статья Изучение творчества А.С. Пушкина в школе. Стихотворение «Зимнее утро».
статья по литературе (5 класс)

Румынская Елена Леонидовна

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izuchenie_tvorchestva_a.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение творчества А.С. Пушкина в школе. Стихотворение

 «Зимнее утро».

Е. Л. Румынская

Удивительное  и прекрасное имя – Пушкин! Это имя для нас само воплощение поэзии, синоним высокого слова Поэт.

«При имени Пушкина, - писал Н.В. Гоголь, - тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте…  В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер». (5, 63)

        Во второй половине 20-х и в 30-е годы Пушкин проявляет заметный интерес и к таким формам лирики, в которых на первом плане оказываются бытовые, «прозаические» картины с выявлением их особенной красоты, внутренней поэзии.  (8, 125)  В 1829 году, находясь в селе Павловском Тверской губернии, имении П.И. Вульфа под впечатлением деревенской жизни и деревенской  природы Пушкин пишет стихотворение «Зимнее утро».

Давно уже замечено, что в зимнем пейзаже Пушкин видел нечто специфически русское, и чувство природы тесно сливалось для него в данном случае с чувством родины. В сфере лирического сюжета «Зимнего утра» оказывается сам процесс приобщения к народному мировосприятию, чтобы в итоге  автор мог выразить свое мироощущение, высказать свои заботы и тревоги, которые он испытывает на своем жизненном пути. Не случайно светлое «Зимнее утро» завершается личными местоимениями: мне,  для  меня.

«Зимнее утро», как заметил один из первых пушкинистов П.В. Анненков, все  проникнуто  «поэзией домашнего очага и  северной природы» (2, 208) Народные приметы, растворяясь в поэтике, проникают в пейзаж и интерьер. Зима сначала увидена через оконное стекло:  « … погляди в окно / Под голубыми небесами / Великолепными коврами, / Блестя на солнце, снег лежит…» (1, 319-320). Представив эту картину, Пушкин не сразу находит продолжение. В черновике следуют варианты: « Сияет озаренный светом / Наш дом». Это вид снаружи.  «Сияет озаренный блеском/ Наш дом» - тоже не подходит. «Наш дом блестит янтарным блеском…». Отблеск огня обрел цвет, но он увиден все еще со стороны, извне.  И наконец: «Вся комната янтарным блеском / Озарена». Свет увиден глазами тех, кто находится в жилище. И тут же возникает желание « в санки / Кобылку бурую запречь», чтобы навестить «поля пустые /  Леса, недавно столь густые, / И берег, милый для меня»,  - очевидно, в уверенности, что день предстоит морозный. Действительно, существует примета: белый огонь в печи – на оттепель, красный или желтый («янтарный») – к стуже.   К тому же такое обозначение цвета ( не просто желтый - янтарный) в контексте пушкинского творчества связано с теплом домашнего очага. Исследователь – пушкинист В.П. Казарин отмечает: «Цветообозначение у янтаря в пушкинском творчестве всегда связано с бытом человека, с его домом,  с прозой жизни: янтарное у поэта -  грог, виноград, блеск огня в камине, чай, мед и масло». (7, 97).

Обратим внимание на одну деталь интерьера – «веселым треском трещит затопленная печь» - также перекликается с народной приметой,  обозначенной в словаре В.И. Даля: «Дрова горят с треском – к морозу».(6,1227 ) Разумеется, эти  точные детали входят в стихотворение не как предсказания погоды, они характеризуют душевное состояние лирического героя, являя наглядный пример того, как у Пушкина «приметы согласны с чувствами души».(9, 98)

