Контрольные работы по литературе (5,6,8 класс) по программе Г.С. Меркина
методическая разработка по литературе

Контрольные работы по литературе (5, 6, 8 класс) по программе Г.С. Меркина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnye_raboty_po_literature.docx40.94 КБ

Предварительный просмотр:

                    5 класс . Контрольная по литературе  1 триместр

1Как переводится слово «фольклор»?

А) индивидуальное поэтическое творчество  Б) народное знание, народная мудрость

В) авторское произведение.                             Г) старинное творчество

 2Какое высказывание о книге указывает на связь времен?

А) Книга – духовное завещание одного поколения другому.

Б) «Чтение – вот лучшее учение» (А.С.Пушкин).

В) «Читать дурно выбранные книги хуже и вреднее, чем ничего не читать».(В.Г.Белинский)

Г) Ученье - свет, а не ученье – тьма.

 3. Изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет, называется

А) аллегория    Б) олицетворение    В) эпитет    Г) сравнение

 4. Опираясь на знания содержания сказок «Царевна-лягушка» и «Иван –крестьянский сын и чудо-юдо», найдите ошибку в предложенных фрагментах:

А) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-крестьянский сын.

Б) Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушачью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой.

В) Тут Иван-крестьянский сын выскочил из кузнецы, поднял змеиху да со всего размаху ударил ее о сырую землю.

Г) Его смерть – на конце иглы, та игла – в яйце, то яйцо – в утке, та утка – в зайце, тот заяц – в кованом ларце, а тот ларец - на вершине старого дуба.

 5. Что не является жанром древнерусской литературы?

А) житие;   Б) ода;   В) летопись;    Г) поучения

 6. К какому жанру произведений относится басня?

А) эпическое;  Б) лирическое;  В) лиро-эпическое   Г) драматическое

 7. Басней называется:

А) рассказ в стихах о каком - либо событии;

Б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть

иносказание и мораль;

В) короткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо

Г) сказка, написанная в стихотворной форме.

 8. Как называется сказка В.А. Жуковского?

А) Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.   Б) Спящая царевна

В) Спящая красавица  Г) Мёртвая царевна

 19. Баллада – это

А) стихотворение, в основе которого лежит историческое событие с напряженным сюжетом.

Б) краткий стихотворный рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.

В) написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объема, выражающее душевные переживания

Г) прозаическое произведение, в основе которого лежит историческое событие с напряженным сюжетом.

 10. Годы жизни А.С.Пушкина

А) 1798 – 1838      Б) 1799 – 1739    В) 1799 – 1837      Г) 1797- 1837

 11. Где прошло детство А.С.Пушкина?

А) в Москве     Б) в Петербурге    В) в Болдино     Г) в Париже

 

12. Кому посвящено стихотворение А.С.Пушкина «Няне»?

А) Арине Родионовне Муравьевой; Б) Арине Родионовне Матвеевой;

В) Арине Родионовне Яковлевой     Г) Арине Родионовне Пушкиной.

 13. Прологом (вступлением) к какому произведению является отрывок «У Лукоморья» А. С.Пушкина?

А) Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.    Б) Руслан и Людмила

В) Кубок                            Г) Сказка о попе и его работнике Балде

 14. Одна из сказок А.С.Пушкина заканчивается такими словами: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Назовите эту сказку.

А) Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.      Б) Сказка о рыбаке и рыбке

В) Сказка о золотом петушке.                    Г) Сказка о попе и его работнике Балде

 

15. Назовите вид рифмовки.

А) АББА

Б) АБАБ

В) ААББ

 16. Какая сказка из перечисленных ниже не является авторской?

А) Царевна-лягушка

Б) Сказка о царе Салтане

В) Сказка о рыбаке и рыбке

Г) Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

 17. Выберите правильный вариант ответа:

А) литературная сказка - это переплетение реальной жизни с волшебным миром.

Б) литературная сказка – это сказка с нравоучительным сюжетом.

В) литературная сказка – это наполнение сюжета народной сказки новыми идеями.

Г) литературная сказка – это сказка, у которой есть автор, который сделал литературную обработку народной сказки.

 18. Из какого произведения эти строки?

А) «Там королевич мимоходом 

Пленяет грозного царя…» 

Б) «Жил-был добрый царь Матвей;

 Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей всё нет как нет».

В) «Тяжелешенько вздохнула,

Восхищенья не снесла

И к обедне умерла…»

 Г) «Сват приехал, царь дал слово,

 И приданое готово:

 Семь торговых городов

Да сто сорок теремов…»

 19. «Соедините» названия произведений и столбцы справа.

1) И.А.Крылов «Волк на псарне»                                    А) сказка

2) А. С. Пушкин « Руслан и Людмила»                          Б) баллада

3) В. А. Жуковский «Кубок»                                           В) басня

4) В.А. Жуковский «Спящая красавица»                       Г) поэма

 

6 класс. Контрольная работа по литературе. 1 вариант

1. Поговорка- это

А. краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль

Б. краткий иносказательный рассказ поучительного характера

В. выражение насмешки

2. Почему «Повесть временных лет» является памятником древнерусской литературы»?

А. эта книга стала очень редкой   .Б. она была написана в давние времена

В. «Повесть временных лет» - источник сведений о мировоззрении людей Древней Руси, их культуре и истории.

3.Древнее народное сказание о богах и героях, о происхождении мира и жизни на земле – это:

А) легенда;     Б) предание;         В) миф.

4. Назовите имя русского баснописца:

А. Ломоносов М.В. Б. Жуковский В.А. В. Дмитриев И.И

5. И.А.Крылов в пожилом возрасте выучил:

А. греческий язык  Б. французский язык      В. английский язык

6. Кому посвящены первые строки стихотворения А.С.Пушкина «Мой первый друг, мой  друг бесценный!...»

А. Дельвигу     Б. Кюхельбекеру      В. Пущину

7. Художественный приём, в котором используется противопоставление слов, образов, картин:

А. анафора         Б. антитеза               В. метафора

8. Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог:

А. хорей      Б. ямб

9. По жанру произведение А.С.Пушкина «Дубровский» это:

А. повесть     Б. рассказ       В. роман

10. Какого персонажа нет в произведении А.С.Пушкина «Дубровский»

А. Архип    Б. Антон Пафнутьич Спицын     В. Егор Кузьмич Синицын

11. Определите стихотворный размер (ямб или хорей):

«Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя»   (А. С. Пушкин).. .

12. Укажите имя персонажа, а также автора и название произведения:

«Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали  при его имени…».

13.  К какому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Дубровский»?

А) рассказ;       Б) роман.        В) повесть.

14. Когда и в связи с чем Владимир Дубровский пришёл к выводу: «Нет, нет! Пускай же и ему не  достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня»?

15.Что ответила Дубровскому Маша Троекурова, когда он остановил карету и предложил бежать с ним?     А) «Но я другому отдана; я буду век ему верна».

Б) «Князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним».

В) «Я согласна бежать с вами!»

16.Что такое композиция художественного произведения?

ЧАСТЬ С. Запишите развёрнутый ответ на вопрос: «Почему Владимир Дубровский стал   разбойником?»

                                                   2 вариант

1. Поговорка- это

А. меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения

Б. вид художественного произведения

В. сказания, передающие представления древних народов о мире.

2.Древнее народное сказание о богах и героях, о происхождении мира и жизни на земле – это:

А) легенда;              Б) предание.             В) миф.

3. Кто из писателей не является баснописцем:

А. Ломоносов М.В.    Б. Крылов И.А.           В. Дмитриев И.И

4. Когда был открыт Царскосельский лицей, в котором учился А.С.Пушкин:

А. 19 сентября 1811 года  Б. 19 октября 1811 года  В. 19 октября 1801 года

5. Кому посвящены первые строки стихотворения А.С.Пушкина «Мой первый друг, мой   друг бесценный!...»

А. Дельвигу     Б. Кюхельбекеру       В. Пущину

6. Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на второй слог:

      А. ямб      Б. хорей

7. Большое повествовательное произведение со множеством действующих лиц и

развитым сюжетом:

  А. рассказ    Б. повесть       В. роман

8. Художественный приём, с помощью которого А.С.Пушкин рисует пару образов –

Троекурова и старого Дубровского?

