Методическая разработка "Рабочая программа. Литература 9 класс ".
методическая разработка по литературе (9 класс)
Методическая разработка "Рабочая программа. Литература 9 класс ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1.docx | 27.87 КБ |
prilozhenie_22l.docx | 40.25 КБ |
prilozhenie_2.docx | 88.05 КБ |
prilozhenie_3.docx | 27.49 КБ |
prilozhenie_4.docx | 27.26 КБ |
rabochaya_programma.doc | 186 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Невского района Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 345
Невского района Санкт-Петербурга
192174, Санкт- Петербург Бульвар Красных Зорь, дом 6, корп.2 , литер А ИНН /КПП 7811022880/ 781101001 ОКПО 53250174, ОКОГУ 23280, ОГРН 1037825012202 | т./факс: (812) 362-44-43 Email: school345spb@mail.ru http:// school345spb.ru |
Согласовано Зам. директора по УВР ____________ (Чижкина Е.Н.) « » августа 2021г. | Утверждено Директор ГБОУ школы № 345 ________________ (А.И.Лазарев) Приказ №263 от «31» августа 2021г. |
Согласовано на заседании М/О учителей начальных классов Протокол №1 от «27» августа 2021г. Председатель М/О ___________ __(Автономова Ф.А.) | Принято Решением Педагогического совета Протокол №1 от «31» августа 2021г. |
Рабочая программа
по литературе
для 9а класса
Срок реализации: 2021 - 2022учебный год
Составлена
Калининой Т.Н., учителем 1 квалификационной категории
Санкт- Петербург
2021 год
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Невского района Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 345
Невского района Санкт-Петербурга
192174, Санкт- Петербург Бульвар Красных Зорь, дом 6, корп.2 , литер А ИНН /КПП 7811022880/ 781101001 ОКПО 53250174, ОКОГУ 23280, ОГРН 1037825012202 | т./факс: (812) 362-44-43 Email: school345spb@mail.ru http:// school345spb.ru |
Календарно-тематическое планирование (КТП)
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Примечание | |
план | факт | |||
1 | сент |
Литература и её роль в духовной жизни человека | ||
2 | сент | Слово о полку Игореве | ||
3 |
Поэтический мир и герои «Слова» | |||
4 |
Основная идея и поэтика «Слова» | |||
5 | Р.Р. «Слову о полку Игореве». Сочинение | |||
6 |
Литература XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка.Ода «Вечернее размышление..» | |||
7 |
М.В Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» | |||
8 | Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» | |||
9 |
Г.Р. Державин «Памятник» | |||
10 |
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» | |||
11 | Н.М. Карамзин. Стихотворение «Осень» | |||
12 | А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» | |||
13 | Повторительно-обобщающий урок по теме "Литература 18 века" | |||
14 |
Русские поэты первой половины 19 века (урок внеклассного чтения) | |||
15 |
В.А. Жуковский – поэт-романтик | |||
16 | В.А. Жуковский. «Светлана»: черты баллады, образ главной героини. | |||
17 | А.С. Грибоедов. «Горе от ума».Жизнь и творчество писателя | |||
18 | А.С. Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва | |||
19 |
А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого. | |||
20 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого. | |||
21 |
А.С. Грибоедов «Горе от ума»» Молчалин, Скалозуб, Репетилов | |||
22 |
А. С. Грибоедов «Горе от ума»: образ Софьи | |||
23 |
А .С. Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии. Комедия в русской критике | |||
24 | Р.Р. А.С.Грибоедов «Горе от ума». Сочинение | |||
25 | А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика | |||
26 |
А.С. Пушкин. Лирика Петербургского, южного и Михайловского периодов | |||
27 |
А .С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…»
| |||
28 |
А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк». | |||
29 |
А.С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»: самооценка творчества в стихотворении. | |||
30 | Р.Р. Лирика Пушкина. Сочинение | |||
31 | Р.Р. Лирика Пушкина. Сочинение | |||
32 | А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери» | |||
33 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как новаторское произведение | |||
34 | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы | |||
35 |
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные женские образы романа. | |||
36 |
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев | |||
37 | Образ автора в романе | |||
38 | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Роман в зеркале критики | |||
39 |
Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | |||
40 |
Повторительно-обобщающий урок по теме "Творчество А.С. Пушкина" | |||
41 | М.Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества | |||
42 | Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова | |||
