Проект "Поэзия войны"
классный час по литературе (7 класс)

Иванова Елена Владимировна

Этот материал подходит как для урока, так и для классных часов, связанных с памятью Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7 класс40.12 КБ

Предварительный просмотр:

Великая Отечественная война! В каком сердце не отзовется она болью…

И,конечно, поэты, люди тонко чувствующие происходящие вокруг событии, не могли не откликнуться на человеческое горе своим творчеством. Мы вам расскажем о трех авторах, творчество которых неразрывно связано с военным лихолетьем.

Александр Твардовский.

Судьба поэта тесно связана с Великой Отечественной войной. Он прошел всю войну как спецкорреспондент самых популярных фронтовых газет – «Красная Армия» и «Красноармейская правда».Закончил войну в звании подполковника, награжден орденами Отечественной войны I и II степени, а также орденом Красной Звезды.

За годы Великой Отечественной войны, а также в первые послевоенные годы, Твардовский создал ряд произведений, принесших ему подлинную славу и поистине народную любовь. Прежде всего, это относится к его поэме "Василий Теркин", над которой он начал работать в 1941 г. Первые главы поэмы были напечатаны в сентябре 1942 г. в газете "Красноармейская правда", в том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. Окончательный вариант был завершен в 1945 г. Книга пользовалась небывалой популярностью.

Поэма состоит из 30 частей, пролога и эпилога, условно разделяясь на три части. Каждая глава — небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина. Василий Тёркин — балагур и весельчак, душа своего подразделения.В бою — пример для всех, находчивый воин, который не растеряется в самой сложной ситуации.На привале вокруг него всегда собирается компания — Тёркин споёт и сыграет на гармони, никогда не полезет в карман за острым словом. Будучи раненым, на волоске от смерти (глава «Смерть и воин»), находит силы собраться и вступить в схватку со Смертью, из которой выходит победителем. При встрече с мирным населением ведёт себя скромно и с достоинством.

В четырёх авторских главах-отступлениях — рассуждения о войне, нелёгкой солдатской доле и намёки на то, как шла работа над книгой.

Повествование поэмы не связано с ходом войны 1941—1945 годов, но в нём присутствует хронологическая последовательность; упоминаются и угадываются конкретные сражения и операции Великой Отечественной войны: начальный период отступления 1941—1942 года, битва у Волги, переправа через Днепр, взятие Берлина. Вот как показана война в одном из отрывков из поэмы:

– Разрешите доложить

Коротко и просто:

Я большой охотник жить

Лет до девяноста.

А война – про все забудь

И пенять не вправе.

Собирался в дальний путь,

Дан приказ: «Отставить!»

Грянул год, пришел черед,

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.

От Ивана до Фомы,

Мертвые ль, живые,

Все мы вместе – это мы,

Тот народ, Россия.

И поскольку это мы,

То скажу вам, братцы,

Нам из этой кутерьмы

Некуда податься.

Тут не скажешь: я – не я,

Ничего не знаю,

Не докажешь, что твоя

Нынче хата с краю.

Не велик тебе расчет

Думать в одиночку.

Бомба – дура. Попадет

Сдуру прямо в точку.

На войне себя забудь,

Помни честь, однако,

Рвись до дела – грудь на грудь,

Драка – значит, драка.

Об ужасах войны, о ее бессмысленности и жестокости, рассказано Твардовским в стихотворениях , таких как «Я знаю, никакой моей вины…»

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В то, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же...

Женщина на войне. Это совершенно несовместимо и невозможно… Однако разве могли они остаться в стороне, когда страна в огне?..

Одной из таких женщин стала прекрасная поэтесса Юлия Друнина.

Юлия Друнина была романтиком.Когда началась Великая Отечественная война, она не пошла, а побежала на фронт.А ей было всего лишь семнадцать лет. После начала Великой Отечественной войны, прибавив себе год, шестнадцатилетняя Юлия Друнина записалась в добровольную санитарную дружину при РОККе (Российское общество Красного Креста), работала санитаркой в главном госпитале. Окончила курсы медсестёр. В конце лета 1941 года с приближением немцев к Москве была направлена на строительство оборонительных сооружений под Можайском. Там во время одного из авианалётов она потерялась, отстала от своего отряда и была подобрана группой пехотинцев, которым нужна была санитарка. Вместе с ними Друнина попала в окружение и 13 суток пробиралась к своим по тылам противника.

        На фронте она была ранена, ее комиссовали и отправили в тыл. Отец умолял ее эвакуироваться из Москвы .В Москве было опасно, и родители Юлии решили эвакуироваться и забрать дочь с собой. А та снова и снова стремилась в военкомат.

Она снова начала проситься на фронт. Ей повезло, что у нее было медицинское образование. Ее отправили на фронт санинструктором пехоты. Снова ранение, контузия… В двух миллиметрах от сонной артерии прошел осколок фашистского снаряда.

        Она вернулась с войны почти инвалидом, но для того, чтобы писать стихи.

Зинка

 

Памяти однополчанки –

Героя Советского Союза Зины Самсоновой

 

1.

Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

– Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет.

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет…

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг нежданный приказ: "Вперед!"

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

 

2.

С каждым днем становилось горше,

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы хотели со славой жить.

…Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав,

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

 

3.

– Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала…

Я только раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу — во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

И еще один поэт и писатель, оставивший яркий след в военной поэзии. Это Константин Симонов.

С началом войны Симонова призвали в качестве военного корреспондента. Он прошел ее от начала и до конца, но, по его словам, ему больше всего запомнилось Буйничское поле под Могилёвом. Позже он писал: «Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, – поле под Могилёвом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков…»

Он работал во многих фронтовых и всесоюзных газетах: «Правде», «Боевом знамени», «Известиях», «Красной звезде» и других. В этот период появляются его известные произведения: пьесы «Жди меня», «Русские люди», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», два сборника стихотворений – «С тобой и без тебя», «Война». Симонов участвовал в освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Польши, был свидетелем последних боев в Германии и падения Берлина.

Но самую большую известность принесло Симонову стихотворение «Жди меня». Оно было посвящено жене Константина Симонова известной актрисе Валентине Серовой. Впервые оно было напечатано в «Правде» 14 января 1942 года на третьей полосе. В годы войны оно пользовалось невероятной популярностью. Солдаты переписывали его в письмах домой, и постепенно оно стало восприниматься как народное.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: — Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Вот и подошло к концу наше выступление. Но сколько еще прекрасных стихов выдающихся поэтов посвящено Великой Отечетвенной войне!... И не сосчитать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...

Русско-турецкие войны конца XVIII века. Кубань в Русско-турецких войнах

Подробный конспект урока.(размещается только в папке с конкурсным материалом) Организационная информацияТема урока Русско - турецкие войны конца XVIII века.Кубань в русско-турецких войнахПре...

Проект «Роль мультимедиа в процессе обучения истории второй мировой войны студентов технических специальностей. Хроники Советско-Японской войны 1945 года.

В кн.Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки № 2 (47) Хабаровск, 2010.Изучение истории Великой отечественной войны в процессе обучения играет важную роль в патриотическом воспитании...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")

Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию  начала Первой мировой войны                        ...