"Долой авторитеты! Образ Евгения Базарова"
презентация к уроку по литературе

Шабанов Александр Викторович

презентация к уроку литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_evgeniya_bazarova.pptx799.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Д олой авторитеты ! О браз Е вгения Б азарова Разработал учитель русского языка и литературы Шабанов А.В. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бобровский образовательный центр «Лидер» имени А.В. Гордеева

Слайд 2

Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов. «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.» И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Слайд 3

Нигилизм в России В русской литературе слово «нигилизм» впервые было употреблено Н. И. Надеждиным в статье «Сонмище нигилистов» (журнал «Вестник Европы», 1829 год ). В 1858 г. вышла книга казанского профессора В. В. Берви «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни». В ней тоже употребляется слово «нигилизм» как синоним скептицизма.

Слайд 4

Первый нигилист Огромное впечатление, произведённое «Отцами и детьми», сделало крылатым и термин «нигилист». Критик и публицист Н. А. Добролюбов подхватил это слово, но оно не стало популярным до тех пор, пока И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» (1862) не назвал «нигилистом» Базарова, отрицавшего взгляды «отцов».

Слайд 5

В своих воспоминаниях Тургенев рассказывал, что когда он вернулся в Петербург после выхода в свет его романа — а это случилось во время известных петербургских пожаров 1862, — то слово «нигилист» уже было подхвачено многими. Первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного Тургеневым, было: «Посмотрите, что ваши нигилисты делают: жгут Петербург!»

Слайд 6

Базаров - доктор Главный предмет его — естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора. Я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается; а так как мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим, я и буду знать, что и у нас внутри делается.

Слайд 7

Нигилизм Базарова - Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем. – Все? – Все. – Как? не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить… – Все, – с невыразимым спокойствием повторил Базаров.

Слайд 8

О науке Есть науки, как есть ремесла, звания; а наука вообще не существует вовсе. Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта. Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки.

Слайд 9

О природе Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.

Слайд 10

Об искусстве Рафаэль гроша медного не стоит. Искусство наживать деньги, или нет более геморроя! Пушкина читает. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду.

Слайд 11

О любви И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество.

Слайд 12

. Нравится тебе женщина, старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась. Базаров считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни и не однажды выражал свое удивление: почему не посадили в желтый дом Тоггенбурга со всеми миннезингерами и трубадурами?

Слайд 13

О воспитании Всякий человек сам себя воспитать должен А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня. Чему помочь нельзя, о том и говорить стыдно. Настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть.

Слайд 14

О России и русском народе Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения. Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник… Будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет;

Слайд 15

Нигилисты в «Отцах и детях» Я старинный знакомый Евгения Васильича и могу сказать — его ученик. Я ему обязан моим перерождением... E mancipee в истинном смысле слова, передовая женщина. Назовите фамилии этих героев?

Слайд 16

Во второй половине XIX века нигилистами в Российской империи стали называть молодых людей, которые хотели изменить существовавший в стране государственный и общественный строй, отрицали религию, проповедовали материализм и атеизм, а также не признавали господствовавшие нормы морали (выступали за свободную любовь и т. п.) В частности, так называли революционеров-народников. Слово имело явную негативную коннотацию. Нигилисты изображались как лохматые, нечёсаные, грязные мужчины и утратившие всякую женственность женщины.

Слайд 17

К концу 1860-х и началу 1870-х гг. слово «нигилист» почти исчезло из русской полемической литературы, но стало употребляться в западноевропейской литературе как обозначение русского революционного движения; его приняли и некоторые русские эмигранты, писавшие на иностранных языках о русском революционном движении. В 1884 году была издана повесть Софьи Ковалевской «Нигилистка».

Слайд 18

О человеке Изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой.

Слайд 19

Преображение Базарова Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже… Что за безобразие! Что за пустяки!

Слайд 20

Смерть Базарова Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Все равно: вилять хвостом не стану.

Слайд 21

Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…

Слайд 22

Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ Евгения Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Образ Евгения Базаровав романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»....

Испытание любовью, болезнью Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Урок + презентация на тему: Испытание любовью, болезнью Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»...

Презентация у уроку на тему "Образ Евгения Базарова"

Презентация у уроку по роману И.С.Тургенева"Отцы и дети" - "Образ Евгения Базарова". Содержание: анализ образа Е. В. Базарова (портрет, происхождение, черты характера, отнешение к окружающим людям, вз...

Приём "Концептуальная таблица". Карточка по литературе "Сравнительная характеристика Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова"

Приём технологии "Развитие критического мыщления через чтение и письмо" "Концептуальная таблица". Карточка по литературе "Сравнительная характеристика Евгения Базарова и Павла...

Открытый урок в 10 классе «Литературный суд над главным героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгением Базаровым».

Цели урока: создать условия для творческого осмысления учащимися романа «Отцы и дети»; развивать умения нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности, поступков и поведения ...

Загадка Евгения Базарова

Обобщающий урок по роману с применением технологий проблемного обучения и педагогических мастерских...

А.С.Пушкин "Евгений Онегин". Образ Евгения Онегина.

Повторительно-обобщающий урок. Образ Евгения Онегия в контексте культурной эпохи XIX века....