43 | М.Ю. Лермонтов. Любовь в лирике поэта | |||
44 | Тема родины в лирике поэта | |||
45 | Р.Р. Лирика М.Ю. Лермонтова. Сочинение | |||
46 |
«Герой нашего времени»: общая характеристика романа | |||
47 |
«Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки главного героя | |||
48 |
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера | |||
49 | Философское композиционное значение повести «Фаталист» | |||
50 |
Дружба в жизни главного героя | |||
51 |
Любовь в жизни Печорина | |||
52 | «Герой нашего времени»: оценки критиков | |||
53 |
Р.Р. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Сочинение
| |||
54 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты) | |||
55 |
Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Петербургские повести» | |||
56 | Поэма «Мёртвые души». Замысел автора | |||
57 | Образы помещиков. Обличительный пафос автора | |||
58 |
Образ города. «Мёртвые души чиновников»
| |||
59 | Новый герой эпохи. Кто он, Павел Иванович Чичиков? | |||
60 |
Чичиков – «приобретатель», новый герой и антигерой | |||
61 | Образ России, народа и автора в поэме «Мёртвые души». | |||
62 | Поэма «Мёртвые души»: специфика жанра. Поэма в оценке критики. | |||
63 | Р.Р. Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Сочинение | |||
64 | Ф. М. Достоевский. «Белые ночи». Образ главного героя | |||
65 | Повесть «Белые ночи. Образ Настеньки. | |||
66 | А.П. Чехов. «Смерть чиновника»: проблемы истинных и ложных ценностей. | |||
67 | А. П. Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном мире. | |||
68 | И.А. Бунин «Тёмные аллеи» | |||
69 |
Печальная история любви двух людей | |||
70 | Серебряный век русской поэзии | |||
71 | А. А. Блок. Высокие идеалы и предчувствие перемен. «О, весна, без конца и без краю…»» О. Я хочу безумно жить,,,». | |||
72 |
Повторительно-обобщающий урок | |||
73 | С. А. Есенин. Тема Родины. «Гой ты, Русь моя родная,,,». | |||
74 |
Тема любви в лирике поэта. «Письмо к женщине» | |||
75 |
75 В. В, Маяковский. «А вы могли бы?» | |||
76 | В. В. Маяковский. «Громада -любовь и громада ненависть». | |||
77 | М.А. Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы. | |||
78 | «Собачье сердце»: поэтика повести | |||
79 | М.И. Цветаева. Стихи о любви, о жизни и смерти: «Идешь на меня похожий…» | |||
80 | М. И. Цветаева. Стихи о поэзии и Родине: «Стихи к Блоку», «Родина» | |||
81 | А. А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворения о Родине | |||
82 |
А. А. Ахматова. Тема любви в лирике: «Сказал, что у меня соперниц нет…» | |||
83 | Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Образ «мирозданья» в лирике поэта. | |||
84 | М. А. Шолохов. «Судьба человека»: проблематика и образы. | |||
85 | «Судьба человека»: поэтика рассказа. | |||
86 | Б. Л. Пастернак: стихи о природе и любви. «Весна в лесу». « Быть знаменитым некрасиво» | |||
87 | А.Т. Твардовский. Стихи о родине и о войне:»Я убит подо Ржевом | |||
88 |
А. И. Солженицын. «Матрёнин двор»: проблематика, образ рассказчика
| |||
89 | А. И. Солженицын. «Матрёнин двор»: проблематика, образ рассказчика | |||
90 | Образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи. | |||
91 |
Песни и романсы на стихи русских поэтов | |||
92 | У. Шекспир. «Гамлет». Образ главного героя | |||
93 | «Порвалась дней связующая нить…». Философский характер трагедии «Гамлет» | |||
94 |
И.-В. Гёте «Фауст»: сюжет и проблематика (обзор сцен) | |||
95 | Фауст как вечный образ мировой литературы | |||
96 |
Итоговое повторение | |||
97 | Итоговое повторение | |||
98 | Итоговое повторение | |||
99 | Итоговое повторение | |||
100 | Итоговое повторение | |||
101 | Итоговое повторение | |||
102 | Итоговое повторение |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план, литература, 9А,Б,В классы
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Невского района Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 345
Невского района Санкт-Петербурга
192174, Санкт- Петербург Бульвар Красных Зорь, дом 6, корп.2 , литер А ИНН /КПП 7811022880/ 781101001 ОКПО 53250174, ОКОГУ 23280, ОГРН 1037825012202 | т./факс: (812) 362-44-43 Email: school345spb@mail.ru http:// school345spb.ru |
Лист корректировки рабочей программы
(календарно-тематического планирования (КТП) рабочей программы)
Учитель: _______________________________________
Предмет:_______________________________________
Класс:__________________________________________
Учебный год:___________________________________
Количество часов по плану | Количество часов по факту | Дата урока | Причины | Способ корректировки |
Согласовано
Зам.директора по УВР
____________(___________________)
«___»________202__г.