Заметим также, что разговор о погоде Пушкин  обычно начинает, взглянув на небо, на солнце: «Мороз и солнце; день чудесный!..» . Лирический герой восхищается красотой зимнего утра, любуется  волшебными красками зимы, радуется приходу нового дня. Но он не хочет и не может  наедине оставаться с этой радостью, ему непременно нужно поделиться своими чувствами  с близким человеком, с любимой. А она еще спит («сомкнуты негой взоры…»)         и всего окружающего великолепия не видит. Лирического героя переполняет чувство прекрасного, и он нежно будит ее: проснись («Открой  сомкнуты негой взоры /  Навстречу северной Авроры, / Звездою севера явись»), посмотри на эту красоту, поднимись навстречу рассвету, чтобы быть такой же прекрасной, как Аврора, богиня утренней зари.  В первой строфе часто повторяется раскатистый звук [ р]: «Мороз и солнце; день чудесный! / Еще ты дремлешь, друг прелестный - / Пора, красавица, проснись: / Открой сомкнуты негой взоры / Навстречу северной Авроры, / Звездою севера явись!». Так передается желание лирического героя разбудить возлюбленную, «друга прелестного», подарить ей свое  чувство, счастье, лирические переживания. Недаром оба предложения первой строфы восклицательные.

Эмоциональное настроение во второй строфе кардинально меняется,  лирический герой вспоминает вечер вчерашнего дня: «мутное небо», «луна, как бледное  пятно», «тучи мрачные» - все это ассоциируется  со вчерашней печалью героини Соответственно меняются звуковой состав строфы и цветовая гамма:  при помощи серого, мглистого, темного, бледно-желтого, расплывчатого, мутного цветов и сонорных  [л],  [н] мы  «видим» и слышим завывание вьюги.  Настроение у лирической героини было  такое же, как и погода – мрачное ( «И ты печальная сидела…»).Благодаря контрасту со вчерашней бурей и подавленным, хмурым вечером, великолепие зимнего утра проявляется еще ярче. Последней строкой второй строфы лирический герой возвращает свою возлюбленную (и нас тоже) в настоящее время, в атмосферу радости, счастья, великолепия и блеска зимнего утра ( «А нынче … погляди в окно:..»).

Третья строфа – зимний пейзаж. Зима  сама по себе не очень богата на краски (белый, оттенки серого, золотистый  луч  солнца на снегу – вот, пожалуй, и все). Но картина, предстаюшая перед  глазами лирического героя, поражает обилием цвета, красок: голубой, серебристый, золотой, черный, зеленый. Причем восхищение лирического героя передается через «высокий штиль»: «голубые небеса» - герой удивлен, поражен метаморфозами природы. Природа выступает во всем своем  великолепии: и снег лежит  «коврами»,  и лес «прозрачный» (все насквозь видно, много света, всюду простор и необычайная легкость) чернеет, и «речка блестит».  Все  сверкает и  сияет (в строфе два раза встречаются слова с корнем – блест-). Обратим внимание, в третьей строфе встречается такой прием, как анафора (И ель …, и речка…»). Это  как будто взахлеб повторяющееся «и»  показывает удивление, восхищение, радость лирического героя, восторгающегося русской зимой.

В четвертой строфе снова блеск: «Вся комната янтарным блеском / Озарена…». Только это уже не серебристый морозный блеск, теплый, домашний, янтарный. Причем комната не согрета теплом, а именно «озарена». Еще  обратим внимание на один замечательный эпитет, передающий уют жилища  - «янтарный блеск» (янтарный – золотисто - коричневый, смолистый, живой). Здесь, в четвертой строфе благодаря приему аллитерации (сочетание звуков [тр], [ск], [щ]) создается новый звуковой образ: отчетливо слышится треск поленьев в теплой комнате. Этот треск, янтарное тепло огня, свет морозного утра, «друг прелестный» - все  мысленно соединено у лирического героя в единстве дома и природы…

Живая, открытая всему новому, прекрасному натура лирического героя жаждет движения, простора. Поэтому и заканчивается строфа озорным: «не велеть ли в санки / Кобылку бурую запречь?».

Лирическому герою хочется не из окна наблюдать за пейзажем, а вживую, «скользя по утреннему снегу», увидеть, почувствовать в себе сочетание мороза и солнца, зимнего утра и чудесного настроения.

В последней строфе, используя теплое слово «навестим», кажется, что лирический герой едет к своим близким, друзьям. Видимо, для него и поля, и леса, и берег родные, потому что они – его Родина, его дом (4, 198).  

