Творчество Астафьева
презентация к уроку по литературе (6 класс)
Материал по творчеству Астафьева и презентация по рассказу "Конь с розовой гривой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
astafev.ppt | 749.5 КБ |
kon_s_rozovoy_grivoy.ppt | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Если бы мне было дано повторить жизнь, - я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами, поражениями, восторгами и горестями утрат…» В. П. Астафьев.
Жизненный путь 1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор. Берега Овсянки На берегу Енисея В семь лет мальчик потерял мать - она утонула в реке, зацепившись косой за основание боны. Виктор Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему "не верится, что мамы нет и никогда не будет". Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка - Екатерина Петровна.
Овсянка Старинное поселение, основанное более 300 лет назад, вскоре после Красноярска. Его предназначением было охранять город от набегов кочевников на ближних подступах. С тех пор сохранилось название ближней к поселку речки - Караульная. История Овсянки неразрывна с именем В.П. Астафьева. Он вернулся на родину как известный писатель. Но именно здесь к нему в полной мере пришло всенародное признание и любовь читателей. Благодаря прославленному земляку в ней появилось то, чего не было в других местах. Асфальтированная дорога, прекрасная библиотека, деревянная церковь. Однако за последние годы слишком многое переменилось. Овсянка давно уже не похожа на древнюю сибирскую деревню, какой мы представляем ее по “Последнему поклону”. Это красивое дачное место под Красноярском на берегу незамерзающей оскудевшей реки, где стоят напротив друг друга краснокирпичные новые особняки и старые потемневшие сибирские избы. Им не ужиться на одной земле, и аккуратный астафьевский дом с разросшимся садом кажется здесь затерявшимся, относящимся к иному измерению и времени.
Работал на станции Базаиха Красноярской железной дороги. Участник Великой отечественной войны (в армии с октября 1942 года до октября 1945 года). Был рабочим в г. Чусовой (Урал), журналистом газеты "Чусовский рабочий".
С апреля 1957 года Астафьев - спецкор Пермского областного радио. В 1962 году семья переехала в Пермь, а в 1969 году - в Вологду. В 1980 году Астафьев переехал жить на родину - в Красноярск. До своей смерти писатель живет и работает как в Красноярске (Академгородок), так и в Овсянке, в летнем домике.
Литературное творчество С 1951 года начал заниматься литературным трудом . Итогом писательской деятельности стало 15-ти томное собрание сочинений. Автобиографическая проза Человек и хаос войны Лад и разлад Человек и природа
Литературные встречи в русской провинции Особой гордостью Овсянкинской библиотеки являются «Литературные встречи в русской провинции», когда раз в 2 года в Овсянке собираются писатели, поэты, издатели и библиотечные работники не только Сибири, но и столицы, и других регионов. Любая библиотека России гордилась бы, если ее читатель написал бы о ней те слова, которые Виктор Петрович написал о своей библиотеке: «... А библиотека села - это окошко родного дома, где всегда светит приветливый огонек». Первые «Литературные встречи в русской провинции» прошли в августе 1996 г., затем в 1998, 2000 гг. Литературные встречи стали одним из самых значительных событий культурной жизни нашего края, традицией, заложенной и завещанной нам великим русским писателем В.П. Астафьевым.
Автобиографическая проза Всю жизнь Виктор Петрович возвращался к одним и тем же темам - автобиографическим. Детство в Сибири ("Последний поклон", "Ода русскому огороду"), война (от "Пастуха и пастушки" до "Прокляты и убиты"), послевоенный голод и неприкаянность. Герои могли быть другими, непохожими на "Астафьева там и тогда", но темы, обстоятельства, места действия, воздух - только из памяти.
Лад и разлад Проблема лада и разлада продолжает оставаться самой “болевой” точкой в размышлениях Виктора Астафьева о своем народе. С наибольшей остротой писатель поставил ее в двух, почти одновременно созданных произведениях — в рассказе “Жизнь прожить”, который увидел свет в сентябрьской книжке “Нового мира” за 1985 год, и в романе “Печальный детектив”, напечатанном в январском номере журнала “Октябрь” за 1986 год.
Человек и хаос войны Размышления Виктора Астафьева о добре и зле, об их немирном сосуществовании в одном земном пространстве, в одном обществе, а порой в душе одного человека — эти размышления очень своеобразно преломились в его постоянном интересе к теме войны. Русская литература о Великой Отечественной войне изначально была пронизана героическим пафосом. Астафьев тоже относится к этому времени трепетно. Но он несколько смещает традиционную оптику в подходе к этой теме: для него и Отечественная война — это прежде всего война, то есть некое противоестественное состояние мира, концентрированное воплощение хаоса, наглядное воплощение тех сил и условий, которые противоположны человеческой натуре по определению и способны только разрушать душу. «Звездопад» «Пастух и пастушка» «Прокляты и убиты «Так хочется жить «Веселый солдат»
Человек и природа Ежегодные поездки Астафьева по родным местам послужили основой для написания широкого прозаического полотна "Царь-рыба" (1972 - 75), одного из самых значительных произведений писателя. Здесь писатель обращается к другой первооснове человеческого существования — к связи “Человек и Природа”. Причем эта связь интересует автора в нравственно-философском аспекте: в том, что еще Есенин называл “узловой завязью человека с миром природы”, Астафьев ищет ключ к объяснению нравственных достоинств и нравственных пороков личности, отношение к природе выступает в качестве “выверки” духовной состоятельности личности.