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Невского района Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 345
Невского района Санкт-Петербурга
192174, Санкт- Петербург Бульвар Красных Зорь, дом 6, корп.2 , литер А ИНН /КПП 7811022880/ 781101001 ОКПО 53250174, ОКОГУ 23280, ОГРН 1037825012202 | т./факс: (812) 362-44-43 Email: school345spb@mail.ru http:// school345spb.ru |
Приложение к рабочей программе
Учитель: _______________________________________
Предмет:_______________________________________
Класс:__________________________________________
Учебный год:___________________________________
Количество часов за год по государственной программе:______________
Количество часов за год по рабочей программе:______________________
I четверть* | II четверть* | III четверть* | IV четверть* | |
кол-во часов по государ. программе | ||||
кол-во часов по рабочей программе | ||||
контрольные работы** | ||||
лабораторные работы** | ||||
работы в формате ЕГЭ и ОГЭ** | ||||
техника чтения** | ||||
аудирование** | ||||
и др.** |
* графы заполняются учителем в зависимости от ступени обучения (1-9 кл – четверти; 10-11 кл – полугодия)
** строки заполняются учителем в зависимости от специфики учебного предмета, ступени обучения и требований к уровню подготовки обучающихся
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для обучающихся 9 класса ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга по курсу литературы в 2021-2022 учебном году.
1.1.Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
- Основные задачи курса литературы на уровне основного общего образования в 9 классе сводятся к следующему: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
- Основные содержательные линии:
- знакомство с личностью писателя;
- определение художественных особенностей произведений;
1.2.Нормативные правовые документы,
на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями), (далее – ФГОС основного общего образования).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденного приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115.
- Приказ Министерства просвещения России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям СП 2.4.3648-20).воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СП 2.4.3648-20).
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее СанПиН 1.2.3685-21).
- Письмом Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 23.03.2020 № 03-12-259/20-0-1 о направлении методических рекомендаций Минпросвещения «Об организации обучения с использованием ЭО и ДОТ».
- Письмом Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 16.03.2020 № 03-28-2516/20-0-0 «О направлении ИМП» (о реализации образовательного процесса с применением ЭО, ДОТ).
- Программа развития ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга на период 2020-2024.
- Основная образовательная программа основного общего образования (новая редакция) ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга
1.3.Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы основного общего образования (новая редакция) ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга (в соответствии с требованиями ФГОС) и на основе программы курса литературы для 5-9 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В. Беляева, которая полностью соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, Фундаментальному ядру содержания общего образования, примерной программе по литературе. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий Составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.
1.4. Определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требованиями к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными образовательными стандартами:
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе предоставляет огромные возможности для формирования духовно богатой, разносторонне развитой личности, в жизни которой особое значение имеют культурные традиции, подлинные нравственные и эстетические ценности, нашедшие отражение, в частности, в лучших произведениях отечественной и мировой литературы. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
1.5. Используемый учебник:
Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Учебник под редакцией Коровиной В.Я. Москва «Просвещение» 2019 г.
1.6. Тематический план:
№ п/п | Название раздела, темы | Всего часов | В том числе на: | |||
тестовые задания | внеклас-сное чтение | развитие речи | сочинения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 7 | 8 |
1 | Введение | 1 | ||||
2 | Из древнерусской литературы | 4 | 1 | 1 | ||
3 | Из русской литературы 18 века | 8 | 1 | 1 | 1 | |
4 | Из русской литературы 19 века | 53 | 1 | 1 | 6 | 6 |
5 | Из русской литературы 20 века | 24 | 3 |
|
| |
6 | Из зарубежной литературы | 5 |
| |||
7 | Урок итогового контроля | 1 | ||||
8 | Повторительно-обобщающий | 7 | ||||
Итого: | 102 | 4 | 2 | 8 | 8 |
1.7. Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков, а также о возможной внеурочной деятельности по предмету:
Для организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий будет применяться смешанная модель обучения:
- частично уроки будут проходить онлайн в режиме видеоконференций, индивидуальных консультаций, чат-занятий, в соответствии с возможностями программ, которые обеспечивают текстовую, голосовую и видеосвязь между компьютерами через интернет, например, Skyp и др., Zoom, WhatsApp, социальные сети;
- другая часть занятий предполагает самостоятельную работу обучающихся с использованием различных платформ и сервисов, учебных ресурсов, а также обычных учебников и тетрадей.
При реализации рабочей программы используются:
Педагогические технологии обучения:
- проблемное обучение
- развивающее обучение
- дифференцированное обучение
- развитие критического мышления
Формы урока:
- урок «открытия» нового знания;
- урок общеметодической направленности;
- урок рефлексии
- урок развивающего контроля.
