Урок литературы в 10 классе «Фет и Тютчев» (по творчеству А.А. Фета, Ф.И.Тютчева)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
ЦЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ:
Дидактические:
Обучение различным приемам анализа поэтического текста;
Подготовка к сочинению – анализу стихотворений;
Развивающие:
Развитие образного мышления;
Развитие умений анализировать и синтезировать;
Развитие навыков сопоставительного анализа;
Воспитательные:
Эстетическое воспитание (чувство прекрасного, любовь к поэзии, умение чувствовать красоту слова);
Этическое воспитание ( умение сотрудничать, уважение к товарищам, толерантность к мнению других людей);
Воспитание патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tyutchev.docx | 23.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10 классе
«Фет и Тютчев»
(по творчеству А.А. Фета, Ф.И.Тютчева)
ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний (Урок анализа текста)
ОБОРУДОВАНИЕ:
Компьютер с телеэкраном для демонстрации слайдов и видеоматериалов;
Портреты Ф.И.Тютчева, А.А. Фета;
Репродукции художников – импрессионистов;
Фонограммы (Музыка Шопена, Чайковского);
Раздаточный материал для сопоставительного анализа;
Презентация к уроку.
ЦЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ:
Дидактические:
Обучение различным приемам анализа поэтического текста;
Подготовка к сочинению – анализу стихотворений;
Развивающие:
Развитие образного мышления;
Развитие умений анализировать и синтезировать;
Развитие навыков сопоставительного анализа;
Воспитательные:
Эстетическое воспитание (чувство прекрасного, любовь к поэзии, умение чувствовать красоту слова);
Этическое воспитание ( умение сотрудничать, уважение к товарищам, толерантность к мнению других людей);
Воспитание патриотизма.
ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
Апробация диагностической карты анализа урока;
Исследование эффективности гибкой модели урока литературы;
ЦЕЛИ САМОРАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ:
Развитие профессиональных навыков ( умение планировать гибкую модель современного урока литературы и ее реализация)
Развитие личностных качеств.
Проект урока.
Постановка цели перед учащимися: сопоставить творчество Ф.И.Тютчева и А.А. Фета, определить жизненные позиции авторов, общность во взглядах и расхождения. Подготовиться к сочинению по творчеству поэтов.
Обращение к эпиграфу:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык… (Ф.И.Тютчев)
Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусством губит человека,
Что, может статься, никогда от века
Загадки нет и не было у ней. (Ф.И.Тютчев)
Покуда на груди земной
Хотя с трудом дышат я буду,
Весь трепет жизни молодой
Мне будет внятен отовсюду. (А.А.Фет)
1 этап: организационный, целенаправляющий:
Вам предстоит сегодня, читая стихотворения Фета и Тютчева, увидеть в них душу природы, услышать ее язык, почувствовать всеобъемлющую любовь и проникнуться ответным чувством. Прислушайтесь!
Проблемные вопросы по эпиграфам:
- Почему в качестве эпиграфа взяты 2 отрывка из стихотворений Тютчева и лишь один – из стихотворений Фета?
- Похожи ли отрывки из стихотворений Тютчева? Если нет, то в чем заключено противоречие?
- Как характеризуют авторов отрывки?
Над этими вопросами, написанными на доске, учащиеся размышляют в течение всего урока.
2 этап. Создание психологического настроя.
Учащиеся читают стихотворения Тютчева и Фета. Чтение сопровождается музыкой Чайковского, Шопена, на экране слайд- шоу с пейзажами, подобранными к стихотворениям.
