ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
олимпиадные задания по литературе (7 класс)
ШКОЛЬНЫЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 7 КЛАССА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_po_literature_7_klass.docx | 31.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА
(максимальное количество 30 баллов)
1. Где родился А.С. Пушкин? ( За правильный ответ 1 б.)
А) в Болдино;
Б) в Михайловском;
В) в Петербурге;
Г) в Москве.
2.Прочитай стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи»
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Что такое олицетворение, эпитет, сравнение, метафора, инверсия? Определение этих понятий запишите в левый столбик, а примеры перечисленных изобразительно-выразительных средств языка – в правый столбик.
(За каждый правильный ответ 1 б.Всего 5 б.)
Изобразительно-выразительное средство языка | примеры |
Олицетворение | |
Эпитет | |
Сравнение | |
Метафора | |
Инверсия |
- Найдите «третьего лишнего» в каждой из групп. Обоснуйте выбор.
а) амфибрахий, анапест, хорей
б) роман, романс, рассказ
в) метафора, эпитет, песня
(За каждый правильный ответ 1 б. Всего 3 б.)
4. Соотнесите имена писателей и поэтов и названия литературных мест, связанных с их именами. ( За правильный ответ 1 б.)
1) А. П. Чехов а) Сорочинцы
2) Л. Н.Толстой б) Ясная Поляна
3) И. С. Тургенев в) Спасское-Лутовиново
4) Н. В. Гоголь г) Таганрог
А) 1а, 2б, 3г, 4в
Б) 2б, 2а, 3в, 4г
В) 1а, 2б, 3в, 4г
Г) 1г, 2б, 3в, 4а
5. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно). (Максимальное количество 5 баллов)
а) В.Жуковского называют «солнцем русской поэзии».
б) Летописание на Руси началось в XI веке.
В) Стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым сюжетом называется балладой.
Г) Эпиграф – короткий текст, помещенный автором после произведения.
Д) Повесть и слово — жанры древнерусской литературы.
6. Вспомни стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро» и впиши эпитеты к приведённым словам (запиши начальную форму слова). Если правильно выполнишь задание, то по вертикали прочитаешь название баллады М.Ю. Лермонтова. (Максимальное количество 8 баллов)
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
ь
7.
8.
7. Узнай героя произведения, укажи автора и название. (Максимальное количество 2 балла).
А) «Петр велел вести себя к ней. Привезли его во двор, он послал слуг своих спросить, кто же врач, который может излечить его, и обещал его богато одарить. Девица же без обиняков ответила…»
Б) «Мальчики сидели вокруг их (огоньков костра)… Первому, старшему изо всех, … вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».
8.Определите жанр, название произведения и его автора по приведенным перечням слов. (Максимальное количество 5 баллов).
1. Зеркало, свеча, светлица, Светлана.
2. Отец Кондрат, Чуб, Касьян Свербыгуз, Солоха.
3. Городовой Елдырин, генерал Жигалов, золотых дел мастер Хрюкин.
4. Муром, село Карачарово, Киев-град, Чернигов-град, речка Смородина, Одихмантьев сын.
5. Лещик, потроха, стерляди кусочек, бедный Фока.
ОТВЕТЫ
1. Где родился А.С. Пушкин? ( За правильный ответ 1 балл)
Г)
- Прочитай стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи».
(За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 5 баллов)
Изобразительно-выразительное средство языка | примеры |
Олицетворение-изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать. | Кто же вас гонит: судьбы ли решение? |
Эпитет-определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. | Тучки небесные, вечные странники! Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Вечно холодные, вечно свободные |
Сравнение-троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. | Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники |
Метафора- переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова "как", "как будто", "словно" отсутствуют, но подразумеваются. | Степью лазурною, цепью жемчужною |
Инверсия-нарушение общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычная последовательность слов в предложении. | Тучки небесные, вечные странники! Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Нет, вам наскучили нивы бесплодные… |
3.Найдите «третьего лишнего» в каждой из групп. Обоснуйте выбор.
( Максимальное количество 3 балла)
а) хорей – двусложный размер стихосложения
б) романс – лирический жанр
в) песня — лирический жанр
4.Соотнесите имена писателей и поэтов и названия литературных мест, связанных с их именами. ( Максимальное количество 1 балл)
Г)
5.Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно)
( Максимальное количество 5 баллов)
А) нет
Б) да
В) да
Г) нет
Д) да
6. Вспомни стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро» и впиши эпитеты к приведённым словам (запиши начальную форму слова). Если правильно выполнишь задание, то по вертикали прочитаешь название баллады М.Ю. Лермонтова. (Максимальное количество 8 баллов)
|
1.
м | у | т | н | ы | й |
2.
п | р | о | з | р | а | ч | н | ы | й |
3.
в | е | л | и | к | о | л | е | п | н | ы | й |
4.
п | р | е | л | е | с | т | н | ы | й |
5.
я | н | т | а | р | н | ы | й |
6.
в | е | с | ё | л | ы | й |
ь
7.
м | р | а | ч | н | ы | й |
8.
ч | у | д | е | с | н | ы | й |
7. Узнай героя произведения, укажи автора и название.
(Максимальное количество 2 балла).
А) Феврония, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», произведение древнерусской литературы
Б) Федя, И.С.Тургенев «Бежин луг»
8. Определите жанр, название произведения и его автора по приведенным перечням слов. (Максимальное количество 5 баллов).
1. Баллада В.А.Жуковского «Светлана».
2. Повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».
3. Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон».
4. Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник».
5. Басня И.А.Крылова «Демьянова уха».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по литературе 10 класс
Олимпиада по литературе 10 класс...
Олимпиада по литературе 10 класс
Олимпиада по литературе 10 класс...
Олимпиада по литературе 10 класс
Олимпиада по литературе 10 класс...
Олимпиада по литературе 10 класс
Олимпиада по литературе 10 класс...
Олимпиада по литературе 10 класс
Олимпиада по литературе 10 класс...
Олимпиада по литературе 10 класс
Олимпиада по литературе 10 класс...
Школьный тур олимпиады по литературе 7 класс
В работе представлены вопросы и ответы по литературе для проведения школьного тура олимпиады 7 класс...