1.8. Контроль
- Сочинение
- Работа на уроке
- Домашнее задание
- Самостоятельная работа
- Проверочная работа
- Контрольная работа
- Административная контрольная работа
- Классное сочинение
- Домашнее сочинение
- Тест
Содержание рабочей программы
Содержание программы по литературе включает в себя указание литературных произведений и их авторов. Помимо этого в программе присутствуют единицы более высокого порядка (жанрово-тематические объединения произведений; группы авторов, обзоры). Отдельно вынесен список теоретических понятий, подлежащих освоению в основной школе.
Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу (то есть произведения всех списков должны быть обязательно представлены в рабочих программах.
Список А представляет собой перечень конкретных произведений (например: А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Н.В.Гоголь «Мертвые души» и т.д.). В этот список попадают «ключевые» произведения литературы, предназначенные для обязательного изучения. Вариативной части в списке А нет.
Список В представляет собой перечень авторов, изучение которых обязательно в школе. Список содержит также примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение каждого автора выбирается составителем программы. Перечень произведений названных в списке В авторов является ориентировочным (он предопределен традицией изучения в школе, жанром, разработанностью методических подходов и т.п.) и может быть дополнен составителями программ УМК и рабочих программ. Минимальное количество произведений, обязательных для изучения, указано, например: А.Блок. 1стихотворение; М.Булгаков. 1 повесть. В программы включаются произведения всех указанных в списке В авторов. Единство списков в разных рабочих программах скрепляется в списке В фигурой автора.
Список С представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы. Минимальное количество произведений указано, например: Поэзия пушкинской эпохи: К.Н.Батюшков, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский (2-3 стихотворения на выбор). В программах указываются произведения писателей всех групп авторов из списка С. Этот жанрово-тематический список строится вокруг важных смысловых точек литературного процесса, знакомство с которыми для учеников в школе обязательно. Единство рабочих программ скрепляется в списке С проблемно-тематическими и жанровыми блоками; вариативность касается наполнения этих блоков, тоже во многом предопределенного традицией изучения в школе, разработанностью методических подходов и пр.
Во всех таблицах в скобках указывается класс, в котором обращение к тому или иному произведению, автору, проблемно-тематическому или жанровому блоку представляется наиболее целесообразным.
Единство литературного образования обеспечивается на разных уровнях: это общие для изучения произведения, общие, ключевые для культуры, авторы, общие проблемно-тематические и жанровые блоки. Кроме того – и это самое важное – в логике ФГОС единство образовательного пространства достигается за счет формирования общих компетенций. При смене образовательного учреждения обучающийся должен попасть не на урок по тому же произведению, которое он в это время изучал в предыдущей школе, а в ту же систему сформированных умений, на ту же ступень владения базовыми предметными компетенциями.
Дополнительно для своей рабочей программы учитель может также выбрать литературные произведения, входящие в круг актуального чтения обучающихся, при условии освоения необходимого минимума произведений из всех трех обязательных списков. Это может серьезно повысить интерес школьников к предмету и их мотивацию к чтению.
Контрольно-измерительные материалы в рамках государственной итоговой аттестации разрабатываются с ориентацией на три списка программы. Характер конкретных вопросов итоговой аттестации зависит от того, какая единица представлена в списке (конкретное произведение, автор, литературное явление).
При формировании списков учитывались эстетическая значимость произведения, соответствие его возрастным и психологическим особенностям школьников, а также сложившиеся в образовательной отечественной практике традиции обучения литературе. В таблице представлены списки в кратком виде, чтобы легче было увидеть принцип; более детализированные списки представлены после таблицы
. Настоящей программа не предусматривает включения тематического планирования. Тематическое планирование разрабатывается составителями рабочих программ.