Стихотворения Фета А.А. :
«Это утро, радость эта…»
«Георгины»
«Первый ландыш»
«Я жду… Соловьиное эхо…»
Стихотворения Тютчева Ф.И.:
«Видение»
«Как сладко дремлет сад темно-зеленый…»
«Смотри, как на речном просторе…»
«Первый лист»
«Как неожиданно и ярко…»
Учащиеся коротко сообщают о стихотворении, используя матрицу для анализа стихотворения. Делают выводы и записывают их в таблицу:
Образ мира | А.А. Фет | Ф.И.Тютчев |
Лирический герой и автор | Нет сословных характеристик. Я = природа | Я и мироздание. Космическое сознание |
Эмоциональный тон | Радость | Печаль о несовершенстве бытия и мироздания |
Взгляд на мир | Созерцатель | Мыслитель |
Образ Музы | Не проклинать , а наслаждаться. Свобода – народная поэзия. | Поэзия божественная, небесная |
Язык | Импрессионален, непосредственен, субъективно-впечатлителен, музыкален. Наличие повторов, анафор, вопросов, напевных интонаций. | Образный параллелизм, ораторские нотки, восклицания, вопросительные интонации, риторические интонации, высокая патетика. |
3 этап. Сопоставительный анализ текстов.
Предлагается проанализировать стихотворения сходной тематики и выявить общие черты и различия в авторских взглядах. Данные анализа систематизируются в таблице, работа проводится в группах. Сопоставляются стихотворения «Какая ночь! Как воздух чист…» А.Фета и «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» Ф.И.Тютчева (1-я группа)
Краски | Звуки | Запахи и вкусовые ощущения | Образы | |
Ночь у Фета | Серебристый лист, свет полночный | Не вздохнет; тишиною грудь полна | Тоньше запах сочных трав; воздух чист | Ум светлей, мирнее нрав |
Ночь у Тютчева | Темно-зеленый сад, негой голубой, убеленный цветами, месяц золотой. | Музыки дальней слышны восклицанья, ключ говорит, проснулся чудный еженощный гул | Сладко дремлется, сладко светит | Звездный сонм горит; мир бестелесный, слышный, но незримый, теперь роится в хаосе ночном. |
или
«Что ты клонишь над водами…» Ф.И. Тютчева и «Ива» А.Фета. (2-я группа)
Эпитеты, определения | Глаголы | Образы, сравнения | |
«Что ты клонишь над водами…» (Тютчев) | Дрожащими листами, жадными устами, белую струю | Об иве: Клонишь, ловишь, томится, трепещет О струе: Бежит, плещет, блещет, смеется | Ива – девушка, ее любовь несчастна. |
«Ива» (Фет) | Чудные извивы, золотые переливы, дрожащего стекла, зеленый водопад | Лирический герой: Сядем, уловил, я дрожу, ты дрожишь Ива: Ветви перегнулись, бороздят | Как зеленый водопад, как живые, как иглою, листья воду бороздят. Влюбленные под ивой. Счастье. |
4 этап: делаем выводы.
Заполняем до конца таблицы, обобщаем материал.
5 этап: отвечаем на проблемные вопросы.
Возвращаемся к эпиграфу урока, обобщаем все выводы о своеобразии творчества поэтов, об общих чертах в их творчестве и о различиях.
6 этап: рефлексия.
Создаем синквейн о поэте и по впечатлениям об уроке.
Синквейн – белый стих строго заданной формы:
1 строка – любое существительное.
2 строка – 2 прилагательных
3 строка – 3 глагола движения
4 строка – крылатое выражение
5 строка – слово, усиливающее содержание.
7 этап: домашнее задание.
Сочинение – анализ одного из разобранных стихотворений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"
Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....
"Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» (конспект урока литературы, 10 класс)
Представленная работа - конспект урока по предмету «Литература» для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативн...
Урок литературы. 10 класс.«Панаевкий», «денисьевкий» и «лазичевский» циклы любовной лирики Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева и А. А. Фета.
На уроке используются технологии групповых способов обучения, проблемного обучения, технологии личностно-ориентированного обучения и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).Школьники уже...
Презентация к уроку литературы , 10 класс "Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева"
Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Ф.И Тютчева...
Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс Тема: "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимний вечер"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И.Тютчев "Весенние воды" и др.)" 28.01.2021
Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс по теме "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимнее утро"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И. Тютчев "В...
Урок литературы в 10 классе «Фет и Тютчев» (по творчеству А.А. Фета, Ф.И.Тютчева)
урок - сопоставительный анализ творчества двух поэтов...