – Взрослого человека, который вспоминает свое военное детство).
3. Что мы узнаем о Коле? Сколько ему лет, где и с кем он живет, ощущал ли он на себе тяготы войны? (Бабушка с мамой делали сверхчеловеческие усилия, чтобы Коля не чувствовал голода. Они надсаживались).
4.Какие отношения сложились у Коли с мамой и бабушкой, к чему Коля привык, живя в своем доме ? (Доброжелательные отношения, он был послушный сын, он привык, что о нем все заботились. Боялись за него, думали о нем.)
5.И вот Коля начинает познавать сложную жизнь, ощущать по-настоящему беду. Когда это происходит? (Когда получил талон на дополнительное питание в столовую.) (Иллюстрация. Столовая и ее обитатели).
Коля воочию увидел, какие страдания принесла война: голод, смерть, горе. Шум, крики, длинные очереди за похлебкой… Коля видит здесь разных ребят: детей с обидной кличкой «шакалы», хулиганов, которые отбирают еду, устраивают драки. Желтые лица детей, глаза, горящие безумным светом, девочку, тонкую, бледную, как бумага, - это невозможно забыть.
Учитель. Война заставляла людей воровать, попрошайничать, могла превратить человека в зверя. И какой силой воли надо было обладать, чтобы не растерять в себе самое ценное – доброту, порядочность, человечность! Из всей массы детей, приходивших в столовую, писатель выделяет двоих, им и суждено сыграть важную роль в судьбе Коли.
6.Что мы узнаем о Вадике и Маше? (Они – эвакуированные, живут в тыловом городе, отец погиб на фронте, мама лежит в больнице, в тифозном бараке. Живут вдвоем. К тому же Маша потеряла карточки, и они голодают. Никто об их беде не знает, они никому не говорят, так как считают, что сами виноваты.
7.Что помогло Вадику и Маше выстоять, выжить? Какие качества характера спасли их? (Доброта, любовь, забота о маме, забота друг о друге, Вадик чувствует ответственность за Машу, защищал ее, кормил. Чтение письма которое пишут Вадик и Маша маме).
8.Конечно, во многом детям помогли люди, которые их окружали. Какое счастье, что рядом с Вадиком и Машей оказался Коля! Что он сделал для них? (Кусок хлеба завернул для них, домой к себе повел, куртку решил отдать, идет с Вадиком на «промысел» и т.д.)
Коля не побоялся пойти в тифозный барак, сумел преодолеть страх.
Чтение эпизода: «У тифозных бараков я опять растерялся. На меня напал страх. Мама и бабушка всегда говорили, что именно к этой больнице даже приближаться опасно».
Коля начинает понимать, что доброта должна быть действенной. «Но что стоят добрые пожелания без поступков?» - говорит он себе. Мы видим, как мужает Коля, как становится сильным.
9.Какую роль сыграли Вадик и Маша в жизни Коли? Обратимся к словарю. Как вы свяжете эти слова с Колей. (Коля задумывается о щедрости и жадности. О доброте и злобности. Коля называет Владика благороднейшим человеком, так как понял, какую тяжесть взвалил этот мальчик на себя. Ему стыдно перед Вадиком. Эти дети сумели пробудить в Коле добрые чувства: в нем проявляется бескорыстие – готовность помочь, идти на любые жертвы. Такое чувство появляется не вдруг, его нужно воспитывать в себе, преодолевая боязнь и страх.)
10.Прочитайте рассуждения Коли о взрослости.
«Взрослость приходит к нам не однажды, не в какой-то установленной всеми миг. Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает важное… Во множестве сложных вещей он узнает самые главные, понимая их если не умом, то сердцем».
Многое Коля стал видеть и понимать по-другому. Теперь перед ними были не просто голодные ребята, а маленькие герои, перенесшие голод, одиночество, смерть отца, мамы. Несмотря на все невзгоды, они сохранили чистоту, мужество, достоинство.
Прикоснувшись к их судьбам, Коля научился разделять радости и печали, он, привыкший к тому, чтобы заботились о нем, боялись за него, теперь понимает, как это прекрасно уметь бояться за кого-то, думать и заботиться о ком-то.
11.Но почему Вадик и Маша не стали друзьями Коле? (горе сделало Вадика и Машу взрослыми).
12. Почему повесть называется «Последние холода»?
13. Как вы понимаете эпиграфы?.
Учитель. У природы – конец зимы, в книге – конец войны, а значит, кончится голод, не будет «шакалов», в душе начнется «потепление», поэтому название «Последние холода». Да, весна! Заканчивается война, холод войны. Та весна была необыкновенной. Приближался особенный день. Первый день Мира. Закончилась война. Народное ликование, радость… Но рядом смерть, безутешное детское горе – последствия войны. А.Лиханов словами учительницы Анны Николаевны еще и еще раз напоминает, что забывать о войне нельзя. (Чтение первого эпиграфа). В этих словах призыв – никогда не забывать войну и сохранять мир, самое дорогое и святое. Как важно нам помнить это сегодня, в наше напряженное время! Мы должны сделать все , чтобы никогда не повторились ужасы войны, чтобы детство было счастливым, не знало выстрелов и таких слов, как тиф, эвакуация, артобстрел. Поэтому прав А.Твардовский, сказав: (чтение второго эпиграфа).