  А. метафора     Б. аллегория     В. антитеза

9. Какого персонажа нет в произведении А.С.Пушкина «Дубровский»

      А. Анна Савишна Глобова   Б. Ефимовна      В. Егоровна

10. Перечислите эпитеты, которые помогают создать особый эмоциональный настрой в    стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»:

«Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная печь»

11.Определите стихотворный размер (ямб или хорей):

«Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня» . (А. С. Пушкин).. .

12. Укажите имя персонажа, а также автора и название произведения:

«…воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил

ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели   должен был ожидать».

13. Когда и в связи с чем Троекуров пришёл к выводу: «Бьюсь об заклад, три часа сряду будешь говорить с самим Дубровским, а не догадаешься, с кем Бог тебя свёл»?

14 К какому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Дубровский»?

А) рассказ;    Б) роман.       В) повесть.

15.За кого выдавал себя Владимир Дубровский, проживая в доме Троекурова?

А) за учителя Дефоржа для сына Троекурова;

Б) за учителя музыки Дефоржа для Маши Троекуровой;   В) за судебного пристава.

16. Что такое сюжет художественного произведения?

ЧАСТЬ С. Запишите развёрнутый ответ на вопрос: «Почему любовь Владимира Дубровского к  Маше Троекуровой была обречена?»

                8 класс . Контрольная работа по литературе. 1 триместр            

1.Жанр произведения «Капитанская дочка».

А. Роман .    Б. Историческая хроника.       В. Историческая повесть

2. Каков эпиграф к произведению «Капитанская дочка».

А. «Стрелялись мы»     Б. «Береги честь смолоду»  В. «Незваный гость хуже татарина»

3. Укажите название главы, в которой происходит знакомство Петра Гринёва с Пугачёвым.

 А) «Сержант гвардии» В) «Пугачёвщина» Б) «Незваный гость» Г) «Вожатый»

4.В каком веке происходит действие повести « Капитанская дочка»?

А. В 17 веке                        В.В 16 веке

Б. В 18 веке                         Г. В начале 19 века

5.Отметить пункты, в которых происходит действие повести «Капитанская дочка».

А. С-Петербург                                    Г. Белогорская крепость

Б. Татищевая крепость                       Д. Оренбург            В. Казань       Е. Симбирск

6. Имя какого царя присвоил себе Емельян Пугачёв?

А. Пётр I     Б. Пётр III            В. Павел I             Г. Иван IV

7.Произведение « Капитанская дочка » написано в форме.

А. Рассказа Петра Гринёва автору  Б. Мемуаров Петра Гринёва

В. Рассказа Марьи Ивановны

8. Соотнести имена и отчества так, чтобы получились верные сочетания для персонажей     произведения: 

Василиса                                            Андреевич

Мария                                                 Кузьмич

Иван                                                   Егоровна

Пётр                                                   Ивановна

Алексей                                             Игнатьевич

                                                            Иванович

9.Назвать узловые моменты повести.

А. Детство Гринёва         Б. Буран.        В. Казнь капитана Миронова и спасение Гринёва

Г. Разговоры Гринёва и Савельича       Д. Встреча Маши и императрицы

10.Кто из героев произведения поражает читателя загадочной силой, сметливостью, поэзией борьбы и отваги._____________________________________________

11.Образы Гринёва и Швабрина вводятся в повествование по принципу:

А. Антитезы.            Б. Сопоставления.             В. Взаимодополнения.

12. « Невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым» - это портрет:

А. Зурина                     Б. Пугачёва                      В. Швабрина

 13. Какую главу предваряет эпиграф: «В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. «Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» - спросил он ласково.

 А. «Суд» Б. «Арест»  В. «Приступ»   Г. «Незваный гость» Д. «Мятежная слобода»

14. Отметить, как соотносятся эпиграфы и содержание глав в повести. 

А. Эпиграф предваряет появление героя.     Б. Эпиграф раскрывает содержание главы.

 В. Эпиграф служит раскрытию характера героя и его судьбы.

15. В чём заключается смысл названия «Капитанская дочка»? Маша Миронова - это

А. Единственный женский персонаж произведения  Б. Идейный и художественный центр произведения В. Возлюбленная Петра Гринёва  Г. Дочь погибшего русского офицера

16.Соотнести мотивы поведения с персонажами в их отношениях с Пугачёвым

А. Гринёв                          Б. Швабрин

1) трусость, 2)страх, 3) честность, 4) коварство, 5) презрение, 6) уважение, 7)честь

17. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка». 