А | В | С |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | ||
«Слово о полку Игореве» (к. XII в.) (8-9 кл.) | Древнерусская литература– 1-2 произведения на выбор, например:«Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Сергия Радонежского», «Домострой», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» и др.) (6-8 кл.) | Русский фольклор: Сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песня и др. (10 произведений разных жанров. «Слово о полку Игореве» |
Д.И. Фонвизин «Недоросль» (1778 – 1782) (8-9 кл.) Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» (1792) (8-9 кл.) | М.В.Ломоносов – 1 стихотворение по выбору, например: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…» (1761), «Вечернее размышление о Божием Величии при случае великого северного сияния» (1743), «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и др.(8-9 кл.) Г.Р.Державин – 1-2 стихотворения по выбору, например: «Фелица» (1782), «Осень во время осады Очакова» (1788), «Снигирь» 1800, «Водопад» (1791-1794), «Памятник» (1795) и др. (8-9 кл.) | |
А.С. Грибоедов «Горе от ума» (1821 – 1824) (9 кл.) | В.А. Жуковский - 1-2 баллады по выбору, например: «Светлана» (1812), «Лесной царь» (1818); 1-2 элегии по выбору, например: «Невыразимое» (1819), «Море» (1822) и др Крылов И.А. Басни. (7-9 кл.) | |
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (1823 —1831)(9 кл.), «Дубровский» (1832 — 1833) (6-7 кл), «Капитанская дочка» (1832 —1836) (7-8 кл.). Стихотворения: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…») (1818), «Песнь о вещем Олеге» (1822), «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (1825), «Зимний вечер» (1825), «Пророк» (1826), «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829), «Зимнее утро» (1829), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) (5-9 кл.) | А.С. Пушкин - 10 стихотворений различной тематики, представляющих разные периоды творчества – по выбору, входят в программу каждого класса, например: «Воспоминания в Царском Селе» (1814), «Вольность» (1817), «Деревня» (181), «Редеет облаков летучая гряда» (1820), «Погасло дневное светило…» (1820), «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «К морю» (1824), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…») (1825), «Зимняя дорога» (1826), «И.И. Пущину» (1826), «Няне» (1826), «Стансы («В надежде славы и добра…») (1826), «Арион» (1827), «Цветок» (1828), «Не пой, красавица, при мне…» (1828), «Анчар» (1828), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829), «Кавказ» (1829), «Монастырь на Казбеке» (1829), «Обвал» (1829), «Поэту» (1830), «Бесы» (1830), «В начале жизни школу помню я…» (1830), «Эхо» (1831), «Чем чаще празднует лицей…» (1831), «Пир Петра Первого» (1835), «Туча» (1835), «Была пора: наш праздник молодой…» (1836) и др. (5-9 кл.) «Маленькие трагедии» (1830) 1-2 по выбору, например: «Моцарт и Сальери», «Каменный гость». (8-9 кл.) «Повести Белкина» (1830) - 2-3 по выбору, например: «Станционный смотритель», «Метель», «Выстрел» и др. (7-8 кл.) Поэмы –1 по выбору, например: «Руслан и Людмила» (1818—1820), «Кавказский пленник» (1820 – 1821), «Цыганы» (1824), «Полтава» (1828), «Медный всадник» (1833) (Вступление) и др. (7-9 кл.) «Капитанская дочка» | Поэзия пушкинской эпохи, например: К.Н.Батюшков, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский(2-3 стихотворения по выбору, 5-9 кл.) |
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» (1838 — 1840). (9 кл.) Стихотворения: «Парус» (1832), «Смерть Поэта» (1837), «Бородино» (1837), «Узник» (1837), «Тучи» (1840), «Утес» (1841), «Выхожу один я на дорогу...» (1841). (5-9 кл.) | М.Ю.Лермонтов - 10 стихотворений по выбору, входят в программу каждого класса, например: «Ангел» (1831), «Дума» (1838), «Три пальмы» (1838), «Молитва» («В минуту жизни трудную…») (1839), «И скучно и грустно» (1840), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») (1840), «Когда волнуется желтеющая нива…» (1840), «Из Гёте («Горные вершины…») (1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841), «Родина» (1841), «Пророк» (1841), «Как часто, пестрою толпою окружен...» (1841), «Листок» (1841) и др. (5-9 кл.) Поэмы -1-2 по выбору, например, «Мцыри» (1839) и др. (8-9 кл.) | Литературные сказки XIX-ХХ века, например: А.Погорельский, В.Ф.Одоевский, С.Г.Писахов, Б.В.Шергин, А.М.Ремизов, Ю.К.Олеша, Е.В.Клюев и др. (1 сказка на выбор, 5 кл.) |
Н.В.Гоголь «Ревизор» (1835) (7-8 кл.), «Мертвые души» (1835 – 1841) (9-10 кл.) | Н.В.Гоголь Повести – 5 из разных циклов, на выбор, входят в программу каждого класса, например:«Ночь перед Рождеством» (1830 – 1831), «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1834), «Невский проспект» (1833 – 1834), «Старосветские помещики» (1835), «Шинель» (1839) и др. (5-9 кл.) | |