Книга начинается с воспоминания мальчика Коли о своей учительнице Анне Николаевне. Она преподавала своим ученикам не только школьные уроки, но и уроки жизни.
А между тем шла война, был 1945 год, весна. Рассказчик без году и двух месяцев был уже ни много ни мало выпускником начальной школы.
Далее рассказывается о том, что постоянно хочется есть. В общем всех ребят можно условно разделить на три группы: обычных ребят, шакалов и шпану. Обычные ребята боялись и тех, и других. Шакалы отнимали еду, шпана своей видом просто внушала страх, причем шпана вызвала впечатление тупой толпы.
Однажды, когда Коля как обычно сидел ел, он оставил суп (не мыслимое дело для рассказчика кстати (так как мать его учила всегда доедать, как бы ему не нравилась пища). К нему незаметно подсел один из шакалов и стал взглядом выпрашивать остатки супа. Рассказчик заколебался, но отдал ему суп. Он заприметил этого мальчика, называл его про себя желтолицым. Также он заприметил одного из шпаны, который пробился среди мелких без очереди. Его он прозвал Нос.
Через несколько дней во время еды он опять увидел желтолицего. Тот стащил хлеб у маленькой девочки, и из-за этого поднялся скандал. Банда Носа решила поколотить желтолицего, но оказалось, что они и драться то не умеют, просто харахортся. Желтолицый схватил Носа за горло и чуть его не задушил. Банда в страхе разбежалась. Желтолицый подошел к забору и грохнулся в обморок. Коля позвал на помощь, и желтолицего привели в себя. Оказалось, что он не ел пять суток и что воровал хлеб не для себя, а для своей сестры Марьи. Рассказчик выяснил, что желтолицего зовут Вадька.
Немного о героях:
Рассказчик жил с матерью и бабушкой, отец воевал. Дома его словно «коконом обвивали», укрывая от всех бед, как он сам говорил. Он особо не голодал, был одет и обут, уроки не пропускал.
Совсем по-другому жили Марья и Вадька. Отец их умер вначале войны. Мать лежала в больнице с тифом, и надежд на выздоровление было мало. Марья потеряла талоны на еду, так что ее брату приходилось шакалить, добывать еду своей хитростью. Тем не менее они не опускались нравственно. Они все время думали о матери, врали ей в письмах, чтобы она не волновалась. Жили они в бедно обставленном доме. Все это рассказчик узнал, общаясь с Вадькой.
Рассказчика тянуло к Вадьке как магнитом. Он очень уважал этого желтолицего мальчика. Вадьке не хватало денег и чтобы выжить в морозы, он попросил у рассказчика куртку на некоторое время. Рассказчик идет домой и разговаривает с бабушкой, рассказывает им про Вадьку и Марью и про их сложную ситуацию. Бабка не разрешает ему отдать куртку. Тогда рассказчик (наверняка впервые) идет против воли бабки. Забирает куртку и выбегает на улицу к ребятам. Чуть позже, к ним подходит мать рассказчика. Он рассказывает и ей в чем дело, мать отнеслась с сочувствием к Вадьке и Марье, накормила их до отвала, и они от сытости прямо за столом и уснули.
На следующий день они втроем собрались в школу. Марья пошла, а рассказчик (впервые!) с Вадькой прогуляли школу. Вадька и увязавшийся с ним рассказчик пошли искать еду. Сначала Коля возмутился, Вадик же сытый, да и вечером бабушка и мать приглашали его в гости, зачем ему искать еду? Он задал этот вопрос Вадьке, а тот сказал, что мать и бабка рассказчика не обязаны его кормить. Благородно поступил. Не любит он на чужой шее сидеть.
Вадик с рассказчиком выпросили жмыха, заглянули на базар. Вадик рассказывает о своей «технологии выживания».
Ах, да забыла сказать, когда рассказчик был дома у Вадима, он сравнивал свои отношения с матерью и отношения Вадика к своей матери. Коля был под покровительством своей матери, и никак ее не жалел, не боялся за нее. У Вадика же отношения со своей матерью другие: он сам говорит, что он боится за нею, после смерти мужа, отца Марьи и Вадика, она стала сама не своя. Это различие в отношении к родному человеку говорит о зрелости Вадика как человека, он уже многое повидал в жизни в отличие от рассказчика. На лице Вадика даже морщинки появились, иногда он был похож на старика.