А. Проблема любви  Б. Проблема чести, долга, милосердия В. Проблема роли народа в развитии общества Г. Проблема сопоставления родового и служивого дворянства.

18.Соотнести качества личности Пугачёва с эпизодами, в которых они проявляются.

1) Ум, сметливость                                                               А) Освобождение Гринёва

2) Широта натуры                                                                 Б) Буран

3) Чувство благодарности                                                    В) Сцена суда Пугачёва

4) Смелость, отвага                                                               Г) Освобождение Маши Мироновой

5) Наивность, слабость к лести.                                           Д) Сказка старой калмычки

6) Свободолюбие                                                                   Е) Взятие Белогорской крепости

7) Жестокость                                                       Ж) Сцена разговора Гринёва с  Пугачевым  в

                                                                                 Мятежной слободе    

19. Отметить сюжетную линию, в которой прослеживается тема милосердия.

А. Екатерина – Маша Миронова     Б. Швабрин – Гринёв        В. Пугачёв – Гринёв

20.Отметить сюжетную линию, в которой прослеживается тема чести и достоинства.

А. Пугачёв – Гринёв

Б. Гринёв – Швабрин

В. Гринёв – Савельич

21. В раскрытии образа Пугачёва особую роль играет. 

А. Сведения, полученные капитаном Мироновым о бунтовщике

Б. Сцена приведения к присяге Пугачеву.        В. Сцена на военном совете.22

22.Сказка, рассказанная Пугачёвым Гринёву, - это:

А. Ирония             Б. Иносказание                      В. Сатира

23. Каким показан в произведении Савельич? 

А. Забитым, безгласным крепостным Б. Послушным, рабски преданным своим господам В. Глубоким, наделённым чувством собственного достоинства Г. Любящим, заботливым помощником и советчиком.

24. А.С.Пушкин параллельно с повестью «Капитанская дочка» писал исследование «История Пугачёвского бунта», где довольно подробно изложил зверства Пугачева. Объяснить, почему в повести нет таких описаний.

25.. Повествование об Александре Невском относится к жанру

  1. Легенда        2. Житие          3. рассказ

26. Фольклор – это:

  1. Устное народное творчество. 2.Художественная литература

3. Жанр литературы.    4.  Жанр устного народного творчества.

27..Исторические песни - это:

  1. Народные песни, в которых рассказывается об исторических событиях
  2. Народные песни, в которых рассказывается о жизненных историях
  3. Авторская песня.       4.Эстрадная песня

28.Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Особенность языка произведений Карамзина в том, что:        А) писатель приблизил его к живой разговорной речи;

Б) писатель использовал только «высокую» лексику

В) писатель ввёл в активное употребление заимствованный из других языков слова

29.Карамзин является основоположником в России:

а) романтизма, б) классицизма, в) сентиментализма

30. Фраза из «Бедной Лизы», ставшая крылатой:

а) «Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром»

б) «И крестьянки любить умеют!»

в) «Смерть за отечество не страшна…»

31. Эпитет «Бедная» в названии произведения означает:

а) нищая, б) обездоленная, в) несчастная



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по литературе для учащихся 5 класса по теме: "Изобразительно-выразительные средства"

Контрольная работа по теме: "Лирика начала XX века". При изучении темы учащиеся не только знакомились с творчеством русских поэтов начала века, но отрабатывали умения различать эпитет, метафору, сравн...

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 6 класса

Эта работа проводится в конце 4 четверти. Предназначена для тех, кто работает по УМК Т.Ф.Курдюмовой...

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 8 класса

Эта работа проводится в 8 классе по УМК Т.Ф.Курдюмовой...

Итоговая контрольная работа по литературе в 6 - 8 классах.

вопросы для итогового контроля учащихся по литературе...

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 9 класса (по программе В.Я. Коровиной)

Пояснительная записка: работа выполняется в тетради для контрольных работ по литературе или на двойных листках. Ответы необходимо записывать в столбик.Например:1. 1)2. 3)Задания на соотношение записыв...

Итоговая работа по литературе за курс 7 класса по учебнику Г.С. Меркина

Итоговая работа, состоящая из 2 частей - с кратким и полным ответом....