Отметим, что во всем стихотворении, наряду с высокими книжными словами («Аврора»,  «прелестный», «озарена»), автор использует просторечные слова «вечор», «кобылка», то есть понятный и народу слог. Это, на наш взгляд,  дает возможность понять, что любой человек может увидеть красоту утра, главное – захотеть проникнуться, наполниться радостью от встреч нового дня.

Важно заметить, что музыкальное начало пронизывает весь речевой строй стихотворения. Отдельные картины построены по прямым законам музыкальной композиции: со строго выдержанным движущимся звуковым рядом, создающим впечатление  своеобразной звуковой, музыкальной инструментовки. Благодаря такой системе создается сильный звуковой образ – музыкальный образ.

Стихотворение «Зимнее утро» написано 4-стопным ямбом (любимым стихотворным размером А.С. Пушкина), быстрым, выразительным, живописным, очень простым размером. Ведь в жизни нет ничего сложного, если есть счастье, гармония, душевный покой, тихие радости жизни – вот основная идея произведения (здесь пушкинское  «томленье по счастью», о котором писала Анна Ахматова (3, 548)).Эта мысль уже в первой строке стихотворения, но не каждый ее может рассмотреть. Глаголы повелительного наклонения в первой и второй строфах («проснись», «открой», «явись», «погляди») призывают ощутить полноту жизни, «проснуться», почувствовать тепло от печки и свежесть морозного утра, насладиться рассветом, который всегда приходит после хмурого вечера и мрачной ночи. Главное – любить этот мир, уметь видеть и ценить его красоту, радоваться ей и делиться этой радостью с другими людьми.

Использованная литература:

  1. Пушкин А. С, Избранные сочинения. В 2-х т. – М., 1980, т.2.
  2. Анненков П.В. Материалы для биографии А.С. Пушкина. – М., 1984.
  3. Ахматова А.А. Стихи и проза. – Л., 1976.
  4. Бондарович Н.Ч. Стихотворения А.С. Пушкина. Опыт прочтения. – Минск, 2007.
  5. Гоголь Н. В. Собрание сочинений. В 7 т. – М., 1978, т.6.
  6. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. – М., 2000, т.1.
  7. Казарин В. П. Культура камня в эстетике  и мировоззрении А.С. Пушкина – Симферополь, 1992
  8. Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. – М., 1982.
  9. Медриш Д. И. Народные приметы и поверья в поэтическом мире Пушкина – М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Библиография работ (монографий, книг для учителя, учащихся, методических рекомендаций) по изучению творчества М.И. Цветаевой в школе.

При изучении творчества Марины Цветаевой наша работа окажется вам  кстати. При написании рефератов, докладов, сообщений и т.п. вы с легкостью сможете найти необходимую информацию, обратившись к п...

Изучение творчества У.Шекспира в основной школе на уроках английского языка

Интересные познавательные презентации о творчестве и биографии У. Шекспира...

"Лирический дневник" как форма самостоятельной работы учащихся при изучении творчества А.С. Пушкина.

В статье рассматривается нетрадиционная форма изучения творчества Пушкина А.С....

Контрольная работа. Изучение творчества А.С.Пушкина.

В проверочную работу включены тестовые задания закрытой формы, к которым даны готовые ответы с выбором одного правильного варианта ответа, а также задания открытой формы, требующие от обучающегося сам...

Картотека учебно-методических материалов для изучения творчества А.С. Пушкина в средней и старшей школе

В картотеке собраны и систематизированы учебно-методические материалы для изучения творчества А.С. Пушкина в средней и старшей школе (по публикациям в журнале "Литература в школе" и еженедельном прило...

Урок-викторина по итогам изучения творчества А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю. Лермонтова

Данная презентация предназначена для проведения урока по закреплению материала по творчеству А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова. Презентация содержит вопросы и задания по следующим блокам: 1. Зн...

Темы рефератов перед изучением творчества А.С.Пушкина в 9 классе

Темы рефератов распределяются ученикам для индивидуальной подготовки  перед изучением творчества А.С.Пушкина в 9 классе...