Когда они встречали Марью из школы, девочка поругала его за то, что Вадик прогуливает уроки и сказала, что ей выдали талоны на еду. Вадька и Марья наконец-таки поели в столовой как остальные, но у Марьи отобрали второе, Вадик отогнал обидчика.
Они выходят из столовой, шутят, смеются. Вадику порвали ножом пальто, Марья заплакала. Вадик идет в школу, так как его вызывают к директору, а рассказчик провожает Марью до дома. Там они пишут письмо ее матери, на неразговорчивого рассказчика вдруг нападает дух сочинительства, он представляет себя на месте Вадика и Марьи. Они относят письмо в больницу, в страшное место в деревне.
Далее они идут домой к рассказчику, делают там уроки, едят. Заходит Вадик с учебниками, перевязанными ремнем и полным портфелем еды, которую ему передали учителя через директора. Вадик обвиняет в вызове к директору и в этих подачках мать рассказчика. Та делает вид, что она не причем. Мать Коли усаживает Вадима за стол, тот нехотя соглашается. Разговор заходит о бане. Оказывается после госпитализации матери Вадик и Марья мылись только раз из-за стеснения Марьи ходить в мужскую баню, так сама мыться она не могла, трудно было. Рассказчик рассуждает о детстве: «Вроде ты и свободен, как все, а нет, не волен. Рано или поздно обязательно потребуется сделать что-то такое, чему душа твоя противится изо всех сил. Но тебе говорят, что надо, надо, и ты, маясь, страдая, упираясь, все-таки делаешь, что требуют.».
Потом, когда уходят Марья и Вадька, мать ругает Колю за то, что он прогулял уроки.
Через некоторое время, это было 8 мая рассказчик замечает в поведении своей матери странную суету, слезы на ее глазах. Он думает, что что-то случилось с отцом. Мать говорит же, что все в порядке и предлагает пойти в гости к Марье и Вадьке. Там они пьют чай, мать себя как-то неестественно. Подозрения Коли насчет отца усиливаются, но с ним все в порядке.
Наступает 9 мая – день победы. Все радуются, кажутся друг другу близкими людьми: их объединяет радость победы. В школе никто не мог усидеть на месте. Анна Николаевна сказала своим ученикам следующее:
– Знаете, – проговорила учительница, немного помедлив, точно решилась сказать нам что-то очень важное и взрослое. – Пройдет время, много-много времени, и вы станете совсем взрослыми. У вас будут не только дети, но и дети детей, ваши внуки. Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. Дети минувшей войны. – Она помолчала. – Ни дочки ваши, ни сыновья, ни внуки, конечно же, не будут знать войну. На всей земле останетесь только вы, кто помнит ее. И может случиться так, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! Так вот, не давайте им забыть! Понимаете? Вы-то не забудете, вот и другим не давайте!»
Коля пошел к дому Вадима и Марьи. Свет не горел в их квартире, дверь была открыта. Марья лежала на кровати в одежде. Вадик сидел на полу возле нее. На вопрос рассказчика «Что случилось?», Вадик отвечает, что их мама умерла несколько дней назад, а узнали они об этом лишь сегодня. Не на каждой улице 9 мая был праздник.
Вадика и Марью отдали в детдом. Коля разок навещал их, но разговор у них не заладился. С тех пор он больше не видел их, детдом переехал в другое место.
Произведение заканчивается такими фразами:
Да, войны кончаются рано или поздно.
Но голодуха отступает медленнее, чем враг.
И слезы долго не высыхают.
И работают столовки с дополнительным питанием. И там живут шакалы. Маленькие, голодные, ни в чем не повинные ребятишки.
Мы-то это помним.
Не забыли бы вы, новые люди.
Не забудьте! Так мне велела наша учительница Анна Николаевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения «Надо помнить…» по повести Альберта Лиханова «Последние холода» (для учащихся 6-8 классов)
Альберт Лиханов - современный детский и юношеский писатель. Главная его тема — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых...
Урок внеклассного чтения «Надо помнить…» по повести Альберта Лиханова «Последние холода» (для учащихся 6-8 классов)
Альберт Лиханов - современный детский и юношеский писатель. Главная его тема — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых...
Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)
Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...
"Дети войны, горьким опытом Вас наделила судьба" (урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Последние холода"). 6 класс.
Конспект урока по литературе (урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Последние холода"). 6 класс...
Урок внеклассного чтения в 6 классе: А. Лиханов «Последние холода» «Дети войны, горьким опытом Вас наделила судьба».
Основной целью внеурочной учебной деятельности стало постижение произведений классической направленности русской литературы второй половины ХХ – начала ХХI вв. Основными задачами...
Урок внеклассного чтения " Надо помнить".. по повести А.Л.Лиханова "Последние холода
Урок внеклассного чтения для учащихся 6-7 классов (А.Лиханов."Последние холода")...
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...