Ф.И. Тютчев – Стихотворения: «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…») (1828, нач. 1850-х), «Silentium!» (Молчи, скрывайся и таи…) (1829, нач. 1830-х), «Умом Россию не понять…» (1866). (5-8 кл.) А.А. Фет Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье…» (1850), «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (1887). (5-8 кл.) Н.А.Некрасов. Стихотворения:«Крестьянские дети» (1861), «Вчерашний день, часу в шестом…» (1848), «Несжатая полоса» (1854). (5-8 кл.) | Ф.И. Тютчев - 3-4 стихотворения по выбору, например: «Еще в полях белеет снег…» (1829, нач. 1830-х), «Цицерон» (1829, нач. 1830-х), «Фонтан» (1836), «Эти бедные селенья…» (1855), «Есть в осени первоначальной…» (1857), «Певучесть есть в морских волнах…» (1865), «Нам не дано предугадать…» (1869), «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (1870) и др. (5-8 кл.) А.А. Фет - 3-4 стихотворения по выбору, например: «Я пришел к тебе с приветом…» (1843), «На стоге сена ночью южной…» (1857), «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» (1877), «Это утро, радость эта…» (1881), «Учись у них – у дуба, у березы…» (1883), «Я тебе ничего не скажу…» (1885) и др. (5-8 кл.) Н.А.Некрасов - 1–2 стихотворения по выбору, например: «Тройка» (1846), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Зеленый Шум» (1862-1863) и др. (5-8 кл.) | Поэзия 2-й половины XIX в., например: А.Н.Майков, А.К.Толстой, Я.П.Полонский и др. (1-2 стихотворения по выбору, 5-9 кл.) |
И.С.Тургенев - 1 рассказ по выбору, например: «Певцы» (1852), «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860) и др.; 1 стихотворение в прозе на выбор, например: «Разговор» (1878), «Воробей» (1878),«Два богача» (1878) (6-8 кл.) Н.С.Лесков - 1 повесть по выбору, например: «Несмертельный Голован (Из рассказов о трех праведниках)» (1880), «Левша» (1881), «Тупейный художник» (1883), «Человек на часах» (1887) и др. (6-8 кл.) М.Е.Салтыков-Щедрин Произведения по выбору, например: «История одного города»(7-8 кл.) Л.Н.Толстой - 1 повесть по выбору, например: «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Хаджи-Мурат» (1896—1904) и др.; 1 рассказ на выбор, например: «Три смерти» (1858), «Холстомер» (1863, 1885), «После бала» (1903) и др. (8 кл.) А.П.Чехов - 3 рассказа по выбору, например: «Толстый и тонкий» (1883), «Хамелеон» (1884), «Смерть чиновника» (1883), «Лошадиная фамилия» (1885), «Злоумышленник» (1885), «Ванька» (1886), «Спать хочется» (1888), «Человек в футляре» (8 кл.) | ||
А.А.Блок - 2 стихотворения по выбору, например: «Перед грозой» (1899), «После грозы» (1900), «Девушка пела в церковном хоре…» (1905), «Ты помнишь? В нашей бухте сонной…» (1911 – 1914) и др. (7-9 кл.) А.А.Ахматова - 1 стихотворение по выбору, например: «Смуглый отрок бродил по аллеям…» (1911), «Перед весной бывают дни такие…» (1915), «Родная земля» (1961) и др. (7-9 кл.) Н.С.Гумилев - 1 стихотворение по выбору, например: «Капитаны» (1912), «Слово» (1921). (6-8 кл.) М.И.Цветаева - 1 стихотворение по выбору, например: «Моим стихам, написанным так рано…» (1913), «Идешь, на меня похожий» (1913), «Генералам двенадцатого года» (1913), «Мне нравится, что вы больны не мной…» (1915), из цикла «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…») (1916), из цикла «Стихи о Москве» (1916), «Тоска по родине! Давно…» (1934) и др. (6-8 кл.) О.Э.Мандельштам - 1 стихотворение по выбору, например: «Звук осторожный и глухой…» (1908), «Равноденствие» («Есть иволги в лесах, и гласных долгота…») (1913), «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» (1915) и др. (6-9 кл.) В.В.Маяковский - 1 стихотворение по выбору, например: «Хорошее отношение к лошадям» (1918), «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920) и др. А.Блок Стихи (7-9кл.) С.А.Есенин - 1 стихотворение по выбору, например: «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Песнь о собаке» (1915), «Нивы сжаты, рощи голы…» (1917 – 1918), «Письмо к матери» (1924) «Собаке Качалова» (1925) и др. (5-6 кл.) М.А.Булгаков 1 повесть по выбору, например: «Роковые яйца» (1924), «Собачье сердце» (1925) и др. (7-8 кл.) А.П.Платонов - 1 рассказ по выбору, например: «В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев)» (1937), «Рассказ о мертвом старике» (1942), «Никита» (1945), «Цветок на земле» (1949) и др. (6-8 кл.) М.М.Зощенко 2 рассказа по выбору, например: «Аристократка» (1923), «Баня» (1924) и др. (5-7 кл.) А.Т. Твардовский 1 стихотворение по выбору, например: «В тот день, когда окончилась война…» (1948), «О сущем» (1957 – 1958), «Вся суть в одном-единственном завете…» (1958), «Я знаю, никакой моей вины…» (1966) и др.; «Василий Теркин» («Книга про бойца») (1942-1945) – главы по выбору. (7-8 кл.) А.