ИКТ на уроках литературы
опыты и эксперименты по литературе

Кыргыс Эмиля Банкет-ооловна

Использование ИКТ на уроках литературы как об эффективной  методике в преподавании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_metodika.docx34.04 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках русской литературы.

Из опыта работы преподавателя  русского языка и литературы

 Введение ИКТ в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, все мыслительные операции учащихся сопровождаются практическими действиями.

Кыргыс Э. Б. – преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ РТ «Ак-Довуракский горный техникум»

Ак-Довурак -2018г.


Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современной образовательное учреждение. Тем не менее, некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин сомневаются в целесообразности применения информационных технологий. Я полагаю, что такой подход необоснован.

Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках русской  литературы, на мой взгляд, позволяет:

• развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения;

• расширить возможности предъявления учебной информации;

• сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;

• усилить мотивацию учения;

• активно вовлекать учащихся в учебный процесс;

• дать учащимся максимально возможный для него объем учебного материала;

• расширить наборы применяемых учебных задач;

• качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;

• позволяют приобщить обучающихся к достижениям информационного общества и адекватному поведению в нем.

 Только системное и целесообразное применение информационно-коммуникационных средств обучения в образовательном процессе позволяет оптимизировать деятельность преподавателя  на уроке, т.е. повысить качество обучения обучающихся за счёт улучшения качества деятельности у преподавателя.

Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении ИКТ, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. На уроках литературы учащиеся выполняют задания творческого характера (сочинения, статьи, рисунки, фотографии). Например, оформление сборника стихов любого поэта "серебряного века" с использованием технологий обработки информации, исследовательского характера, создают проекты, составляют обобщающие таблицы, алгоритмы действий, схемы, выступают в различных ролях (фотографа, режиссера видеоматериала, художника), которые требуют от школьников умения владеть способами познавательной деятельности:

   * создавать организационные структуры хранения данных, создавать, именовать, сохранять объекты;

   * пользоваться экранной справочной системой;

   * строить информационные модели различных объектов, используя для этого типовые средства (таблицы, графики);

   * создавать информационные объекты различной формы представления с уровнем сложности, отвечающим потребностям образовательного процесса в рамках гуманитарного профиля.

Учащиеся  с удовольствием отвечают на вопросы компьютера,  сами задаёт темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу. Может воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок, что даёт возможность проанализировать, насколько глубоко он усвоил данный материал. В случае неудовлетворённого результата учащийся может вернуться к тестированию после повторного прохождения курса или уточнения отдельных вопросов. Благодаря этому учащиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.

Конечно, компьютер не заменит учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности.

Введение ИКТ в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее лингводидактические проблемы:

1) совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);

2) ИКТ могут помочь в ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков;

3) повышение продуктивности самоподготовки учащихся после уроков;

4) ускоряется тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;

5) возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.

Практика показывает, что учащиеся охотно идут на занятия с использованием ПК и интерактивной доски, воспринимают их как праздник, у них вырабатывается устойчивый интерес к таким занятиям, меньше рассеивается внимание, так как существует обратная связь преподавателя с обучаемыми. Их привлекают новые условия, непринуждённость обстановки, само общение с компьютером, интерактивной доской. Из пассивного заучивания учение превращается в активный процесс, и чем больше умственных усилий прилагает ученик, тем продуктивнее становится его деятельность. Все мыслительные операции учеников сопровождаются практическими действиями. В итоге компьютер становится  первым помощником и советчиком  и у преподавателя и у учащегося при изучении учебного материала.

Систематическое использование ПК и интерактивной доски на уроке приводит к целому ряду положительных моментов:

· повышение уровня использования наглядности на уроке;

· повышение производительности урока;

· происходит актуализация познавательных интересов учащихся;

· преподаватель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся;

· изменяется отношение к ПК, как к дорогой, увлекательной игрушке.  

Учащиеся  начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

На уроках с ИКТ каждый ученик работает в индивидуальном темпе и с индивидуальной программой, здесь можно легко применять принцип дифференциации. Слабый учащийся может при желании повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием, чем на обычных уроках работы над ошибками. Сильные учащиеся получают более трудные варианты заданий или консультируют слабых.

Будучи уникальным современным средством наглядности, обеспечивающим учащемуся активное взаимодействие с динамическими таблицами, опорными схемами и сигналами, алгоритмами, компьютер обладает способностью методически ярко предъявить саму языковую наглядность, «материализовать» её с помощью цвета, графики, системы подчёркивания, динамики изображения, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и т.д. Благодаря постоянной обратной связи информирующего и контролирующего характера обучающиеся приобретают возможность корректировать свою учебную деятельность.

Учащиеся также учатся редактировать тексты, набирают сами тексты своих творческих работ, своих стихов, составляют сборники, делают компьютерные рисунки. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал.

К наиболее эффективным формам представления материала по  литературе следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, позволяет наиболее повысить содержание урока, его результативность и вызвать интерес к изучаемому материалу. Кроме того, при наличии принтера результаты деятельности учащихся  легко превращаются в  фактический материал.

Активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. С их помощью можно создать портретные галереи и фонотеку: сделать записи исполнения произведений самими авторами или мастерами художественного слова, подобрать видеофрагменты.

 Работа с программой MicrosoftPublisher позволяет получить реальный продукт своей деятельности в виде газеты, журнала, книжки-малышки, буклета и т.д. Она используется для оформления результатов групповой работы, выпуска газеты, информационного листка.

Еще в своей практике использую показ экранизации классики. Считаю, что хороший фильм, вызывающий неподдельный, настоящий интерес, -  это первый шаг к чтению, прямой путь к сердцу ребёнка. Он пробуждает чувства, заставляет переживать, будит воображение.

Применение  ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной  лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока – практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в  музей, на родину писателя.

Итак, применение ИКТ на уроках русской  литературы  позволяет мне:

· наполнить уроки новым содержанием;

· развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность                   учащихся;

· формировать элементы информационной культуры;

· прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

·  поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

· идти в ногу со временем.

Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.

Список литературы

Васильев В. В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. М., 2000. - № 9.

Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. М., 1995. - № 6.

Качурин М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988.

Крылова Н. Проектная деятельность школьника и педагога. Диалог с воображаемым оппонентом // Народное образование. 2005. - № 7.

Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2005.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Е. С. Полат и др. М.: Академия, 2000.

Песоцкий Ю. С. Высокотехнологическая образовательная среда: принципы проектирования // Педагогика. 2002. - № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»

Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....