Первый сборник рассказов "До будущей весны" (Пермь, 1953). Астафьев окончил Высшие литературные курсы (1961). Член Союза писателей. Наиболее известные произведения: "Стародуб" (1960), "Кража" (1968), "Последний поклон" ( 1968), "Пастух и пастушка" (1973), "Царь-рыба" (1977), "Печальный детектив" (1986), "Зрячий посох" (1991) переведены на многие языки. Автор сценариев к художественным фильмам "Дважды рожденный", "Звездопад" и др. Для творчества Астафьева характерны углубленный психологизм, острота проблем, высокий гуманизм
Музей-мемориал В. Астафьева На родине Виктора Астафьева - в деревне Овсянка под Красноярском - установлен памятник писателю. Монумент изображает Виктора Петровича и его жену, сидящих на лавочке в тени деревьев. Бронзовая скульптурная композиция работы Владимира Зеленова выполнена в натуральную величину и отлита на одном из красноярских заводов. При установке рабочим пришлось постараться, чтобы не сломать ветки яблони, посаженной самим Астафьевым. 1 мая Красноярск отмечал 80-летие со дня рождения Астафьева. В Овсянке открылся музей-мемориал его имени, в состав которого вошли музей Астафьева , библиотека, дом бабушки писателя, часовня и мемориальное кладбище, где покоятся все родные и близкие знаменитого сибиряка.
Музей-мемориал В. Астафьева Дом-музей писателя. Овсянка Комната В. П. Астафьева. Овсянка В 1980 г. В.П. Астафьев вернулся на родину. Дом в Овсянке он выбрал неслучайно: рядом стоял домик бабушки Екатерины. С мая по октябрь писатель отрывался от семьи и переезжал из Красноярска в Овсянку, в свой дом. В дом, где и печку надо было топить, и еду готовить, и гостей принимать великое множество. Вдова писателя Мария Семоновна перед передачей дома в дар музею на свои средства провела в нем текущий ремонт.
Музей-мемориал В. Астафьева 1 сентября 1975 г. в Овсянке была открыта библиотека. Бессменным ее руководителем является Анна Епиксимовна Козынцева. В начале 90-х годов по инициативе В.П. Астафьева началось строительство нового здания для овсянской библиотеки. Проект здания разработал известный красноярский архитектор А.С. Демирханов. 4 мая 1994 г., к 70-летию В.П. Астафьева, библиотека встретила своих первых гостей и читателей в новом здании на берегу Енисея. 31 августа 1999 г. библиотека получила статус библиотеки-музея п. Овсянка. Фонд библиотеки составляет 35 тыс. ед. хр. Библиотека стала настоящим духовным центром не только для жителей Овсянки, но и для Сибири, России. В ней побывало очень много известных людей: М. Горбачев, президент СССР; Б. Ельцин, президент России; Н. Михалков, А. Солженицин, А. Лебедь и др.
Музей-мемориал В. Астафьева «Дом моего детства», куда неизменно устремлялась душа писателя. Главная книга жизни Виктора Петровича - «Последний поклон» -посвящена этому дому, «где как в хорошей избе собрал и бережно воскресил прекрасную страницу своего детства , а с нею и всю свою родню, благодаря которой у него и в сиротстве была прекрасная семья, древо рода, где он был не чужой ветвью». (В. Курбатов). Дом бабушки Е.П. Потылициной
Музей-мемориал В. Астафьева В 1916 г. в Овсянке была построена церковь, в 40-е годы здание было приспособлено под пекарню, а после войны разобрано совсем. Инициатором строительства часовни был В.П. Астафьев. 15 сентября 1998 г. в рамках 11-ых «Литературных встреч в русской провинции» часовня была открыта и освящена. Часовня носит имя святителя Иннокентия Иркутского. Епископ Иннокентий Кульчицкий (1960-1731) возведен в ранг русских святых в 1804 г., имел большое влияние на духовную жизнь Восточной Сибири. Окончил Киевскую духовную академию. С 1727 г. по 1731 г. возглавлял вновь организованную Иркутскую епархию. Известно, что сам Иннокентий Иркутский занимался иконописью, иконы почитались святыней. День Иннокентия Иркутского (26 ноября), как и День Сибири (26 октября), относится к выдающимся сибирским праздникам.