И. Солженицын 1 рассказ по выбору, например: «Матренин двор» (1959) или из «Крохоток» (1958 – 1960) – «Лиственница», «Дыхание», «Шарик», «Костер и муравьи», «Гроза в горах», «Колокол Углича» и др. (7-9 кл.) В.М.Шукшин 1 рассказ по выбору, например: «Чудик» (1967), «Срезал» (1970), «Мастер» (1971) и др. (7-9 кл.) | Проза конца XIX – начала XX вв., например: М.Горький, А.И.Куприн, Л.Н.Андреев, И.А.Бунин, И.С.Шмелев, А.С. Грин (2-3 рассказа или повести по выбору, 5-8 кл.) Поэзия конца XIX – начала XX вв., например: К.Д.Бальмонт, И.А.Бунин, М.А.Волошин, В.Хлебников и др. (2-3 стихотворения по выбору, 5-8 кл.) Поэзия 20-50-х годов ХХ в., например: Б.Л.Пастернак, Н.А.Заболоцкий, Д.Хармс, Н.М.Олейников и др. (3-4 стихотворения по выбору, 5-9 кл.) Проза о Великой Отечественной войне, например: М.А.Шолохов, В.Л.Кондратьев, В.О. Богомолов, Б.Л.Васильев, В.В.Быков, В.П.Астафьев и др. (1-2 повести или рассказа – по выбору, 6-9 кл.) Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях, например: М.М.Пришвин, К.Г.Паустовский и др. (1-2 произведения – по выбору, 5-6 кл.) Проза о детях, например: В.Г.Распутин, В.П.Астафьев, Ф.А.Искандер, Ю.И.Коваль, Ю.П.Казаков, В.В.Голявкин и др. (3-4 произведения по выбору, 5-8 кл.) Поэзия 2-й половины ХХ в., например: Н.И. Глазков, Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенский, Н.М.Рубцов, Д.С.Самойлов, А.А. Тарковский, Б.Ш.Окуджава, В.С.Высоцкий, Ю.П.Мориц, И.А.Бродский, А.С.Кушнер, О.Е.Григорьев и др. (3-4 стихотворения по выбору, 5-9 кл.) Проза русской эмиграции, например: И.С.Шмелев, В.В.Набоков, С.Д.Довлатов и др. (1 произведение – по выбору, 5-9 кл.) Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов («Книгуру», премия им. Владислава Крапивина, Премия Детгиза, «Лучшая детская книга издательства «РОСМЭН» и др., например: Н.Назаркин, А.Гиваргизов, Ю.Кузнецова, Д.Сабитова, Е.Мурашова, М.Аромштам, А.Петрова, С.Седов, С.Востоков , Э.Веркин, М.Аромштам, Н.Евдокимова, Н.Абгарян, М.Петросян, А.Жвалевский и Е.Пастернак, Ая Эн, Д.Вильке и др. (1-2 произведения по выбору, 5-8 кл.) | |
Литература народов России | ||
Г.Тукай, М.Карим, К.Кулиев, Р.Гамзатов и др. (1 произведение по выбору, 5-9 кл.) | ||
Зарубежная литература | ||
Гомер«Илиада» (или «Одиссея») (фрагменты по выбору) (6-8 кл.) Данте. «Божественная комедия» (фрагменты по выбору) (9 кл.) М. де Сервантес «Дон Кихот» (главы по выбору) (7-8 кл.) | Зарубежный фольклорлегенды, баллады, саги, песни (2-3 произведения по выбору, 5-7 кл.) | |
В.Шекспир «Ромео и Джульетта» (1594 – 1595). «Гамлет» (8-9 кл.) | 1–2 сонета по выбору, например: № 66 «Измучась всем, я умереть хочу...» (пер. Б. Пастернака), № 68 «Его лицо - одно из отражений…» (пер. С. Маршака), №116 «Мешать соединенью двух сердец…» (пер. С. Маршака), №130 «Ее глаза на звезды не похожи…» (пер. С. Маршака). (7-8 кл.) | |
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943) (6-7 кл.) | Ж-Б. Мольер Комедии - 1 по выбору, например: «Тартюф, или Обманщик» (1664),«Мещанин во дворянстве» (1670). (8-9 кл.) И.-В. Гете «Фауст» (1774 – 1832) (фрагменты по выбору) ( 9-10 кл.) Дж. Г. Байрон - 1 стихотворение по выбору, например: «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!» (1814)(пер. М. Лермонтова), «Прощание Наполеона» (1815) (пер. В. Луговского), Романс («Какая радость заменит былое светлых чар...») (1815) (пер. Вяч.Иванова), «Стансы к Августе» (1816)(пер. А. Плещеева) и др. - фрагменты одной из поэм по выбору, например: «Паломничество Чайльд Гарольда» (1809 – 1811) (пер. В. Левика). (9 кл.) | Зарубежная сказочная и фантастическая проза, например: Ш.Перро, В.Гауф, Э.Т.А. Гофман, Бр.Гримм, Л.Кэрролл, Л.Ф.Баум, Д.М. Барри, Д.Родари, М.Энде, Д.Р.Р.Толкиен, К.Льюис и др. (2-3 произведения по выбору, 5-6 кл.) Зарубежная новеллистика, например: П.Мериме, Э. По, О`Генри, О.Уайльд, А.К.Дойл, Джером К. Джером, У.Сароян, и др. (2-3 произведения по выбору, 7-9 кл.) Зарубежная романистика XIX– ХХ века, например: А.Дюма, В.Скотт, В.Гюго, Ч.Диккенс, М.Рид, Ж.Верн, Г.Уэллс, Э.М.Ремарк и др. (1-2 романа по выбору, 7-9 кл) Зарубежная проза о детях и подростках, например: М.Твен, Ф.Х.Бёрнетт, Л.М.Монтгомери, А.де Сент-Экзюпери, А.Линдгрен, Я.Корчак, Харпер Ли, У.Голдинг, Р.Брэдбери, Д.Сэлинджер, П.Гэллико, Э.Портер, К.Патерсон, Б.Кауфман, Ф.Бёрнетт и др. (2 произведения по выбору, 5-9 кл.) Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы, например: Р.Киплинг, Дж.Лондон, Э.Сетон-Томпсон, Д.Дарелл и др. (1-2 произведения по выбору, 5-7 кл.) Современные зарубежная проза, например: А. Тор, Д. Пеннак, У.Старк, К. ДиКамилло, М.Парр, Г.Шмидт, Д.Гроссман, С.Каста, Э.Файн, Е.Ельчин и др. (1 произведение по выбору, 5-8 кл.) |
Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной школе
- Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.
- Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.
- Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).
- Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.
- Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.
- Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты:
- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народ, своего края, основ культурного наследия народов Росси и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
- Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социально жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
- Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
- Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты:
-умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющееся ситуацией
- умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
-умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать вывод
-умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
-умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
.
Предметные результаты:
В результате изучения литературы ученик должен:
-определять тему и основную мысль произведения .
-владеть различными видами пересказа , пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу ;
-характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики ; оценивать систему персонажей ;
-находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; выявлять особенности языка и стиля писателя ;;
-определять жанровую специфику художественного произведения ;
-объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
-выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста;
-выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения ;
-пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
-представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии ;
-собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);
-выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
-выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению ;
-ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
-пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете .
4. Литература и средства обучения
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся:
- Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 9 класс: Учебник в 2 ч. - М.: Просвещение, 2019.
- Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: Дидактические материалы по литературе. - М.: Просвещение, 2019
Для учителя:
- Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе. Практическая методика. - М.: Просвещение, 2018.
- Беляева Н.В.,Ерёмина О.А. Поурочные разработки по литературе. 9класс. - М.:»Просвещение» 2018
- Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 9 класс: Методические советы. - М.: Просвещение, 2018.
- Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 9 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2020.
- Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2021.
- Турьянская Б.И. и др. Литература в 9 классе. Урок за уроком. - М.: Русское слово, 2019.
Оборудование кабинета
- Компьютер SAMSUNG SyncMaster E1720
- Телевизор SONY
- DVD SUPRA DVS 102X
- Мультимидийный проектор ACER
4.3.Электронные образовательные ресурсы:
- Образовательный сайт Е.А. Захарьиной http://www.saharina.ru/lit_tests/
- Виртуальная библиотека по русской литературе XVIII–XX веков
- Сайт о стихосложении В.Онуфриева
- Сайт о жизни и творчестве С. Есенина http://esenin.ru/
- Сайт о жизни и творчестве И. Бунина buninivan.org.ru/
- Сайт о жизни и творчестве А.И. Куприна http://kuprin.org.ru/
- Сайт о жизни и творчестве А. Ахматовой http://www.akhmatova.org
- Сайт о жизни и творчестве М. Горького hrono.info/biograf/bio_g/gorky_max.php
4.4.Электронные образовательные ресурсы:
1. Образовательная коллекция 1С
2. Электронные учебные издания "Просвещение-Медиа"
3. Электронные учебные издания "Кирилла и Мефодия"
4. 1-С Репетитор «Литература». Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
15. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"
Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...
Программа мастер- класса "Методические приемы критического мышления, используемые на уроках русского языка и литературы"
Цель проведения мастер - класса: создать условия для обобщения опыта по проблеме «Способность критически оценивать собственную практику». Задачи:- передача учителем-мастером сво...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)
Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
Методическая разработка "Рабочая программа. Литература 6 класс ".
Методическая разработка "Рабочая программа. Литература 6 класс "....
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...