Классный час по рассказам Р. Брэдбери
классный час по литературе
Материалы к уроку по рассказу Р. Брэдбери "Вельд"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_k_uroku_po_rasskazu_veld.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Берегите собственную душу! Урок внеклассного чтения по рассказу Рея Брэдбери "Вельд
Разделы: Литература
Цели:
- воспитание толерантности;
- осуждение жестокости и равнодушия;
- формирование лингворечевых навыков учащихся.
Оборудование:
- рассказ “Вельд”;
- рисунки учащихся.
Вступительное слово учителя
Рэй Брэдбери – известный американский писатель-фантаст. Произведения его очень интересны, и в этом вы уже убедились. (Заранее прочитаны многие рассказы писателя). Герои Брэдбери, пытаясь разрешить трудные проблемы жизни, порой попадают в драматические ситуации. Так случилось и с персонажами рассказа “Вельд”. (Учитель обращается к детским рисункам, выслушивает юных художников, сравнивает изображения дома, портреты героев.)
Работа с текстом
Деятельность учителя. Вопросы | Деятельность учащихся. Предполагаемые ответы |
1. Семья Хедли живет в доме с многообещающим названием “Все для счастья”. С какой целью Лидия и Джордж Хедли купили дорогой дом? Ведь он стоит 30 000 долларов. | 1. “Дети должны получать все самое лучшее”, – заявил отец. “…мы для того и купили этот дом, чтобы ничего не делать самим”. Для развития детей, для их игр приобрели родители дом с уникальной детской комнатой. |
2. Каков принцип работы дома? Чем он вызывал восхищение хозяев? | 2. Дом “одевал, кормил, холил, укачивал, пел и играл”. Ванна автоматически мыла членов семьи, стол-автомат послушно подавал различные блюда. В доме были говорящие часы, чистильщики обуви, механические губки, мочалки, полотенца… Все это великолепие незаметно уничтожило в детях самостоятельность, радость познания мира. |
3. Особую гордость семьи Хедли составляла детская комната. “Сто сорок четыре квадратных метра, высота – десять метров”. Чем она привлекла Питера и Венди, десятилетних ребятишек? | 3. Дети буквально не выходили из детской: ведь она превращает в реальность любую их фантазию. Скрытые одорофоны приносили волну запахов, делая вызванный по заказу фантастический мир осязаемым, реальным. |
4. Интересно, правда? Но вскоре Лидия Хедли почувствовала свою ненужность. “Я здесь вроде ни к чему. Дом – и жена,и мама,и горничная”. И муж ее тоже изменился. Стал нервным, курить начал больше обычного, дозу снотворного увеличил. Но самое страшное, что родители постепенно стали не нужны детям. Почему так случилось? | 4. Ответ на этот вопрос убедительно дал врач-психиатр, приглашенный для консультации: “Ребенок не может жить без привязанностей. Вы с женой позволили этой комнате, этому дому занять ваше место в их сердцах. Детская комната стала для них матерью и отцом, оказалась в их жизни куда важнее подлинных родителей”. |
5. Что, по-вашему, должны были предпринять родители, услышав такое заключение врача? | 5. Во-первых, любым способом наладить отношения с детьми, ведь им всего по десять лет! Взрослые люди должны были найти слова любви, которых так давно не слышали их сын и дочь. Создав детям идеальные условия для игры, родители самоустранились от их воспитания, лишили малышей родительского тепла, перестали быть для них примером. Родственные связи оказались разорванными. Семья разрушилась. Детская любовь и привязанность стали принадлежать комнате. Это нонсенс! |
6. Родителям стало неуютно в собственном доме. Мало того, им стало страшно! Почему? | 6. Питер и Венди в последнее время стали играть в африканский вельд. Лидия и Джордж целыми днями слышали чьи-то крики боли и ужаса. Львы кого-то разрывали на куски, а стервятники расклевывали остатки, обгладывали кости. Дети играли в смерть. Однажды взрослые едва убежали от львов, ринувшихся на них. И это в собственном доме! |
7. В доме поселился страх. Какие художественные детали использует писатель, чтобы мы почувствовали нарастающую опасность? | 7. а) Постоянные крики из детской. б) Дверь вздрагивала, “словно от удара изнутри”. Львы пытались вырваться. в) Глава семьи нашел в детской окровавленный шарф жены и свой бумажник со следами крови и зубов львов. г) Картина вельда неприятная. Едкий запах животных, шуршащая поступь крадущихся хищников. Раскаленный воздух. Лучи солнца – словно прикосновение горячей лапы. И запах крови. Обращаем внимание на сравнения, на эпитеты, на роль глаголов, создающих правдоподобную картину вельда. Весь последний месяц Джордж “слышал львиный рык, чувствовал даже у себя в кабинете резкий запах хищников”. д) Обилие желтого цвета беспокоило, создавало нервозность. Солнце в небе жаркое, желтое. Трава жухлая, то есть грязно – желтая, увядшая. Желтый цвет львиных шкур. Жуткие желто – зеленые глаза хищников. |
8. Родители увидели, что их дети стали несносны: они не слушаются, живут своей жизнью. Родители и дети словно два острова, между которыми нет связи. Как подчеркивает автор внутреннюю пустоту детей, их эгоизм? | 8. Во-первых, они перестали играть в добрые сказки, заменив их кровавым вельдом. Во-вторых, научились лицемерить, лгать. Писатель также обращает внимание на их глаза, “ярко-голубые шарики”, лишенные мысли, не выражающие никаких чувств. В душах у них – вельд. Мальчик и девочка продумали и хладнокровно привели в действие план убийства самых близких людей, матери и отца. Разве это не чудовищно? |
9. Что же послужило толчком к драматическим событиям? Как отреагировали дети на решение отца? | 9. Решение Джорджа уехать всей семьей на месяц, предварительно отключив все автоматы в доме, в том числе и детскую комнату. “Они кричали, прыгали, швыряли вещи. Они вопили, рыдали, бранились, метались по комнатам”. Решение отца они восприняли как убийство комнаты и очень переживали. |
Вывод. Родители проявили малодушие и “на минуточку” включили комнату. Они забыли о предостережении врача – психиатра, который советовал “немедленно выключить эту проклятую комнату и минимум год ежедневно приводить детей на процедуры”. Значит, у детей была серьезно нарушена психика. “В данном случае детская, вместо того чтобы избавлять от разрушительных наклонностей, поощряет их!”. | |
10. Брэдбери назвал дом своих героев “Все для счастья”, но обитатели дома были несчастны: и родители, и дети. Почему? Что, по – вашему, делает человека счастливым? | 10. Ученики высказывают свои мнения, приводя примеры из жизни, из просмотренных фильмов, из книг. |
III. Над чем заставил задуматься рассказ?
Дети совершили злодеяние, которое оправдать невозможно. Совершив убийство родителей, Питер и Венди убили и себя, собственную душу. Только пока они этого не поняли.
Беззаботная жизнь в доме создала у мальчика и девочки иллюзию счастья, но быть счастливым с ненавистью и грехом в душе нельзя. Именно об этом заставил нас задуматься талантливый писатель-фантаст. Брэдбери предостерегает читателей об опасности проявления зла, жестокости и насилия, учит критическому осмыслению своих поступков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по рассказу Р.Брэдбери "Улыбка" РОЛЬ ИСКУССТВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Урок был проведён в 8-м классе. Это первый и единственный урок по жанру современной фантастики. Открытый урок не заявлен в планировании, а был проведен в рамках предметной недели русского ...
Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Р.Брэдбери " Улыбка" ( по УМК " Вокруг тебя-мир...)
Урок по рассказу Р.Брэдбери знакомит Учеников с нормами международного гуманитарного права, учит гуманизму и состраданию. Вместе с учителем ученики размышляют л роли искусства в жизни человека и...
Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Р.Брэдбери "Улыбка"
Разработка урока внеклассного чтения"Перекрёстки миров или воспоминание о будущем" в 8 классе по рассказу Брэдбери "Улыбка"...
Конспект урока литературы в 9 классе по рассказу Р. Брэдбери "Улыбка".
В окнспекте представлены различные формы работы на уроке. Буду рад, если найдёте в нём что-то новое и важное....
Презентация к уроку литературы в 9 классе по рассказу Р. Брэдбери "Урыбка".
Дополнительный материал к конспекту....
Урок внеклассного чтения «Влияние произведений искусства на человека» (по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита»)
Данный урок - урок внеклассного чтения по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита», тематически не связан с основным курсом литературы 10 класса, но служит подготовкой дл...
Презентация к уроку внеклассного чтения «Влияние произведений искусства на человека» (по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита»)
Презентация к одноименному уроку делает его более интересным, наглядным....