Музей-мемориал В. Астафьева Сельское кладбище, где лежат бабушка, все родные, близкие, мать Виктора Петровича - Лидия Ильинична. Похоронен писатель рядом с дочерью Ириной .
М.С. Корякина о муже Исчезли мелкие подробности, Ушла обыденность поспешно. И ты до неправдоподобности, До ненормальности безгрешный. Мы перед временем бессильны: Что было близким, стало дальним. Но чем ты дальше, тем красивее, Чем недоступней, тем желаннее. Твоим величием подавлена И удивляюсь то и дело: Да как же я в ту пору давнюю Такого полюбить посмела? М. Зимина
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В этом произведении рассказывается о деревенском мальчике- сироте, которому бабушка пообещала привезти «Пряник конём» за то, что тот соберёт ягод , а бабушка их продаст. Об этом прянике мечтали все деревенские мальчишки. Пряник этот : «белый-белый ; А грива у него розовая, хвост розовый , глаза розовые , копыта тоже розовые .» Если у кого-то появлялся такой пряник , то остальные сразу начинали уважать , подлизываться, почести оказывать , чтобы только им позволили откусить от пряника кусочек или хотя бы лизнуть его.
Один из друзей мальчика, Санька, давал дурные советы и побуждал на дурные поступки. Сначала Санька на спор заставил мальчика выбросить из туеска, наполненного наполовину, ягоды. Мальчик так и поступил . Потом посоветовал заполнить опустевший туесок травой , а сверху присыпать ягодами ; мальчик опять последовал совету.
От радости бабушка не стала проверять ягоды, похвалила за работу и легла спать . Ночью паренёк не мог заснуть. Он размышлял о том, что с ним будет и решил наутро признаться во всем бабушке.
Наутро, когда мальчик проснулся, бабушки уже не было дома (уехала в город). Мальчишка очень расстроился. Он пошёл с друзьями порыбачить на озеро. По вечер увидел плывущую с другого берега на лодке бабушку. Он побежал к дому, но ,когда увидел идущую от лодки бабушку, решил убежать подальше оттуда . Мальчик ещё долго слышал бабушку, кричавшую вслед , но вскоре крик затих. Он бежал так долго, что и сам не заметил, как оказался на верхнем конце села.
Паренек вспомнил , что именно там живёт его двоюродный братишка Кеша. Тётя Феня – Кешина мама, накормила мальчика, но на ночь остаться не разрешила. Тётя отвела его к бабушке. Бабушка очень ругалась и сердилась, поэтому мальчик быстро забрался в кладовку .А бабушка ещё долго разговаривала с тётей Феней.
Наутро, когда проснулся, он обнаружил, что приехал дедушка. Мальчик долго страшился выйти, но вошёл дедушка, они поговорили и дедушка придал юноше уверенность. Мальчишка вышел из кладовки; бабушка всё еще злилась. Он сел за стол и стал есть приготовленную ему еду. Бабушка ещё долго ворчала и ругалась .Он не спорил, потому что знал, что будет хуже. Парнишка не надеялся ни на какое прощение или снисходительность, Но в самом конце бабушка со словами: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато ещё когда обманешь бабушку…» - протянула внуку коня с розовой гривой.
*** Произведение Астафьева очень поучительное,т.к. в нем описываются как плохие черты характера: обман, мошенничество; так и хорошие черты: доброта, доверчивость,снисходительность.
Конец !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
к вопросу об изучении творчества В.П. Астафьева на уроках литературы в старших классах;рассказ В. П. Астафьева "Пролетный гусь"
рассказ В.П. Астафьева "Пролетный гусь"-новое о Великой Отечественной войне...
Презентация к уроку литературы о жизни и творчестве В.П.Астафьева
Презентация включает материалы о музейном комплексе писателя в селе Овсянка, доме-музее в г.Чусовой....
Презентации к урокам по творчеству В.П.Астафьева.
Астафьев Виктор Петрович... В его творчестве особо выделяется тема национального самосохранения, противостояния нравственному распаду, с опорой на корневые устои национальной жизни. Такие произведения...
Урок-презентация по творчеству В.П. Астафьева. Повесть "Пастух и пастушка"
Виктор Петрович Астафьев (1 мая 1924 - 29 ноября 2001). Русский писатель. Книги его светлые, душевные, это частицы его доброй, искренней, сострадающей души. "Главное, - говорил Виктор Петрович, ...
Система уроков по изучению творчества В.П. Астафьева
В учебном материале размещён доклад "Система уроков по изучению творчества В.П. Астафьева", конспект урока, рабочая тетрадь для учащихся....
презентация к уроку по творчеству Астафьева
презентация к уроку по творчеству В.П. Астафьева, "Конь с розовой гривой"...
Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок в 6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа...