Урок литературы в 10 классе «Фет и Тютчев» (по творчеству А.А. Фета, Ф.И.Тютчева)
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Скажутина Лариса Николаевна

урок - сопоставительный анализ творчества двух поэтов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fet_i_tyutcev_docx_16857.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Скажутина Лариса Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Школа-интернат №26

г. Нижнеудинск»

Урок литературы в 10 классе

«Фет и Тютчев»

(по творчеству А.А. Фета, Ф.И.Тютчева)

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний (Урок анализа текста)

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Компьютер с телеэкраном для демонстрации слайдов и видеоматериалов;
  • Портреты Ф.И.Тютчева, А.А. Фета;
  • Репродукции художников – импрессионистов;
  • Фонограммы (Музыка Шопена, Чайковского);
  • Раздаточный материал для сопоставительного анализа;
  • Презентация к уроку.

ЦЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ:

Дидактические:

  • Обучение различным приемам анализа  поэтического текста;
  • Подготовка к сочинению – анализу стихотворений;

Развивающие:

  • Развитие образного мышления;
  • Развитие умений анализировать и синтезировать;
  • Развитие навыков сопоставительного анализа;

Воспитательные:

  • Эстетическое воспитание (чувство прекрасного, любовь к поэзии, умение чувствовать  красоту слова);
  • Этическое воспитание ( умение сотрудничать, уважение к товарищам, толерантность к мнению других людей);
  • Воспитание патриотизма.

ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

  • Апробация диагностической карты анализа урока;
  • Исследование эффективности гибкой модели урока литературы;

ЦЕЛИ САМОРАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ:

  • Развитие профессиональных навыков ( умение планировать гибкую модель современного урока литературы и ее реализация)
  • Развитие личностных качеств.

Проект урока.

Постановка цели перед учащимися: сопоставить творчество Ф.И.Тютчева и А.А. Фета, определить жизненные позиции авторов, общность во взглядах и расхождения. Подготовиться к сочинению по творчеству поэтов.

Обращение к эпиграфу:

                                Не то, что мните вы, природа:

                                Не слепок, не бездушный лик –

                                В ней есть душа, в ней есть свобода,

                                В ней есть любовь, в ней есть язык…  (Ф.И.Тютчев)

Природа – сфинкс. И тем она верней

Своим искусством губит человека,

Что, может статься, никогда от века

Загадки нет и не было у ней. (Ф.И.Тютчев)

Покуда на груди земной

Хотя с трудом дышат я буду,

Весь трепет жизни молодой

Мне будет внятен отовсюду.  (А.А.Фет)

1 этап: организационный, целенаправляющий:

Вам предстоит сегодня, читая стихотворения Фета и Тютчева, увидеть в них душу природы, услышать ее язык, почувствовать всеобъемлющую любовь и проникнуться ответным чувством.  Прислушайтесь!

Проблемные вопросы по эпиграфам:

  1. Почему в качестве эпиграфа взяты 2 отрывка из стихотворений Тютчева и лишь один – из стихотворений Фета?
  2. Похожи ли отрывки из стихотворений Тютчева? Если нет, то в чем заключено противоречие?
  3. Как характеризуют авторов отрывки?

Над этими вопросами, написанными на доске, учащиеся размышляют в течение всего урока.

2 этап. Создание психологического настроя.

Учащиеся читают стихотворения  Тютчева и Фета. Чтение сопровождается музыкой Чайковского,  Шопена, на экране слайд- шоу с пейзажами, подобранными к стихотворениям.

Стихотворения Фета А.А. :

«Это утро, радость эта…»

«Георгины»

«Первый ландыш»

«Я жду… Соловьиное эхо…»

Стихотворения Тютчева Ф.И.:

«Видение»

«Как сладко дремлет сад темно-зеленый…»

«Смотри, как на речном просторе…»

«Первый лист»

«Как неожиданно и ярко…»

Учащиеся коротко сообщают о стихотворении, используя матрицу для анализа стихотворения.  Делают выводы и записывают их в таблицу:

Образ мира

А.А. Фет

Ф.И.Тютчев

Лирический герой и автор

Нет сословных характеристик.

Я = природа

Я и мироздание. Космическое сознание

Эмоциональный тон

Радость

Печаль о несовершенстве бытия и мироздания

Взгляд на мир

Созерцатель

Мыслитель

Образ Музы

Не проклинать , а наслаждаться. Свобода – народная поэзия.

Поэзия божественная, небесная

Язык

Импрессионален, непосредственен, субъективно-впечатлителен, музыкален. Наличие повторов, анафор, вопросов, напевных интонаций.

Образный параллелизм, ораторские нотки, восклицания, вопросительные интонации, риторические интонации, высокая патетика.

3 этап. Сопоставительный анализ текстов.

Предлагается проанализировать стихотворения сходной тематики и выявить общие черты и различия в авторских взглядах. Данные анализа систематизируются в таблице, работа проводится в группах. Сопоставляются стихотворения «Какая ночь! Как воздух чист…» А.Фета и «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» Ф.И.Тютчева (1-я группа)

Краски

Звуки

Запахи и вкусовые ощущения

Образы

Ночь у Фета

Серебристый лист, свет полночный

Не вздохнет; тишиною грудь полна

Тоньше запах сочных трав; воздух чист

Ум светлей, мирнее нрав

Ночь у Тютчева

Темно-зеленый сад, негой голубой, убеленный цветами, месяц золотой.

Музыки дальней слышны восклицанья, ключ говорит, проснулся чудный еженощный гул

Сладко дремлется, сладко светит

Звездный сонм горит; мир бестелесный, слышный, но незримый, теперь роится в хаосе ночном.

или

«Что ты клонишь над водами…» Ф.И. Тютчева и «Ива» А.Фета. (2-я группа)

Эпитеты, определения

Глаголы

Образы, сравнения

«Что ты клонишь над водами…» (Тютчев)

Дрожащими листами, жадными устами, белую струю

Об иве:

Клонишь, ловишь, томится, трепещет

О струе:

Бежит, плещет, блещет, смеется

Ива – девушка, ее любовь несчастна.

«Ива» (Фет)

Чудные извивы, золотые переливы, дрожащего стекла, зеленый водопад

Лирический герой:

Сядем, уловил, я дрожу, ты дрожишь

Ива:

Ветви перегнулись, бороздят

Как зеленый водопад, как живые, как иглою, листья воду бороздят. Влюбленные под ивой. Счастье.

4 этап: делаем выводы.

Заполняем до конца таблицы, обобщаем материал.

5 этап: отвечаем на проблемные вопросы.

Возвращаемся к эпиграфу урока, обобщаем все выводы о своеобразии творчества поэтов, об общих чертах в их творчестве и о различиях.

6 этап: рефлексия.

Создаем синквейн о поэте и по впечатлениям об уроке.

Синквейн – белый стих строго заданной формы:

1 строка – любое существительное.

2 строка – 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола движения

4 строка – крылатое выражение

5 строка – слово, усиливающее содержание.

7 этап: домашнее задание.

Сочинение – анализ одного из разобранных стихотворений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"

Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....

"Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» (конспект урока литературы, 10 класс)

Представленная работа - конспект урока по предмету «Литература» для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативн...

Урок литературы. 10 класс.«Панаевкий», «денисьевкий» и «лазичевский» циклы любовной лирики Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева и А. А. Фета.

На уроке используются технологии групповых способов обучения, проблемного обучения, технологии личностно-ориентированного обучения и  ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).Школьники уже...

Презентация к уроку литературы , 10 класс "Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева"

Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Ф.И Тютчева...

Урок литературы в 10 классе «Фет и Тютчев» (по творчеству А.А. Фета, Ф.И.Тютчева)

ЦЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ:Дидактические:Обучение различным приемам анализа  поэтического текста;Подготовка к сочинению – анализу стихотворений;Развивающие:Развитие образного мышления;Развитие умений ан...

Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс Тема: "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимний вечер"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И.Тютчев "Весенние воды" и др.)" 28.01.2021

Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс по теме "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимнее утро"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И. Тютчев "В...